Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
Ответ на первый вопрос надо начать с выявления внутренних и внешних причин Февральской революции 1917 г. Затем нужно рассмотреть ход и характер ее развития. Следует проанализировать массовые забастовки рабочих и переход воинских частей на сторону восставшего народа; образование Петроградского Совета и формирование Временного правительства, падение самодержавия в России. Исследовать сущность двоевластия, углубление общенационального кризиса и подготовки большевиков к вооруженному восстанию. Закончить следует анализом итогов Февральской революции 1917 г.
При изучении второго вопроса, прежде всего, необходимо исследовать причины общенационального кризиса осенью 1917 г., II Всероссийского съезда советов: формирования новых органов государственного управления и первые декреты советской власти. Утверждение Советской власти в центре и на местах. Рассмотреть причины гражданской войны и интервенции в России. Исследовать этапы гражданской войны, цели «белого движения» и ход военных действий, борьбу Антанты против советского правительства и значение победы Красной Армии, Советско-польскую войну и её итоги. Затем студентам дать анализ Октябрьской революции 1917 г. В заключение следует подвести общие итоги революционных событий 1917 г. Студентам следует изучить последствия революционных событий 1917 г.: российская эмиграция, гражданская война в России, политика «военного коммунизма»: национализация промышленности, введение продразверстки, ликвидация товарно-денежных отношений. Подвести итоги гражданской войны и иностранной интервенции.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем вы видите объективные и субъективные причины гражданской войны в России?
2. Какую роль в начале гражданской войны сыграл роспуск Учредительного собрания?
3. Почему особо острый характер в большевистском руководстве носила борьба за заключение Брестского мира?
4. Каковы, на Ваш взгляд, истоки силы и слабости «белого» и «красного» движений?
5. Какие черты политики «военного коммунизма» были, на Ваш взгляд, определяющими?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:
Основная литература: 8.2 (1-2);
Дополнительная литература: 8.3 (1-5).
Тема № 3.5. Советское государство в 20-40 –е годы XX в.
Характерные черты экономического развития Запада в XX века. Характерные черты политического развития Запада в XX веке. Вторая мировая война – как историческое явление (неизбежность, причины, цели участников, результат, последствия). Социально-экономический кризис 1921 г. и его уроки. Ведение новой экономической политики. Замена продразверстки продналогом и введение нового Земельного кодекса. Перестройка управления народным хозяйством: учреждение государственных трестов, появление иностранных концессий, отмена трудовых мобилизаций. Восстановление товарно-денежных отношений и реформа финансовой системы. Причины свертывания советским правительством новой экономической политики. Прорыв международной изоляции и признание Советской России мировым сообществом. Создание СССР. Принципы построения нового государственного объединения. Формирование одностороннего политического режима. Национально - государственное строительство в 20-е гг. Культура: становление и новые тенденции. Восстановление народного хозяйства страны и цели первого пятилетнего плана. Характерные черты индустриализации и источники ресурсов для неё. Успехи и неудачи советской экономики в годы первых пятилеток. Влияние индустриализации на положение СССР в мире. Основная задача коммунистической партии в деревне. Политика «сплошной коллективизации» и массовое раскулачивание. Сельскохозяйственная артель-главная форма коллективного хозяйства. Итоги коллективизации. Конституция от 5 декабря 1936 г. Попытки создания антигитлеровской коалиции. Советско-германский пакт о ненападении. Подготовка страны к отражению фашистской агрессии: развитие оборонных отраслей промышленности, увеличение ассигнований на вооруженные нужды, рост численности вооруженных сил. Массовые «чистки» в Красной Армии и ошибки при разработке военной доктрины. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, прибалтийских государств, Бессарабии. Советско-финская война и её итоги. План «Барбаросса». Этапы Великой Отечественной войны. Партизанское движение на оккупированной фашистами территории Советского Союза. Самоотверженный труд советских людей в тылу. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Окончание мировой II войны. Историческое значение победы СССР над фашистской Германией и милитаристской Японией.
Практическое занятие
Советское государство в 20-40 –е годы XX в.
(форма обучения: очная 2 часа)
1. Национально-государственное строительство в 20-е гг. СССР.
2. Характерные черты индустриализации и источники ресурсов СССР.
3. Политика «сплошной коллективизации» в СССР.
4. Внешняя политика СССР в 20-40-е годы.