Основания прекращения полномочий президента.

В соответствии с Конституцией Российской Феде­рации (ст.91) Президент России обладает неприкосно­венностью. Это означает, что личность главы Российско­го государства, его достоинство и правовой статус охра­няются в особом, установленном законом порядке. Кон­ституцией Российской Федерации (ст.92,93) установлен и особый порядок прекращения полномочий Президента России.

Согласно Конституции Российской Федерации, су­ществуют следующие основания прекращения полномо­чий Президента России: а) истечение сроков его пребы­вания в должности (четыре года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь из­бранным Президентом России; б) досрочная отставка, то

есть добровольное сложение Президентом России своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств (причин); в) стойкая неспособ­ность Президента России по состоянию здоровья осу­ществлять принадлежащие ему полномочия. В соот­ветствии с законодательством в этом случае создается независимая медицинская комиссия, заключение кото­рой является основанием для прекращения полномочий главы государства; г) отрешение Президента России от должности на основании его обвинения в государствен­ной измене или совершении иного тяжкого преступле­ния. Порядок отрешения детально регулируется Консти­туцией Российской Федерации (ст.93). Правом выдви­гать обвинения в совершении вышеуказанных преступ­лений обладает нижняя палата парламента России - Го­сударственная Дума. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента России дол­жно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов этой палаты и при наличии заключения спе­циальной комиссии, образованной Государственной Ду­мой. Кроме того при выдвижении обвинения необходимо соблюсти ряд условий: оно должно быть подтверждено заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента России признаков пре­ступления, а также заключением Конституционного Су­да Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента России от должности принимает верхняя палата парламента - Совет Федерации большинством не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. При этом решение Совета Федерации должно быть при­нято не позднее чем в трехмесячный срок после выдви­жения Государственной Думой обвинения против Прези­дента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента России считается отклоненным.

Конституция Российской Федерации (ст.92 п.З) устанавливает правила, что во всех случаях, когда Пре­зидент 'России не в состоянии выполнять свои обязан­ности, их временно исполняет Председатель Правитель-221

ства Российской Федерации. При этом он не обладает правом распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Фе­дерации. Выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочно­го прекращения исполнения полномочий главой госу­дарства.

Проблемные вопросы темы:

•> __

Государственно-правовой институт Президента Рос­сии является новым в Российской Федерации, что обус­ловливает наличие актуальных проблем форм реализа­ции полномочий главы государства. К их числу относят­ся: организационно-правовые способы гарантирования Президентом России осуществления положений Консти­туции РФ, прав и свобод человека и гражданина, ис­пользование согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции. Среди актуальных вопросов совершенствования деятельности Президента России в области организации обороны страны следует назвать проблему принятия главой Российского государства обоснованных решений по введению военного положения.

Федеральное собрание РФ

Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

Наши рекомендации