Сущность, признаки и основные разновидности современных авторитарных режимов.

Политический режим авторитарного типа является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимом, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Диктаторский характер власти авторитаризма роднит его с тоталитаризмом, а с демократическим режимом его сближает наличие автономных, не регулирующих государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Существует ограничение принципа выборности органов власти, или запрет на выборы. Для авторитарных режимов характерно максимальное расширение компетенции исполнительной власти, снижение роли представительных учреждений, или их упразднение. Представительные учреждения ликвидируются или их роль сильно ограничивается. Из общественных организаций действуют те, которые не носят оппозиционного характера. Запрещается или сильно ограничивается роль оппозиционных политических партий и движений. Контроль и насилие существуют, но они не носят всеобщего характера. Карательный аппарат действует только против тех граждан или организаций, которые оказывают активное сопротивление режиму. Авторитарный режим опирается на силу, при этом она не обязательно используется, но всегда в любой момент может подавить проявления неповиновения. Также как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее. Авторитарные режимы часто опираются на армию, которая вмешивается в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. Права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Другие права и свободы граждан не только установлены, но и могут быть реализованы. Идеология сохраняет определенную роль, так как она является существенным компонентом политики. Но при этом следует подчеркнуть, что в авторитарных режимах власть интересует не столько мировоззрение граждан, сколько сохранение власти. Все идеи, призывающие, так или иначе, к смене власти, подавляются. Власть осуществляет контроль над поведением граждан только в сфере политики. Есть сферы, не контроли­руемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан. Разновидности: однопартийные устанавливаются либо в результате совершения революции, либо навязываются извне. Так было со странами Восточной Европы, в которых эти системы стали послевоенным результатом насаждения опыта СССР. Военные – возникают в результате государственных переворотов против осуществляющих управление гражданских лиц. Огромное количество примеров военного правления в Латинской Америке, Африке, Греции и др. Режим личной власти – главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер, и доступ к власти зависит от доступа к лидеру. Пример, Испания при Франко, Филиппы при Маркосе и др. Бюрократически-олигархические режимы - власть осуществляется группой лиц, нередко представляющих интересы различных общественных слоев, однако в формировании и принятии решений главная и безусловная роль принадлежит здесь государственной бюрократии.Признаки авторитарного режима: 1) концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа; 2) игнорирование принципа разделения властей; 3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом; 4) суд выступает вспомогательным органом; 5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц; 6) сохраняется частичная цензура; 7) отсутствие единой идеологии; 8) отказ от тотального контроля над всеми сферами общественной жизни; 9) права и свободы человека и гражданина провозглашаются, но реально не обеспечиваются; 10) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях в властью; 11) роль лидера высока, но, в отличие от тоталитаризма, лидер не харизматический.

Демократический режим.

Проблемы перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Демократия политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.При демократическом политическом режиме провозглашается принцип равенства и свободы всех людей, массы народа участвуют в управлении государством. Признаки: 1- наличие политического и идеологического плюрализма; 2- всеобщее избирательное право и система свободных выборов основных органов власти; 3- принцип разделения властей; 4- развитая система парламентаризма; 5- принцип взаимной ответственности граждан и государства; 6- средства массовой информации свободны и независимы; 7- права и свободы гарантируются законом. Этапы перехода к демократии: на первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия конституции, закона о выборах. На третьем этапе экономика начинает развиваться на основе роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства. Разновидности: по приоритетным субъектам: либеральная признает источником власти индивида. Плюралистическая предполагает, что главным субъектом политики являются различные группы людей. Коллективистская опирается на народ как единого субъекта, обладающего правом издавать законы и решать важнейшие проблемы общественной и государственной жизни. Подводя итог, следует отметить, что современные демократические режимы – это, как правило, развитые системы политического представительства. Наиболее полно политическое представительство реализовано в парламентаризме. Парламентаризм – это определенная система правовых, морально-этических норм и принципов, система «правил игры», система политических и гражданских институтов, которые функционируют в обществе.

Наши рекомендации