Орейская война (1950-1953 гг.)
асть VI) Глава 2
Корейская война и послевоенное восстановление (1950-1959 гг.)
орейская война (1950-1953 гг.)
Правительство Корейской республики во главе с Ли Сынманом, образованное в условиях сопротивления со стороны левых и сторонников сотрудничества с левыми, столкнувшееся также и с экономическими трудностями, не смогло завоевать доверия граждан. К тому же после событий 3 апреля 1948 г. на о. Чеджудо поднялось военное восстание, и из-за развернувшегося на территории гор Чирисан, Одэсан и Тхэбэксан левого партизанского движения до войны 1950 г. страна находилась почти в состоянии гражданской войны.
Правительство Ли Сынмана с трудом удерживало власть, опираясь на армию, полицию и крайне правые молодежные организации типа «Собук чхоннёнхве» («Молодежного союза Северо-запада»), созданного в декабре 1946 г. группой беглецов с севера. Для того, чтобы отвлечь внимание граждан от событий в стране, пропагандировалась идея объединения страны путем покорения севера.
В такой обстановке на всеобщих выборах 30 мая 1950 г. сторонники Ли Сынмана получили только 30 мест в парламенте из 210. К тому же в июне 1949 г. из страны были выведены американские войска, оставив только миссию военных советников, а в октябре 1949 г. гоминьдановские войска Чан Кайши в Китае были вытеснены из страны коммунистической партией Мао Цзэдуна, и была провозглашена Китайская Народная Республика. Примерно в это же время госсекретарь США Эчисон заявил о том, что с 1 января 1950 г. Корея и Тайвань исключаются из периметра оборонительной линии США в Тихоокеанском регионе. Внешнеполитическая обстановка развивалась в целом неблагоприятно для Корейской Республики.
С другой стороны, в противоположность тяжелому положению на юге Кореи, государственная мощь Северной Кореи быстро возрастала. Большую поддержку режиму Ким Ирсена оказывали Сталин и Мао Цзэдун. Со времени срыва работы совместной советско-американской комиссии в 1946 г. (1947 г. – Прим. пер.) Северная Корея провозгласила стратегию превращения в «демократическую базу», чтобы осуществить «красное» объединение с Южной Кореей, а когда партизанская борьба с Югом стала более ожесточенной, стала прямо направлять обученные партизанские кадры для руководства этой борьбой. Одновременно при помощи Советского Союза и Китая быстро росли боевые силы и вооружение Народной Армии. СССР поставлял самолеты, танки и др. вооружение, а из Китая прибыли 50 тыс. корейских добровольцев, служивших в китайских коммунистических войсках, и пополнили ряды Народной Армии; таким образом, по силе вооружения Северная Корея значительно превосходила Южную. Судя по различным показателям, Северная Корея сделала ошибочный расчет на то, что она сможет вооруженным путем завоевать Южную Корею.
Завершив военную подготовку и заручившись обещанием СССР и Китая о поддержке, Северная Корея на рассвете воскресенья 25 июня 1950 г. внезапно начала вторжение на Юг по всей 38-й параллели. Обладавшая огневым преимуществом, Северокорейская армия через 3 дня захватила Сеул, а через 2 месяца дошла до бассейна р. Нактонган. США, которые заключили с Южной Кореей договор о взаимной помощи в обороне, 26 июня созвали Совет Безопасности ООН и объявили Северную Корею агрессором, организовали из представителей 16 государств (с США во главе) Войска ООН[1] под командованием генерала Дугласа Макартура и направили ее в Корею. А американская армия, составлявшая главную силу Войск ООН, благодаря превосходству своих сил, успешно осуществила высадку в районе Инчхона (Чемульпхо) 15 сентября 1950 г., коренным образом изменившую ход войны; 28 сентября войска ООН отбили Сеул, а затем с 1 октября 1950 г. развернули широкое наступление к северу от 38-й параллели и дошли до р. Амноккан. Казалось, что теперь наступит долгожданное объединение.
Оснащенность вооружением армий Южной и Северной Кореи (на 24 июня 1950 г.)
Род войск | Армия Южной Кореи | Армия Северной Кореи |
Артиллерия и бронетехника | Зенитные орудия – 92 ед. Противотанковая артиллерия – 140 ед. Минометы – 960 ед. Бронемашины – 24 ед. | Самоходные и зенитные орудия – 728 ед. Противотанковая артиллерия – 530 ед. Минометы – 2 318 ед. Бронемашины – 54 ед. Танки – 242 ед. |
Военно-морской флот | Боевые корабли и катерные тральщики – 28 ед. Транспортные и иные суда – 43 ед. | Торпедные катера – 30 ед. Транспортные и иные суда – ? |
Военно-воздушные силы | Связные и учебные самолеты – 32 ед. | Истребители, бомбардировщики и пр. – 211 ед. |
Однако коммунистический Китай, озабоченный возможностью вторжения Войск ООН в Маньчжурию, в последней декаде октября 1950 г. направил в Корею миллионную армию, поэтому положение на фронте резко переменилось. 4 января 1951 г. Сеул вновь оказался в руках Народной Армии. Масса населения Сеула, которое не смогло эвакуироваться после 25 июня, на этот раз бежали из города. В Пусане скопилось наибольшее число беженцев с севера. Правительство, Сеульский университет и ряд других столичных высших учебных заведений были переведены в Пусан, Кванджу, Чонджу и Тэджон, где создавались объединенные университеты военного времени и продолжались занятия. Зимняя стужа и метели причиняли беженцам еще большие мучения в период братоубийственной гражданской войны.
Войска ООН, отступившие под давлением массированных атак армии коммунистического Китая до районов Пхёнтхэк и Осан, снова развернули общее наступление и в начале лета 1951 г. закрепили линию фронта в районе нынешней демаркационной линии. Перед этим Советский Союз, после неофициальных переговоров США, передал через ООН предложение начать переговоры о перемирии, которые и начались в июне 1951 г. между Войсками ООН с одной стороны и вооруженными силами Северной Кореи и коммунистического Китая с другой. Переговоры продолжались более двух лет, но постоянно сталкивались с различными трудностями в таких вопросах, как определение военно-демаркационной линии, формирование наблюдательного органа нейтральных государств, обмен военнопленными и пр. Война же тем временем продолжалась, и обе стороны несли большие потери. В июне 1953 г., когда переговоры о перемирии были близки к завершению, правительство Ли Сынмана, горячо поддерживавшее идею объединения страны военным подчинением Северной Кореи, поразило мировое сообщество освобождением всех северокорейских военнопленных, проникнутых антикоммунистическими настроениями. Однако вопреки возражениям правительства Южной Кореи, совпали мнения США и СССР, не заинтересованных в дальнейшем продолжении войны, поэтому 27 июля 1953 г. было подписано Соглашение о перемирии (Хюджон хёпчон).
Соглашение о перемирии от имени Войск ООН подписали США, а от коммунистов – Северная Корея и Китай, но Южная Корея (Республика Корея) не подписала это соглашение, которое, будучи только соглашением о прекращении военных действий, не было документом, гарантирующим мир на Корейском полуострове; поэтому впоследствии постоянно возникали многочисленные крупные и малые военные конфликты в районе демаркационной линии, и тогда в Пханмунджоме велись переговоры между США, представлявшими ООН, и Северной Кореей.
Продолжавшаяся более трех лет Корейская война вместе с войной во Вьетнаме явилась крупнейшей после Второй мировой войны и принесла обеим воюющим сторонам огромный ущерб. Только людские потери обеих сторон составили 2 400 тыс. человек, и трудно определить число убитых и раненых среди гражданского населения[2]. И на Севере, и на Юге Кореи были почти полностью разрушены промышленные предприятия, жилища, учебные заведения, и вся страна превратилась в руины. Особенно жестоким ударам подверглись Сеул и Пхеньян, превратившиеся в ужасающие развалины. Однако самые тяжелые последствия Корейской войны проявились не столько в материальном ущербе, сколько в духовной сфере. В результате многократных перемещений линии фронта, когда на одной и той же территории хозяйничали то одна, то другая армии, мирные граждане, не имевшие даже представления об идеологии воюющих сторон, поневоле сотрудничали то с одной, то с другой стороной в качестве исполнителей чужой воли, а затем подвергались ужасной мести. Когда Северная Корея проводила на завоеванной территории Юга земельную реформу, были учреждены т.н. «народные суды», которые подвергали репрессиям безвинных жителей по обвинениям в реакционизме. Поэтому внутри одной нации между людьми росла стена вражды и недоверия, и возможность объединения страны, соответственно, могла только отдаляться.