Когнитивная микросоциология

Когнитивная микросоциология, как мы обозначаем это направление вслед за К. Кнорр-Цетиной [137], сосредоточивается на анализе повседневной жизни, ситуационных взаимодействий, реальных и непосредственно внятных действующим индивидуумам методов, приемов, 'практик' интерпретации и решения нормальных повседневных проблем. Этому направлению родственны упоминаемые выше символический интеракционизм, социальная феноменология, этнометодология, а также ряд направлений лингвосоциологического анализа, так называемой этнографии повседневности и др.

Но важен не формальный критерий, ориентирующийся вроде бы на произвольный выбор предмета исследований (микро процессы и микро феномены). Важно, что сторонники этого направления отрицают 'внешнюю' реальность социальных структур и институтов. Они полагают, что избранный ими предмет исследования - единственная имеющаяся в наличии социальная реальность. Именно она и представляет собой социальную реальность - реальность sui generis.

Необходимо отметить, что этот микросоциологический подход не следует, как это может показаться на первый взгляд, принципам методологического индивидуализма. Методологический индивидуализм, представленный, например, у К. Поппера, предполагает, что социологическое мышление должно исходить из индивида с его потребностями, целями и интересами, поскольку только индивид реален, а коллективы суть фиктивные сущности[1] О принципах методологического индивидуализма см.: [68, 69].. Наоборот, согласно позициям микросоциологии реальны не индивиды, а взаимодействия и ситуации взаимодействий.

Итак, вроде бы нет ни индивидуумов, ни социальных структур и институтов. На самом деле, конечно, и то, и другое существует, но не как внешние по отношению к ситуациям и разноприродные им реальности, а как продукты дискурса в рамках самих этих ситуаций. Другими словами, индивид, который участвует во взаимодействии, есть не 'живой, конкретный человек с его целями, потребностями и интересами', а продукт типизации и категоризации, возникающий и существующий только в рамках и в пределах данного взаимодействия. Точно так же социальный институт не существует независимо от взаимодействия как некая висящая над индивидуумами тяжкая и принудительно действующая сила, а представляет собой тип поведения, избираемый участниками как наиболее соответствующий данной ситуации в результате ее (ситуации) категоризации и типизации[2] Подробно об этом см. в главе 2 настоящей книги..

Было бы наивно пытаться здесь, в кратком обзоре, разъяснить принципы этой альтернативной по отношению к социологическому истеблишменту не просто социологической теории, но и философии общества. Известный антрополог Ч.Фрейк формулировал ее следующим образом: задача подхода состоит в том, чтобы выяснить, 'как люди конструируют мир своего опыта из того, как они о нем говорят' [117, р. 74]. Здесь важно подчеркнуть, что как социальные, так и 'индивидуальные' структуры, т.е. участвующие во взаимодействии индивидуумы, с точки зрения сторонников этого направления, есть не что иное, как продукты интерпретации, категоризации и других дискурсивных практик самих участников взаимодействия, что есть, по сути дела, продукты когнитивной деятельности.

Если стать на позиции сторонников микросоциологии, то окажется, что решение проблемы социального порядка следует искать не в фактическом ценностном консенсусе (где ищут его функционалисты) и не в насилии (как то предполагается конфликтным подходом), а в когнитивных структурах осмысления и описания социального мира, которые применяются участниками в ходе их повседневных взаимодействий. В этом случае общество видится не как некая монолитная система регуляторов, диктующих индивидуумам форму и содержание (т.е. мотивацию) их поведения, а как контингентный[3] Контингентный (англ. contingent) - весьма многозначный термин, выражающий целый пучок значений, связанных с процессами возникновения 'более высоких' уровней социальности в ходе взаимодействий. Contingent, по Уэбстеру, означает: 1) то, что возможно, но не обязательно происходит; 2) происходящее случайно либо непредвиденным образом; 3) предназначенное для использования в обстоятельствах, которые нельзя точно предсказать; 4) непредсказуемое; 5) зависимое от чего-то другого или обусловленное чем-то другим; 6) то, что не является логически необходимым (но эмпирически наличное), 7) не вызванное необходимостью (Webster's New College Dictionary. Springfield, Mass., 1977). продукт конкретных взаимодействий.

'В некотором смысле,- пишет Кнорр-Цетина,- проблема социального порядка переопределяется, традиционный подход к порядку переворачивается с ног на голову. Социальный порядок - не то, что сохраняет целостность общества, контролируя желания и устремления индивидуумов, а то, что возникает в многочисленных повседневных взаимодействиях и взаимоприспособлениях этих желаний и устремлений. Проблема социального порядка... превратилась в проблему когнитивного порядка...' [137, р. 7].

Собственно, уже этих суждений достаточно, чтобы понять два возможных последствия 'микросоциологической революции', о которой неоднократно упоминает Кнорр-Цетина. Первое из них: нынешняя когнитивная социология, или микросоциология, как предпочитают ее называть некоторые авторы, не ограничивается уровнем 'микрофеноменов', а стремится, отправляясь от микроуровня, описать всю совокупность форм и проявлений социального. По сути дела, она стремится быть не микросоциологией, занимающейся предписанными ей 'мелкими' (по размеру и по значению) явлениями, а социологией как таковой, претендуя на более адекватное, чем в традиционных макросоциологических моделях, описание процессов в обществе на всех уровнях - от повседневных взаимодействий до образования глобальных систем. При этом она сохраняет свою исходную интуицию, состоящую в видении тождества процессов познания и процессов конструирования социального мира.

________________________________________

1. О принципах методологического индивидуализма см.: [68, 69].

2. Подробно об этом см. в главе 2 настоящей книги.

3. Контингентный (англ. contingent) - весьма многозначный термин, выражающий целый пучок значений, связанных с процессами возникновения 'более высоких' уровней социальности в ходе взаимодействий. Contingent, по Уэбстеру, означает: 1) то, что возможно, но не обязательно происходит; 2) происходящее случайно либо непредвиденным образом; 3) предназначенное для использования в обстоятельствах, которые нельзя точно предсказать; 4) непредсказуемое; 5) зависимое от чего-то другого или обусловленное чем-то другим; 6) то, что не является логически необходимым (но эмпирически наличное), 7) не вызванное необходимостью (Webster's New College Dictionary. Springfield, Mass., 1977).

Наши рекомендации