Мировой экономический кризис и его социально-экономические последствия
В конце 1929 г. в капиталистических странах разразился мировой экономический кризис - самый разрушительный и глубокий из всех кризисов предшествующего развития капитализма. Он продолжался четыре года - с 1929 по 1933 г. Это был кризис перепроизводства: гигантские запасы товаров не могли найти сбыта. Промышленное производство в капиталистических странах сократилось более чем на одну треть. В США промышленное производство упало на 46,2%, в Германии - на 46%, во Франции - на 36%, в Японии - на 32,4%. В течение предшествующих кризисов падение производства считалось чрезвычайно глубоким, если оно достигало 10 - 15%, а кризис 1929 - 1933 гг. парализовал половину и в ряде случаев две трети производственной мощности ведущих отраслей промышленности. Капиталистическая индустрия в целом была отброшена по объему производства примерно к 1908 - 1909 гг., а в отдельных странах еще дальше: промышленность США - к 1905 - 1906 гг., Германии и Англии - к 1896 - 1897 гг.
Кризис охватил и сельское хозяйство. Наличие огромных запасов сельскохозяйственного сырья и продовольствия приводило к падению цен и массовому разорению крестьянства. Вынужденные сбывать свои товары за бесценок, крестьяне и фермеры сокращали покупки сельскохозяйственных машин, удобрений, промышленных товаров для личного потребления.
Наиболее тяжелыми были последствия кризиса для слабо развитых в промышленном отношении государств. Принося разорение странам-поставщикам сырья и продовольствия, кризис увеличил тяжесть платежей по старым долгам, привел многие государства к банкротству. Падение покупательной способности населения слаборазвитых стран чрезвычайно затрудняло возможность расширения сбыта промышленных товаров, вывозимых индустриально развитыми странами. Так как кризис распространился на весь капиталистический мир, то маневрирование одних стран за счет других оказалось невозможным.
Фактором, приведшим к затяжке и углублению кризиса, явилось хозяйничание монополий, которые пытались искусственно удержать цены на высоком уровне.
Кризис привел к резкому нарушению мировых хозяйственных связей. Мировая торговля упала примерно до одной трети докризисного уровня, разгоралась жестокая торговая война. «Никогда раньше еще не было такого всеобщего и широкого отступления от международного экономического сотрудничества», - признавал обзор Лиги Наций за 1931-1932 гг. С июня 1931 г. по апрель 1932 г. 76 стран повысили таможенные тарифы, а в ряде случаев прибегли к прямым запрещениям импорта.
Вместе с разрывом мировых торговых связей пришли в глубокое расстройство финансы стран капиталистической системы. Валюты 56 государств обесценились. После того как осенью 1931 г. отошла от золотого стандарта Англия, к обесцененному фунту стерлингов была приспособлена валюта всех британских доминионов, а также и скандинавских стран. Отход США от золотого стандарта весной 1933 г. вызвал новую волну инфляции.
Нормальное обращение золота на мировом рынке сменила валютная война. Возникли стерлинговый блок во главе с Англией и долларовый блок во главе с Соединенными Штатами.
Никогда еще капиталистический мир не видел кризиса подобной разрушительной силы. Во всех капиталистических странах появились огромные кладбища машин, растянувшиеся на десятки километров мертвые зоны фабрик и заводов с сотнями потухших фабричных труб, с заросшими травой рельсовыми путями. Сносились домны, затоплялись рудники. Сжигались посевы, вырубались плодовые деревья, уничтожались огромные массы сырья и продовольственных товаров.
К началу 1932 г. в капиталистических странах насчитывалось свыше 26 млн. безработных, не считая частично безработных, занятых лишь один-два дня в неделю. Огромная масса «лишних» рабочих рук образовалась в колониальных странах. Используя безработицу, монополисты неуклонно снижали заработную плату. Небывалых размеров достигло разорение мелких и средних крестьян, фермеров. Так, в США разорилось более 80% фермеров. Резко ухудшилось положение городской мелкой буржуазии и интеллигенции. Вот как описывает положение народа Д. Стейнбек: «А потом на Запад потянулся разоренный люд - из Канзаса, Оклахомы, Техаса, Нью-Мексико, из Невады и Арканзаса. Потянулись семьями, кланами, согнанные с мест. ...Двадцать тысяч и пятьдесят тысяч, и сто тысяч, и двести тысяч. Они двигались потоком через горы, голодные, беспокойные как муравьи: спешили скорее добраться до работы - поднимать, носить тяжести, полоть, собирать, резать - все что угодно, любое ярмо, лишь бы заработать на хлеб. Дети голодают. Нам негде жить...
...Апельсины целыми вагонами ссыпают на землю. Люди едут за несколько миль, чтобы подобрать выброшенные фрукты, но это совершенно недопустимо! Кто же будет платить за апельсины по двадцать центов дюжина, если можно съездить за город и получить их даром? И апельсиновые горы заливают керосином из шланга, а те, кто это делает, ненавидят самих себя за такое преступление, ненавидят людей, которое приезжают подбирать фрукты. Миллионы голодных нуждаются во фруктах, а золотистые горы поливают керосином.
И над страной встает запах гниения.
Жгите кофе в пароходных топках. Жгите кукурузу вместо дров - она горит жарко. Сбрасывайте картофель в реки и ставьте охрану вдоль берега, не то голодные все выловят. Режьте свиней и зарывайте туши в землю, и пусть земля пропитывается гнилью.
Это преступление, которому нет имени. Это горе, которое не измерить никакими слезами. Это поражение, которое повергает в прах все наши успехи. Плодородная земля, прямые ряды деревьев, крепкие стволы и сочные фрукты. А дети, умирающие от пеллагры, должны умереть, потому что апельсины не приносят прибыли. И следователи должны выдавать справки: смерть в результате недоедания, потому что пища должна гнить, потому что ее гноят намеренно.
Люди приходят с сетями вылавливать картофель из рек, но охрана гонит их прочь; они приезжают в дребезжащих автомобилях за выброшенными апельсинами, но керосин уже сделал свое дело. И они стоят в оцепенении и смотрят на проплывающий мимо картофель, слышат визг свиней, которых режут и засыпают известью в канавах, смотрят на апельсинные горы, по которым съезжают вниз оползни зловонной жижи; и в глазах людей поражение; в глазах голодных зреет гнев. В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева - тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго».
Развернувшиеся во многих странах экономические выступления трудящихся перерастают в политические бои. В Испании в годы кризиса вспыхнула революция, острая политическая напряженность создалась в Германии, Италии, Японии, Польше и других капиталистических государствах. Росло национально-освободительное движение в колониях и полуколониях.
Правящие классы стремились найти средства и методы поддержания своего господства и вывода государства из кризиса. Возросло стремление к сильной власти, к авторитарным методам правления, усилилась тенденция к государственному вмешательству в экономику и социальные отношения, к ускорению развития государственно-монополистического капитализма. Быстрое развитие государственно-монополистического капитализма протекало по двум основным направлениям: либо буржуазно-реформистскому, либо фашистскому типу.
Буржуазно-реформистские тенденции стали преобладать в эти годы в политике многих капиталистических государств. Наиболее полное воплощение они нашли в реформах правительства Ф.Рузвельта, вступившего в марте 1933 г. на пост президента США, которые получили название «Нового курса».
Теоретической основой «Нового курса» Ф. Рузвельта являлась теория английского экономиста Д. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики, «планирования хозяйства» и достижения «полной занятости рабочих».
Содержание «Нового курса» определялось 70 законодательными актами оздоровления промышленности и сельского хозяйства. Наиболее важные из них:
• Закон о восстановлении промышленности. Он устанавливал право государства вмешиваться в дела частных предпринимателей - определять объемы производства и инвестирования, уровень цен, длительность рабочего дня и т.п. Закон предусматривал крупные ассигнования на государственные работы: строительство авианосцев, сооружение дорог, расчистка трущоб. Были созданы трудовые лагеря для безработной молодежи.
Этим же законом впервые закреплялись меры социальной защиты населения: право трудящихся на коллективный договор и организацию профсоюзов, запрещался детский труд, устанавливался минимальный уровень зарплаты и максимальный уровень рабочей недели.
• Чрезвычайные законы о банках (март 1933 г., июнь 1933 г.). Экспорт золота был запрещен. Банки были разделены на коммерческие и инвестиционные. Закон запретил спекуляционные операции, на которые пускались банкиры в погоне за сверхприбылями. При этом разорялась, в основном, основная масса вкладчиков, доверивших им свои деньги. Было введено государственное страхование вкладов в банках, банки получили государственные субсидии.
• Закон о создании гражданского корпуса сохранения ресурсов страны. Целью его была деятельность по сохранению экологического равновесия в стране: мелиорация, строительство и улучшение дорог и мостов, лесонасаждение, рытье прудов, сооружение плотин, насаждение лесозащитных полос, протянувшихся от границ Канады до Мексики.
• Закон о сельском хозяйстве. Правительство гарантировало выплату фермерских задолженностей, поднимались цены за счет искусственной инфляции, доллар перестал быть твердой валютой (в приказном порядке было предложено обменять все золото в стране на бумажные банкноты), были открыты кредиты сельскохозяйственным производителям, банкиров принудили к этому.
• Закон о трудовых отношениях, известный как закон Вагнера. Он закреплял за рабочими право на организацию, на вступление в избранный ими профсоюз, на заключение коллективного договора между выборными представителями рабочих и предпринимателем, на проведение стачек, пикетирование и использование других средств взаимной помощи рабочих. Предпринимателям запрещалось вмешиваться в осуществление рабочими их прав, нанимать на работу штрейкбрехеров, преследовать активистов и т.п. Контроль за выполнением данного закона был возложен на Национальное управление по трудовым отношениям.
• Закон о социальном обеспечении. Он впервые в истории США вводил государственную систему пенсий и пособий. Закон предусматривал страхование двух типов - по старости и безработице. Был принят закон о снижении заработной платы федеральным служащим, членам конгресса.
Реформаторская деятельность правительства Рузвельта проходила в острой борьбе с монополистическими объединениями, наиболее серьезную оппозицию «Новому курсу» составляли промышленники Юга. Однако Рузвельт добился чрезвычайной консолидации нации, обращаясь к американскому народу и его историческим традициям.
В то же время во главе выполнения ряда программ были поставлены военные. Так, ни одно строительство не начиналось без рассмотрения и утверждения его военным ведомством. Руководителем программы о восстановлении национальной промышленности был поставлен ее разработчик генерал Х. Джонсон.
Добившись стремительного расширения государственной финансовой помощи промышленному и сельскохозяйственному производству, покончив со спекуляцией, разгулом рэкета и гангстеризма, президент Рузвельт за 100 дней добился заметного оживления экономики. Главным в действиях Рузвельта было то, что он восстановил силу государства и государственными методами спасал страну. «Он спасал страну законопроектами более большевистскими, чем любой закон, существовавший в советской России», - так писали тогда американские газеты. О Ф. Рузвельте говорили, что он подошел к капитализму с ножом не как палач, а как хирург. Важнейшим итогом «нового курса» явился необратимый характер усиления функций государства в экономических и социально-политических отношениях и серьезный сдвиг в социальном развитии страны.
«Новый курс» способствовал развитию и укреплению государственно-монополистического капитализма в США.
Буржуазно-реформаторские тенденции стали преобладать в эти годы в практике и других капиталистических государств, где пришли к власти правительства, возглавляемые социал-демократическими лидерами (второе лейбористское правительство Р. Макдональда в Англии в 1929 - 1931 гг.; правительство Т. Стаунинга в Дании 1932-1940 гг.; социал-демократические кабинеты в Швеции 1932-1976 гг.; в Норвегии в 1935-1965 гг. у власти Норвежская рабочая партия), формируются коалиционные кабинеты правительств «национального единения» (Бельгия, Голландия). Главное внимание уделялось ослаблению конфликтов между трудом и капиталом. К примеру, в Бельгии коалиционное правительство ввело 8-часовой рабочий день (впервые в капиталистической стране), 40-часовую рабочую неделю в тяжелой промышленности, приняло закон об оплачиваемых отпусках и др.
«Новый курс» Ф. Рузвельта стал классическим примером политики, которую осуществляла буржуазная партия. Классическим же примером политики реформ, проводившейся социал-демократическим правительством, стала деятельность правительства Швеции, заключавшаяся в широкой программе социальных реформ, государственном регулировании, - ограничении крупной частной собственности, увеличении государственного сектора в промышленности и на транспорте, поддержке рабочих организаций. Эти преобразования были характерны для большинства Скандинавских стран, что позволило западной печати говорить о «скандинавском социализме», о шведском «среднем пути» между капитализмом и коммунизмом.
Быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, вызванное мировым экономическим кризисом, протекало и по фашистскому типу.
Так, в Германии экономический кризис расшатал политическую структуру Веймарской республики. Уже в декабре 1929 г. Имперский союз германских промышленников потребовал восстановления принципа «хозяина в своем доме» и снижения зарплаты, заявив, что это потребует диктаторских методов, так как рабочие партии в рейхстаге помешают принятию соответствующих законов. В 1930 г. на выборах в рейхстаг национал-социалистическая германская рабочая партия получила 6,5 млн. голосов и стала второй (после СДПГ - 8 млн. голосов) фракцией в парламенте. Коммунистическая партия собрала 5,3 млн. голосов. Успех фашистской партии объясняется привлекательностью ее программы «национального социализма», которая претендовала на представительство интересов всего народа. Она включала требования:
• освобождения среднего сословия от «процентного рабства» и «произвола монополий», немедленной муниципализации универсальных магазинов с выделением прилавков для мелких лавочников;
• отчуждения помещичьих земель в общее пользование и отмены земельной ренты для крестьян;
• национализации трестов, уничтожения нетрудовых доходов, участия рабочих в прибылях предприятия;
• социального обеспечения по старости;
• улучшения системы образования; создания народной армии;
• ликвидации Версальского мира, возвращения Германии колоний и создания «Великой Германии».
В 1930 г. рабочих в НСДАП было около 20%, значительную часть ее составляла молодежь в возрасте от 18 до 25 лет (в некоторых организациях до 50%).
В обстановке политического и экономического кризиса, под давлением монополистических кругов 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил А. Гитлера рейхсканцлером. Рейхстаг был распущен, назначены новые выборы. НСДАП заранее приняла меры по созданию аппарата насилия: созданы штурмовые отряды (СА), их численность к 1933 г. составила более 500 тыс. человек; охранные отряды - более 50 тыс. человек.
Незадолго до выборов, 27 февраля 1933 г., фашисты организовали провокацию, подожгли здание рейхстага, обвинив в этом коммунистов. Несмотря на террор, 5 марта 1933 г. около 5 млн. избирателей голосовало за коммунистов и более 7 млн. - за социал-демократов, гитлеровцы собрали 17 млн. голосов, что составляло 43,7%, однако не получили большинства в рейхстаге. Тогда они аннулировали 81 мандат депутатов-коммунистов, а 14 марта коммунистическая партия была объявлена вне закона, начались аресты коммунистов; май 1933 г. - распущены профсоюзы и другие массовые организации; июнь 1933 г. - лидеры социал-демократической партии и профсоюзов брошены в концентрационные лагеря; июнь-июль 1933 г. - самораспустились буржуазные партии; июль 1933 г. - опубликован закон о запрещении образования новых политических партий. Органы НСДАП стали выполнять государственные функции. Пресса поставлена под контроль фашистских чиновников. На основании закона об унификации политического режима был создан институт наместников правительства в землях (руководители нацистских партийных организаций).
Социально-экономическая перестройка экономики заключалась в жесткой централизации государственного руководства экономикой. Генеральным советом немецкого хозяйства в принудительном порядке были объединены предприниматели и предприятия промыслового хозяйства. Для руководства сельским хозяйством создано Имперское сословие продовольствия, объединившее всех занятых в сельскохозяйственном производстве в единую организацию (порядка 12 млн. человек, т.е. практически все население сельской местности). Внешне «Имперское сословие» выглядело как своеобразная форма крестьянского самоуправления. Оно имело «крестьянский совет» при «крестьянском фюрере», агротехнические и экономические консультативные органы и т.д. Структура этой организации в сочетании с различными мерами регулирующего характера позволяла спасти от разорения ту или иную группу крестьян или кооперативов, обеспечив им путем субсидий стабильный уровень существования. Однако крестьяне всех категорий были подчинены строжайшей регламентации. Они не могли, к примеру, распоряжаться произведенными продуктами (их надлежало сдавать в обязательном порядке государству по твердым ценам). Не имели крестьяне и права решать вопрос о специализации своего хозяйства.
Под контролем нацистской партии был создан «немецкий трудовой фронт», в состав которого входили рабочие, служащие, предприниматели. Фашизм стремился привить народным массам представление, будто установление фашистских порядков приводит к замене строя эксплуатации «единством нации», «национальным сотрудничеством». В 1936 г. был принят 4-летний план развития экономики Германии, в соответствии с которым 4/5 всех инвестиций направлялись в тяжелую и военную промышленность.
Таким образом, нацистская партия в Германии сосредоточила в своих руках всю полноту власти в системе государственно-монополистического регулирования всех сфер экономики, ликвидировала демократические права и свободы, создала механизм «тыла» в целях подготовки агрессивной войны.
В 30-х гг. фашизм достиг стадии государственно оформленной системы господства в четырех странах: Германии, Италии, Португалии и Испании. В ряде государств - Австрии, Албании, Болгарии, Венгрии, Греции, Румынии и Югославии - фашистские партии и организации входили в состав профашистских правительств и военно-монархических диктатур. В других странах фашистское движение имело влияние на определенную часть населения, и ряд представителей фашистской партии входили и в местные и центральные органы власти (Дания, Нидерланды, Финляндия).
В основе идеологии германского фашизма лежали идеи социал-дарвинизма, расизма, антисемитизма и антикоммунизма.
Социал-дарвинизм представлял собой попытку перенести открытие Ч. Дарвина из области животного мира на человеческое общество. Пропагандируя культ насилия, фашизм распространял представление о том, что естественным состоянием человечества, которое состоит из сильных (высших) и слабых (низших) рас, является война. Весь процесс развития человечества фашизм рассматривал по углом зрения борьбы наций и рас. Социал-дарвинизм широко использовался в других капиталистических странах как разновидность политики, не признающей границ и каких-либо других ограничений. Теория эта особенно импонировала Соединенным Штатам Америки.
В Германии социал-дарвинизм с его оправданием власти сильного, действующего по законам природы, послужил источником вдохновения так называемого пангерманского движения, придерживающегося идеи закономерности расширения «жизненного пространства» нации, располагающей к этому возможностью и желанием. Так родилась геополитическая идея расширения «жизненного пространства» немцев за счет слабых, обескровленных кризисом европейских государств, а затем и России, располагающей огромным природным потенциалом. В конечном итоге идея эта вдохновляла и оправдывала жизненный интерес Германии, выражающийся в установлении господства над всем миром.