Основные направления развития России
В первой половине XIX в.
В первые десятилетия XIX в. разложение феодально-крепостнического строя и складывание в его недрах капиталистического уклада сопровождались характерными для переходного периода новыми явлениями в развитии России. Выделим основные сферы, в которых они произошли.
1. экономика;
2. социально-классовая структура общества;
3. государственный строй;
4. общественная мысль и культура.
Глава VII
Экономика
В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Однако по сравнению с предшествующей эпохой в помещичьем и крестьянском хозяйствах произошли значительные изменения.
Помещики, пытаясь приспособить свое хозяйство к потребностям внутреннего и внешнего рынка, начали применять в земледелии улучшенные орудия, приемы агротехники, вводить новые сельскохозяйственные культуры. В южных районах России помещики стали применять наемный труд для сельскохозяйственных работ.
На Украине, в городах Полтава, Кременчуг, Ромны, возникли первые заводы сельскохозяйственного машиностроения. В 1800—1806 гг, правительством был разрешен беспошлинный ввоз паровых и сельскохозяйственных машин для нужд российского сельского хозяйства. Значительно расширился ассортимент выращиваемых культур, обещавших большую рентабельность (сахарная свекла, картофель, кунжут), значительно увеличились посевы кукурузы и пшеницы, расширялись новые отрасли сельского хозяйства: тонкорунное овцеводство, виноградство и виноделие. Начало практиковаться травосеяние.
О развитии производительных сил в сельском хозяйстве говорили и факты увеличения распашки, хозяйственного освоения новых земель на юге и юго-востоке страны (степная Украина, Дон, Заволжье). Но в целом в сельском хозяйстве сохранилась низкая производительность труда, господствовали трехполье и примитивные сельскохозяйственные орудия. Возникает вопрос «почему?». Ответ на него кроется в более подробном рассмотрении положения крестьянства в первой половине XIX в, В этот период времени крестьянство составляло подавляющую часть населения страны (в 1850-х гг. около 50 млн. душ обоего пола из приблизительно 60 млн. человек всего населения европейской России). Среди сельского населения выделялись три основные группы: крестьяне помещичьи
ХIX столетие в российской истории
(22 млн. человек), государственные (20 млн. человек) и удельные, т. е. принадлежавшие царской фамилии. В наиболее тяжелом, по существу, рабском положении находились помещичьи крестьяне, они полностью принадлежали помещику и были совершенно бесправны. Помещик был для них и царь, и бог, мог купить и продать крестьянина и целое селение, вершить над ними суд. В целом по стране 72% крестьян отрабатывали барщину, и только 28% были переведены на оброк. Лишь в Центральном и Северном районах, а также в некоторых губерниях (например, в Петербургской) преобладал оброк. В первой половине XIX в. многие помещики для получения максимальных доходов применяли смешанные формы эксплуатации, т. е. часть крестьян сажали на барщину, а часть - на оброк, либо одних и тех же крестьян заставляли платить оброк и отбывать барщину. Стремление помещиков повысить свои доходы привело в 30 -50-х гг. XIX в. к расширению барской запашки и распространению в земледельческих районах именно барщины. В Центральной России в конце XVIII в. барщина отнимала у крестьян примерно половину, а в 30 — 50-х гг. XIX в. — около двух третей всего рабочего времени.
Несравненно в лучших условиях, чем помещичьи, находились крестьяне государственные, составлявшие более половины всего населения России. Прежде всего они не знали ужасов помещичьей деревни: государственные крестьяне принадлежали к сословию лично свободных людей, хотя и находились в зависимости от громоздкого бюрократического аппарата. В подавляющем большинстве жители государственной деревни, несшие, как и помещичьи крестьяне, феодальные повинности, находились на оброке, платя подушную подать и оброк казне. Существовали, правда, и пережиточные формы барщины — общественная запашка, некоторые натуральные повинности, иногда обработка полей местных чиновников, но объем их был мизерным. К концу 1850-х гг. повинности государственных крестьян были значительно меньше, а душевые земельные наделы несколько выше, чем у крестьян помещичьих. Но и у них оброки, денежные и натуральные
Глава VII
повинности выросли за первую половину XIX в. в три раза.
Лучше помещичьих жили и крестьяне удельные. Они состояли на оброке и имели большие наделы. Но и в удельной деревне начиная с 30 —40-х гг. XIX в. положение стало ухудшаться — надел уменьшался, а оброк увеличивался. За дополнительную землю удельные крестьяне вынуждены были платить высокую арендную плату.
Процесс расслоения крестьянства в первой половине XIX в. ускорился. Он усугублялся увеличением эксплуатации, неурожаями, стихийными бедствиями. Рядом с бедняками складывалась деревенская верхушка: ростовщики, перекупщики, торговцы, которых называли «капиталистыми» крестьянами. Появляющаяся деревенская буржуазия быстро начала играть большую экономическую роль в деревне. Однако среднее крестьянство составляло еще подавляющую часть деревенского населения.
Господство крепостного производства привело в последние предреформенные десятилетия к кризису помещичьих хозяйств, несмотря на усиление эксплуатации и некоторые попытки хозяйственной рационализации в имениях. Ярким свидетельством глубины кризиса крепостнических форм хозяйства было сокращение численности господствующего класса —дворян, владевших крепостными душами. Так, с 1834 по 1858 г. их число уменьшилось со 127 до 104 тыс. человек, т. е. на 18%. К середине XIX в. было заложено 65% всех имений, Общая сумма помещичьего долга государству к 1859 г. составила 425 млн. рублей.
Таким образом, кризис феодально-крепостнического строя проявился в сельском хозяйстве в разложении барщиной системы эксплуатации, разорении помещиков, обнищании и расслоении крестьянства. Для развития сельского хозяйства — основной отрасли экономики страны — требовалось ликвидировать феодально-крепостнические отношения в деревне. Историческая необходимость этого явственно ощущалась в середине XIX в.
Разложение феодально-крепостнической системы привело к глубоким сдвигам в промышленности, в
ХIX столетие в российской истории
которой в первой половине XIX в. утверждались капиталистические отношения. Особенно это было заметно в увеличении численности вольнонаемных рабочих; их количество с начала XIX в. до 1860 г. выросло в 14 раз, в то время как число рабочих на посессионных (крепостных) мануфактурах уменьшилось в 2,7 раза. Рост мануфактур с применением вольнонаемного труда был подготовлен широким развитием мелкотоварного производства и кустарных промыслов. В 1804 г. в России было (без горных заводов) более 2400 предприятий с 225 тыс. рабочих, а в 1825 г. их стало 5260 с 345 тыс. рабочих. К этому времени уже более половины рабочих во всей промышленности были вольнонаемными. Тем не менее численность приписных к казенным и частным заводам крестьян составляла более 312 тыс. человек. В 1814г. покупка крестьян для заводов дозволялась только с разрешения правительства на срок не более 20 лет на условиях «покупщика с самими крестьянами», покупка же крестьян с переселением из отдаленных от фабрики мест была запрещена.
С внедрением машин стало укрупняться производство, открывались новые фабрики. Так, Прохоровская (ныне Трехгорная) мануфактура в Москве, возникшая в XVIII в., превратилась в крупное фабричное предприятие. Открылись Невская бумагопрядильная фабрика, Сормовский судостроительный завод и многие другие предприятия. Создавались новые отрасли промышленности: нефтяная, сахаросвекольная и др. Значительно возрос объем промышленного производства. Например, выплавка чугуна за 30 лет (с 1830 по 1860 г.) возросла в два раза, объем текстильного производства — в три. Начал формироваться кадровый российский пролетариат.
Развитие промышленного производства и потребности растущего товарооборота требовали улучшения транспортных возможностей. В торговых связях между отдельными районами страны главную роль играли речные пути и гужевой транспорт. Для улучшения первых в начале XIX в. строится ряд новых каналов, соединивших Каму с Северной Двиной, Неман и Березину с Днепром; перестраивается Мариинская и Тихвинская
Глава VII
системы, соединившие в 1808 и 1811 гг. соответственно Волгу с Балтийским морем. В 1813 г. на заводе Берда был построен первый пароход. Первые пароходы появились на Неве в 1815 г., на Волге в 1817 г. Строили их русские техники Г. Шестаков, П. Чистяков и др. К 1850 г. на реках России насчитывалось 55 пароходов.
Главным достижением в развитии транспорта было строительство железных дорог. Первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом (1837} имела скорее «увеселительное» значение. В 1839 г. начали строить Варшавско-Венскую дорогу. Наконец, в 1843— 1851 гг. в неимоверно тяжелых условиях была построена Петербургско-Московская железная дорога, имевшая важное экономическое значение. Всего к 1861 г. в России насчитывалось около 1,6 тыс. км железнодорожных линий.
Экономическая политика правительства до середины XIX в., охраняя интересы помещиков, торговой и мануфактурной буржуазии, содействовала промышленному и общему хозяйственному подъему страны за счет эксплуатации крепостных крестьян и работных людей на мануфактурах. Однако экономическое отставание России от других стран Европы становилось все большим и большим.
Социально-классовая структура общества
Общая численность населения России за первую четверть XIX в. увеличилась с 36 до 53 млн. человек, что составило примерно 1/4 населения Европы Увеличение численности населения было обусловлено не только естественным приростом, но и за счет присоединения к России новых территорий (Грузия, Бессарабия и др.).
Заметнее становилась тенденция к увеличению городского населения: если в 1796 г. городское население составляло 4,1%, то в 1812 — 4,4%, а в 1825 г. — 5,8%- Особенно бурно шел рост городского населения в Николаеве, Одессе, Ростове-на-Дону, в Самаре, Тульской и Калужской губерниях.
Социальный состав населения также заметно изменился. По данным К.И. Арсеньева, разделявшего все
ХIX столетие в российской истории
население на два класса: «класс производящих» и «класс непроизводящих», в 1812 г. к первому классу принадлежало 10,5 млн. человек помещичьих крестьян, 6,7 млн. государственных, 0,75 млн. удельных и других крестьян, 0,75 млн. мещан и 119 тыс. купцов; ко второму классу («живущему за счет первого класса») — дворянство, духовенство, военные и пр. — всего чуть более 2 млн. человек.
Рассматривая вопросы развития экономики, мы уже отмечали, что в первой половине XIX в. началось расслоение крестьянства. Разбогатевшие крестьяне «казенного ведомства» получили право записываться в купечество и мещанство с разрешения начальства и с «согласия мирского общества» с уплатой податей по обоим состояниям до новой ревизии и внесением вперед трехгодичной подати, причитающейся с них при вступлении в другое сословие. Несмотря на эти ограничения, крестьяне переходили в города «во многом числе», как было отмечено в указе императора. Возник довольно многочисленный слой «торгующих крестьян». В начале XIX в. крестьяне имели в Москве 200 лавок с уплатой акцизного сбора с них более 160 тыс. руб., в Петербурге числилось «торгующих в городе крестьян» 1579 человек, они платили акцизный сбор с лавок и трактиров в сумме 136 тыс. рублей (около 14% городских доходов). Торговля, содержание постоялых дворов, мануфактур, ростовщичество открывали путь к накоплению капиталов путем эксплуатации своих же братьев-крестьян. Разбогатевшие крепостные стремились выкупиться на свободу, внося помещикам огромные выкупные. Так, основатель знаменитой мануфактуры в Орехове-Зуеве Савва Морозов выкупился у помещика Рюмина за 17 тыс. рублей.
Из среды купечества и крестьянства начал формироваться новый класс в системе феодального общества — буржуазия. Накопив капиталы в больших торговых операциях, купцы открывали фабрики и мануфактуры и являлись уже представителями промышленной буржуазии. Таковы, например, были московские фабриканты Солдатенков, Чороков, Титов. Из крепостных крестьян вышли кроме упомянутого Саввы
Глава VII
Морозова такие крупные предприниматели-промышленники, как Гучковы и Мосоловы в Москве. В политическом отношении зарождавшаяся буржуазия еще не требовала уступок от монархии, не посягала на права и привилегии дворянства, но в экономическом отношении представляла собой в известной степени самостоятельную силу.
Наемные рабочие в России составляли к 1825 г. 114,5 тыс. человек. Их положение в крепостнической России было крайне тяжелым. Заработная плата была настолько низкой, что ее хватало только «на хлеб». Рабочий день не был ограничен и продолжался не менее 12— 14 часов в сутки, охрана труда отсутствовала. Телесные наказания, которым подвергались рабочие, принимали часто характер бесчеловечной расправы. Владелец фабрики или завода имел по существу неограниченную власть над рабочими.
Помещики составляли господствующую силу самодержавной России. В их руках была экономическая мощь, т. к. дворяне являлись основными собственниками главного средства производства — земли; они управляли страной и армией. Эксплуатируя народ, дворяне получали возможность укреплять материальную основу своей власти. Однако в среде дворянства начали распространяться «либеральные» взгляды, на арену истории выступили наиболее передовые и просвещенные представители дворянской интеллигенции — декабристы, положившие начало революционному движению в России.
Государственный строй
В начале XIX в. Российская империя оставалась феодально-абсолютистской, самодержавной. Вся верховная власть в стране принадлежала одному лицу — императору.
В ночь на 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота был убит Павел 1. Императором стал его старший сын Александр 1 (1801 — 1825), который прежде всего хотел показать дворянам, что он не похож на отца. В своем первом манифесте Александр I обещал
ХIX столетие в российской истории
править «по законам и по сердцу» своей бабки Екатерины II. Указы Павла I отменялись. Была восстановлена «Жалованная грамота дворянству», закрыта «Тайная экспедиция» и отменены введенные при Павле I телесные наказания за преступления дворян и купцов. Был разрешен выезд за границу, были восстановлены в правах военные и гражданские чиновники, уволенные со службы или подвергшиеся наказаниям при Павле I. В 1801 г. был учрежден «Непременный совет» — совещательный орган при императоре из представителей дворянской аристократии для охраны «законности» в управлении государством, а также комиссия для составления законов.
Александр I, по выражению современников, был настоящий «актер на троне», умевший надевать любые маски. Все его деяния в начале царствования были демагогической игрой в популярность. Заигрывая с влиятельными дворянскими кругами екатерининского времени, используя их влияние и государственный опыт в укреплении самодержавия, учитывая веяния нового времени и стремясь найти более широкую общественную опору в господствующем классе, Александр I приближает к себе представителей нового поколения дворянства (по возрасту — сверстников царя), понимавших сложившуюся к началу XIX в. внутреннюю и международную обстановку. Так появляется в 1801 г. особый Негласный комитет (1801 — 1803) для рассмотрения и подготовки государственных преобразований. В него вошли молодые представители дворянской знати — граф П. Строганов, граф В. Кочубей, М. Новосильцев, польский аристократ князь А. Чарторыйский. Они обсуждали три основных вопроса: крестьянский, о реорганизации государственного аппарата и о мерах в области просвещения.
Боясь революционной опасности, «молодые друзья» высказывались за реформирование государства. Но в то же время они считали, что Россия еще не подготовлена для введения конституции и проведения социальных реформ. При обсуждении проектов реформ комитет проявлял крайнюю нерешительность. Так, на Негласном комитете обсуждался вопрос о передаче
Глава VII
исполнительной власти Сенату для ограничения самодержавия. Однако ни при Александре, ни позднее этот проект не осуществился. К концу 1803 г. заседания комитета прекратились. За время своего существования Негласный комитет способствовал изданию в 1802 г. важных законов: о правах Сената и об учреждении министерств. Сенат объявлялся верховным учреждением империи, но его права расширились незначительно. Фактически он стал лишь высшим судебным органом. Вместо прежних коллегий было открыто восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Был также образован Комитет министров. Он состоял из восьми министров и являлся высшим административным учреждением империи. Председательствовал на нем царь. Учреждение министерств усиливало централизацию государственного аппарата и укрепляло опору самодержавия — старую бюрократическую систему управления. Однако отсутствие контроля за деятельностью министерств приводило к огромным злоупотреблениям и произволу в государственном аппарате.
Мероприятия правительства Александра I по крестьянскому вопросу также были очень ограниченными. В 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам было разрешено покупать ненаселенные земли. В 1803 г. был издан указ, разрешавший помещикам отпускать крестьян за выкуп «на волю» с землей. Крестьяне, освобожденные по указу 1803 г., переходили в особое сословие «вольных хлебопашцев», имевших собственную землю и несших повинности только в пользу государства. Указ этот не получил широкого распространения: лишь немногие помещики воспользовались им. Те из них, кто освобождал крестьян, вызывали гнев и порицание дворянской массы (герой романа Л.Н.Толстого «Вой-.на и мир» Андрей Болконский, который перевел своих крестьян в разряд свободных хлебопашцев, прослыл вольнодумцем и опасным оригиналом). За первую половину XIX в. по указу 1803 г. было освобождено лишь 1,5% крепостных крестьян.
ХIX столетие в российской истории
Таким образом, правительство Александра I практически ничего не сделало для действительного разрешения крестьянского вопроса: положение основной массы крестьянства не улучшилось, и хотя прекратились раздачи государственных крестьян помещикам, крепостное право осталось незыблемым.
В 1810 г. «для утверждения единообразия и порядка в государственном управлении» в качестве совещательного органа при особе императора был учрежден Государственный совет в составе министров и лиц, особо назначенных царем, которые должны были рассматривать и предлагать на его утверждение новые законы, уставы и учреждения, касающиеся дел гражданских, военных, финансовых, промышленных и т. д. Торжественное обещание манифеста об учреждении Государственного совета, о намерении в будущем составить новое Уложение (кодекс законов) «совокупным рассмотрением избраннейших сословий» выполнено не было. В целом реформа высших органов государственной власти привела к более согласованным и целеустремленным действиям царской бюрократии, что способствовало укреплению аппарата самодержавия в условиях обострения классовой борьбы в стране и внешнеполитической обстановки.