Стилистическая характеристика периода

Общая характеристика периода

Специфические условия исторического развития национальных государств Италии, Испании, Фландрии, Голландии, Франции и Англии определили эволюцию культуры Западной Европы в 17 в. При различном уровне экономического и социального развития, различных культурных традициях эти страны решали общие для своего времени задачи.

17 век – это время буржуазных революций (Англия и Голландия) и гражданских войн (постоянная борьба свободного капитала - буржуазии и феодальной системы – монархического государства)

Время межгосударственных войн (Тридцатилетняя война 1618-1648) за политическое и экономическое господство и укрепление колониальной системы.

Участие в войнах разоряли казну государств и вынуждали правителей принимать специальные экономические меры (государственная экономическая политика - меркантилизм):

· поощрение национальных производства и торговли, по средствам системы льгот для своих и ограничений для чужих;

· система запретов потребления предметов роскоши.

17 в. это и время укрепления централизованной государственной власти в форме абсолютной монархии, что особенно ярко проявилось во Франции, где после долгого периода гражданских войн и борьбы королевской власти с высшей знатью установилась единоличная и абсолютная власть короля во время правления Людовика XIV (1638-1715 гг. был коронован в 1643 г.), которому принадлежит известная фраза: «Государство – это Я».

Для упрочения абсолютистской власти должны были работать принципы, более характерные для восточных стран. Оживленные связи с Востоком, в частности с Китаем, дали пример организации власти – придворный этикет. Детально разработанный этикет охватывал все стороны жизни двора. Пробуждение короля (минута в минуту), порядок туалета, аудиенций, приема пищи, правила поведения дворян на все возможные случаи, согласно их положению, включая манеру реверансов, костюмы, жесты, обороты речи и т.п. были обставлены с невероятной пышностью и помпезностью. Особа короля (его вкусы) была непререкаемым авторитетом и образцом для подражания среди его подданных.

Прогрессирует представление о сложности, многообразии и изменчивости мира. Нарастают социально-политические и религиозные противоречия.

Стилистическая характеристика периода

17 в. соткан из противоречий и контрастов: пышность и реализм форм соседствует с трезвым рациональным мышлением, интерес к конкретной личности с попытками разобраться в роли и значимости социальных групп.

В культуре эти процессы выразились в нарушении уравновешенности и появлении хаотичной импульсивности.

Складывается новый художественный стиль – Барокко (от итал. «барокко» - жемчужина неправильной формы).

Ренессанс был стилем раннекапиталистических городов-государств, а Барокко своей патетикой и пышностью форм обязан абсолютной монархии. Прославление монархии, аристократии, возвеличивание католической церкви привело к нагромождению форм и чрезмерности декора.

Образ человека эпохи «барокко» – это образ могущественного и влиятельного человека (король, политик, банкир, военачальник). Образ, который может быть раскрыт только в: непрерывном движении и изменении; неразрывном взаимодействии со средой.

Барокко – художественный стиль, зародившийся в конце 16 в. в Италии и распространившийся в других странах Западной Европы вплоть до начала 18 в., в 17-18 вв. стиль распространился в Латинской Америке и Азии. Искусство барокко имело в своей основе некоторые черты искусства Ренессанса – жизнеутверждающий характер, энергичность, тяготение к ансамблевому синтезу искусств. Но если в ансамблях Ренессанса всегда сохранялось четкое разделение всех видов искусств, то для Барокко характерна значительно большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи. В барочном синтезе искусств происходит не только слияние всех видов искусств, но и слияние всего художественного комплекса с окружающим его пространством. Эта синтетичность – основополагающая черта Барокко. Вместе с тем искусству Барокко присущи контрастность, динамичность, напряженность, слияние иллюзии и реальности, возвышенного, идеального и материального, что было способом выражения ощущения сложности мироздания, его динамической изменчивости. Искусство Барокко отличается пышностью, взвихренностью, экзальтацией образов.

В архитектуре преобладают эффектный размах, текучесть криволинейных форм, богатство и зрелищность, слияние объемов и ярусов в одну динамическую массу, преодоление горизонталей с помощью скульптурного декора, необычайное ощущение взаимопроникновения архитектурной массы и пространства. Именно в эпоху Барокко получили распространение городские и дворцово-парковые ансамбли (площадь Св. Петра в Рим, Версаль, Петергоф).

В скульптуре (Дж. Л. Бернини) утвердилась вещественность и повышенная эмоциональность, осязаемость в трактовке форм, разнообразие фактуры. Скульптура богата пространственными разворотами и рассчитана на множество точек зрения.

В сюжете слияние мистического и реального.

Для живописи (М. Караваджо, П.П. Рубенс, А. ван Дейк), характерны монументальность, осязательная пластичность в эффектных декоративных композициях, парадных портретах, контрасты идеального и достоверного. Живописные произведения также активно взаимодействуют с архитектурным пространством, поскольку изначально создавались для определенного типа интерьера и имели целью зрительно расширить пространство.

Барочная композиция стремиться нарушить границы отведенного ей пространства.

В барочном стиле меняется характер исходных геометрических форм: вместо плавных кругов и полукругов появляются мотивы сложных по очертаниям, динамичных овалов, спиралей, которые широко используются в оформлении окон, мебели, посуды. Спокойная гладь предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются.

Декор становится пышным и активным настолько, что порой полностью поглощает форму.

Параллельно с Барокко развивался Классицизм – художественное направление и стиль европейского искусства 17-19 вв.

Признавая высшим образцом, античное искусство и опираясь на традиции Высокого Возрождения, Классицизм отражал идеи гармонического устройства общества (основанного на вечных и незыблемых законах разума), подчинения индивидуальности интересам нации, государства и признания всепобеждающего сознания долга главной добродетелью гражданина.

Конфликты идеала и реальности, чувства и разума, чувства и долга, личности и общества свидетельствуют о сложности и внутренней напряженности Классицизма, утратившего естественную гармонию культуры Возрождения.

Классицизму 17 в. свойственны нормативность эстетики, возвышенная отвлеченность художественных идеалов, идеализация природы и человека, отказ от индивидуального и бытового во имя величия и героики.

Художественным формам Классицизма присущи: строгая уравновешенность, четкая, пластическая ясность и гармоничность.

Пейзаж становиться самостоятельным жанром, т.к. природа понимается как самостоятельный персонаж.

Живопись Н. Пуссен, К. Лоррен, Ш. Лебрен

Образ человека в «классицизме» – образ волевого, собранного, целеустремленного, эмоционально сдержанного непоколебимого под ударами судьбы «властителя дум» (ученый, мыслитель).

Расширение границ мира, как внешнего, так и внутреннего ярче всего выразилось в градостроительстве. Композиционный охват, не только центральных элементов (площадей), но и прилегающих улиц. Строгое осевое построение (лучевая симметрия), с ярким композиционным центром. Многоплановость. Жесткая регламентация элементов композиции по значимости.

Производство

Потребность в роскоши и увеличение спроса на готовую продукцию стало мощным стимулом в развитии мануфактурного производства.

Шелковые, суконные, оружейные, стекольные, оптические мануфактуры быстро распространяются по всей Европе. Мануфактура, пришедшая на смену цеховому ремеслу, наиболее успешно развивалась в новых отраслях (производство зеркал, инкрустированной мебели) и центрах, не связанных с цеховыми традициями (шерстоткацкие, ковровые, текстильные, переработка сырья вывозимого из колоний, производство предметов роскоши).

Мануфактура – это уже промышленное производство со значительным капиталом и наемными рабочими, производящими продукцию на широкий рынок. При мануфактурной организации производства можно было в короткое время подготовить необходимое число работников узкой, но высокой квалификации. Освоив одну из стадий производства, работник становился в своем роде мастером.

Наиболее передовым в техническом отношении было текстильное производство, которое с первых шагов было связанно с купеческим предпринимательским капиталом и носило экспортный характер.

17 в. время производства тканей из смешанных видов сырья: льна и хлопка – итальянский «фустан», швабский «бархент»; шерсти и хлопка, шелка и хлопка. Центрами производства новых дорогих тканей – бархата, атласа, парчи – стали города Верхней Италии, Испании, Франции, Англии, Голландии, Германии.

Производство тканей постоянно расширяется и совершенствуется: фактура, плотность, назначение изменяются и совершенствуются в угоду потребителю. Массовые и дешевые, доступные простому горожанину и зажиточному крестьянину, пользующиеся спросом у жителей заокеанских стран; дорогие и роскошные, удовлетворяющие, изысканный вкус аристократов, патрициата, богатого купечества.

Орнаментация тканей, сначала находится под воздействием барокко, а к концу века появляются полосатые и клетчатые ткани.

В середине века появляется новая профессия – модистка. Происходит окончательное разделение на мужских и женских мастеров: мужские костюмы шили мужчины-портные, женские платья, головные уборы, аксессуары – женщины-модистки. Нижнее белье выполняли белошвейки.

В художественных мануфактурах проектирование становиться специальной деятельностью. Созданию вещи предшествует – эскиз, который выполняет приглашенный художник и по которому осуществляется производство. Но художник заботился об эстетической выразительности вещи, а не о технических возможностях производства.

Господство кривой линии усложнило производство и привело к появлению новых технологий и нового оборудования. Технический поиск шел рука об руку с освоением новых видов сырья, новых технологий и типов изделий.

Появление более совершенных и разнообразных приемов производства, а так же использование различного сырья привело к распространению накладного декора.

Наука

Требования развивающегося мануфактурного производства, мореплавания, торговли активизировали развитие научного знания, что привело в 17 в. к так называемой «Научной революции». И хотя развитие научного знания было подготовлено всем предыдущим периодом (Коперник, и т.д.) именно в 17 в. начинает формироваться классическая наука. В «Научной революции» выделяют три важных момента:

1) Формулирование гелиоцентрической система мира (И, Кеплер, Г. Галилей).

2) Формулирование нового научного метода – эксперимент. Естествоиспытатели и философы (Р. Декарт, Ф. Беккон - «Знание-сила») положили начало классическому естествознанию (Вселенная это не пустота, а материя).

3) Формулирование физической силы в механике (И. Ньютон - три закона механики).

Появляется философия механицизма – «мир подобен машине, все можно разделить на части и сложить нечто новое без ущерба для природы».

Наука становится социальной структурой. Первая академия наук в Англии 1664 г., за тем во Франции, в 18 веке Академии наук существовали во всех странах Европы.

В целом эволюция культуры 17 в. делиться на несколько этапов:

- Начало века (первая треть) – формирование Барокко и Классицизма, утверждение реалистичности мира. В изобразительном искусстве появляются такие жанры, как натюрморт и бытовая сцена.

Военные кампании с активным применением огнестрельного оружия потребовали более легких и динамичных форм (от техники до костюма).

Востребованным качеством товара становиться «комфортность» – удобство.

- Середина века (вторая треть) – время полного развития стилевых признаков Барокко.

Монархическая Франция становится политическим и экономическим центром Европы.

Все целесообразное, «низкое» пряталось под покровом декоративного-«возвышенного».

- Конец века – синтез Барокко и Классицизма – «Большой стиль» (стиль Людовика XIV). Расцвет централизованной художественной промышленности Франции (королевские мануфактуры).

Наши рекомендации