Требования и гарантии законности.
ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ — юридические условия (правила) воплощения в практику принципов права.Требования законности отражают ее направленность, обусловленную содержанием норм права.
Требования законности к содержанию правотворческой деятельности:Соответствие содержания закона потребностям жизни;Соответствие правотворческой деятельности общечеловеческим правовым принципам, что выражается в обеспечении издания закона, соответствующего праву, конституции;Соблюдение внутреннего единства и согласованности правовых норм(формирование единой системы права);Обеспечение стабильности правовых актов, т.е. более длительного срока действия, за исключением тех, которые необходимо издавать на определенные сроки;Соблюдение иерархической субординации нормативных актов – обеспечение верховенства конституции и приоритетной роли закона в системе нпа;Недопустимость издания конкурирующих нпа;Недопустимость противоречий между действующим и вновь принятым актом, если он не вносит прямые изменения в него;Требования законности к форме и процедуре правотворческой деятельности:Издание актов в той форме, которая предусмотрена законом;Составление правотворческих актов в простой и доступной для понимания форме – с использованием всех правил юридической техники;Соблюдение всех необходимых реквизитов;Обеспечение непререкаемости закона – никто не может отменить или изменить закон, кроме органа, его издавшего, и др.Соблюдение процессуальных правил;Требования законности в сфере реализации права:Наличие специальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию права;Гарантированное качественное применение права;Правильное толкование правовых норм;Преемственность и стабильность судебной практики и др.Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.Виды гарантий законности-общесоциальные (эконом, полит, соц, идеолог)-специально-социальные (юрид, организационно-юр)
Общесоциальные:Экономические – степень эконом.развития общества, ритмичности работы хоз.механизма страны, роста производительности труда и объема производства; многообразие и равенство всех форм собственности. Равенство эконом.возможностей субъектов обществ.отношений.Политические - уровень демократизма конституционного строя, т.е. развитости системы народовластия, демократических форм и институтов его осуществления; политического плюрализма, позволяющего личности свободно самоопределяться, объединяться в организации по различным интересам; соблюдение принципа разделения властей.Социальные – достойный жизненный уровень населения, необходимая обеспеченность граждан важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами; оказание гос. соц. помощи малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам, соц.страхования, соц.службы; отсутствие безработицы или низкий ее уровень.Идеологические – степень развития правосознания, комплекса нравственных и правовых представлений о необходимости законопослушного поведения, недопустимости совершения безнравственных поступков, которые одновременно являются противоправными; идеологический плюрализм, ненавязывание гос-вом идеологии, а забота о правовом обучении, воспитании, прав.культуре; недопущение национализма, расового превосходства, цинизма, безразличия к соц.ценностям, в том числе и к праву.Специально-социальные:Юридические – предусмотренная законодательством система правовых условий(качественное состояние действующих источников (форм) права, прежде всего, нпа, а также актов толкования и правоприменительных актов) и правовых средств(совершенствование законодательства; надзор и контроль за состоянием законности, включая конституционный судебный контроль; предупреждение и пресечение правонарушений; защита и восстановление нарушенных прав; реализация юр.ответственности), направленных на обеспечение режима законности и правопорядка.Организационные – мероприятия организационного характера, направленные на обеспечение режима законности и правопорядка в деятельности спец.гос.структур: реализация принципа разделения властей, организация условий для нормального функционирования судебных и правоохранительных органов, их структурных подразделений с целью эффективного противодействия случаям организованной преступности, наркобизнеса, терроризма, коррупции и т.п.Юр.гарантии законности по ближайшим целям:Превентивные (предупреждающие) – состоят в предупреждении правонарушений.Прекращающие (пресекающие) – направлены на пресечение выявленных правонарушений.Восстанавливающие – направлены на устранение или возмещение негативных последствий правонарушений.Карательные (штрафные) – реализация юр.ответственности правонарушителей.Юр.гарантии законности по субъектам применения:Парламентские.Президентские.Правительственные.Судебные.Прокурорские.Контрольно-надзорные.Муниципальные
Понятие, признаки и содержание правопорядка.
Правопорядокесть система упорядоченности общественных отношений, складывающийся в результате реализации правовых норм. Это состояние урегулированности общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным. Правопорядок - состояние (режим) правовой упорядоченности - урегулированное™ и согласованности - системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности. Иначе: это атмосфера нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права. Правовой порядок как динамическая система вбирает в себя все упорядочивающие начала правового характера.Правопорядок является сложной социально-правовой структурой, где переплетены элементы правового и не правового характера.
Он во многом является результатом итогового действия права и всей системы отношений, основанных на праве. Основными признаками правопорядка являются следующие:1) закладывается в правовых нормах в процессе правотворчества;2) опирается на принцип верховенства права и господство закона в области правовых отношений;3) устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. осуществления законности в правореализационной деятельности;4) создаёт благоприятные условия для использования субъективных прав;5) предполагает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юридических обязанностей;6) требует неотвратимости юридической ответственности для каждого, совершившего правонарушение;7) устанавливает строгую общественную дисциплину;8) предполагает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия;9) создаёт условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы;10) обеспечивается всеми государственными мерами, вплоть до принуждения.Содержание правопорядка - система правовых и неправовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. такого поведения, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.Различают содержание правопорядка'1. Материальное - система реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, юридических) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников - физических и юридических лиц, как результат их объективной потребности. В материальном содержании правопорядка выражается закономерность его возникновения, развития и функционирования в процессе взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой.2. Юридическое (государственно-правовое) - система реализованных прав, обязанностей, ответственности граждан, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированное™ правовых отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства.Структура правопорядка - это единство и одновременно разделение системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с их отраслевым содержанием. Будучи реализованной системой права, правопорядок включает конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. Элементы структуры правопорядка:1. Субъекты права - государство, его органы, государственные, общественные и коммерческие организации, граждане, которые имеют права, обязанности, полномочия, ответственность, строго определенные конституцией, законами, иными правовыми актами - статическая часть;2. Правовые отношения и связи между реализованными элементами системы права (конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные) - динамическая связь;3. Упорядоченность всех элементов структуры - субъектов права, правовых отношений и связей между реализованными элементами системы права, методов правового регулирования и поведения людей, процедурно-процессуальных форм их осуществления и оформления, т.е. введение многосторонней правовой регламентации - распорядка, в рамках которого организуются и функционируют гражданское общество и государство - интегративная связь.