Вопрос 54. механизм правового регулирования
Правовое регулирование — это регулирование общественных отношений с помощью норм нрава и других правовых средств (актов применения, договоров и т. д.).
Механизм
Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования
Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования)
- норма права;
- субъективные права и юридические обязанности;
- акты реализации права;
- правоприменительные акты.
Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными)
- нормативный правовой акт;
- акты толкования права;
- юридические факты;
- правосознание;
- правовая культура.
Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.п. Именно тот или иной арсенал, набор средств придает специфику отраслям и институтам права.
Общие признаки правовых средств:
- выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и права в целом);
- выступают основными работающими частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов;
- приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;
- обеспечиваются государством.
Классификация правовых средств:
1) зависимости от степени сложности:
- первичные (элементарные) - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п;
- комплексные (составные) - договор, норма, институт, правовой режим и пр.
2) по выполняемой функции:
- регулятивные (дозволения);
- охранительные (меры защиты);
3) по предмету правового регулирования:
- конституционные,
- административные,
- гражданские,
- уголовные и др.;
4) по характеру:
- материально-правовые (рекомендации);
- процессуальные (иск);
5) по значимости последствий:
- обычные (штраф);
- исключительные (смертная казнь);
6) по времени действия:
- постоянные (гражданство);
- временные (премия);
7) по виду правового регулирования:
- нормативные (установленные в нормах права запреты);
- индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);
8) по информационно-психологической направленности:
- стимулирующие (льготы);
- ограничивающие (приостановления) и т.д.
Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Общие признаки правовых стимулов:
- связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности (выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей, например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);
- сообщают о расширении объема возможностей, свободы (формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения);
- обозначают собой положительную правовую мотивацию;
- предполагают повышение позитивной активности;
- направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.
Виды правовых стимулов (в зависимости от):
1) элемента структуры нормы права:
- юридический факт-стимул (гипотеза),
- субъективное право,
- законный интерес,
- льготу (диспозиция),
- поощрение (санкция);
2) предмета правового регулирования:
- конституционные,
- гражданские,
- экологические и т.п.;
3) объема:
- основные (субъективное право),
- частичные (законный интерес);
- дополнительные (льгота);
4) времени действия:
- постоянные (право на собственность);
- временные (разовая премия);
5) содержания:
- материально-правовые (зарплата);
- морально-правовые (благодарность).
Ограничения в праве
Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.
Общие признаки правовых ограничений:
- связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта (направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите);
- сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;
- обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;
- предполагают снижение негативной активности;
- направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
Виды правовых ограничений (в зависимости от):
1) элемента структуры нормы права:
- юридический факт-ограничение (гипотеза),
- юридическую обязанность,
- запрет,
- приостановление и пр. (диспозиция),
- наказание (санкция);
2) предмета правового регулирования:
- конституционные,
- гражданские,
- экологические и т.п.;
3) объема:
- полные (ограничение дееспособности детей);
- частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
4) времени действия:
- постоянные (установленные законом избирательные ограничения);
- временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);
5) содержания:
- материально-правовые (лишение премии);
- морально-правовые (выговор).
Тип правового регулирования - те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования:
- общедозволительный и
- разрешительный.
юридической науке выделяют два основных метода правового регулирования. К ним относятся:
- императивный (административно-правовой) метод - базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном и уголовном праве).
- диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования - построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.