Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 15 страница

15 «Могилою знаменитых людей служит вся земля, и о них свидетель­
ствуют не только надписи на надгробных плитах в родной стране. Не столько
о самих подвигах, сколько о мужестве незаписанное воспоминание вечно живет
в каждом человеке и не в родной его земле» (Ф у к и д и д. Кн. 2, с. 43).

и Создал памятник я, бронзы литой прочней, Царственных пирамид выше поднявшийся. Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой Не разрушат его, не сокрушит и ряд Нескончаемых лет — время бегущее.

Гораций. К Мельпомене (пер. С. Шервинского).

17 Создание Лиги Морган рассматривает здесь как единовременное событие в истории ирокезов, как результат только сознательной, целенаправленной деятельности их предводителей. Впоследствии, когда Морган открыл механизм

функционирования и развития родового строя, он пришел к выводу о том, что возникновение союза было определенным этапом в процессе органического разви­тия этого строя. «Конфедерации,— писал Морганв„Древнемобществе",— разви­ваются с течением времени совершенно естественным образом из предшест­вующих элементов... Ирокезы дали нам превосходный пример образования конфедерации путем естественного развития, которому способствует искус­ственное законодательство».

18 Слово «сахем» («сэйчем») алгонкинского происхождения и в ирокезском
языке не употреблялось.

19 О военной организации ирокезов см. также гл. VI кн. II. Морган вновь
обратился к этому вопросу в «Древнем обществе» (ч. II, гл. 4 и 5). Современное
состояние проблемы освещено в книге Ю. П. Аверкиевой «Индейцы Северной
Америки» (М., 1974, с. 221—231).

20 О Джозефе Бранте (1742—1807) см. также гл. III кн. I. Он первым среди
индейцев получил европейское образование и перевел на диалект могауков
отрывки из Евангелия. После окончания войны за независимость Брант, вое­
вавший на стороне Англии, добился предоставления могаукам земли в Канаде.

21 Подобно тому как Морган по традиции называет.индейское племя «на­
цией», он использует слово «1пЪе» — «племя» — в качестве названия рода.
И английский и русский термины могли означать во времена Моргана любое
объединение связанных узами родства людей, более широкое, чем моногамная
семья. Так, в русском языке слова «род», «поколение», «колено» употреблялись
как синонимы слова «племя». Однако расплывчатость термина не помешала Мор­
гану с протокольной точностью описать структуру ирокезских родов с их фрат­
риями, которые он здесь называет йтзшпз —«подразделениями».

22 Отмечая важную особенность социального строя ирокезов — сохранение
за материнским родом наследственного права на выборные должности, занима­
емые его членами,— Морган в то же время (равно как и ГГрескотт, которого он
цитирует) объясняет этот обычай мотивами, характерными для его собственной
общественной среды.

23 Красная Куртка (Ней Таске!) — оратор из племени сенека. Во время
войны за независимость |прославился как военачальник, воевал на стороне
англичан. Эли С. Паркер (см. примеч. 5 к Предисловию) был его внучатым
племянником.

24 Морган склоняется здесь к версии ирокезских преданий, согласно кото­
рым не только конфедерация, но и самый род был сознательным творением иро­
кезов, в определенном смысле их социальным изобретением. Но, очевидно, у него
остались некоторые сомнения в обоснованности этой версии, так как именно
этот пункт стал впоследствии исходной точкой дальнейшего развития его уче­
ния о родовом строе.

26 Са1епз (или се1епз) рапЪиз (лат}.—«при прочих равных условиях».
28 Мойиз ргосейепй! (лат.) —«в процедуре».

27 Ра(хез сопзспрй (лат.) — букв, «призванные отцы». Звание сенаторов
в Древнем Риме.

28 «Человеку могут доставить наиболее высокое положение заслуги двух
родов: великого императора и великого оратора. Последний оберегает блага
мирной жизни, первый отвращает опасности войны» (Цицерон. Речь в за­
щиту Мурены, XIV, 30. Пер. В. Горенштейна).

29 В «Древнем обществе» (ч. II, гл. 5) Морган подробно описал церемонию
созыва и открытия совета сахемов (в главе под названием «Ирокезская конфе­
дерация»).

30 1трегшт т 1трег1о (лат.) —«государство в государстве».

31 Аип засга гатез (лат.) —«священная алчность к золоту»; бШсНит 1исг1
(лат.) — «стремление к роскоши».

32 Этот прогноз Моргана, основанный на тенденции развития американской
буржуазной цивилизации, приобщение к которой означало бы для ирокезов
утрату их национальной самобытности, не оправдался. Ирокезы, как и другие
индейские племена, не только сохранились до настоящего времени в США и
Канаде, но обнаруживают стремление к объединению, создают общеиндейские
организации для защиты своих интересов.

Ю Заказ М 2548 273

К и и г а II

1 В настоящее время в этнографической науке преобладает точка зрения,
согласно которой культ Великого духа, как его описывает Морган, сложился
под непосредственным влиянием проповеди христианства среди ирокезов.
В пользу этой точки зрения говорят и свидетельства миссионеров XVII в., от­
рицавших существование у ирокезов представления о едином боге.

2 «Всем от рождения дан и запечатлен в душе принцип, что боги существуют»
(Цицерон. О природе богов. Кн. II, гл. 4*). «Он один (Эпикур) познал, что
существование богов первично, ибо сама природа запечатлела в каждой душе
и я> тие о них» (там же. Кн. I, гл. 16). «Ибо что может быть яснее и очевид­
нее тому, кто обращает взор к небу и созерцает небесные тела, чем бытие не­
коего существа, которое своим превосходным духом всем этим управляет» (там
же. Кн. II, гл. 2).

3 «Божество ничего не совершает, не вовлечено ни в какое занятие, не пред­
принимает никакого дела, оно лишь обладает мудростью и добродетелью. Оно
познало, что вечно будет наслаждаться... радостями» (Кн. I, гл. 19).

4 «Напротив, другие великие и выдающиеся философы учили, что боги
своим духом и разумом правят и управляют всем миром и делают не только это,
а заботятся также о жизни людей» (Кн. I, гл. 2).

5 «Каким же духовным взором узрел ваш Платон это воздвигнутое тяже­
лым трудом великое здание, сотворение которого, а тем самым и сотворение мира
он приписывает богу? Каким образом все было приведено в движение? Какими
орудиями, какими рычагами, какими машинами? Кто были помощниками при
выполнении этой задачи? Как могли воздух, огонь, вода и земля подчиниться
и следовать воле зодчего?» (Кн. I, гл. 8).

8 Там в необъятной пещере царь Эол Междоусобные ветры и громоподобные бури Властью своею гнетет и смиряет тюрьмой и цепями.

В и р г и л и ж. Энеида. Кн. I, с. 32—34 (пер. В. Брюсова).

7 В публикации Ллойда после этого абзаца следует вставка из рукописей
Моргана относительно веры ирокезов в демонов, которых они называли «ложными
. ицами». В отрывке описываются исполнявшиеся в масках обряды, связанные
с этими верованиями.' См.: Ь. Н. М о г д а п. Ьеа^це оГ 1Ье Но-йе'-по-заи-пее
ог 1годшнз. Кету Науеп, 1954, то1. 1, с. 157—160.

8 В конце гл. III настоящей книги Морган переводит ирокезское имя Ва­
шингтона как «разрушитель селений».

8 Собиранием сока сахарного клена (Асссг засЬагтиш) и вывариванием из него сахара издревле занимались и ирокезы, и другие племена зоны смешан­ного леса Северной Америки. Европейские колонисты заимствовали этот спо­соб добывания сахара у индейцев.

10 Речь идет о 40 тыс. куб. м зерна. В подсчете неточность. МшоЪ (мино) —
старинная французская мера сыпучих тел, приблизительно равная 0,1 л. Аме­
риканский бушель равен 32,2 л. Таким образом, в тексте следовало, очевидно,
указать не 400 тыс., а 400 млн. мино.

11 Аналогичные обычаи существовали до недавнего времени у народов
Северо-Восточной Азии. Нивхи, например, при переезде в новую местность
приносили в жертву ее «хозяину» рыжую собаку. Обряд совершался в лесу.

12 Сажатель Кукурузы (Согпр1ап1ег), или Гиэйнтвакэй,— один из вождей
сенека, выступавший на стороне Англии в период американской войны за не­
зависимость. Родом из индейской деревни, расположенной на берегу р. Аллегей-
ни, он впоследствии (в 1789 г.) получил от властей штата Пенсильвания полторы
тысячи акров земли в своей родной местности. Сажатель Кукурузы основал здесь
резервацию и занялся просветительской деятельностью среди соплеменников.
В 60-е годы XX в., в связи со строительством плотины на р. Кинзуа, резервация
под давлением властей была покинута жителями.

13 Ирокезы раскрашивали свое тело красками перед совершением религиоз­
ных обрядов, а также при выходе на тропу войны.

14 ЗаЬапсИ агв (лат.) —«искусство прыжков».

15 Положение женщин в ирокезском обществе особенно резко изменилось
в колониальный период. В сравнении с выгодами, которые приносила пушная

торговля с европейцами, женский труд утратил свое прежнее значение. На вза­имоотношениях полов не могло не сказаться также и возвышение мужчин, вызванное войнами, которые в связи с торговлей непрерывно вели ирокезы на протяжении целого века. Вероятно, именно вследствие этих причин женщины были отстранены от непосредственного участия в делах управления Лигой ц могли доводить свое мнение до сведения совета сахемов лишь через специаль­ных ораторов.

ь Фруктовые сады появились у ирокезов в колониальный период.

17 Бесполезные сани из коры назывались алгонкинским словом «тобогган».

Книга III

1 Культура строителей курганов датируется VI—XII вв. н. э. Во времена
Моргана памятники этой культуры считались древнейшими в истории индейцев
(см. в конце настоящей главы). По данным современной науки, ей предшество­
вал ряд культур (палеоиндейская, архаическая, ранний вудленд, или лесной
период); истоки первой из них датируются XII—XV тысячелетиями до нашей
эры. Памятники строителей курганов относятся к культуре среднего вудленда
и соответствуют хопуэллской культуре, распространенной на северо-востоке
США и на юге канадской провинции Онтарио. Между хопуэллской и протоиро-
кезской культурой оваско имеется преемственная связь (см. примеч. 1 к кн. I).

2 В издании под редакцией Ллойда далее следует вставка из рукописей
Моргана с описанием различных типов лямок, которые ирокезы изготавливали
для ношения грузов (Ь. Н. М о г % а п. Ьеа^ие оГ Ше Но-<3е'-по-8аи-пее, 1гс^ио15.
Ке\у Науеп, 1954, уо1. II, с. 17-22).

3 В издании Ллойда далее вставка с описанием исторических случаев
длительного хранения зерна в сосудах из коры (уо!. II, с. 22—23).

4 В издании Ллойда далее следует описание силков для птиц, изготовляв­
шихся из коры вяза (уо!. II, с. 24—25).

5 Лыжи-«лапки» (или лыжи-«ракетки», канадские лыжи, ступательные
лыжи) — примитивная форма лыж, сохранившаяся также у некоторых народов
Северной Азии (чукчей, коряков, ительменов). Более совершенные скользящие
лыжи были ирокезам неизвестны.

" Духовое ружье, или трубка для метания стрел, было известно кроме ирокезов некоторым восточноалгонкинским племенам. Но главные области его распространения находятся в северо-восточной части Южной Америки, в Индо­незии и на Малайском полуострове. Не установлено, возник ли этот вид ору­жия независимо в разных местах или распространился из какого-то одного пер­воначального центра.

7 В издании Ллойда добавлен абзац об употреблении описанного в тексте
кисета (уо!. II, с. 38—39).

8 В издании Ллойда далее следует описание искусства плетения корзин из
луба черного вяза у ирокезов (уо!. II, с. 42—43).

9 В издании Ллойда добавлено подробное описание специальной мешалки
для приготовления одного из ирокезских блюд (Ьоттопу), а также старинного
ковша из коры (уо!. II, с. 44—46).

10 В издании Ллойда помещено подробное описание женской юбки, отде­
ланной бусами (уо1. II, с. 47—48).

11 В издании Ллойда следует описание колец и серег, изготовлявшихся иро­
кезскими мастерами преимущественно из серебра (уо!. II, с. 50).

12 В издании Ллойда добавлено описание вампума. Ирокезы пользовались
как снизками бус на отдельном шнуре, так и сплетенными из таких снизок поя­
сами. Первоначально вместо бус на шнур нанизывались раковины. В отрывке
указывается, что слово «вампум» алгонкинского происхождения (уо!.П, с. 51 —
52).

13 В отрывке, включенном в издание Ллойда, Морган опровергает мнение
о том, что вампум выполнял функции денег у ирокезов. Морган отмечает, что
денежное обращение появилось лишь с приходом европейцев (уо!. II, с. 53).

14 В издании Ллойда далее идет описание процесса изготовления поясов вам­
пума (то1. II, с. 54—55).

10* 275

111 Джордж Катлпн (СаШп), американский художник, посвятивший свое творчество-изображению быта индейских племен. В 40-е годы прошлого века он предпринял путешествие в западные районы США и издал затем альбом со свои­ми зарисовками (Ног1Ь Атепсап 1псНап РогЦоНо. 1844).

10 Характеристика ирокезских диалектов, данная Морганом, положила на­чало научному подходу к их изучению, однако анализ их элементов не соответ­ствует современному уровню языкознания. По наиболее распространенной со­временной классификации, выдвинутой известным американским лингвистом Э. Сэпиром, ирокезские языки входят в семью языков хока-сиу. Помимо диалек­тов шести племен Лиги к ирокезским относятся также языки чероки, гуронов (вайаидотов),эри. Ирокезские языки насчитывают менее 20 фонем; к их особен­ностям относятся полисинтетичность глагола, богатая аффиксация, инкорпора­ция прямого дополнения. Для некоторых языков создана письменность, они преподаются в школах для индейцев (см.: N. М. Но1тег. ТЪе СЬагас1ег о{ 1Ье 1годио1ап Ьап^на^ез. 1Лррва1а, 1952; он же. ТЬе 8епеса Ъа.щиа%е. \3р-рва1а, 1954; Р. Ь. \У е 1 п т а п п. А ШЬНозгарЬу оГ 1пе 1годио!ап ШегаШге. А1Ьапу (Кеда УогЬ), 1961)).

17 В транскрипции некоторых ирокезских топонимов, приведенных в таб­
лице, а также в списке географических названий в Приложении I встречаются
расхождения (например, на диалекте могауков: в таблице С-а-па-]о-паг'-1а, а в
списке Са-па-]о-Ы'-е). Это касается также ряда других ирокезских слов. В
этих случаях варианты, данные Морганом, оставлены без изменений.

18 Матф.Гл. 6, 9—13.

19 Имеется в виду здание управления штата Нью-Йорк в Олбани.

20 Более 130 лет прошло с тех пор, как Л. Г. Морган написал эти строки.
О «правах» и «привилегиях» ирокезских племен в наши дни можно судить по то­
му, что они живут в шести сохраняющихся в их владении резервациях. Они
беднее окружающего белого населения, многие из них в поисках заработка по­
кидают резервации, при этом индейцам открыт доступ лишь к наименее выгод­
ным, а часто и опасным видам работ. Территории резерваций постоянно нахо­
дятся под угрозой принудительного отчуждения, а денежные суммы, которые
выплачиваются при отчуждении земель, далеко не восполняют ущерба, который
наносится индейцам. Культурная изоляция и отсталость являются неизбежным
следствием жизни в резервациях. На ирокезские языки переводится в основном
литература религиозного содержания. Ирокезские школы дают своим воспи­
танникам недостаточное образование. Разумеется, среди ирокезов есть люди и с
высшим образованием, деятели культуры, представители администрации, но в
целом положение ирокезского меньшинства остается тяжелым.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Лига ходеносауни, или ирокезов» — первая значительная работа Льюиса Генри Моргана, одного из самых крупных ученых прошлого века, человека, который, по словам Энгельса, «в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл... материалистическое по­нимание истории» 1. Но в 1851г., когда книга Моргана впервые уви­дела свет, ни сам автор, называвший «лигой» исторически сложив­шийся союз ирокезских племен, ни кто-либо другой не мог предпо­ложить, что с ее выходом зародилась новая наука — этнография — и сделан первый шаг к открытию законов первобытного общества. Это стало ясно десятилетия спустя, когда открытия Моргана, под­твержденные фактами из разных районов мира, обрели форму тео­рии, изложенной в его классической работе «Древнее общество». И даже после этого еще потребовалось время, чтобы правильно оце­нить место «Лиги ирокезов» в истории этнографической науки.

40-е годы прошлого века были временем широкого интереса пуб­лики к описательной этнографии и пристального внимания ученых к ее проблемам. Знания о неевропейских народах, накопленные пу­тешественниками, миссионерами и учеными в предыдущие столетия, требовали систематизации. Во многих странах возникали этногра­фические общества, ученые брались за перо, чтобы описать и обоб­щить данные о различных народах земного шара. Существенной сто­роной процесса становления этнографической науки было также ин­тенсивное изучение быта и культуры цивилизованных стран. Выхо­дило множество книг с описанием народных обычаев, разных жанров фольклора, с анализом «древностей». Понадобилась историческая перспектива для того, чтобы в этом потоке литературы «Лига ироке­зов» выделилась и обозначилась как труд, в котором этнография впервые выступила как самостоятельная наука и где четко опреде­лились предмет и методы новой науки.

Процесс формирования и выделения той или иной науки, рас­сматриваемый с точки зрения внутренней логики ее развития, со­стоит в накоплении фактов и наблюдений, их постепенной группи­ровке, отделении от других фактов и наблюдений, систематизации и, наконец, завершается созданием единой теории, раскрывающей

1 Ф. Энгельс. Письмо Карлу Каутскому 16 февраля 1884 г.— К. М а р к с, Ф. Э н г е л ь с, Сочинения. Т. 36, с. 97.

внутреннюю связь открытых явлений и тем самым отграничивающей предмет данной науки. Процесс выделения новых гуманитарных наук был весьма интенсивен в^ середине XIX в. Именно в это время от общего ствола гуманитарных наук отделилась новая ветвь — этнография. И труд Моргана регистрирует момент ее ответвления.

Описанная схема достаточно точно, но далеко не полно характе­ризует процесс формирования этнографии. Это именно схема, а не картина ее возникновения, логика развития науки, но не ее история. Чтобы описать историю науки, необходимо выйти за ее пределы. За наукой стоит общество с его потребностями, противоречиями и борьбой, люди с их страстями и увлечениями, убеждениями и це­лями. Стройная логика науки возникает именно из этого хаотиче­ского на первый взгляд движения жизни, из борьбы интересов и те­чений. Так по крайней мере было с этнографией в условиях амери­канской жизни середины прошлого века. И книга Моргана отражает потребности и противоречия этого общества, являясь в одно и то же время образцовым научным трактатом и страстным памфлетом в за­щиту индейцев.

Американское общество 40-х годов прошлого века было частью буржуазного мира, порождением и продолжением буржуазных об­ществ Западной Европы, но между Америкой и Европой имелись существенные различия. Америка — страна восходящей буржуазии, основные противоречия капитализма проявлялись здесь далеко еще не с той остротой, как в Европе, где они привели к революционному взрыву 1848 г. Необъятные просторы, огромные и едва початые при­родные богатства, энергичное население раскрыли перед американ­ским обществом перспективы неограниченного, казалось, развития. И Америка быстро развивалась, промышленность испытывала нужду в людях, и она принимала и поглощала многотысячный поток имми­грантов из различных европейских стран.

У североамериканского общества имелось еще одно преимуще­ство перед европейским. Оно было свободно от феодально-абсолютист­ских традиций, характерных для социальных отношений в Европе, а также от сословных и иных перегородок и чинопочитания, кото­рыми была проникнута вся европейская жизнь. Возможности разбо­гатеть и подняться на новый социальный уровень были здесь значи­тельно шире. Сюда ехали все те, кто потерял надежду выбиться из нищеты у себя на родине. Америка прельщала их демократическими порядками.

Однако эта демократия была весьма своеобразной — она пред­назначалась только для белых. Всем «цветным» был уготован удел «низших рас». Демократия белых мирилась с существованием раб­ства на юге страны. Под бичом надсмотрщика трудились миллионы черных невольников, обеспечивая роскошную жизнь южных план­таторов. Правда, широкие слои населения относились к неграм со­чувственно. И даже крупная буржуазия севера, которой была не­обходима свободная рабочая сила, выступала за ограничение этой архаической формы эксплуатации. Но в те времена рабовладельческая аристократия юга продолжала процветать.

Если к вывезенным из Африки неграм и их потомкам трудовые слои белого населения относились хотя бы с состраданием, то к ин­дейцам — коренным жителям Америки — отношение было иное. На их земли зарились не только крупные землевладельцы, но и рядовые белые поселенцы, все те, для кого собственная ферма была целью и идеалом, казалась оплотом материального благополучия и основой «демократии». Им было невдомек, что их земельные участки быстро перейдут в руки земельных спекулянтов и дельцов. Пока что они ви­дели в лице индейцев врагов, которых они настойчиво теснили, втор гаясь на их территорию, захватывая удобные земли, провоцируя столкновения. Белые поселенцы и составляли массу того «беспокой­ного, продвигающегося вперед пограничного населения», о котором пишет Морган. А уж если на территории, принадлежавшей индей­ским племенам, обнаруживались какие-либо рудные богатства, то участь индейцев решалась самым «радикальным» образом. Их сгоняли с исконных земель, беззастенчиво нарушая все договоры, заключен­ные федеральными властями или властями штатов, договоры, кото­рые племена заключали как суверенные «нации». В 30-е годы было принято и решение правительства о переселении всех индейцев на запад,- за Миссисипи. Кое-где они оставались на своих землях, как, например, ирокезы в штате Нью-Йорк, но эти земли были сильно уре­заны и превращены в так называемые резервации, своеобразные за­поведники для коренного населения Америки. Территория этих резерваций под различными предлогами и с помощью разных, но всегда бесчестных способов постоянно сокращалась.

Индейцы сопротивлялись. Против них направлялись войска. Их принудительное переселение нередко сопровождалось насилиями и жестокостью. «Только мертвый индеец хорош» — такова была в те времена любимая поговорка американских офицеров.

Типичной была, например, судьба родственного ирокезам племени чероки. Когда на их территории нашли золото, племя в насильствен­ном порядке погнали на запад, в Оклахому. В пути более четверти племени погибло. Земли в Оклахоме, которые по договору были закреплены за чероки «навечно», вскоре также отобрали, оставив им лишь небольшие резервации 2. До сих пор еще представители чероки тщетно протестуют против совершенного над ними насилия. С горечью пишет об этом в своей книге индеец-чероки «Пылающий медведь» 3. Схожей была участь и многих десятков других индейских племен.

В основе американской демократии лежало неравенство рас, и конфликты, с этим связанные, достигли большой остроты уже в середине прошлого века. Американское общество раскололось, лучшие его люди выступили в защиту угнетенных народов. На пер­вый план выдвинулся вопрос об отмене рабства негров. Страна ка­тилась к гражданской войне.

2 М. Б. О г 1 и I е у. Атепсап ГпШап ТпЬез. N. V., 1974, с. 50.

3 "\У 1 1 П а т Меуег ('уопу'и1'813га, Вигшп§ Веаг). КаНуе Атепсапз.
ТЬе N6^ 1шНап Нез^апсе. N. У., 1971. «Дорогой слез» прозвали чероки свое
вынужденное переселение.

Насколько разным было отношение белого населения Америки к индейцам и неграм, сколь различное место занимали эти вопросы в американской жизни, можно судить по одному только факту: зна­менитый роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852) уви­дел свет через год после «Лиги ирокезов». Он был адресован самой широкой аудитории и немало способствовал росту протеста против рабства, в то время как книга Л. Г. Моргана могла заинтересовать только ограниченный круг наиболее просвещенных читателей. Аме­риканцам еще надо было объяснить необходимость сохранения са­мого существования индейцев.

Человеком, одним из первых поднявшим свой голос в защиту ин­дейских племен, и был Льюис Генри Морган.

Прежде чем более подробно охарактеризовать позиции, с кото­рых он подошел к своему первому исследованию, попытаемся обри­совать жизненный путь этого замечательного человека, о биографии которого долгое время имелись лишь скудные сведения.

Это обстоятельство в какой-то мере свидетельствует о характере человека, но в гораздо большей степени о том, как мало внимания (по крайней мере поначалу) уделяли памяти этого великого ученого на его родине. Морган не оставлял копий своих писем, его дневни­ковые записи носят деловой характер. Однако о событиях его жизни можно составить представление по письмам друзей и коллег, адресо­ванным ему, да и записи дневников позволяют косвенно судить о чер­тах его характера. Но все эти материалы стали публиковаться только с начала 20-х годов нашего века. О том, как мало было известно о личной жизни Моргана даже спустя десятилетие после его смерти, свидетельствует замечание Ф. Энгельса в предисловии к четвертому немецкому изданию книги «Происхождение семьи, частной собствен­ности и государства». «На обратном пути из Нью-Йорка, в сентябре 1888 г.,— пишет Энгельс,— я встретился с бывшим депутатом кон­гресса от Рочестерского избирательного округа, знавшим Льюиса Моргана. К сожалению, он мог рассказать мне о нем немного. Морган жил в Рочестере как частное лицо, занимаясь лишь своей науч­ной работой. Брат его, полковник, служил в Вашингтоне, в военном министерстве; при содействии брата ему и удалось заинтересовать правительство своими исследованиями и издать несколько своих работ на государственные средства; мой собеседник в то время, когда он был депутатом конгресса, тоже, по его словам, неоднократно хло­потал об этом» '*.

Вот то немногое, что было известно о жизни Моргана Энгельсу-, благодаря трудам которого открытия Моргана вошли в науку.

Первая подробная биография Моргана была опубликована в США только в 1931 г.5. Вскоре и в нашей стране вышла в свет монография

4 Ф. Энгельс. К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан,
Морган).— К.Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 22, с. 225. Это пре­
дисловие написано Ф. Энгельсом 16 июня 1891 г.

5 В. I. 8 * е г п. Ьешз Нему Мог§ап. Зома! Еуо1иЫошв1;, СЫса^о, 1931.

известного ученого М. О. Косвена, посвященная жизни Моргана ". Интерес к Моргану в США и в Западной Европе начал заметно уси­ливаться по мере роста влияния нео эволюционистского течения в эт­нографической науке. Большой вклад в изучение жизни и творчества Моргана внес один из крупнейших представителей этого направле­ния — Лесли Уайт 7. Вышла и новая фундаментальная биография Моргана 8. Критический анализ концепции Моргана в свете совре­менной науки содержится в работах видных советских ученых Ю. П. Аверкиевой, С.А.Токарева, Ю.И.Семенова и других9. Ю. И. Семенов по-новому осветил, в частности, политические убеж­дения Моргана, его приверженность идеям революционного демокра­тизма, опровергнув распространенное на Западе мнение о глубокой религиозности Моргана и его преданности «ценностям» буржуазного мира 10.

Льюис Генри Морган родился 21 ноября 1818 г. на ферме близ Ороры, центра графства Кейюга в штате Нью-Йорк, в семье земле­владельца Джедидайи Моргана и его второй жены — Харриет Стил Смит. В семье было тринадцать детей, Льюис был девятым. Родословная Морганов прослеживается до XI в.; они были выход­цами из Уэльса. В Америку предки Моргана и по отцовской и по ма­теринской линии прибыли в 30-е годы XVII в. Земли в графстве Кейюга, на территории, принадлежавшей ирокезскому племени ин-дейцев-кайюга, Морганы приобрели в конце XVIII в. Отец Моргана в последние годы жизни избирался сенатором штата. Умер он, когда Льюису было восемь лет.

Учился Морган в Ороре, в местной школе, называвшейся «Кей­юга Академи», в которой большое внимание уделялось истории ан­тичности и древним языкам. Склонность к исследованию прояви­лась у Моргана уже в период пребывания в школе, где он создал научные кружки. Определенный отпечаток на личность Моргана на­ложило и его воспитание в семье, принадлежавшей к пресвитери­анской церкви. Уже в детстве, вероятно, зародился у Моргана ин­терес к жизни индейцев — ирокезские поселения были недалеко от Ороры.

Наши рекомендации