Тема 3.2. Позднее средневековье
Общая характеристика периодаПозднее средневековье
Формировались национальные государства. Продолжались крестовые походы.
Сосредоточением экономической, политической и культурной жизни становятся города.
Ремесленные и торговые цехи и гильдии становятся влиятельной социальной, политической и экономической силой.
Происходит окончательное обособление сословии, выделяются ведущие потребительские группы (духовенство, дворяне, богатые горожане, рыцарство). Постепенно меняется уровень и структура потребностей.
Повышается уровень комфортности быта, смягчаются нравы и обычаи.
Формируется новый тип светской культуры связанный с развитием материалистической науки.
Развивается «рыцарская» культура.
Средневековая специализация ремесел была доведена до логического конца. Развитие городского ремесла обусловило прогресс техники. Совершенствовался ткацкий станок, в 15 в. появилась самопрялка с ножным приводом. Применение более совершенного водяного колеса повысило производительность труда.
Первоначальная ориентация производства на местный рынок сменяется ориентацией на отдаленные рынки. Появляются крупные производственные (ремесленные) центры:
· сукноделия (Северная и Средняя Италия – Флоренция, Сиена, Пиза; Фландрия и Брабант;
· металлообработки, в частности производство оружия (Силезия, Милан, Нюрнберг)
В 14 в. в Италии производство стекла принимает промышленный масштаб. Изобретение пороха и огнестрельного оружия дает новый толчок к развитию металлургии.
С развитием огнестрельного оружия крепостные стены постепенно теряют свое первоначальное значение.
Но средневековое сознание воспринимало развивающийся техницизм неоднозначно. Бурно развивающаяся предметная среда входила в противоречие с религиозными правилами и нормами. Возникает конфликт светского и церковного.
Готический стиль – с середины 12 в. до 15-16 вв.
В архитектуре похожие на крепости романские базилики уступают место динамичным, пространственно открытым строениям.
Развиваясь под влиянием арабской культуры, инженерная мысль позднего средневековья выявила в конструкции истинно несущие части, и сосредоточила свое внимание на каркасе. Инертность массы была преодолена, и здание устремилось ввысь.
Стены перестают быть конструктивным элементом, а потому становятся более легкими; характерными элементами формы становятся высокие башни, стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, стрельчатые арки и окна. Пустоту, занявшую место стены заполнил витраж. «Готическая роза» – огромные красочные окна-витражи способствовали созданию атмосферы мистической ирреальности. Феерический колорит витражей (резкие сочетания локальных цветовых пятен) в сочетании с постоянно изменяющимся освещением перекликался со звучанием органа.
Готический собор стал воплощением важнейших мировоззренческих идей позднего средневековья. Это попытка связать «жизнь земную» и «жизнь небесную», решить основное противоречие между душой и телом. Глубокий внутренний конфликт выражается в самостоятельности элементов конструкции собора и его декора. Выразительность и экспрессивность, преобладание вертикали в композиции, сложная пластика, отразили смятение и экзальтированность позднего средневековья.
Живопись и скульптура проникнуты той же идеей. Ушла византийская возвышенная стилизация покоя, появилась драматичность и экспрессия в библейских и жанровых сценах. Скульптура «живая» и чувственная, часто ярко раскрашенная была повествовательным дополнением интерьера.
Варианты готического стиля можно разделить на две основные группы: северную (Франция, Нидерланды, северо-западная Германия, Англия) и южную (Швейцария, Австрия, южная Германия). Основная разница вариантов выражается в использовании орнаментации.
Развитие мировоззрения средневековья наиболее наглядно можно проследить в культе рыцарского служения «Прекрасной Даме». Зародившись, как культ поклонения Пресвятой Деве, он постепенно становился все более личностно-чувственным и перерождается из поклонения Богоматери в поклонение земной женщине -–Прекрасной Даме – недоступной (чужая жена), но желанной. Изначальное нарушение морально-нравственных устоев общества заложенных в этом культе определило развитие всей куртуазной европейской культуры.
Начало книгопечатанья (Германия середина 15 в.) обеспечило сравнительно быстрое распространение знаний в различных областях жизни.
Средневековый ремесленник приобретал знания и профессиональные навыки, как в технической, так и в художественной сфере путем ученичества. Мастер передавал свой опыт ученикам в строгой тайне от посторонних. Каждая новая задача, будь то постройка дома, конструкция механизма или одежды решалась интуитивно-практическим путем.
Костюм позднего средневековья положил начало «футлярной» системе костюма, когда костюм не следует фигуре человека, а моделирует его в соответствии с заданными нормами. Стилизация тела, диспропорции и асимметрия, сложные криволинейные очертания силуэта, изломленные линии, изрезанность кроя.
Канонизация норм поведения отразилась на костюме, который был жестко регламентированной системой, диктующий человеку «условия» и схему движения.
Происходит окончательное разделение на мужской и женский костюм. Разделяются костюмы сословий.
Обращение к идеальному образу женщины матери (мадонны). Женский костюм в профиль имел сложные силуэтные очертания и пластику, т.к. имитировал беременность.