Основные функции радио в довоенный период 4 страница
39. Даты і прынцып першай перадачы відарысу, аўтар электронна-прамянёвай трубкі.Передача изображений на любые расстояния, "дальновидение" - давняя мечта человечества, веками воплощавшаяся в сказках. Но от сказочного волшебного зеркальца до величайшего явления 20 века, каковым является телевидение, - почти столетний путь поисков и открытий. Преобразование оптического сигнала в электрический основывается на явлении фотоэффекта. Впервые прямое влияние света на электричество было обнаружено немецким физиком Г. Герцем во время его опытов с электроискровыми вибраторами. Герц установил, что заряженный проводник, будучи освещен ультрафиолетовыми лучами, быстро теряет свой заряд, а электрическая искра возникает в искровом промежутке при меньшей разности потенциалов. Замеченное явление было описано Герцем в его статьях 1887-1888 годов, но оставлено им без объяснения, так как физическую природу его он не знал. И это неудивительно: электрон будет открыт Дж. Томсоном лишь в 1897 году, а без упоминания об электроне объяснить фотоэффект невозможно. Однако 26 февраля 1888 года заслужено считается одним из замечательнейших дней в истории науки и техники и, в частности, телевидения. В этот день великий русский ученый Александр Григорьевич Столетов (1839-1896) блестяще осуществил опыт, наглядно продемонстрировавший внешний фотоэффект и показавший истинную природу и характер влияния света на электричество. Первые опыты со светом А.Г. Столетов проводил с обычным электроскопом. Освещая электрической дугой Петрова цинковую пластину, заряженную отрицательно и соединенную с электроскопом, он обнаружил, что заряд быстро исчезал. Положительный же заряд не уничтожался. Для постановки точных опытов Столетов создал экспериментальный прибор, ставший прообразом современных фотоэлементов. Продолжая опыты, А.Г.Столетов установил зависимость фототока от величины напряжения батареи и интенсивности светового пучка. Дальнейшие работы привели к созданию первого в мире фотоэлемента. Современные фотоэлементы отличаются от первого лишь конструкцией электродов и их структурой. Фотоэффект - явление вырывания электронов с поверхности вещества под действием света - был назван А.Г. Столетовым актино-электрическим разрядом. Электронная природа фотоэффекта была показана в 1899 году Дж.Дж. Томсоном и в 1900 году Ленардом, а полное объяснение было дано лишь в 1905 году А. Эйнштейном на основе квантовой теории. Сам же чувствительный к свету фотоэлемент был назван современниками "электрическим глазом". От "электрического глаза" до современного телевизора огромный путь, на котором нужно было решить три задачи: преобразовать изображение в последовательность электрических сигналов, передать их на большое расстояние и сделать обратное преобразование в приемном устройстве. Что касается практически осуществленного телевидения, то его развитие шло по двум параллельным во времени, но различным по принципам направлениям: создавалось механическое и электронное (катодное) ТВ. Системы с механической разверткой изображения развивались с конца 19 века вплоть до Второй мировой войны. Было предложено несколько систем разверток, но наибольшее практическое развитие получила развертка с помощью диска, предложенная немецким изобретателем, в то время студентом Паулем Нипковым в 1884 году. П.И.Нипков (1860-1940) разработал так называемый "электрический телескоп", в котором для развертки применил диск с отверстиями. Принцип, положенный в основу всех существующих систем развертки, один: передаваемое изображение с большой скоростью "ощупывается" точка за точкой в определенном порядке - по строкам. Свет, отражающийся от отдельных точек изображения, улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в соответствующий яркости этих точек ток. В диске Нипкова имеется ряд отверстий, расположенных по спирали Архимеда таким образом, что при вращении диска каждое отверстие развертывает за один оборот одну строку. Все строки, число которых равно числу отверстий диска, образуют кадр изображения. Свет через отверстия попадает на фотоэлемент, полученные с его помощью импульсы усиливаются и модулируют несущую частоту радиопередатчика. В приемнике происходит обратное преобразование. Принятые и усиленные сигналы подаются на неоновую лампу и управляют яркостью ее горения. Перед лампой располагается другой диск Нипкова, подобный первому. При его вращении глаз зрителя видит не весь экран сразу, а лишь ту строку, которая высвечивается через проходящее в данный момент отверстие. При быстром вращении диска благодаря способности глаза сохранять зрительное впечатление 0,1секунды элементы и строки сливаются в цельную картинку. 15 ноября 1934 года вступил в строй новый Московский телепередатчик. Он позволил вести студийные передачи концертов, сообщений, сцен и т.п. в сопровождении звука, транслируемого на другой волне через радиостанцию РЦЗ (1107 м, 100 кВт). Передачи сеансов телевидения вошли в сетку регулярного вещания и велись по четным числам с 12.05 Москвы. Поскольку телеприемники промышленностью не выпускались, эти передачи были доступны лишь радиолюбителям, которых в Москве насчитывалось около 60 человек, а в других городах страны - по 1-3 человека. При приеме возникали большие сложности, связанные с проходимостью волн, атмосферными и индустриальными помехами, с синхронизацией. Лучшим, а чаще всего и единственным способом синхронизации вращения приемного диска Нипкова на первых порах стало торможение его большим пальцем самого телезрителя. Электронное телевидение прошло не менее сложный и интересный путь развития, причем порою казалось, что верх берет механическое телевидение. Во всяком случае, первые системы практического телевещания повсеместно были механическими. В 1897 году немецкий физик К.Ф. Браун (1850-1918) сконструировал электронно-лучевую трубку, ставшую в дальнейшем основным элементом электронных систем телевидения. 25 июля 1907 года профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг (1869-1933) подал заявку на способ использования трубки Брауна для приема телевизионного изображения. В 1908, 1909 и 1910 годах им были получены патенты соответственно в Англии, Германии и России. А 9 мая 1911 года Розингом был продемонстрирован потрясающий опыт: на крошечном экранчике ЭЛТ появилось изображение решетки из четырех полос, помещенной перед объективом передатчика. Созданная им приемная трубка с магнитным отклонением луча содержала катод, анод, диафрагму и люминесцирующий экран, то есть практически не отличалась от современного кинескопа. Сигналы с передающего механического устройства поступали на модулирующие пластины, управлявшие интенсивностью электронного луча и, соответственно, яркостью экрана. Дальнейшим этапом стало создание схем усилительных фотоэлектрических цепей. С сентября 1912 по май 1914 годов были опробованы 123 схемы, при работе над которыми Розинг открыл явления накопления электрических зарядов емкостью, заряжаемой фототоком - еще один основополагающий принцип современного телевидения.В 1931 году советский ученый С.И. Катаев создал передающую трубку с так называемым мозаичным сигнальным электродом - фотокатодом. Фотокатод представлял собой тонкую пластинку из диэлектрика, например, слюды, покрытую с одной стороны сплошным слоем металла, а с другой, обращенной к электронному прожектору, - мельчайшими изолированными друг от друга металлическими зернами с добавлением цезия или другого чувствительного к свету щелочного металла. Получилось, что каждое зерно металла стало миниатюрным фотоэлементом и одновременно конденсатором. В 1933 году в США была продемонстрирована передающая трубка для телевидения, названная "иконоскопом". Изобретателем ее стал гражданин США Зворыкин В.К. (1889-1982), уроженец г. Мурома и один из учеников В.Л. Розинга, как и Катаев С.И.. При внимательном рассмотрении трубок Зворыкина и Катаева трудно найти существенные различия, хотя нет сомнения, что оба изобретателя работали абсолютно независимо друг от друга. Патентные заявки на "передающую телевизионную трубку с накоплением электрических зарядов на мозаичном фотокатоде" оба инженера подали практически одновременно в 1931 году - С.И. Катаев 24 сентября (авторское свидетельство СССР № 29.865 от 30 апреля 1933 г.), В.К. Зворыкин 13 ноября (патент США № 2.021.907 от 26 ноября 1935 г.).
40. Калі, дзе і як былі ажыццеўляны першыя вопытныя тэлевізійныя перадачы ў Савецкім Саюзе? В 1951 году правительством было принято решение о разработке советского варианта системы последовательного цветного телевидения, и в ноябре 1952-го в Ленинграде уже прошла в эфир опытная передача. В США по этому поводу шутили: «Русские воскресили американского покойника!» Но в те времена были в большой чести попытки найти свой особенный «советский» путь во всех отраслях науки и техники. Американский негативный опыт не смущал наших энтузиастов: «Поскольку телевидение рано или поздно все равно станет цветным, то разумнее сразу начать с цветного. А то, что система несовместимая, для нас не беда: у нас парк черно-белых телевизоров невелик и заменить его будет несложно».
В Москве, на Шаболовке была построена Опытная станция цветного телевидения (назовем ее ОСЦТ-1), работавшая с 5 ноября 1953-го по 5 декабря 1955 года. Стандарт был выбран в 525 строк при 50 кадрах (150 полях) в секунду. В передающей камере перед трубкой вращался диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращался перед экраном кинескопа в телевизоре. При красных светофильтрах передавались красные детали изображения, при зеленом — зеленые, при синем — синие. Ленинградский завод им. Козицкого выпустил несколько сот цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см с повышенной яркостью, чтобы компенсировать потери света в светофильтрах. Хотя в советское время разработки в области телевидения никогда не финансировались так щедро, как в США, чтобы можно было всерьез сказать свое слово в технике и технологии, но все-таки вполне достаточно, чтобы поддерживать необходимый уровень мышления у специалистов и иметь возможность повторять у себя все достижения мировой науки и техники через два-три года. В пределах реальных возможностей был разработан адаптированный вариант системы NTSC — система ОСКМ (одновременная система с квадратурной модуляцией), отечественный масочный цветной кинескоп диаметром 53 см, и к ноябрю 1959 года там же, на Шаболовке, была смонтирована ОСЦТ-2, которая в январе 1960-го начала регулярное вещание. Студийная передающая камера на трех суперортиконах была по размерам с «небольшой паровоз», под ней был самоходный штатив. Телевизоры выпускали уже два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого — новую «Радугу», а Московский радиозавод — «Темп-22». Всего их было выпущено около четырех тысяч, но в открытую продажу они, естественно, не поступали. Конечно, для ОСЦТ-2 можно было бы купить и слегка доработать комплект американской аппаратуры, но, во-первых, его вряд ли бы нам продали (это были времена эмбарго), а во-вторых, для СССР такое казалось унизительным. Главную свою задачу ОСЦТ-2 решила быстро: опытное вещание показало, что принципы, заложенные в системе NTSC неприемлемы для российских условий. Создание и опытная эксплуатация ОСЦТ-2 подготовили технические коллективы к последующей работе, а сама станция стала полигоном для изучения и выбора систем цветного телевидения. Интерес к нему в мире быстро возрастал, но система NTSC распространялась медленно. Это стимулировало разработку новых, более экономичных систем. К началу 60-х годов более чем в десяти странах было разработано и запатентовано свыше тридцати различных систем цветного ТВ, многие из которых прошли проверку опытным вещанием. К середине 60-х, когда внедрение цветного телевидения в Европе стало вполне реальным, выявились два фаворита: — система РАL (от первых букв «строка с переменной фазой»), предложенная немецкой фирмой «Телефункен» и представляющая собой модификацию системы NTSC, более устойчивую к фазовым искажениям, возникающим в трактах передачи сигнала. За этой системой стояли американские интересы, поскольку она сохраняла действие всех патентов, связанных с системой NTSC; — система SЕСАМ (от первых букв «поочередность цветов и память», ранее называвшаяся по имени изобретателя — «Анри де Франс»), разработанная во Франции, была фактически «европейским ответом» на американский натиск. Продвижением ее занимался лично тогдашний президент Франции де Голль. Была разработана весьма амбициозная программа «завоевания Европы», а также той части мира, где принят стандарт развертки 625 строк при 25 кадрах (50 полях) в секунду. Важной частью и финансовой надеждой этой программы было создание патентно-чистого (от американских, конечно же, патентов) цветного телевизора с кинескопом типа «хроматрон». Ожидалось, что такой кинескоп будет дешевле и экономичней распространенного американского колортрона: вместо «теневой маски» электронный луч в нем проходил к экрану через более «прозрачную» проволочную сетку и ослаблялся почти в десять раз меньше.
41. Дата пачатку рэгулярнага тэлевяшчання ў СССР. Аднаўленне тэлевяшчання пасля вайны.В 1938 году проходят экспериментальные телевизионные передачи электрического телевидения, а в марте 1939 года оно начало регулярное вещание. В 1941—1945 годах телевидение не работало. Передачи были возобновлены 7 мая 1945 года, а 15 декабря москвичи первыми в Европе перешли на регулярное вещание. Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского союза, культурным мероприятиям, науке, спорту. В декабре 1948 года Московский телецентр приостановил передачи на время реконструкции. 16 июня1949 года с Шаболовки началось вещание по стандарту 625 строк. 22 марта 1951 года была создана Центральная студия телевидения. Программа не имела чётко выраженной тематики, транслируя как новостные, так и музыкальные программы, и кинофильмы, мультфильмы киностудии «Союзмультфильм», а также образовательные программы. С 1 января 1955 года работает ежедневно.
42. Пачатковая тыпізацыя тэлеперадач Цэнтральнай студыі тэлебачання (Масква) у пасляваенны перыяд (1945-1951).Передачи были возобновлены 7 мая 1945 года, а 15 декабря москвичи первыми в Европе перешли на регулярное вещание. Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского союза, культурным мероприятиям, науке, спорту. В декабре 1948 года Московский телецентр приостановил передачи на время реконструкции. К началу 50-х гг. заметно возросла роль телевидения в системе средств массовой информации страны. Так, во второй половине 1949 г. Московский телевизионный центр стал работать на новой аппаратуре. Речь идет о вводе в действие 29 июня 1949 г. передвижной телевизионной станции (ПТС), с помощью которой была осуществлена первая в СССР внестудийная передача – репортаж с футбольного матча на стадионе «Динамо». Переход на новое оборудование, новые возможности, связанные с использованием ПТС, расширили телевизионную аудиторию. И все же до 1954 г. – до выхода в эфир первых документальных передач – продолжался процесс становления телевидения, период настойчивого выявления его общественно-политических и технических возможностей. 22 марта 1951 г. Совет Министров СССР принял постановление об организации ежедневных телевизионных передач из Москвы - была создана Центральная студия телевидения. Для успешного решения задач, вставших перед телевидением, летом 1954 г. в Центральной студии телевидения были созданы редакции (отделы) по образцу радио и газет – промышленности, сельского хозяйства, науки, пропаганды, спорта. В новые редакции пришли работать – впервые в истории телевидения – журналисты. Им надлежало овладеть мастерством аудиовизуального отображения действительности. Это было время повседневной учебы, неустанных творческих поисков, связанных с формированием документального телевидения.
35. Преемность традиций Бел.радио и Бел.телевиденья в современном вещанииПреемность традиций Бел.радио и Бел.телевиденья в современном вещании заключается в том, что многие формы, жанры, темы, которые использовались много лет назад, используются и сейчас. Ещё в начале своего становления радио активно использовало такие формы, как выступления к-л людей, трансляции, радиопереклички, концерты. Сейчас трансляции с заседаний, радиопереклички областей, выступления известных политиков, экономистов и т.д. звучат, например, в программе «Радыёфакт». Концерты, выступления писателей, поэтов в наше время можно послушать на канале «Культура». Что касается жанров, то репортаж, интервью, корреспонденции, очерки и др. сейчас также популярны, как и раньше, начиная ещё с 20-30-х гг. Уже тогда в СССР были освоены все основные формы и жанры радиовещания, которые использ. и сейчас большинством программ Бел. радио. Актуальны сейчас и те же темы, что и ранее. Бел. радио всё также освещает полит, эконом, культ, спорт жизнь страны, события зарубежных стран. Только звучать эти темы, проблемы стали более смело, открыто, остро. Сохранились и многие передачи («Сельское утро», «Здоровье», «Адкрытая пляцоўка» и др.). Преемность Бел.ТВ в современном вещании также заключ. в преемности тем, жанров, форм. Как и в начале становления ТВ, так и сегодня выходят в эфир выступления видных деятелей страны, концерты артистов, трансляции с к-л заседаний, парадов. Основными жанрами новостных программ являются репортаж, интервью. Многие из программ, появившихся ещё, например, в 60-е гг, выходят в эфир и сейчас: «Актуальный микрофон», «Здоровье», КВН, «Новости» и др.
52. Эксперыментальнае тэлевяшчанне на БТ у 90-я гг. ХХ ст. (студыі “Эфір” і “Тэлесябрына”).
1991–2002 гг. (пятый период развития худож. тв и худож. Тележурналистики) – период творческого, худож. освоения эпохи суверенной государственности бел. культуры и искусства, новых электронных возможностей худож. синтеза, эпохи тотальной развлекательности конца ХХ века. Система ТВ использовалась как всенародный форум с возможностью каждому включиться в эфирно-экранное худож. действо. В то время создавались экспериментальные худож.-терапевтические программы (например,«Імправізацыя апоўначы», «Імгненне шчырасці»). Муз. редакция преобразовалась в муз.-развлекательную. В конце 90-х были созданы худож.-публицистич. цикловые программы «Спявай, душа!» (самодеятельность и фольклор), «Наша спадчына» (историческая публицистика по поводу экранной презентации белорусской архитектуры, изобразительного искусства), «Планета АРТ» (расширенная новостная информация о худож. событиях), «Сустрэчы ў Траецкім» (интервью А. Домарацкого с деятелями искусства). В последние годы 20 ст. сворачивалось творч-во в области телеискусства (теледраматургии, художе. публицистики, телефильмов-концертов), ликвидиров. отраслевые худож. редакции. Худож. вещание и худож. журналистика переходила с просвещения и публицистики на развлекательность. Белорусское телевидение (БТ) развивалось, равняясь на общесоюзное Центральное телевидение (ЦТ), поэтому национальные телепроекты нередко представали, с одной стороны, как результат подражания передачам ЦТ, а с другой – как «наш ответ» ЦТ. Например, «Семь минут на размышление» – «наш ответ» на «Прожектор перестройки», «Крок» – белорусский аналог молодежной программы ЦТ «Взгляд», «Калыханка» – национальная альтернатива телепередачи «Спокойной ночи, малыши» и т. д. Стремление создателей этих передач не уступать всесоюзным телеаналогам по уровню творческого исполнения имело результат. Оригинальное драматургическое решение, семантическое наполнение, национальный колорит позволили этим и многим др. бел. телепроектам обрести экранное своеобразие, а их создателям-тележурналистам – стать узнаваемыми и популярными в республике, завоевать авторитет и уважение зрительской аудитории, получить признание проф. сообщества на многочисленных международных телефестивалях. «Равнение на Москву» не препятствовало опытным мастерам белорусского телеэфира создавать произведения, аналогов которых не было на ЦТ: «Прометей», «Деловые встречи», «Приглашаем на вечерки», «Ветер странствий» и др. Лидерство в освоении инноваций принадлежало детской и молодежной редакциям БТ. Практика ЦТ как система координат творческого процесса на БТ не препятствовала организации в начале 1980 г. специального подразделения – экспериментальной молодежной студии «Эфир», своеобразного полигона для апробации инноваций, которые не могли быть реализованы в тематических редакциях. Передачи под рубрикой «Студия “Эфир” показывает» стали творческим ориентиром для молодых специалистов БТ, наравне с работой таких опытных тележурналистов, как И. Пинчук, Н. Касьянова, Л. Ларютин, И. Рудометов, А. Чуланов, Е. Авринская, М. Горецкая и др. Авангардностью, высоким худож. уровнем программного продукта культурно-просветительской направленности отличалась деятельность студии «Тэлесябрына». «Народное телевидение» в экспериментальных программах студии «Тэлесябрына»: новые формы художественно-публицистической коммуникации в праздничные дни Рождества, Пасхи, Дедов, Дня освобождения Беларуси (3 июля) по принципу «вместе в этот день и час». Экспериментальная студия "Тэлесябрына" действовала при дирекции программ Белорусского телевидения с 1991 по 1997 гг. Возрождая традиции экспериментального вещания, это структурное подразделение БТ функционировало на принципах максимальной творческой самореализации личности.
53. Арганізацыя і дзейнасць Агенцтва тэлевізійных навінаў (АТН).
Ежедневно более 200 специалистов знакомят зрителей «Беларусь-1» и спутникового “Беларусь-ТВ” с обзором наиболее значительных событий в стране и за рубежом. Достижения бел.народа, жизнь обычных людей – все, чем живет Беларусь. Агентство телевизионных новостей – одно из основных подразделений Белтелерадиокомпании, источник инф-ции №1 в стране. Зрителям "Беларусь-1" и "Беларусь-ТВ" доступна вся инф-ция о политич., экономич., соц. и культурной жизни Беларуси и за ее пределами. АТН первым из нац. Информац. служб начинает свою работу в 7 утра и завершает далеко заполночь. АТН - это не только "Новости". Команда АТН готовит более 20 постоянных телепроектов. Все они заслужили признание и нашли своего зрителя. Осн.проекты АТН: «Наши», «Клуб редакторов», «Раскадровка», «Тайны следствия», «Судьба гигантов», «Форум», «Журналистское расследование», «Диалоги о цивилизации», «День спорта», «Зямля беларуская», «В курсе», «Деловая жизнь», «Сфера интересов», «Зона Х», «Вокруг планеты», «Неитоги», «Командировка», «Земельный вопрос», «Пра мастацтва», «Мая Беларусь», «Метро», «Конечная станция». Например, проект «Наши» о белорусах, которые изменили мир. Эта программа напоминает, что есть десятки людей, которыми мы можем гордиться и которые воплотили свою «белорусскую мечту». Проект «Вокруг планеты» - программа, кот. расширит кругозор зрителя до планетарного масштаба и даст повод порассуждать. Успехом пользуется и проект «Зямля беларуская». Тележурналисты постарались как можно интереснее рассказать и показать то, что нельзя встретить ни на страницах книг, ни среди экспозиций музеев. "Зямля беларуская" - это своеобразная телеэнциклопедия, рассказ о том, чем гордились наши предки, чем должны гордиться и наши потомки. Каждая серия - это открытие того или другого региона, города, местечка, деревни. Один из самых популярных и известных проектов - «Зона Х», самая авторитетная программа кримин. хроники на бел. ТВ. Репортеры ищут факты и доказательства, а выводы делают зрители. Корреспонденты кримин.хроники работают круглосуточно, всегда готовы выехать на место событий, прийти на помощь. В вечернем эфире «Беларусь-1» открылся «Клуб редакторов». Новый проект АТН стал дискуссионной площадкой, на кот. главные редакторы самых авторитетных бел.изданий ведут открытый диалог о самых важных и актуальных обществ.-политич. событиях в стране и мире. Автор идеи и ведущий проекта – Председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько. Темы для обсуждения в «Клубе редакторов» самые разные, главный критерий – актуальность и значимость. Это все то, о чем писали всю неделю бел.СМИ и обсуждали их читатели. Праект "Клуб рэдактараў" выходзіць па нядзелях у 14:15 на канале "Беларусь 1". АТН – это качественный конкурентноспособный телепродукт, соответствующий вкусу соврем. белорусского зрителя.
54. Рэарганізацыя БТ у канцы ХХ ст.Новый исторический этап развития нац. ТВ начался в Беларуси, как и в других бывших союзных республиках СССР, после 1991 г. С 1 января 1996 года в состав БРТПЦ были переданы передающие средства тв и радиовещания, а также сеть проводного вещания. С 1996 по 2006 год РУП «БРТПЦ» проделан большой объем работы по дальнейшему развитию передающей сети телевидения и радиовещания. Наступил сложный период становления принципиально новой системы вещания. Впервые наряду с госуд. электронными СМИ появляются негосударственные, в частности, открываются телеканалы в регионах и отдельных городах. Правда, создание этих разрозненных телеканалов (в 1-ой пол. 90-х гг. их было около 150 ) так и не привело к возникновению единой региональной телесети (сказалось ухудшение экономической ситуации, слабая техническая оснащенность и низкий профессионализм кадров). Функционирование национального телевидения в новых социально-политических условиях - условиях перехода из идеологической составляющей в коммерческую сферу - приводит к бесчисленным структурно-творческим перестройкам. Происходят сложные процессы изменения статуса госуд. и негосуд. телеслужб, перераспределения их осн. функций. Стремление к переменам приводит к созданию на республиканском ТВ такой ситуации, когда, с одной стороны, из телесетки постепенно исчезают старые рубрики, привычные циклы передач (с ними уходит с телевидения целая группа опытных журналистов). С другой стороны, творч. поиски новой верстки программ, нового уровня худож. оформления студий и использования музыки, режиссерских решений дают свои плоды. Программы «Навіны. Інфармацыя. Каментарый», «Арт-клуб», «Пять звезд», «Из достоверных источников», «Галерея», «Арсенал», «Бархатный сезон» и др. завоевывают достаточно большую стабильную аудиторию. Дальнейшее технич. перевооружение ТВ позволило значительно расширить объем вещания, в том числе модернизировать информац. службу, увеличить долю развлекательных программ. Однако всего этого было недостаточно, чтобы конкурировать с другими, особенно российскими, каналами: интерес аудитории к программам Бел. ТВ стал катастрофически падать (в начале 2000 г. аудитория телезрителей составляла 9 % по республике, в 1997 г. . 12 %). Требовалась разработка новой концепции национ-го вещания. Конец 90-х гг. стал периодом кардинальных структурно-творч. преобразований бел. телеэфира. В ежедневном вещании более 40 % продукции составляли программы собственного производства; принятая в конце 1999 г. новая сетка вещания предполагала наличие более 100 программных циклов и блоков. В мае 2000 г. госуд. телеканал Беларуси сменил свое название: на террит. нашей страны начал работу Первый национальный телеканал. Изменилась и программная политика: часть телепрограмм и циклов вообще была исключена из эфира (из 100 осталось 20). Новая концепция вещания предполагала жесткую конкуренцию среди творческих групп НГТРК РБ. К концу года были сокращены все редакции телевидения и созданы три новых дирекции: общественно-политического, художественного и спортивного вещания, в подчинении которых входили временные творч. коллективы, состоящие из бывших сотрудников редакций (около 200 штатных сотрудников остались без работы). Обновление коснулось прежде всего развлекательных и криминальных программ. Трансформация функциональных и структурных особенностей республиканского ТВ получила свое воплощение в создании новых телеканалов и перепрофилировании уже существующих. Так, новым явлением в практике отечественного тв стало появление канала СТВ («Столичное телевидение»), вещательный день которого складывался за счет программного пакета российского канала «РенТВ» и собственной продукции.
55. Сучасная структура БТ, асноўныя цыклы, праекты, праграмы.
В Республике Беларусь успешно функционируют и пользуются популярностью большое количество телеканалов. Телевидение в Республике Беларусь представлено как эфирными, так и кабельными телеканалами. Популярность набирает интерактивное ТВ. Общереспубликанские телекомпании. Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь (НГТРК РБ) — крупнейшее телевизионное производство РБ, своеобразный медиахолдинг. Обеспеч. трансляцию трёх телеканалов собственного производства — 2 общереспубликанских и одного спутникового: ТК «Беларусь-1», ТК «Беларусь-2»(до 14 ноября 2011 года носил название "ЛАД"), Спутниковый ТК «Беларусь-ТВ», ТК «НТВ-Беларусь» (переформатированный ТК НТВ). НГТРК обеспечивает также вещание: общереспубликанского Первого Национального канала Белорусского радио, радиоканала «Культура», радиостанции «Беларусь (радиостанция)», радиостанции «Столица», радиостанции «Радиус-FM». Кроме того, НГТРК обеспечивает деятельность пяти областных телерадиокомпаний. Ориентировочное число сотрудников НГТРК (вместе со штатом технического персонала) — около 1500 человек. Проекты «Беларусь-1»: "Украсть Бельмондо", "Евровидение", Детское "Евровидение", "Телевершина", "Славянский базар", Конкурс молодых музыкантов. Передачи: «Добрай раніцы, Беларусь», «Культурные люди плюс», «Перезагрузка», «ВидеоЭнциклопедия Беларуси» и др. Проекты «Беларусь-2»: «Выше крыши», «Пра мастацтва», «Белорусское времечко», «Утро». Передачи: «Тэлебарометр», «Репортер «Белорусского времечка», «Страсці па культуры», «Хали-гали». ТК "НТВ-Беларусь" в своем эфире сохраняет лучшие и любимые многими телезрителями программы телеканала НТВ, такие как "Женский взгляд", "Квартирный вопрос", "Программа максимум", "Профессия - репортер", "Русские сенсации" и др. ЗАО «Второй национальный телеканал» обеспечивает трансляцию одного канала — «ОНТ» («Общенацинальное телевидение») — представляющего собой переформатированный Первый канал со смешанным наполнением. В эфирной сетке ОНТ лицензионная продукция сочетается с телевизионным продуктом собственного производства. Канал производит оперативные выпуски новостей. 12 корресп. пунктов по всему миру снабжают свежей инф-цией из США, Англии, Польши, Литвы, России, Украины, Германии. В создании масштабных музыкальных, развлекательных, интеллектуальных проектов и акций телеканалу ОНТ в нашей стране нет равных. Респ. акция «Беларусь — это мы», «Битва титанов», «Я пою!», «Один против всех», «Песня года Беларуси», «Музыкальные вечера в Мирском замке», «Мисс Беларусь», «Мисс Интерконтиненталь», «Великолепная пятёрка», «Две звезды», «Гордость нации», «Академия талантов», «Что? Где? Когда? в Беларуси», «Жди меня Беларусь» — эти программы стали брендами ОНТ. Документальные проекты ОНТ: «Города герои», «Обратный отсчёт», «Кинометры войны», «История победы», «Новейшая история». Для любителей даскуссий – ток-шоу «Открытый формат». Эксклюзивные репортажи со всей планеты об интересных событиях из жизни разных стран — в проекте ОНТ «Дыхание планеты». ЗАО "Второй национальный телеканал» обеспечивает также вещание радиостанции «Радио ОНТ». ЗАО «Столичное телевидение»обеспечивает трансляцию двух телеканалов — «СТВ» и «РТР-Беларусь» на всю территорию Беларуси.Первоначально «СТВ» развивался как форматированный канал «Рен-ТВ» с выпусками белорусских новостей. Сейчас же на канале «СТВ» транслируется лишь малая часть программ и телесериалов канала «Рен-ТВ». Как заявляется в концепции СТВ, «Столичное телевидение» ориентировано на активную часть населения в возрасте 20-49 лет. Канал «РТР-Беларусь» является переформатированной версией канала «РТР-Планета». В течение дня на канале выходят блоки новостей — «Новости-Беларусь». Кабельное телевидение доступно во многих городах Республики Беларусь, и насчитывает около 100 транслируемых каналов. Кроме белорусских представлены зарубежные телеканалы, в частности ТК РФ (в основной массе тематические). В Беларуси действует около 130 операторов кабельного телевидения, Белтелеком производит трансляции по протоколу IPTV. Развивается также цифровое телевидение.