Глава IX. Форма государства. отсутствует, или прямо запрещается, или ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать

отсутствует, или прямо запрещается, или ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Законодательная и исполнительная власть сосредоточиваются в руках одного лица или органа, широко использующего средстваадминистрирования(командования в приказном порядке), его деятельность основана на преобладаниидискреционных (позволяющих действовать по соб­ственному усмотрению) полномочий. Однако авторитарный режим, как правило, не контролирует полностью экономическую, соци­альную, культурную сферу деятельности общества и личную жизнь граждан, хотя и вводит здесь определенные ограничения. Террор ис­пользуется как временное и крайнее средство. Поэтому авторитарный режим может иметьлиберальный характер и даже сочетаться с определенными формами самоуправления.Либеральный автори­таризм часто преследует цель осуществления в обществе необхо­димых реформ.

Консервативный авторитаризм ориентирован на сохранение жизненно необходимых основ общественного строя, стабилизацию общества и опирается зачастую на определенную религиозно-полити­ческую идеологию. Нередко при этом допускается и существование политической «полуоппозиции», субъектами которой являются уп­равляемые социальные группы — церковь, бюрократия, профессио­нальные союзы — при условии их лояльности режиму и отказа от претензий на власть. Участие широких слоев населения в политике не поощряется. Консервативный авторитаризм отстаивает примат общих ценностей над индивидуальными и ради идеала общего блага готов к законодательному ограничению гражданских прав и свобод.

Авторитарный режим может принимать форму демократиче­ского «выбора». М. Вебер называл такой тип авторитарного господ­ства«плебисцитарной демократией». Она существует там, где власть имеет характер «партийного вождизма» и вождь ощущает себя доверенным лицом масс и признан таковым. Средством для легити­мации служитплебисцит (лат. plebiscitum, от plebs — простой на­род; scitum — решение, постановление) — вид народного голосова­ния, представляющий собой обязательное для исполнения решение народа, которое всю полноту власти предоставляет вождю.

Как пишет М. Вебер, «"Плебисцитарная демократия" — важнейший тип демо­кратии вождя — по своему истинному смыслу есть вид харизматического господства.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Оно скрывается под личиной зависимости от воли подчиненных и легитимности продолжающей существовать только благодаря этой воле. Вождь (демагог) гос­подствует фактически в силу преданности доверия политических приверженцев к своей личности как таковой. Первоначально это власть над завербованными сто­ронниками. Далее, если они создают ему возможность господства, она распрост­раняется внутри союза. Этот тип воплощают диктаторы античных и современных революций: греческие aisymneten, тираны и демагоги, в Риме Гракх и его последо­ватели, в итальянских городах-государствах Capitani popolo и городские ремес­ленники (для Германии: демократическая диктатура в Цюрихе). В современных государствах это диктатура Кромвеля, революционных узурпаторов власти и пле­бисцитарный империализм во Франции. Как бы ни стремились к легитимности этой формы господства, она нуждается в плебисцитарном признании суверенным народом».5

Идеократический государственный режим подчиняет делу служения какой-либо идее (идеологии) не только жизни отдельных граждан, общества в целом, но и само государство. При таком режи­ме фактически правят не люди, а конкретная система идей. Поэтому во главе такого государства может быть как один человек (монарх или духовный лидер), так и какой-либо выборный (назначенный) орган (например, политбюро). Но не это обстоятельство, а сам факт наличия общеобязательной идеологии будет характеризовать форму такого государства. Оно может существовать в виде, например,тео­кратии (некоторые современные мусульманские государства). При теократическом государственном режиме вся социальная жизнь стро­ится в строгом соответствии с нормами конкретной религии.

Другим вариантом идеократического государственного режима являетсятоталитарный государственный режим. Термин «тота­литаризм» приобрел широкое распространение благодаря Б. Муссо­лини, который таким образом охарактеризовал итальянское фашист­ское государство.

Тоталитарный (лат. total — всеобщий)государственный режимхарактеризуетсяполным огосударствлением всех сфер общественной жизни. Под тотальный контроль подпадают политика, экономика, куль­тура, социальная сфера, личная жизнь граждан. Широкий простор для всеобъемлющего контроля государства над личностью способны от­крыть современные информационно-компьютерные технологии.

5 Вебер М. Харизматическое господство // Хрестоматия по теории государ­ства и права, политологии, истории политических и правовых учений / Сост Р. Т. Му-хаев. М., 2000. С. 615-616.

ГлаваIX. Форма государства

Государственнаямоноидеология получает при этомквазире­лигиозный характер и становитсяобязательной для всех. Офици­альным выразителем этой идеологии, как правило, является одна партия, которая фактически сливается с государственным аппара­том и подчиняет себе все институты общества и государства.

Квазирелигиозный характер тоталитарного государства К. Г. Юнг коммен­тирует следующим образом: «Государственная диктатура... вместе с личностью... поглощает и мощь ее веры. Государство становится на место Бога. Вот почему... социалистические диктатуры представляют собой как бы религии, а рабствование перед государством становится на место служения Божеству. Такое... извращение роли религии не может... проходить, не вызывая тайных сомнений... Фанатизм... становится мощным рычагом подавления и уничтожения всякого рода инакомыс­лящих. Свободное мнение удушается, а нравственная самостоятельность грубо по­пирается... Государственный интерес становится на место вероисповедания, вождь,.. превращается в полубога, стоящего по ту сторону добра и зла, а верующий в него рассматривается как герой, мученик, апостол, миссионер. Признается лишь одна правда и исключается всякая другая. Она неприкосновенна и по ту сторону всякой критики. Кто же думает иначе, обладает еще какой-то мыслью, тот — еретик, которому... угрожает печальная судьба. Только тот, кто держит в руках государ­ственную власть, может правильно разъяснить государственное учение и делать из него то, что ему угодно... Гипнотизирующие демонстрации могущества госу­дарственной власти... способны вызвать лишь чувство уверенности в коллективе, но, в противоположность религиозным представлениям, не дают человеку никакой защиты от внутренних демонов, вынуждая его еще крепче держаться за государ­ственную власть, т. е., в сущности, за свою растворенность в массе... Как и цер­ковные системы, государство требует энтузиазма самопожертвования и любви, но если религиозная жизнь предполагает и стимулирует страх Божий, то диктатура государства заботится лишь о необходимом терроре».6

Полная экономическая, политическая и социальная зависимость граждан от режима дополняетсявсеохватывающим контролем за их мыслями и образом жизни. При этом от граждан требуется не только лояльность режиму, но исоучастие в его делах. Любые от­клонения от принятых стандартов поведения пресекаются как пра­вовыми, так и неправовыми средствами. Для достижения социаль­ного единообразия и единомыслияшироко применяется террор.Тоталитарные режимы могут быть как «левыми» (коммунистиче­скими), так и «правыми» (фашистскими), основные отличия между которыми заключаются в исповедуемой идеологии.

6 Юнг К. Г. Современность и будущее// Одайник В. Психология политики:

Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. СПб., 1996. С. 217-219.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Признаки тоталитаризма обобщает П. А. Сорокин:

1) обожествление вождя, стоящего выше закона;

2) полная централизация и всеобъемлющий контроль за населением со сто­роны правительства;

3) централизованная и всецело плановая государственная экономика, при которой государство является единственной торговой корпорацией;

4) полная потеря населением внешней свободы и саморегуляции;

5) вырождение денежной экономики и замена денег «натуральными» про­дуктами и услугами с установлением разных норм потребления для разных групп населения;

6) чрезвычайно раздутая армия государственных чиновников. Политический режим в наибольшей степени характеризует политическую систему общества. Политическая система— одна из подсистем общества. Она существует и функционирует наряду с правовой, экономической, идеологической и иными подсистемами.

Политическая система общества — этоцелостное единствовзаимодействующих между собой на основе сложившихся социо-культурных нормсубъектов, обеспечивающеефункционирование политической власти. В этом смысле политические системы воз­никают даже до государства. В современных политических системах важнейшую роль играет аппарат государства, который действует наряду с гражданами, политическими партиями, профсоюзными организациями и общественными движениями, реализуя как свои собственные функции, так и функции политической системы.

Дополнительная литература

Арановский К. В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003.

Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. №2.

Даль Р. Демократия и ее критики. М., 2003.

Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Полис. 1993. №5.

Карапетян Л. М. Федеративное устройство и правовой статус народов. М., 1996.

Лузин В. В. Формы правления современных государств. Нижний Новгород, 1998.

Тадевосян Э. В. О моделировании в теории федерализма и проблеме асим­метричных федераций // Государство и право. 1997. № 8.

Федерализм: теория, институты, отношение (сравнительно-правовое ис­следование) / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М., 2001.

Чиркни В. Е. Современное государство. М., 2001.


Наши рекомендации