Семинар №8. Казахстан в составе Российской империи
Учебные вопросы:
1. Принятие Российского подданства казахскими жузами.
2. Утрата Казахстаном государственной независимости.
Методические указания:
При подготовке к семинару необходимо изучить рекомендованную литературу. В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на вступление Казахстана в эпоху нового времени, международное положение Казахстана, внутриполитическую и социально-экономическую ситуацию в первой половине XVIII в. Обратить внимание на политику России и Китая в отношении Казахского ханства, на причину расширений казахско-российских отношений, на казачью колонизацию.
В ходе подготовки вопросов семинарского занятия обратить внимание на утрату Казахстаном государственной незавивисимости - ликвидация ханской власти в Среднем и Младшем жузах: «Устав о сибирских киргизах», «Устав об оренбургских киргизах».
Надо выявить, в чем проявляется суть колониального характера реформ 1867-1868, 1886, 1891гг. – завершение административно - судебной реформы в крае и создание правовой основы для безраздельного политического господства царизма в Казахстане. Обратить внимание на переселенческую политику царизма в Казахстан.
Краткие тезисы материала занятия:
- начало присоединения Казахстана к России: объективные и субъективные причины начала процесса присоединения;
- принятие подданства России Младшим жузом (1731 г.) и Средним жузом (1734 г.);
- хан Абулхаир как государственный, политический деятель и полководец;
- российские военные экспедиции, их деятельность в изучении края;
- роль казачества в колонизации степи;
- политику колониальной администрации в Казахстане: меры, направленные на ограничение хозяйственной жизни казахов;
- реформы царизма в 20-х гг. XIX в. и изменение политико-правового статуса Казахстана: ликвидация ханской власти в Среднем и Младшем жузах;
- введение нового административного устройства и распространение на Казахстан общеимперского законодательства;
- административные реформы царской России 1867-1868 гг. (территории, границы и население областей согласно реформам);
- изменения в административном и судебном устройстве по реформам 1886–1891 гг.: завершение административно-судебной реформы в крае и создание правовой основы для безраздельного политического господства царизма в Казахстане;
Дополнительные задания для семинарских занятий:
1. Заполните таблицу №1. «Устав о Сибирских киргизах», принятый в 1822 году.
Кем был разработан Устав | Цели данного Устава | Администра-тивная структура Среднего жуза согласно Уставу | Состав Западного Сибирского генерал-губернатор-ства | Судебная система согласно Уставу разделена на три части, назовите их | В каком году ликвидиро-вана ханская власть в Среднем жузе |
2. Заполните таблицу №2. «Устав об Оренбургских киргизах», принятый в 1824 г.
Кем был разработан Устав | Цели данного Устава | Административ-ная структура Младшего жуза согласно Уставу | В каком году ликвидирована ханская власть в Младшем жузе и кто был последним ханом? | Послед-ствия реформы |
3. Заполните таблицу №3. Реформы 1867-1868 гг. и 1886-1891 гг.
Название «Положения» и время принятия | Цель «Положения» | Административное управление | Судебное дело | Последствия |
4. Составьте по теме кроссворд, чайнворд и чайндат.
5. Подготовить по теме: 1) сообщение; 2) доклад; 3) рефераты.
6. Прочитать и законспектировать материалы из ниже указанных литератур по выбору студентов.
7. Выписать в тетрадь термины по теме и раскрыть их смысл.
Вопросы для самопроверки:
1. «Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией быть,- говорил Петр I о Казахском ханстве. Оцените высказывание Российского императора. Какие цели преследовала верхушка Российского правительства?
2.Петр I инструктировал переводчика Коллегии иностранных дел мурзу Мамета Тевкелева, сыгравшего большую роль в присоединении Младшего жуза к России, что, если «оная орда в точное подданство пожелает, то стараться «несмотря на великие издержки хотя бы до мелиона издержать, но токмо чтоб только одним листом под протекциею Российской империей быть обязались. Почему Петр I был заинтересован в присоединении Казахстана к России?
3. Как вы думаете, почему Абулхаир хан решительно откочевал к российским границам после победы у Анракая и маслихата 1730 г. и направил посольство в Уфу с предложением вступить в русское подданство?
4. Какое значение имел Казахстан для России и как развивались русско-казахские отношения, предшествовавшие началу присоединения Казахстана к России?
5. В 1734 г. вступление Младшего жуза было окончательно оформлено. Что должны были соблюдать стороны? Какие у них были обязательства? Выполняло ли свои обязательства перед казахами царское правительство?
6.Составьте рассказ о присоединении Младшего жуза Казахстана к России. Укажите на причины процесса, цели сторон и последствия.
7.Для чего был принят «Устав о сибирских киргизах»? Каковы его цели и последствия?
8. Охарактеризуйте реформу 1867-1868 гг. в Казахстане.
9. Как изменилось положение султанов, баев, биев, родовых старшин после проведения реформ?
10.Что представляли собой реформы 60-90-х гг. ХIХ в.? Охарактеризуйте их и дайте им оценку. Как повлияли реформы на жизнь казахов?
11. Поясните последствия реформ 1867-1868 гг. для Казахстана.
12. С какого времени началось массовое переселение русских крестьян в Казахстан?
Литература:
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах. Т. 3. – Алматы, 2010.
2. Кан Г., Шаяхметов Н. История казахстана. – Алматы, 2005.
3. История Казахстана. Курс лекции. – Алматы, 2009
4. Абдакимов А. История Казахстана. – Алматы, 2003.
5. Апполова Н.Г. Присоединение Казахстана к России. – Алматы, 1948.
6. Басин В.Я. Казахстан в системе внешней политики России в первой половине XVIII в. – Алматы, 1969.
7. Бекмаханов Е. Присоединение Казахстана к России. – Москва, 1957.