Оссия как светское государство

Огромное значение в жизни современного государства и общества имеет религия, и как следствие – регулированию данного вопроса уделяется особое внимание в конституционном законодательстве. Провозглашение России светским государством (ст. 14 Конституции Российской Федерации) означает, что в государстве, во-первых, отсутствуете узаконенная, официальная религия - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед законом. Конституционные положения раскрываются в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях»[33], который регулирует правоотношения в области реализации прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Многие российские и зарубежные правоведы относят провозглашение свободы совести - права каждого человека самостоятельно решать вопрос о своём отношении к религии, к важнейшим завоеваниям человечества, признавая, что это неотъемлемый компонент общечеловеческих ценностей, основных демократических прав и свобод. Еще в античные времена начали вырабатываться принципы гуманных взаимоотношений с инаковерующими, инакомыслящими, и по мере исторического развития в общественном сознании утвердилось понимание необходимости религиозной терпимости, свободомыслия, правовой защиты людей, придерживающихся различных мировоззрений[34]. В Республике Казахстан светский характер государства выражается в том, что не допускается деятельность политических партий на религиозной основе. В Конституции не содержится положения о запрещении создавать политические партии на религиозной основе, но это подразумевается: если деятельность политических партий на религиозной основе запрещается, то нельзя создавать такие партии. Они не подлежат регистрации в государственных органах и, соответственно, являются нелегитимными[35].

Некоторые зарубежные демократические государства не являются светскими, и в конституциях отмечается особая роль одной религии и церкви. В статье 3 Конституции Греции устанавливается, «что господствующей в Греции религией является восточноправославная церковь Христова». Особое положение восточноправославной церкви закреплено и в Конституции Болгарии. В Великобритании государственными признаются англиканская церковь Англии и пресвитерианская церковь Шотландии.

Особые способы закрепления принципов светского государства в конституциях зарубежных стран существуют в странах, в которых религиозные конфессии в прошлом сыграли огромную роль в формировании государственности. Положения этих конституций посвящены общим принципам регулирования отношений государственной власти с отдельными конфессиями. Например, в Италии отношения между государством и католической церковью строятся на конституционной и договорной основе. В статье 7 Конституции Италии устанавливается, что «Государство и католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере. Их отношения регулируются Латераннскими соглашениями. Изменения этих соглашений, принятые обеими сторонами, не требуют какой-либо процедуры по пересмотру Конституции». Согласно статье 25 Конституции Индии «с соблюдением требований публичного порядка, морали и народного здравия…, все лица имеют равное право на свободу совести и право свободно исповедовать религию, отправлять религиозные обряды и вести религиозную пропаганду».

В большинстве основных законах светский характер государства нормативно не закрепляется, но устанавливаются его основные принципы. В статье 1 Конституции Франции отмечается, что Франция уважает все верования. В Конституции Испании устанавливается, что никакое верование не может иметь характер государственной религии. «Публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями» (ст. 16 п. 3).

В соответствии с закрепленным ч. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации, конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, п. 2 ст. 4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что государство:

- не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

- не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному законодательству;

- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Законодательство устанавливает принципы деятельности религиозного объединения, которое:

- создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

- не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

- не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

- не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы совести, и устанавливает конкретные обязанности и ответственность за её нарушение. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в общеобразовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с российским законодательством[36].

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

3.2.4. Республиканская форма правления России

Форма правления имеет основополагающее значение для характеристики конституционно-правовой системы любого государства. Под формой правления понимается элемент формы государства, который раскрывает организацию верховной государственной власти, правовой статус высших органов государства (прежде всего главы государства), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов[37]. В зависимости от порядка замещения должности главы государства формы правления делятся на монархию и республику. Главным признаком монархии является наследственный принцип передачи власти главы государства. Признаками республиканской формы правления являются выборность органов государственной власти, коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов, краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти. В соответствии со ст. 1 Конституция Российской Федерации Россия является государством с республиканской формой правления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя республиканскую форму правления, не определяет при этом вид или характер республики[38]. В связи с этим среди ученых отсутствует единая точка зрения по данному вопросу. В конце 1990-х годов профессор Миланского университета (Италия) М. Ганино приводил существующую в западной правовой науке точку зрения, что в российской форме правления есть 50% элементов, которые принадлежат французской модели, 30% - модели США, 20% происходят из имперской традиции. Высказывая свое мнение, М. Ганино отмечал, что российская форма правления "не связана с западными моделями, она является самостоятельной и самобытной моделью, потому что предполагает новые формы государственной структуры и совсем новые формы разделения властей"[39].

Анализ положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства позволяет сделать вывод, что в России существует смешанная республика Подобную позицию высказывают и большинство российских правоведов. Профессоры М.И. Кукушкин и А.Н. Кокотов отмечают, что анализ положений российской Конституции позволяет сделать вывод о наличии в России смешанной республики[40]. Сочетанием парламентской и президентской республик характеризуют российскую форму правления и другие авторы[41]. Смешанный характер российской республики наиболее ярко проявляется в наиболее важном признаке, определяющем вид республики: процедуре формирования высшего органа исполнительной власти[42]. В назначении Председателя Правительства Российской Федерации принимает участие глава государства и парламент. В соответствии со ст. 111 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Хотя, как отмечается в литературе, именно Президент Российской Федерации оказывает существенное влияние на процесс формирования Правительства России[43], а влияние Государственной Думы является достаточно ограниченным[44].

Другой важной чертой смешанной республики называют дуализм исполнительной власти, заключающийся в существовании одновременно главы государства, наделенного некоторыми полномочиями исполнительной власти, и председателя правительства. В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Президент России руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д.

Объем полномочий главы государства при этой форме правления может быть значительно большим по сравнению с президентской республикой: если глава государства и руководитель правительства являются представителями одной политической партии, то президент осуществляет фактически и полномочия главы исполнительной власти. Если партийность президента и главы правительства не совпадает, то правительство работает с оппозиционным, по отношению к парламенту, президентом, опираясь на поддерживающее парламент парламентское большинство. Например, ситуация когда во Франции президентом был социалист Миттеран, а премьер-министром - представитель правой партии ОПР – Жак Ширак, в литературе получила название «сожительство». Аналогичная практика получила развитие в 1999 г., когда президентом стал Жак Ширак, а премьер-министром социалист Лионель Жоспен.

Важной чертой российской формы[45] правления являлась фактическая подотчетность Правительства и его членов Президенту и парламенту. Подотчетность Правительства перед главой государства определялась значительным участием последнего в формировании высшего органа исполнительной власти и в его деятельности. Подотчетность Правительства парламенту получила закрепление как на конституционном, так и на законодательном уровне. В соответствии со ст. 117 Конституции Российской Федерации Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Выражение недоверия является результатом признания нижней палатой российского парламента работы высшего органа исполнительной власти неудовлетворительной. Статья 38 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" закрепляет, что члены Правительства Российской Федерации обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат. В литературе отмечается, что так называемый правительственный час является наиболее действенным механизмом взаимодействия Федерального Собрания и Правительства[46]. Но необходимо отметить, что общепризнанным в российской правовой науке является мнение, что контрольных полномочий у Государственной Думы достаточно мало[47]. В связи с этим можно отметить, что Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» закрепил обязанность Правительства Российской Федерации представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Наши рекомендации