Социально-политическая структура
Схема социального устройства Египта напоминала пирамиду Влиятельнейшей группой были жрецы, имевшие в отдельные периоды большую власть, чем сам фараон, а также богатая знать.
Номархи (правители провинций), военачальники, министры, писцы следили за выполнением законов и собирали налоги. К низшим социальным слоям населения относились бедные сельские и городские жители, а также рабы. Египетское общество можно охарактеризовать как общество закрытого типа, социальная мобильность в нем практически отсутствовала. Светская власть не отделялась от религиозной: египетское государство можно определить как теократическое.
Власть фараона воспринималась как сакральная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Фараон, соединявший в себе царя и бога, объединял высшую политическую и религиозную власть. Власть фараона была неограниченной и абсолютной: он занимался внешней политикой, законотворчеством (источником права являлся сам фараон), торговлей, нес ответственность за урожай и работу ирригационной системы. Ниже фараона по статусу находились номархи (вельможи — Правители номов, провинций), чиновники, жрецы, писцы, ремесленники, крестьяне и рабы, роль которых, как считают современные историки, бьша невелика.
Рядовой египтянин имел статус «неполноправного», т. е. землевладельцев, ремесленников одинаково именовали «слугами царя». Каждому из них еще в юности определялась профессия, с учетом профессиональных занятий семьи, и обычно на всю жизнь. В египетском обществе была жесткая социальная регламентация. В нем не существовало «лифтов» социальной мобильности, поскольку разделение труда по профессиям и их закрепление за определенными семьями и социальными группами (кланами) не давало возможности изменить социальный статус. По наследству, например, передавалась профессия писца, жречество также составляло особый клан.
Любопытно, что в Египте чрезвычайно медленно развивались товарно-денежные отношения. Даже в эпоху Среднего царства денег как эквивалента товаров еще не было, они появились позже. Хотя все основные стороны политики государства определялись фараоном, реальное управление осуществлялась многочисленными чиновниками и писцами, отчитывавшимися о сборе налогов (в натуральной форме). Фактически в стране существовал обширный бюрократический аппарат, представленный чиновниками и жрецами, причем их функции часто пересекались, что позволяет квалифицировать египетское общество как теократию. Египет был разделен на провинции — номы, управлявшиеся номархами, у каждого из которых был свой собственный штат служащих.
В I тыс. до н. э. Египет был одной из богатейших стран мира. Историк Л. Н. Гумилев, например, считал, что одной из причин экономического кризиса Римской империи стал импорт дешевого египетского зерна, сделавший экономически невыгодным сельскохозяйственное производство на Апеннинском полуострове. Французский ученый Ф. Бродель также отмечает чрезвычайно высокую эффективность сельскохозяйственного производства в Егигте. Лишь в культуре Египта и у американских индейцев строились такие гигантские культовые сооружения, как пирамиды. Позволить себе отвлекать людские резервы и материальные средства на экономически бесполезные занятия могли народы процветающие, не озабоченные лишь проблемой питания. С точки зрения Броделя, строительство пирамид предполагало продуктивнейшее сельское хозяйство в Америке — его успешность была связана с такой зерновой культурой, как маис, дающий высокий урожай, а в Египте — с исключительной плодородностью земель вдоль русла Нила и его дельты.
Все благосостояние и процветание Египта было связано с великой рекой. Египтянами была разработана очень сложная ирригационная система, использовавшая разливы Нила. Работа ирригационной системы поддерживалась и обеспечивалась государством: лично фараон нес ответственность как за ее работу, так и за урожай. Предполагалось, что фараон способен влиять на погоду и на плодородие. Нил играл в жизни древних египтян такую огромную роль, что вошел в их мифы. Так, например, в мифе, объясняющем смену дня и ночи, рассказывается, как бог солнца Ра в своей золотой ладье днем проплывает по небесному Нилу, а ночью опускается в подземный Нил.
Фараон был главнокомандующим, возглавлял в сражениях египетское войско. В армию фараона набирались лишь наиболее сильные и пригодные для военного дела люди, независимо от их социального положения. Служба в армии позволяла сделать карьеру, хотя и с огромным риском для жизни. Имея хорошо вооруженное войско, египтяне часто вели завоевательные войны, присоединяя территории и приобретая огромные богатства в виде поступающей дани. Величайшим фараоном-завоевателем Египта был Рамсес II, проживший около 90 лет и правивший 67 лет. Время его правления относится к XIII в. до н. э.