Переход от военного коммунизма к нэпу
Принятое решение открыло путь от централизованных, строго регламентированных отношений к восстановлению нормальной рыночной экономики с раз-
витыми товарно-денежными отношениями. В 1921-1924 гг. в экономической жизни появилось множество новшеств. Была восстановлена свободная торговля, возрождено денежное обращение, проведена денежная реформа, в результате которой советский червонец стал конвертируемым. Было разрешено создавать мелкие и средние частные предприятия, для чего была проведена частичная денационализация. Государство предоставляло предприятия в аренду своим предпринимателям и зарубежным (называлась «концессией»). Крестьяне получили право покидать общину и выбирать любые формы землепользования. Коммуны и колхозы, образованные в Гражданскую войну, распались, но получили распространение промысловые, кредитные, потребительские и другие кооперативы. Разрешалась аренда земли и применение наемного труда.
Государственные предприятия стали работать на началах хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Они сами добывали сырье, организовывали производство и реализовали свою продукцию через специальные торговые синдикаты. Был осуществлен переход на сдельную оплату труда и выплату заработной платы не натурой (продуктами, одеждой, мылом и т. д.), а в денежной форме, твердым рублем. В городах платными стали коммунальные услуги, транспорт, жилье, посещение театров, музеев, бань. В вузах появилась плата за обучение.
Главной целью нэпа стало стимулирование материальной заинтересованности россиян в результатах своего труда. Без полного использования человеческого фактора, главной производительной силы общества, было невозможно восстановить народное хозяйство страны и обеспечить его устойчивое функционирование.
Нэп стал быстро давать положительные результаты. В 1922 г. был собран неплохой урожай, преодолевались последствия голода. С 1924 г. крестьяне стали платить налог не в натуральной, а в денежной форме, что говорило о восстановлении в стране нормальных товарно-денежных отношений. К 1924-1925 гг. в стране действовало около 50 тыс. частных промышленных предприятий и около 265 тыс. частных торговцев. На частных предприятиях работало 420 тыс. рабочих (всего было 8 млн 160 тыс. рабочих и служащих). В сельском хозяйстве появилось 2 млн батраков. К 1925 г. по многим количественным показателям был достигнут уровень 1913 г. в сельском хозяйстве и промышленности.
Нэп был весьма болезненным, противоречивым процессом. Происходило сокращение штатов государственных учреждений, работников госбюджетных организаций (школ, больниц и т. п.), численности РККА, милиции, Государственного политического управления (ГПУ), которое заменило ВЧК. Появилась огромная безработица (к 1928 г. 1,8 млн членов профсоюзов, или 10-15% их состава). Многим рабочим не нравилось усиление интенсивности труда на производстве, восстановление руководящей роли инженерно-технических работников, их большие заработки. Нэп расшифровывали как «новую эксплуатацию пролетариата». Доходы, образ жизни «нэпманов», зажиточных крестьян раздражали многих рабочих, служащих, молодежь, сельскую бедноту. Партийно-советской верхушке не нравилось расширение сфер жизни, не подчиненных ее контролю. Развитие капиталистических отношений сопровождалось криминализацией общества. Хищения, «разбазаривание» государственного имущества, коррупция, бандитизм,
наркомания, винокурение, азартные игры, хулиганство воспринимались в обществе как порождение нэпа, его «гримасы».
Часть коммунистов считала нэп «капитуляцией перед капитализмом». Противники коммунистической идеологии считали, что она утопична и переход к нэпу должен привести к реставрации нормального буржуазно-демократического общества.
Ленин считал, что из нэпа постепенно вырастет социализм. Он был уверен, что социалистический уклад победит в экономическом соревновании с воскресшим капиталистическим укладом. Дело в том, что в политической сфере новой политики (нэпизации) не проводилось. РКП(б) оставалась единственной политической партией. Партии меньшевиков и эсеров к середине 20-х гг. XX в. были уничтожены. Профсоюзы, Российский коммунистический союз молодежи, большинство других общественных объединений работало под контролем коммунистов. Законодательство несколько смягчилось, но для ГПУ не было проблемой посадить за решетку или отправить в лагерь любого человека. В 1922 г. прошел сфальсифицированный процесс над руководством партии эсеров и были высланы за границу около 200 видных ученых-обществоведов. В 1923 г. патриарх Тихон под давлением ГПУ призвал прихожан не сопротивляться советской власти. Советское государство сохранило за собой «командные высоты в экономике»: крупные предприятия, транспорт, банковскую систему, внешнюю торговлю.
Нэп как «перестройка Ленина» не завершился созданием «рыночного социализма» в СССР. После смерти Ленина в 1924 г. руководящую роль в Коммунистической партии и государстве стали играть И. В. Сталин и его соратники, которые считали, что нэп сыграл свою роль, и в 1927-1929 гг. постепенно его свернули. Произвольно увеличивались налоги на зажиточных крестьян и нэпманов. Была запрещена аренда земли, предприятий. Ограничивались возможности найма рабочей силы. Вместо экономической эволюции, экономического соревнования, экономических методов воздействия на экономику были взяты на вооружение командно-административные, чрезвычайные, внеэкономические формы руководства обществом.