Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 15 страница
15 «Могилою знаменитых людей служит вся земля, и о них свидетель
ствуют не только надписи на надгробных плитах в родной стране. Не столько
о самих подвигах, сколько о мужестве незаписанное воспоминание вечно живет
в каждом человеке и не в родной его земле» (Ф у к и д и д. Кн. 2, с. 43).
и Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет — время бегущее.
Гораций. К Мельпомене (пер. С. Шервинского).
17 Создание Лиги Морган рассматривает здесь как единовременное событие в истории ирокезов, как результат только сознательной, целенаправленной деятельности их предводителей. Впоследствии, когда Морган открыл механизм
функционирования и развития родового строя, он пришел к выводу о том, что возникновение союза было определенным этапом в процессе органического развития этого строя. «Конфедерации,— писал Морганв„Древнемобществе",— развиваются с течением времени совершенно естественным образом из предшествующих элементов... Ирокезы дали нам превосходный пример образования конфедерации путем естественного развития, которому способствует искусственное законодательство».
18 Слово «сахем» («сэйчем») алгонкинского происхождения и в ирокезском
языке не употреблялось.
19 О военной организации ирокезов см. также гл. VI кн. II. Морган вновь
обратился к этому вопросу в «Древнем обществе» (ч. II, гл. 4 и 5). Современное
состояние проблемы освещено в книге Ю. П. Аверкиевой «Индейцы Северной
Америки» (М., 1974, с. 221—231).
20 О Джозефе Бранте (1742—1807) см. также гл. III кн. I. Он первым среди
индейцев получил европейское образование и перевел на диалект могауков
отрывки из Евангелия. После окончания войны за независимость Брант, вое
вавший на стороне Англии, добился предоставления могаукам земли в Канаде.
21 Подобно тому как Морган по традиции называет.индейское племя «на
цией», он использует слово «1пЪе» — «племя» — в качестве названия рода.
И английский и русский термины могли означать во времена Моргана любое
объединение связанных узами родства людей, более широкое, чем моногамная
семья. Так, в русском языке слова «род», «поколение», «колено» употреблялись
как синонимы слова «племя». Однако расплывчатость термина не помешала Мор
гану с протокольной точностью описать структуру ирокезских родов с их фрат
риями, которые он здесь называет йтзшпз —«подразделениями».
22 Отмечая важную особенность социального строя ирокезов — сохранение
за материнским родом наследственного права на выборные должности, занима
емые его членами,— Морган в то же время (равно как и ГГрескотт, которого он
цитирует) объясняет этот обычай мотивами, характерными для его собственной
общественной среды.
23 Красная Куртка (Ней Таске!) — оратор из племени сенека. Во время
войны за независимость |прославился как военачальник, воевал на стороне
англичан. Эли С. Паркер (см. примеч. 5 к Предисловию) был его внучатым
племянником.
24 Морган склоняется здесь к версии ирокезских преданий, согласно кото
рым не только конфедерация, но и самый род был сознательным творением иро
кезов, в определенном смысле их социальным изобретением. Но, очевидно, у него
остались некоторые сомнения в обоснованности этой версии, так как именно
этот пункт стал впоследствии исходной точкой дальнейшего развития его уче
ния о родовом строе.
26 Са1епз (или се1епз) рапЪиз (лат}.—«при прочих равных условиях».
28 Мойиз ргосейепй! (лат.) —«в процедуре».
27 Ра(хез сопзспрй (лат.) — букв, «призванные отцы». Звание сенаторов
в Древнем Риме.
28 «Человеку могут доставить наиболее высокое положение заслуги двух
родов: великого императора и великого оратора. Последний оберегает блага
мирной жизни, первый отвращает опасности войны» (Цицерон. Речь в за
щиту Мурены, XIV, 30. Пер. В. Горенштейна).
29 В «Древнем обществе» (ч. II, гл. 5) Морган подробно описал церемонию
созыва и открытия совета сахемов (в главе под названием «Ирокезская конфе
дерация»).
30 1трегшт т 1трег1о (лат.) —«государство в государстве».
31 Аип засга гатез (лат.) —«священная алчность к золоту»; бШсНит 1исг1
(лат.) — «стремление к роскоши».
32 Этот прогноз Моргана, основанный на тенденции развития американской
буржуазной цивилизации, приобщение к которой означало бы для ирокезов
утрату их национальной самобытности, не оправдался. Ирокезы, как и другие
индейские племена, не только сохранились до настоящего времени в США и
Канаде, но обнаруживают стремление к объединению, создают общеиндейские
организации для защиты своих интересов.
Ю Заказ М 2548 273
К и и г а II
1 В настоящее время в этнографической науке преобладает точка зрения,
согласно которой культ Великого духа, как его описывает Морган, сложился
под непосредственным влиянием проповеди христианства среди ирокезов.
В пользу этой точки зрения говорят и свидетельства миссионеров XVII в., от
рицавших существование у ирокезов представления о едином боге.
2 «Всем от рождения дан и запечатлен в душе принцип, что боги существуют»
(Цицерон. О природе богов. Кн. II, гл. 4*). «Он один (Эпикур) познал, что
существование богов первично, ибо сама природа запечатлела в каждой душе
и я> тие о них» (там же. Кн. I, гл. 16). «Ибо что может быть яснее и очевид
нее тому, кто обращает взор к небу и созерцает небесные тела, чем бытие не
коего существа, которое своим превосходным духом всем этим управляет» (там
же. Кн. II, гл. 2).
3 «Божество ничего не совершает, не вовлечено ни в какое занятие, не пред
принимает никакого дела, оно лишь обладает мудростью и добродетелью. Оно
познало, что вечно будет наслаждаться... радостями» (Кн. I, гл. 19).
4 «Напротив, другие великие и выдающиеся философы учили, что боги
своим духом и разумом правят и управляют всем миром и делают не только это,
а заботятся также о жизни людей» (Кн. I, гл. 2).
5 «Каким же духовным взором узрел ваш Платон это воздвигнутое тяже
лым трудом великое здание, сотворение которого, а тем самым и сотворение мира
он приписывает богу? Каким образом все было приведено в движение? Какими
орудиями, какими рычагами, какими машинами? Кто были помощниками при
выполнении этой задачи? Как могли воздух, огонь, вода и земля подчиниться
и следовать воле зодчего?» (Кн. I, гл. 8).
8 Там в необъятной пещере царь Эол Междоусобные ветры и громоподобные бури Властью своею гнетет и смиряет тюрьмой и цепями.
В и р г и л и ж. Энеида. Кн. I, с. 32—34 (пер. В. Брюсова).
7 В публикации Ллойда после этого абзаца следует вставка из рукописей
Моргана относительно веры ирокезов в демонов, которых они называли «ложными
. ицами». В отрывке описываются исполнявшиеся в масках обряды, связанные
с этими верованиями.' См.: Ь. Н. М о г д а п. Ьеа^це оГ 1Ье Но-йе'-по-заи-пее
ог 1годшнз. Кету Науеп, 1954, то1. 1, с. 157—160.
8 В конце гл. III настоящей книги Морган переводит ирокезское имя Ва
шингтона как «разрушитель селений».
8 Собиранием сока сахарного клена (Асссг засЬагтиш) и вывариванием из него сахара издревле занимались и ирокезы, и другие племена зоны смешанного леса Северной Америки. Европейские колонисты заимствовали этот способ добывания сахара у индейцев.
10 Речь идет о 40 тыс. куб. м зерна. В подсчете неточность. МшоЪ (мино) —
старинная французская мера сыпучих тел, приблизительно равная 0,1 л. Аме
риканский бушель равен 32,2 л. Таким образом, в тексте следовало, очевидно,
указать не 400 тыс., а 400 млн. мино.
11 Аналогичные обычаи существовали до недавнего времени у народов
Северо-Восточной Азии. Нивхи, например, при переезде в новую местность
приносили в жертву ее «хозяину» рыжую собаку. Обряд совершался в лесу.
12 Сажатель Кукурузы (Согпр1ап1ег), или Гиэйнтвакэй,— один из вождей
сенека, выступавший на стороне Англии в период американской войны за не
зависимость. Родом из индейской деревни, расположенной на берегу р. Аллегей-
ни, он впоследствии (в 1789 г.) получил от властей штата Пенсильвания полторы
тысячи акров земли в своей родной местности. Сажатель Кукурузы основал здесь
резервацию и занялся просветительской деятельностью среди соплеменников.
В 60-е годы XX в., в связи со строительством плотины на р. Кинзуа, резервация
под давлением властей была покинута жителями.
13 Ирокезы раскрашивали свое тело красками перед совершением религиоз
ных обрядов, а также при выходе на тропу войны.
14 ЗаЬапсИ агв (лат.) —«искусство прыжков».
15 Положение женщин в ирокезском обществе особенно резко изменилось
в колониальный период. В сравнении с выгодами, которые приносила пушная
торговля с европейцами, женский труд утратил свое прежнее значение. На взаимоотношениях полов не могло не сказаться также и возвышение мужчин, вызванное войнами, которые в связи с торговлей непрерывно вели ирокезы на протяжении целого века. Вероятно, именно вследствие этих причин женщины были отстранены от непосредственного участия в делах управления Лигой ц могли доводить свое мнение до сведения совета сахемов лишь через специальных ораторов.
ь Фруктовые сады появились у ирокезов в колониальный период.
17 Бесполезные сани из коры назывались алгонкинским словом «тобогган».
Книга III
1 Культура строителей курганов датируется VI—XII вв. н. э. Во времена
Моргана памятники этой культуры считались древнейшими в истории индейцев
(см. в конце настоящей главы). По данным современной науки, ей предшество
вал ряд культур (палеоиндейская, архаическая, ранний вудленд, или лесной
период); истоки первой из них датируются XII—XV тысячелетиями до нашей
эры. Памятники строителей курганов относятся к культуре среднего вудленда
и соответствуют хопуэллской культуре, распространенной на северо-востоке
США и на юге канадской провинции Онтарио. Между хопуэллской и протоиро-
кезской культурой оваско имеется преемственная связь (см. примеч. 1 к кн. I).
2 В издании под редакцией Ллойда далее следует вставка из рукописей
Моргана с описанием различных типов лямок, которые ирокезы изготавливали
для ношения грузов (Ь. Н. М о г % а п. Ьеа^ие оГ Ше Но-<3е'-по-8аи-пее, 1гс^ио15.
Ке\у Науеп, 1954, уо1. II, с. 17-22).
3 В издании Ллойда далее вставка с описанием исторических случаев
длительного хранения зерна в сосудах из коры (уо!. II, с. 22—23).
4 В издании Ллойда далее следует описание силков для птиц, изготовляв
шихся из коры вяза (уо!. II, с. 24—25).
5 Лыжи-«лапки» (или лыжи-«ракетки», канадские лыжи, ступательные
лыжи) — примитивная форма лыж, сохранившаяся также у некоторых народов
Северной Азии (чукчей, коряков, ительменов). Более совершенные скользящие
лыжи были ирокезам неизвестны.
" Духовое ружье, или трубка для метания стрел, было известно кроме ирокезов некоторым восточноалгонкинским племенам. Но главные области его распространения находятся в северо-восточной части Южной Америки, в Индонезии и на Малайском полуострове. Не установлено, возник ли этот вид оружия независимо в разных местах или распространился из какого-то одного первоначального центра.
7 В издании Ллойда добавлен абзац об употреблении описанного в тексте
кисета (уо!. II, с. 38—39).
8 В издании Ллойда далее следует описание искусства плетения корзин из
луба черного вяза у ирокезов (уо!. II, с. 42—43).
9 В издании Ллойда добавлено подробное описание специальной мешалки
для приготовления одного из ирокезских блюд (Ьоттопу), а также старинного
ковша из коры (уо!. II, с. 44—46).
10 В издании Ллойда помещено подробное описание женской юбки, отде
ланной бусами (уо1. II, с. 47—48).
11 В издании Ллойда следует описание колец и серег, изготовлявшихся иро
кезскими мастерами преимущественно из серебра (уо!. II, с. 50).
12 В издании Ллойда добавлено описание вампума. Ирокезы пользовались
как снизками бус на отдельном шнуре, так и сплетенными из таких снизок поя
сами. Первоначально вместо бус на шнур нанизывались раковины. В отрывке
указывается, что слово «вампум» алгонкинского происхождения (уо!.П, с. 51 —
52).
13 В отрывке, включенном в издание Ллойда, Морган опровергает мнение
о том, что вампум выполнял функции денег у ирокезов. Морган отмечает, что
денежное обращение появилось лишь с приходом европейцев (уо!. II, с. 53).
14 В издании Ллойда далее идет описание процесса изготовления поясов вам
пума (то1. II, с. 54—55).
10* 275
111 Джордж Катлпн (СаШп), американский художник, посвятивший свое творчество-изображению быта индейских племен. В 40-е годы прошлого века он предпринял путешествие в западные районы США и издал затем альбом со своими зарисовками (Ног1Ь Атепсап 1псНап РогЦоНо. 1844).
10 Характеристика ирокезских диалектов, данная Морганом, положила начало научному подходу к их изучению, однако анализ их элементов не соответствует современному уровню языкознания. По наиболее распространенной современной классификации, выдвинутой известным американским лингвистом Э. Сэпиром, ирокезские языки входят в семью языков хока-сиу. Помимо диалектов шести племен Лиги к ирокезским относятся также языки чероки, гуронов (вайаидотов),эри. Ирокезские языки насчитывают менее 20 фонем; к их особенностям относятся полисинтетичность глагола, богатая аффиксация, инкорпорация прямого дополнения. Для некоторых языков создана письменность, они преподаются в школах для индейцев (см.: N. М. Но1тег. ТЪе СЬагас1ег о{ 1Ье 1годио1ап Ьап^на^ез. 1Лррва1а, 1952; он же. ТЬе 8епеса Ъа.щиа%е. \3р-рва1а, 1954; Р. Ь. \У е 1 п т а п п. А ШЬНозгарЬу оГ 1пе 1годио!ап ШегаШге. А1Ьапу (Кеда УогЬ), 1961)).
17 В транскрипции некоторых ирокезских топонимов, приведенных в таб
лице, а также в списке географических названий в Приложении I встречаются
расхождения (например, на диалекте могауков: в таблице С-а-па-]о-паг'-1а, а в
списке Са-па-]о-Ы'-е). Это касается также ряда других ирокезских слов. В
этих случаях варианты, данные Морганом, оставлены без изменений.
18 Матф.Гл. 6, 9—13.
19 Имеется в виду здание управления штата Нью-Йорк в Олбани.
20 Более 130 лет прошло с тех пор, как Л. Г. Морган написал эти строки.
О «правах» и «привилегиях» ирокезских племен в наши дни можно судить по то
му, что они живут в шести сохраняющихся в их владении резервациях. Они
беднее окружающего белого населения, многие из них в поисках заработка по
кидают резервации, при этом индейцам открыт доступ лишь к наименее выгод
ным, а часто и опасным видам работ. Территории резерваций постоянно нахо
дятся под угрозой принудительного отчуждения, а денежные суммы, которые
выплачиваются при отчуждении земель, далеко не восполняют ущерба, который
наносится индейцам. Культурная изоляция и отсталость являются неизбежным
следствием жизни в резервациях. На ирокезские языки переводится в основном
литература религиозного содержания. Ирокезские школы дают своим воспи
танникам недостаточное образование. Разумеется, среди ирокезов есть люди и с
высшим образованием, деятели культуры, представители администрации, но в
целом положение ирокезского меньшинства остается тяжелым.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
«Лига ходеносауни, или ирокезов» — первая значительная работа Льюиса Генри Моргана, одного из самых крупных ученых прошлого века, человека, который, по словам Энгельса, «в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл... материалистическое понимание истории» 1. Но в 1851г., когда книга Моргана впервые увидела свет, ни сам автор, называвший «лигой» исторически сложившийся союз ирокезских племен, ни кто-либо другой не мог предположить, что с ее выходом зародилась новая наука — этнография — и сделан первый шаг к открытию законов первобытного общества. Это стало ясно десятилетия спустя, когда открытия Моргана, подтвержденные фактами из разных районов мира, обрели форму теории, изложенной в его классической работе «Древнее общество». И даже после этого еще потребовалось время, чтобы правильно оценить место «Лиги ирокезов» в истории этнографической науки.
40-е годы прошлого века были временем широкого интереса публики к описательной этнографии и пристального внимания ученых к ее проблемам. Знания о неевропейских народах, накопленные путешественниками, миссионерами и учеными в предыдущие столетия, требовали систематизации. Во многих странах возникали этнографические общества, ученые брались за перо, чтобы описать и обобщить данные о различных народах земного шара. Существенной стороной процесса становления этнографической науки было также интенсивное изучение быта и культуры цивилизованных стран. Выходило множество книг с описанием народных обычаев, разных жанров фольклора, с анализом «древностей». Понадобилась историческая перспектива для того, чтобы в этом потоке литературы «Лига ирокезов» выделилась и обозначилась как труд, в котором этнография впервые выступила как самостоятельная наука и где четко определились предмет и методы новой науки.
Процесс формирования и выделения той или иной науки, рассматриваемый с точки зрения внутренней логики ее развития, состоит в накоплении фактов и наблюдений, их постепенной группировке, отделении от других фактов и наблюдений, систематизации и, наконец, завершается созданием единой теории, раскрывающей
1 Ф. Энгельс. Письмо Карлу Каутскому 16 февраля 1884 г.— К. М а р к с, Ф. Э н г е л ь с, Сочинения. Т. 36, с. 97.
внутреннюю связь открытых явлений и тем самым отграничивающей предмет данной науки. Процесс выделения новых гуманитарных наук был весьма интенсивен в^ середине XIX в. Именно в это время от общего ствола гуманитарных наук отделилась новая ветвь — этнография. И труд Моргана регистрирует момент ее ответвления.
Описанная схема достаточно точно, но далеко не полно характеризует процесс формирования этнографии. Это именно схема, а не картина ее возникновения, логика развития науки, но не ее история. Чтобы описать историю науки, необходимо выйти за ее пределы. За наукой стоит общество с его потребностями, противоречиями и борьбой, люди с их страстями и увлечениями, убеждениями и целями. Стройная логика науки возникает именно из этого хаотического на первый взгляд движения жизни, из борьбы интересов и течений. Так по крайней мере было с этнографией в условиях американской жизни середины прошлого века. И книга Моргана отражает потребности и противоречия этого общества, являясь в одно и то же время образцовым научным трактатом и страстным памфлетом в защиту индейцев.
Американское общество 40-х годов прошлого века было частью буржуазного мира, порождением и продолжением буржуазных обществ Западной Европы, но между Америкой и Европой имелись существенные различия. Америка — страна восходящей буржуазии, основные противоречия капитализма проявлялись здесь далеко еще не с той остротой, как в Европе, где они привели к революционному взрыву 1848 г. Необъятные просторы, огромные и едва початые природные богатства, энергичное население раскрыли перед американским обществом перспективы неограниченного, казалось, развития. И Америка быстро развивалась, промышленность испытывала нужду в людях, и она принимала и поглощала многотысячный поток иммигрантов из различных европейских стран.
У североамериканского общества имелось еще одно преимущество перед европейским. Оно было свободно от феодально-абсолютистских традиций, характерных для социальных отношений в Европе, а также от сословных и иных перегородок и чинопочитания, которыми была проникнута вся европейская жизнь. Возможности разбогатеть и подняться на новый социальный уровень были здесь значительно шире. Сюда ехали все те, кто потерял надежду выбиться из нищеты у себя на родине. Америка прельщала их демократическими порядками.
Однако эта демократия была весьма своеобразной — она предназначалась только для белых. Всем «цветным» был уготован удел «низших рас». Демократия белых мирилась с существованием рабства на юге страны. Под бичом надсмотрщика трудились миллионы черных невольников, обеспечивая роскошную жизнь южных плантаторов. Правда, широкие слои населения относились к неграм сочувственно. И даже крупная буржуазия севера, которой была необходима свободная рабочая сила, выступала за ограничение этой архаической формы эксплуатации. Но в те времена рабовладельческая аристократия юга продолжала процветать.
Если к вывезенным из Африки неграм и их потомкам трудовые слои белого населения относились хотя бы с состраданием, то к индейцам — коренным жителям Америки — отношение было иное. На их земли зарились не только крупные землевладельцы, но и рядовые белые поселенцы, все те, для кого собственная ферма была целью и идеалом, казалась оплотом материального благополучия и основой «демократии». Им было невдомек, что их земельные участки быстро перейдут в руки земельных спекулянтов и дельцов. Пока что они видели в лице индейцев врагов, которых они настойчиво теснили, втор гаясь на их территорию, захватывая удобные земли, провоцируя столкновения. Белые поселенцы и составляли массу того «беспокойного, продвигающегося вперед пограничного населения», о котором пишет Морган. А уж если на территории, принадлежавшей индейским племенам, обнаруживались какие-либо рудные богатства, то участь индейцев решалась самым «радикальным» образом. Их сгоняли с исконных земель, беззастенчиво нарушая все договоры, заключенные федеральными властями или властями штатов, договоры, которые племена заключали как суверенные «нации». В 30-е годы было принято и решение правительства о переселении всех индейцев на запад,- за Миссисипи. Кое-где они оставались на своих землях, как, например, ирокезы в штате Нью-Йорк, но эти земли были сильно урезаны и превращены в так называемые резервации, своеобразные заповедники для коренного населения Америки. Территория этих резерваций под различными предлогами и с помощью разных, но всегда бесчестных способов постоянно сокращалась.
Индейцы сопротивлялись. Против них направлялись войска. Их принудительное переселение нередко сопровождалось насилиями и жестокостью. «Только мертвый индеец хорош» — такова была в те времена любимая поговорка американских офицеров.
Типичной была, например, судьба родственного ирокезам племени чероки. Когда на их территории нашли золото, племя в насильственном порядке погнали на запад, в Оклахому. В пути более четверти племени погибло. Земли в Оклахоме, которые по договору были закреплены за чероки «навечно», вскоре также отобрали, оставив им лишь небольшие резервации 2. До сих пор еще представители чероки тщетно протестуют против совершенного над ними насилия. С горечью пишет об этом в своей книге индеец-чероки «Пылающий медведь» 3. Схожей была участь и многих десятков других индейских племен.
В основе американской демократии лежало неравенство рас, и конфликты, с этим связанные, достигли большой остроты уже в середине прошлого века. Американское общество раскололось, лучшие его люди выступили в защиту угнетенных народов. На первый план выдвинулся вопрос об отмене рабства негров. Страна катилась к гражданской войне.
2 М. Б. О г 1 и I е у. Атепсап ГпШап ТпЬез. N. V., 1974, с. 50.
3 "\У 1 1 П а т Меуег ('уопу'и1'813га, Вигшп§ Веаг). КаНуе Атепсапз.
ТЬе N6^ 1шНап Нез^апсе. N. У., 1971. «Дорогой слез» прозвали чероки свое
вынужденное переселение.
Насколько разным было отношение белого населения Америки к индейцам и неграм, сколь различное место занимали эти вопросы в американской жизни, можно судить по одному только факту: знаменитый роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852) увидел свет через год после «Лиги ирокезов». Он был адресован самой широкой аудитории и немало способствовал росту протеста против рабства, в то время как книга Л. Г. Моргана могла заинтересовать только ограниченный круг наиболее просвещенных читателей. Американцам еще надо было объяснить необходимость сохранения самого существования индейцев.
Человеком, одним из первых поднявшим свой голос в защиту индейских племен, и был Льюис Генри Морган.
Прежде чем более подробно охарактеризовать позиции, с которых он подошел к своему первому исследованию, попытаемся обрисовать жизненный путь этого замечательного человека, о биографии которого долгое время имелись лишь скудные сведения.
Это обстоятельство в какой-то мере свидетельствует о характере человека, но в гораздо большей степени о том, как мало внимания (по крайней мере поначалу) уделяли памяти этого великого ученого на его родине. Морган не оставлял копий своих писем, его дневниковые записи носят деловой характер. Однако о событиях его жизни можно составить представление по письмам друзей и коллег, адресованным ему, да и записи дневников позволяют косвенно судить о чертах его характера. Но все эти материалы стали публиковаться только с начала 20-х годов нашего века. О том, как мало было известно о личной жизни Моргана даже спустя десятилетие после его смерти, свидетельствует замечание Ф. Энгельса в предисловии к четвертому немецкому изданию книги «Происхождение семьи, частной собственности и государства». «На обратном пути из Нью-Йорка, в сентябре 1888 г.,— пишет Энгельс,— я встретился с бывшим депутатом конгресса от Рочестерского избирательного округа, знавшим Льюиса Моргана. К сожалению, он мог рассказать мне о нем немного. Морган жил в Рочестере как частное лицо, занимаясь лишь своей научной работой. Брат его, полковник, служил в Вашингтоне, в военном министерстве; при содействии брата ему и удалось заинтересовать правительство своими исследованиями и издать несколько своих работ на государственные средства; мой собеседник в то время, когда он был депутатом конгресса, тоже, по его словам, неоднократно хлопотал об этом» '*.
Вот то немногое, что было известно о жизни Моргана Энгельсу-, благодаря трудам которого открытия Моргана вошли в науку.
Первая подробная биография Моргана была опубликована в США только в 1931 г.5. Вскоре и в нашей стране вышла в свет монография
4 Ф. Энгельс. К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан,
Морган).— К.Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 22, с. 225. Это пре
дисловие написано Ф. Энгельсом 16 июня 1891 г.
5 В. I. 8 * е г п. Ьешз Нему Мог§ап. Зома! Еуо1иЫошв1;, СЫса^о, 1931.
известного ученого М. О. Косвена, посвященная жизни Моргана ". Интерес к Моргану в США и в Западной Европе начал заметно усиливаться по мере роста влияния нео эволюционистского течения в этнографической науке. Большой вклад в изучение жизни и творчества Моргана внес один из крупнейших представителей этого направления — Лесли Уайт 7. Вышла и новая фундаментальная биография Моргана 8. Критический анализ концепции Моргана в свете современной науки содержится в работах видных советских ученых Ю. П. Аверкиевой, С.А.Токарева, Ю.И.Семенова и других9. Ю. И. Семенов по-новому осветил, в частности, политические убеждения Моргана, его приверженность идеям революционного демократизма, опровергнув распространенное на Западе мнение о глубокой религиозности Моргана и его преданности «ценностям» буржуазного мира 10.
Льюис Генри Морган родился 21 ноября 1818 г. на ферме близ Ороры, центра графства Кейюга в штате Нью-Йорк, в семье землевладельца Джедидайи Моргана и его второй жены — Харриет Стил Смит. В семье было тринадцать детей, Льюис был девятым. Родословная Морганов прослеживается до XI в.; они были выходцами из Уэльса. В Америку предки Моргана и по отцовской и по материнской линии прибыли в 30-е годы XVII в. Земли в графстве Кейюга, на территории, принадлежавшей ирокезскому племени ин-дейцев-кайюга, Морганы приобрели в конце XVIII в. Отец Моргана в последние годы жизни избирался сенатором штата. Умер он, когда Льюису было восемь лет.
Учился Морган в Ороре, в местной школе, называвшейся «Кейюга Академи», в которой большое внимание уделялось истории античности и древним языкам. Склонность к исследованию проявилась у Моргана уже в период пребывания в школе, где он создал научные кружки. Определенный отпечаток на личность Моргана наложило и его воспитание в семье, принадлежавшей к пресвитерианской церкви. Уже в детстве, вероятно, зародился у Моргана интерес к жизни индейцев — ирокезские поселения были недалеко от Ороры.