Онятие, сущность, исторические типы и формы демократии.
ведение.
Понятие “политический режим” – одно из общепринятых в современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства, поскольку в пределах одной формы правления на разных этапах ее развития политическая жизнь может существенно видоизменяться. Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми, промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военизированными, гражданскими и смешанными; клерикалами, теократическими и др.
Сегодня нет четкого определения понятия «политического режима», однако можно выделить ряд основных толкований:
система средств и методов осуществления политической власти;
модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и населения;
совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властью и обществом, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры общества.
Любой политический режим определяется тремя основными факторами:
процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти;
стилем принятия общественно-политических решений;
отношениями между политической властью и гражданами.
Кроме этого понятия “политический режим” охватывает:
порядок формирования представительских учреждений;
положение и условия деятельности политических партий и общественных организаций;
правовой статус личности, права и обязанности граждан;
уровень экономико-хозяйственного развития;
порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;
соотношение и регламентацию разрешенного и запрещенного.
Политический режим формируется спонтанно, в результате совместных усилий многих субъектов и политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.
Существует много классификаций политических режимов. Любая классификация является условной, потому как “чистых” и завершенных политических режимов в политической практике не существует. Классифицировать политические режимы начали в начале XX ст., но до 60-х годов XX ст. чаще всего использовали классификацию Г. Вебера, который разделял их на демократические и недемократические. В начале 60-х годов американский политолог 3. Бжезинский, использовав выводы Р. Даля о многополярности власти и о том, что ни одно государство не достигло демократии, выделил тоталитарный режим на основании политологического анализа политических систем прежних социалистических стран, доведя, что в большинстве из них функционировали авторитарные политические режимы. Характеристики и особенности политических режимов политология изучала на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно на философско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов и процедуры перехода от одного режима к другому.
Самой распространенной является трехчленная классификация режимов на: тоталитарные; авторитарные; демократические.
онятие, сущность, исторические типы и формы демократии.
Слово «демократия» трактуется в самом широком смысле - как форма устройства и способ функционирования любой социальной организации, основанной на принципах равноправия ее членов, реального участия в разработке, обсуждении, принятии и осуществлении управленческих решений, выборности руководящих органов и их периодической отчетности перед членами организации. В этом значении демократии, демократичность являются главной характеристикой, основой деятельности политических партий, массовых общественных движений, профессиональных союзов, творческих организаций и т.д. На принципах демократии могут строиться и функционировать различные экономические организации, научно-исследовательские учреждения, различные социальные институты, учебные заведения. В широком спектре этих разновидностей демократии особое место занимает политическая демократия. Ее сущностной характеристикой является то, что она отражает политическую сторону жизни общества, представляет собой форму его политической организации, связана с механизмом осуществления в стране государственной власти. Это общее значение термина «политическая демократия». Конкретно, в содержательном плане он употребляется для обозначения следующих состояний политической жизни общества.
Во-первых,как форма государственного правления, при которой политические решения принимаются всеми гражданами страны на различных народных собраниях, массовых митингах, во время референдумов. Народ официально признается главным источником власти. Решения принимаются простым большинством голосов. Такая форма демократии называется непосредственной или прямой демократией.
Во-вторых,как разновидность такого государственно-политического устройства, где власть большинства народа, его политическая воля реализуется в рамках конституционных положений, системы юридических норм, которые гарантируют права и свободы меньшинству народа, т. е. каждому гражданину. Такая форма политической демократии называется либеральной.
В-третьих,понятие «политическая демократия» употребляется для обозначения формы государственного правления, при которой члены общества осуществляют свое право участия в управлении государством не прямо, не непосредственно, а через представителей, которых они периодически избирают в органы власти и которым делегируют свои властные полномочия, передают индивидуальную волю общества воле - государству. Эта форма политической демократии – представительная демократия.
В-четвертых,содержание политической демократии как социального явления используется для характеристики сущностной стороны народных движений, ведущихся против тоталитарных режимов, за демократическое обновление общества в той или иной стране и прежде всего за утверждение демократических принципов в механизме государственной власти.
Утверждение демократических форм общественно-политической жизни - процесс сложный и даже болезненный. Народ той или иной страны, привыкший десятилетиями, веками жить в условиях авторитаризма, диктаторских режимов, не сразу, не безоговорочно воспринимает демократические перемены. Его верноподданническая социальная психология объективно не может в короткое время перестроиться и принять новые условия политической жизни. Поэтому процесс демократизации общества растягивается порой на многие годы, остатки прежнего режима еще долго соседствуют с утверждающимися демократическими новациями. Переход к политической демократии, ее функционирование осуществляется при определенных условиях, которые выступают объективными основами демократии и в которых заложены гарантии соблюдения ее основных принципов.
Экономические основывключают в себя формы собственности, общественное разделение труда, уровень материального производства, которые обусловливают условия жизни людей, их материальное положение, позволяющие гражданам участвовать или затрудняющие это участие их в управлении делами общества и государства; экономические и финансовые возможности государства, обеспечивающие нормальное функционирование в стране демократических политических институтов, осуществление прав и свобод граждан, формирование выборных государственных органов на демократической основе.
Социальными основамиполитической демократии является наличие в стране социальной справедливости в самом широком смысле этого слова. Она означает установление равных стартовых возможностей граждан во всех сферах общественной жизни; справедливое распределение материальных и духовных благ в соответствии с вкладом человека в производство общественного продукта.
Государственно-правовые основы политической демократии охватывают широкий круг юридических условий и средств, обеспечивающих реализацию декларируемых демократических принципов в политической сфере. Государственно-правовые основы политической демократии представляют собой систему законов, в которых провозглашаются гарантии свободы мысли и слова граждан, общедоступность образования, свобода творчества, неприкосновенность собственности, в том числе собственности интеллектуальной. Важное значение для политической демократии имеет законопослушность граждан, строгое соблюдение ими конституционных обязанностей.
Духовно-идеологическими основамиполитической демократии выступают: высокий уровень культуры общества, прежде всего культуры политической и правовой; наличие в стране идейного плюрализма, уважение различных мнений людей, недопустимость навязывания кому бы то ни было мировоззренческих, идеологических штампов; свобода деятельности средств массовой информации, доступность информации для всех граждан; учет в работе органов власти общественного мнения по тому или иному вопросу жизненной практики.
Исторически первым типом политической демократии была демократия,существовавшая в античном мире, прежде всего в Древней Греции и Древнем Риме.
Это была прямая демократия, т. е. как форма управления государственными и общественными делами, в котором участвовало все взрослое население данной территории, за исключением рабов. На собраниях народа, на городских площадях обсуждались и решались путем открытого голосования важнейшие политические вопросы: принимались государственные законы, объявлялись войны и принимались решения по заключению мирных договоров и установлению дипломатических отношений с другими государствами, назначались должностные лица в органы власти, вершились судебные дела.
В дошедших до нас трудах античных мыслителей мы находим немало характеристик, оценок демократии того времени. Так, древнегреческие философы по разному относились к демократии как форме государственного правления. Перикл, Демокрит положительнo оценивали демократические порядки в государстве. Платон относился к демократии отрицательно. Он утверждал, что есть три основные формы государственного правления: монархия, аристократия и демократия. Все эти формы Платон подвергал критике, особенно демократию. Он определял ее как власть худших людей; плебеев, которая возникает как реакция на крайности олигархии, узкого круга богачей, приводящих общество к расколу на богатых и бедных. Демократия, по Платону, ведет к вседозволенности и уклонению от общих обязанностей, к неумеренной свободе и безначалию, власти низов. Он называл демократию «неправильной» формой государственного правления и писал, что хуже ее может быть только тирания. Известно, что Платон идеальной формой государства считал такую, при которой управлением занимаются философы - самые мудрые люди, охраняют и защищают государство воины храбрые и мужественные люди, содержат государство крестьяне и ремесленники, которым свыше предуказано занятие физическим трудом. Другой крупный древнегреческий мыслитель, Аристотель, вслед за Платоном также отрицательно относился к демократическим формам государственного правления. Аристотель различал три хороших и три дурных формы управления государством. Хорошими он считал такие формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу. По Аристотелю, это монархия, аристократия и «полития». Дурными формами он считал тиранию, олигархию и демократию. Аристотель вместе с тем разрабатывал принципы демократического устройcтвa государства, реализация которых могла бы улучшить процесс государственного управления. Такими принципами он считал следующие: богатые и бедные должны участвовать в управлении государством на равных условиях; к замещению публичных должностей допускаются все свободные граждане на базе очень низкого имущественного ценза; при любом политическом устройстве суверенным выступает народ, а не закон, который является сферой действия демагогов, «испорченной» формой народного правления.
Другим историческим типом политической демократии явилась феодально-сословная демократия. Она была вызвана к жизни новым по сравнению с античным миром экономическим и социально-политическим строем - феодализмом. Этот период в истории человечества принято называть Средневековьем.
С утверждением раннефеодальных отношений в Западной Европе приходит в упадок античная политическая демократия. Эпоха Средневековья характеризовалась сначала феодальной политической раздробленностью, а затем складыванием централизованных национальных государств и установлением неограниченной власти монархов. Общество стало жестко делиться на различные сословия, усиливалась роль церкви в государственно-политической жизни, духовная власть первенствовала над властью светской, до предела были ограничены политические права и свободы широких слоев населения. Крепостной крестьянин был, по сути, политически бесправным. Деспотические формы правления складывались не только в органах власти, но пронизывали собой всю общественную жизнь - экономическую и культурную, духовную деятельность народа, личную жизнь, семейно-бытовые отношения людей. Однако среди этого «темного царства» политическая демократия не умерла совсем. Прежде всего не все абсолютные монархии были тираническими. Перерождение их в тиранию было связано с личным характером монарха, историческими условиями развития данной страны, национальными традициями народа. Но были и просвещенные монархи, были страны с демократическими традициями. В этом случае действовали принципы политической демократии, хотя король, император оставались единственным источником власти.
Действовала в средние века и непосредственная политическая демократия. Сфера ее функционирования была значительно уже, чем в античном мире, однако она имела место в государственной и общественной жизни того времени. Наиболее характерными формами ее проявления были земства в средневековой России, вече в Древнем Новгороде и Пскове, где население этих городов принимало непосредственное участие в решении государственных дел; самоуправление в «вольных городах» Германии - Любеке, Гамбурге, Бремене.
Утверждается новый исторический тип политической демократии – буржуазная политическая демократия. Во-первых: было провозглашено политическое равенство всех граждан перед законом и определены гарантии соблюдения этого равенства, обеспечения реального использования каждым гражданином предоставленных ему политических прав и свобод. Политические преимущества прежних высших сословий феодального общества были ликвидированы.
Bо-втoрых,получила дальнейшее развитие прямая демократия; предельно ограниченная в период Средневековья, она возвращалась к своим истокам - демократии Древней Греции и Древнего Рима. Более того, она преобразовывалась во всеобщие и технически допустимые процедуры коллективного волеизъявления при сохранении свободы человека примкнуть к одному из вариантов коллективного мнения, т. е. свободно проголосовать по тому или иному вопросу, вынесенному на референдум. Главным достижением прямой буржуазной политической демократии явилось установление всеобщего избирательного права. Используя это право, народ получил возможность избирать угодное ему правительство, высшего руководителя страны. Тем самым народ не только провозглашался источником власти, но становился им реально. Конечно, власть имущие и раньше и теперь имеют возможность разными путями обходить избирательные законы и проводить в органы власти своих ставленников.
В-третьих, на новый уровень в буржуазном обществе поднялась представительная политическая демократия. Народ стал избирать в строго определенные сроки органы власти всех ступеней - от главы государства до территориальных органов местного самоуправления. Исполнительные органы власти стали подотчетны органам представительным, а через них и народу, избирателям. Важнейшей характеристикой буржуазной политической демократии стало наличие в обществе политических партий.
Анализ исторических типов и форм политической демократии показывает,
что политическая демократия детерминирована, с одной стороны, всей системой общественных условий данной эпохи, и прежде всего условиями экономическими, с другой стороны, характер и содержание политической демократии зависит от национальных и исторических традиций народа данной страны, его социальной психологии, его готовности «принять» новации политической демократии и пользоваться ими в пределах закона.