Глава IX. Форма государства. отсутствует, или прямо запрещается, или ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать
отсутствует, или прямо запрещается, или ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Законодательная и исполнительная власть сосредоточиваются в руках одного лица или органа, широко использующего средстваадминистрирования(командования в приказном порядке), его деятельность основана на преобладаниидискреционных (позволяющих действовать по собственному усмотрению) полномочий. Однако авторитарный режим, как правило, не контролирует полностью экономическую, социальную, культурную сферу деятельности общества и личную жизнь граждан, хотя и вводит здесь определенные ограничения. Террор используется как временное и крайнее средство. Поэтому авторитарный режим может иметьлиберальный характер и даже сочетаться с определенными формами самоуправления.Либеральный авторитаризм часто преследует цель осуществления в обществе необходимых реформ.
Консервативный авторитаризм ориентирован на сохранение жизненно необходимых основ общественного строя, стабилизацию общества и опирается зачастую на определенную религиозно-политическую идеологию. Нередко при этом допускается и существование политической «полуоппозиции», субъектами которой являются управляемые социальные группы — церковь, бюрократия, профессиональные союзы — при условии их лояльности режиму и отказа от претензий на власть. Участие широких слоев населения в политике не поощряется. Консервативный авторитаризм отстаивает примат общих ценностей над индивидуальными и ради идеала общего блага готов к законодательному ограничению гражданских прав и свобод.
Авторитарный режим может принимать форму демократического «выбора». М. Вебер называл такой тип авторитарного господства«плебисцитарной демократией». Она существует там, где власть имеет характер «партийного вождизма» и вождь ощущает себя доверенным лицом масс и признан таковым. Средством для легитимации служитплебисцит (лат. plebiscitum, от plebs — простой народ; scitum — решение, постановление) — вид народного голосования, представляющий собой обязательное для исполнения решение народа, которое всю полноту власти предоставляет вождю.
Как пишет М. Вебер, «"Плебисцитарная демократия" — важнейший тип демократии вождя — по своему истинному смыслу есть вид харизматического господства.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Оно скрывается под личиной зависимости от воли подчиненных и легитимности продолжающей существовать только благодаря этой воле. Вождь (демагог) господствует фактически в силу преданности доверия политических приверженцев к своей личности как таковой. Первоначально это власть над завербованными сторонниками. Далее, если они создают ему возможность господства, она распространяется внутри союза. Этот тип воплощают диктаторы античных и современных революций: греческие aisymneten, тираны и демагоги, в Риме Гракх и его последователи, в итальянских городах-государствах Capitani popolo и городские ремесленники (для Германии: демократическая диктатура в Цюрихе). В современных государствах это диктатура Кромвеля, революционных узурпаторов власти и плебисцитарный империализм во Франции. Как бы ни стремились к легитимности этой формы господства, она нуждается в плебисцитарном признании суверенным народом».5
Идеократический государственный режим подчиняет делу служения какой-либо идее (идеологии) не только жизни отдельных граждан, общества в целом, но и само государство. При таком режиме фактически правят не люди, а конкретная система идей. Поэтому во главе такого государства может быть как один человек (монарх или духовный лидер), так и какой-либо выборный (назначенный) орган (например, политбюро). Но не это обстоятельство, а сам факт наличия общеобязательной идеологии будет характеризовать форму такого государства. Оно может существовать в виде, например,теократии (некоторые современные мусульманские государства). При теократическом государственном режиме вся социальная жизнь строится в строгом соответствии с нормами конкретной религии.
Другим вариантом идеократического государственного режима являетсятоталитарный государственный режим. Термин «тоталитаризм» приобрел широкое распространение благодаря Б. Муссолини, который таким образом охарактеризовал итальянское фашистское государство.
Тоталитарный (лат. total — всеобщий)государственный режимхарактеризуетсяполным огосударствлением всех сфер общественной жизни. Под тотальный контроль подпадают политика, экономика, культура, социальная сфера, личная жизнь граждан. Широкий простор для всеобъемлющего контроля государства над личностью способны открыть современные информационно-компьютерные технологии.
5 Вебер М. Харизматическое господство // Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений / Сост Р. Т. Му-хаев. М., 2000. С. 615-616.
ГлаваIX. Форма государства
Государственнаямоноидеология получает при этомквазирелигиозный характер и становитсяобязательной для всех. Официальным выразителем этой идеологии, как правило, является одна партия, которая фактически сливается с государственным аппаратом и подчиняет себе все институты общества и государства.
Квазирелигиозный характер тоталитарного государства К. Г. Юнг комментирует следующим образом: «Государственная диктатура... вместе с личностью... поглощает и мощь ее веры. Государство становится на место Бога. Вот почему... социалистические диктатуры представляют собой как бы религии, а рабствование перед государством становится на место служения Божеству. Такое... извращение роли религии не может... проходить, не вызывая тайных сомнений... Фанатизм... становится мощным рычагом подавления и уничтожения всякого рода инакомыслящих. Свободное мнение удушается, а нравственная самостоятельность грубо попирается... Государственный интерес становится на место вероисповедания, вождь,.. превращается в полубога, стоящего по ту сторону добра и зла, а верующий в него рассматривается как герой, мученик, апостол, миссионер. Признается лишь одна правда и исключается всякая другая. Она неприкосновенна и по ту сторону всякой критики. Кто же думает иначе, обладает еще какой-то мыслью, тот — еретик, которому... угрожает печальная судьба. Только тот, кто держит в руках государственную власть, может правильно разъяснить государственное учение и делать из него то, что ему угодно... Гипнотизирующие демонстрации могущества государственной власти... способны вызвать лишь чувство уверенности в коллективе, но, в противоположность религиозным представлениям, не дают человеку никакой защиты от внутренних демонов, вынуждая его еще крепче держаться за государственную власть, т. е., в сущности, за свою растворенность в массе... Как и церковные системы, государство требует энтузиазма самопожертвования и любви, но если религиозная жизнь предполагает и стимулирует страх Божий, то диктатура государства заботится лишь о необходимом терроре».6
Полная экономическая, политическая и социальная зависимость граждан от режима дополняетсявсеохватывающим контролем за их мыслями и образом жизни. При этом от граждан требуется не только лояльность режиму, но исоучастие в его делах. Любые отклонения от принятых стандартов поведения пресекаются как правовыми, так и неправовыми средствами. Для достижения социального единообразия и единомыслияшироко применяется террор.Тоталитарные режимы могут быть как «левыми» (коммунистическими), так и «правыми» (фашистскими), основные отличия между которыми заключаются в исповедуемой идеологии.
6 Юнг К. Г. Современность и будущее// Одайник В. Психология политики:
Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. СПб., 1996. С. 217-219.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Признаки тоталитаризма обобщает П. А. Сорокин:
1) обожествление вождя, стоящего выше закона;
2) полная централизация и всеобъемлющий контроль за населением со стороны правительства;
3) централизованная и всецело плановая государственная экономика, при которой государство является единственной торговой корпорацией;
4) полная потеря населением внешней свободы и саморегуляции;
5) вырождение денежной экономики и замена денег «натуральными» продуктами и услугами с установлением разных норм потребления для разных групп населения;
6) чрезвычайно раздутая армия государственных чиновников. Политический режим в наибольшей степени характеризует политическую систему общества. Политическая система— одна из подсистем общества. Она существует и функционирует наряду с правовой, экономической, идеологической и иными подсистемами.
Политическая система общества — этоцелостное единствовзаимодействующих между собой на основе сложившихся социо-культурных нормсубъектов, обеспечивающеефункционирование политической власти. В этом смысле политические системы возникают даже до государства. В современных политических системах важнейшую роль играет аппарат государства, который действует наряду с гражданами, политическими партиями, профсоюзными организациями и общественными движениями, реализуя как свои собственные функции, так и функции политической системы.
Дополнительная литература
Арановский К. В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003.
Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. №2.
Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003.
Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис. 1993. №5.
Карапетян Л. М. Федеративное устройство и правовой статус народов. М., 1996.
Лузин В. В. Формы правления современных государств. Нижний Новгород, 1998.
Тадевосян Э. В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асимметричных федераций // Государство и право. 1997. № 8.
Федерализм: теория, институты, отношение (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 2001.
Чиркни В. Е. Современное государство. М., 2001.