Теория свободы прессы и ее социальной ответственности.
Свобода Российских СМИ является безоговорочной, но при условиях, что СМИ действует в рамках ныне существующего законодательства. Учитывая то, что главной особенностью СМИ массовость информации (или информация для масс) - это открывает опасный путь привлечения аудитории сенсационными, доступными и легко понятными обывателю материалами, достоверность которых не всегда обосновывается и доказывается читателю. Именно поэтому и возникает проблема социальной ответственности СМИ. К сожалению, отечественные СМИ нередко игнорируют этот аспект своей деятельности, вольно или невольно злоупотребляя принципом свободы слова. Причем речь идет не только о “желтой” или экстремистской прессе, но и о вполне лояльных и респектабельных СМИ. Многие юристы, работающие в сфере законодательства о СМИ, согласны, что в настоящее время назрела общественная необходимость правовыми методами корректировать деятельность СМИ.
В российский Закон о СМИ введены правовые нормы, регулирующие вопросы ответственности СМИ и журналистов. Так, в статье «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» провозглашается недопустимость использования СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости...
В статье «Недопустимость злоупотребления правами журналиста» записано, что не допускается использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. Так же, в законе прописано, что злоупотребление свободой СМИ влечет уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, деятельность СМИ должна быть согласована с законом, ведь за информацию, которую СМИ доносят до общественности, они несут социальную ответственность перед (по Засурскому):
1) перед обществом, перед гражданами;
2) перед государством, которая предполагает разную степень контроля со стороны государства;
3) перед издателем, перед владельцем, а это право владельца руководить средствами массовой информации в своих экономических, политических или иных интересах;
4) перед профессией, перед коллегами открывает путь к саморегулированию средств массовой информации журналистами;
5) перед аудиторией – читателями, зрителями, слушателями.
Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности только в случаях:
1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
2) если они получены от информационных агентств;
3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов и представителей (см 3 пункт);
5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации.
В иных случаях, редакция, журналист будут нести наказание согласно действующему законодательству.
Социальное меньшинство. Формы актуализации мнений меньшинства.(Майерс, Соц. психология)
«Термином «влияние меньшинства» обозначается влияние немногочисленной (по сравнению с остальными, т. е. с большинством) группы людей, придерживающихся одинаковых взглядов, а не влияние этнического меньшинства».
Свобода слова предполагает свободу выражения любым человеком своих мнений и убеждений, в том числе и через прессу. Свобода выражения мнений в СМИ должна включать свободу искать, получать, передавать, публиковать и распространять информацию и идеи. Очевидно, что наш Закон не предусматривает такого свободного выражения мнения общественности через СМИ. На деле это приводит к тому, что некоторые социальные группы, не обладающие властью, деньгами, авторитетом - например, национальные меньшинства, пожилые люди, женщины, инвалиды не могут выразить свои мнения через СМИ. В этой ситуации можно даже говорить о своеобразной цензуре, когда главный редактор или даже просто журналист уже на этапе подготовки материала решает, какие темы и чьи мнения читателям интересно знать, а какие — нет; что принесет увеличение тиража или рейтинга, а что - снизит. Поэтому, например, в современных СМИ больше представлена преступность и преступники, чем деятельность «Солдатских матерей», чаще показывают поп-звезд, чем говорят о том, как эта поп-культура деформирует сознание молодежи. Начало большинству социальных движений было положено меньшинством, которое сначала «раскачивало» большинство, а затем, в некоторых случаях, само становилось большинством. Меньшинство способно отстаивать позицию благодаря следующим факторам: последовательность, уверенность в себе и переход представителей большинства на сторону меньшинства.
1) Последовательность. Меньшинство, последовательно отстаивающее свою позицию, более влиятельно, нежели колеблющееся меньшинство. Природа влияния меньшинства до сих пор остается предметом дискуссий. Следование меньшинства за большинством, как правило, отражает публичную уступчивость, в то время как следование большинства за меньшинством свидетельствует об истинном одобрении. Не все готовы публично признать свое согласие с меньшинством. Меньшинство влияет на нас, потому что заставляет более глубоко вникать в проблему. Следовательно, более вероятно, что влияние меньшинства реализуется через прямой способ убеждения, для которого характерно обдумывание информации. Столкнувшись с разногласиями в своей собственной группе, люди привлекают дополнительную информацию, обдумывают её с новых позиций и зачастую принимают более удачные решения. Последовательное меньшинство влиятельно даже тогда, когда оно не пользуется популярностью; отчасти это происходит потому, что оно быстро оказывается в центре дискуссии, а человек, оказавшийся в центре внимания, получает возможность привести значительно больше аргументов в защиту своей позиции.
2) Уверенность в себе.Любой поступок меньшинства, свидетельствующий об уверенности в себе, способен заставить большинство усомниться в своей правоте. Демонстрируя свою твердость и силу, меньшинство способно подтолкнуть большинство к пересмотру его позиции. В первую очередь сказанное относится к ситуациям, в которых речь идет не о факте, а о мнении. Исследования показали: меньшинство менее убедительно, если обсуждается какой-то конкретный вопрос. Целеустремленное меньшинство разрушает любую иллюзию единодушия. Когда меньшинство систематически выражает сомнение в мудрости большинства, представители последнего начинают свободнее выражать свои собственные сомнения и могут даже присоединиться к меньшинству. Более того, стоит только одному члену большинства перейти в «стан» меньшинства, как у него сразу же появляются последователи, и далее наблюдается эффект снежной лавины.
3) «Перебежчики». В основе влияния меньшинства и большинства лежат одни и те же социальные силы. Информационное и нормативное влияние подпитывает как групповую поляризацию, так и влияние меньшинства. И если последовательность, уверенность в себе и «перебежчики» из противоположного лагеря усиливают меньшинство, они усиливают и большинство. Социальное воздействие любой позиции зависит от силы и открытости тех, кто поддерживает её, а также от их числа. Меньшинство оказывает меньшее влияние, чем большинство, просто из-за своей малочисленности. На основании собственного анализа эволюции групп Джон Левин и Ричард Морланд пришли к выводу о том, что новички, принадлежащие к меньшинству, влияют на окружающих иначе, чем «старожилы». Источниками влияния новичков становятся внимание, которое они привлекают к себе, и чувство принадлежности к группе, которое они вызывают у старожилов.Последние чувствуют себя свободнее, отстаивая свои взгляды и беря на себя руководство группой.