Русская культура xv-xvi вв.
XV в., отмеченный небывалыми политическими метаморфозами в жизни Руси, сопредельных стран и всей Европы, Д.С. Лихачев назвал «эпохой политических размышлений». С одной стороны, на это столетие приходится завершение «собирания Руси» и свержение ордынского ига, с другой – потрясшее современников падение Константинополя и поражение «русской партии» в Литве. Эти перемены требовали осмысления, что еще более усилило первенствующую в средневековой культуре роль письменного слова. Господствующим жанром русской литературы становится публицистика.
Одним из выдающихся произведений этого жанра является памятник тверской литературы «Инока Фомы слово похвальное благоверному великому князю Борису Александровичу», запечатлевший последний аккорд борьбы за общерусскую гегемонию. В этом произведении тверской князь предстает могущественным правителем, достойным царского венца, и государем-пастырем, а Тверь – «богоспасаемым градом» и «Новым Иерусалимом». Традиции тверской политической мысли были впоследствии усвоены идеологами Московского государства. Это влияние обнаруживается в «Послании на Угру» ростовского архиепископа Вассиана, обращенном к Ивану III. Призывая избавить Русь от ига, Вассиан называет московского князя «христианским царем» и «пастырем добрым», ответственным за «словесное стадо духовных овец». Тверичом был и Спиридон-Савва, автор легенды о родстве Рюриковичей с императором Августом и византийском происхождении «шапки Мономаха», на основе которой позже было создано «Сказание о князьях владимирских», ставшее официальной государственной доктриной.
Оживление связей с внешним миром способствовало возрождению жанра «хождений». Среди этих памятников особое место занимает «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, посетившего в 1466-1472 гг. Персию, Индию и др. восточные страны. Поскольку целью путешествия автора была торговля, а не паломничество, данное сочинение имеет подчеркнуто светский характер, что и придает ему неповторимое своеобразие. Произведения XV в., более близкие к традиционным хождениям-паломничествам, представлены циклом повестей о Флорентийском соборе. Их центральной темой является осуждение «латинства» и греческих делегатов собора, изменивших православию. В то же время, сочувствием к грекам и верой в грядущее торжество православия проникнута «Повесть о Царьграде» Нестора Искандера – свидетеля осады Константинополя. Гибель этого светоча христианской веры открывает целую эпоху в истории русской книжности: конец XV и весь XVI в. проходят под знаком осмысления тех уроков, которые должна извлечь из падения Византии Россия как ее правопреемница.
Наиболее последовательно идея «византийского наследия» выражена в теории «Москва – Третий Рим», созданной псковским иноком Филофеем в 1524-1542 гг. Центральная тема его произведений – проблема ответственности власти перед Богом за духовное состояние общества. В этом заключается, по мысли Филофея, предназначение «христианского царства» – державы, содействующей спасению рода человеческого. Такая миссия оказалась не по силам Ветхому Риму и Риму Новому, и потому она переходит к Москве: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть». Но то, что Московское государство – последнее в ряду христианских царств – не повод для гордыни, а тяжелейшее бремя ответственности: если и ей окажется эта ноша не по плечу, если рухнет под тяжестью своих грехов последнее христианское царство, настанет Царство Антихристово. Теория Филофея развивала идею всемирно-исторического значения Московского государства, но его утверждение о праве церкви на моральную оценку власти не могло быть позитивно воспринято ни Василием III, ни Иваном Грозным. Лишь после смерти последнего, когда потребовалось преодолеть отчуждение между властью и обществом, теория «Москва – Третий Рим» приобрела статус государственной доктрины и была использована для обоснования учреждения патриаршества в 1589 г.
Тема уроков византийской истории раскрывается и в сочинениях идеолога самодержавия И.С. Пересветова: по его мнению, Константинополь пал из-за того, что «греческие цари» допускали своеволие знати, но не заботились о «воинниках». Федор Карпов – один из самых ярких публицистов начала XVI в. – также признавал необходимость сильного государства, основанного на строгой законности. Но если власть негуманна, то это, по убеждению Ф. Карпова – «мучительство». Спор о политике и нравственности вели в своей переписке Иван Грозный и Андрей Курбский. Оба были сторонниками сильной власти, но Курбский считал, что монарх должен руководствоваться благом страны и слушать советников, тогда как царь всех подданных, включая бояр, считал своими холопами.
Политические проблемы, волновавшие общество в XIV-XV вв. проявились и в форме религиозных споров, в которых центральное место заняла тема нравственного состояния церкви. Недовольство «мздоимством» высшего клира подпитывало антицерковные движения (ереси). Одно из таких течений – «стригольничество» возникло еще в XIV в., но просуществовало вплоть до конца XV в. Стригольники отвергали церковную иерархию на том основании, что в Писании об этом ничего не сказано. А новгородские еретики конца XV в. пошли еще дальше, поставив под сомнение учение о Троице и, отвергнув богодухновенность Нового Завета, за что и получили прозвище «жидовствующих» (т.е. вернувшихся к религиозной доктрине Ветхого Завета).
Стремление укрепить моральный авторитет церкви и тем самым защитить ее от нападок проявилось в движении «нестяжателей». Его основатель Нил Сорский (ок.1433-1508) утверждал, церковное землевладение, «стяжание» монастырями плодов чужого труда несовместимо с евангельскими заповедями. Противники этого учения, «иосифляне», названные так по имени их вождя Иосифа Волоцкого (1439/40-1515) доказывали, что монах не ищет собственного спасения, а замаливает грехи человечества. Поэтому ничто, в том числе и забота о хлебе насущном не должно отвлекать его от подвигов веры. Значит, монастыри должны владеть землей и крестьянами, которые бы обеспечивали монахов всем необходимым. К спору между «иосифлянами» и «нестяжателями» было привлечено пристальное внимание общества, и наиболее радикально настроенной его частью идеи последних были истолкованы в широком социальном смысле осуждения всякого «стяжания». Эти идеи развивали русские вольнодумцы XVI в. Матвей Башкин и Феодосий Косой.
Эпохальным явлением в развитии русской культуры стало зарождение книгопечатания. Одной из предпосылок развития типографского дела в Москве было возникновение книгопечатания в Западной Руси. Уроженец Полоцка Франциск Скорина (1490-1535) издал в Праге 22 книги на русском языке. Сходство с этими изданиями в полиграфической технике и внешнем облике обнаруживается в книгах, выпущенных первой московской типографией, возникшей в 1553 г. Уроженцем Западной Руси был и Петр Мстиславец – сподвижник Ивана Федорова, возглавившего в 1563 г. «государев печатный двор». 1 марта 1564 г. Федоров и Мстиславец выпустили «Апостол», а в 1565г. – «Часовник». Изданные ими книги отличались изяществом оформления и высоким полиграфическим качеством. Иван Федоров был не только издателем, ни редактором выпускавшихся им книг, язык которых он пытался приблизить к живой речи того времени. Но это вызвало противодействие церкви, и Федоров был вынужден перебраться во Львов.
Общий культурный подъем XV-XVI вв. сказался и на развитии изобразительного искусства. На первые десятилетия XV в. приходится наивысший расцвет творчества Андрея Рублева. В 1405 г. он участвовал в росписи кремлевского Благовещенского собора, в 1408 г., вместе с Даниилом Черным – писал иконы и фрески для Успенского собора во Владимире, а в 1425-27 гг. – для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Вершиной творчества художника считается икона «Троица», созданная ок. 1411 или 1425 гг. Произведениям Андрея Рублева присущи чистота цвета, точность линии и глубокий лиризм. Даже сценам Страшного суда из Успенского собора не свойствен мрачный апокалиптический дух византийских образцов этого сюжета. Одним из выдающихся продолжателей рублевской традиции в искусстве XVI в. был Дионисий (ок.1440- после 1503). Он расписывал московский Успенский собор, Пафнутьево-Боровский, Иосифо-Волоколамский и Павлово-Обнорский монастыри. К числу лучших произведений Дионисия относятся иконы и фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря, в цветовой гармонии которых сказывается влияние рублевской традиции.
В XVI в. расширяется тематика изобразительного искусства. В монументальной живописи наряду с религиозными сюжетами появляются росписи на легендарно-исторические темы. К их числу относятся несохранившиеся фрески построенного в 1552 г. Золотого кремлевского дворца, запечатлевшие сцены библейской и русской истории. Зарождается в XVI в. и портретная живопись (парсуна), примером чего служит «копенгагенский портрет» Ивана Грозного, хранящийся в Королевском архиве Дании. Одним из художественных достижений XVI в. являются утонченно-декоративные иконы «строгановского письма», названного по фамилии заказчиков – купцов Строгановых.
Поскольку одним из самых действенных средств государственной пропаганды в средневековье считалось монументальное строительство, образование Российского государства не могло не сказаться на развитии зодчества. К началу XV в. относится становление московской архитектурной школы. Если ранние постройки этого направления (Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря) в целом следуют образцам владимирского зодчества, что соответствовало политической доктрине «гнезда Калиты», то уже в 20-30-х гг. проявляются самобытные черты московской архитектуры. Благодаря ступенчатому расположению сводов, многоярусным кокошникам и удлинению подкупольного барабана зодчим удавалось достичь эффекта воздушности храмов и их устремленности ввысь. Наиболее полно воплотились эти приемы в облике собора Спас-Андроникова монастыря (1427). Новый этап в развитии московского зодчества начинается в связи начавшейся в 60-х гг. XV в. перестройкой Кремля. Приглашенные Иваном III итальянские мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Аристотель Фиорованти перестроили стены и башни московской цитадели, возвели Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого и Грановитую палату. Им удалось достичь в своих постройках органичного единства передовой европейской техники и традиций русской архитектуры.
Величайшим достижением русского зодчества XVI в. являются шатровые храмы – столпообразные постройки с крышей в виде многогранной пирамиды. Изобретение этой конструкции явилось результатом творческого применения в каменном строительстве традиций деревянного зодчества. Шедеврами шатровой архитектуры являются церковь Вознесения в Коломенском (1530-1532) и Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, построенный Постником Яковлевым и Бармой в 1555-56 гг.
Храм Василия Блаженного, возведенный в память о взятии Казани, символизирует одновременно и важнейшую историческую веху, и высочайшее достижение отечественной культуры XVI столетия.
Контрольные вопросы
1. Каковы современные научные представления о происхождении славян?
2. В чем заключается суть научной дискуссии по так называемой «норманнской проблеме»?
3. Каковы были исторические предпосылки Крещения Руси?
4. Почему был исторически неизбежен распад Киевской державы?
5. Какое влияние оказало ордынское иго на социально-экономическое, политическое и культурное развитие средневековой Руси?
6. Чем было обусловлено превращение Москвы в центр политического объединения Северо-восточной Руси?
7. Какие политические цели преследовал Иван Грозный при учреждении опричнины?
8. Каковы были итоги и последствия опричнины?
9. Почему внешнеполитические задачи, стоявшие перед Россией в XVI в. на северо-западном и юго-восточном направлениях не могли быть решены изолированно друг от друга?