Пятикова Александра Николаевна
Осуществление прокурорского надзора в системе государственной службы
Российской Федерации
Пятикова Александра Николаевна
Студент кафедры уголовного права и криминалистики Донского Государственного Технического Университета г. Ростов-на-Дону
Актуальность темы исследования. Радикальные изменения в социальной, политической, экономической и других сферах общества, существенно отразились на правовом регулировании надзорной деятельности компетентного органа. Осуществление прокурорского надзора в системе государственной службы Российской Федерации занимает главенствующее положение на всей территории государства. Деятельность органов прокуратуры построена на четко урегулированных нормах права, которая помогает разграничить рамки дозволенного. Орган прокуратуры является самостоятельным органов ,который осуществляет надзорную деятельность за исполнением действующего законодательства, защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также по предупреждению и устранению готовящихся или совершенных преступлений.
Степень научной разработанности. Научной разработке осуществлению прокурорского надзора в системе государственной службы посвятили свои работы: В. П. Беляева, Ю. Е. Винокурова, А. П. Сафонова, Б. А. Черняк и другие ученые. Однако вопросу прокурорского надзора до начала 21 века уделялось недостаточно времени.
Именно поэтому основной задачей стоит усовершенствование государственной политики в сфере прокурорского надзора в системе государственной службы, направленные на улучшение работы кадров и действующего законодательства Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере реализации действующего законодательства в форме применения и исполнения прокурорского надзора.
Предметом исследования являются правовые и организационные основы осуществления прокурорского надзора в системе государственной службы Российской Федерации.
Цель работы состоит во всестороннем, полном и объективном исследовании теоретико-правовых и практических аспектов прокурорского надзора в системе государственной службы.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
· Рассмотреть сущность и основные аспекты прокурорского надзора в годы правления Петра Великого и в период СССР;
· охарактеризовать основные цели и задачи прокурорского надзора;
· охарактеризовать цели и задачи осуществления надзорной деятельности за исполнением законов, защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
· проанализировать акты прокурорского реагирования.
Деятельность органов прокуратуры берет свои истоки с начала 1722 года, когда Указом Петра Великого Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура. Первым генерал-прокурором являлся Павел Ягужинский, который осуществлял свою деятельность более 15 лет. Именно в тот момент перед Петром стояла цель в создании надзорного органа, для осуществления правопорядка не только граждан и организаций, но и государственных органов, путем привлечения к уголовной ответственности за нарушение норм права.
Прежде всего хочется отметить тот факт, что орган прокуратуры надзирал не только за деятельностью граждан и организаций ,но и выполнял не менее важную функцию по поддержанию государственного обвинения в судебном органе.
Если рассматривать деятельность прокуратуры в советский период ,то после Октябрьской революции 1917 года прокуратура была упразднена. В Декрете о суде №1 от 24 ноября 1917 года [1] по этому поводу отмечалось: «Упразднить данные существовавшие институты судебных следователей прокурорского надзора, а равно института присяжных». В период СССР неизменными оставались все функции по надзору за правильным и точным исполнением законодательства.
Таким образом закон впервые закрепил основные принципы организации и деятельности прокуратуры.
Согласно данным принципам органы прокуратуры должны:
· действовать на основе законности;
· осуществлять надзорную деятельность за исполнением действующего законодательства;
· анализировать действия по защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
· принимать активное участие в правотворчестве, а также различного рода мероприятиях касаемо своей сферы деятельности.
Таким образом можно отметить, что закон возложил на органы прокуратуры координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями.
В соответствии с ФЗ РФ от 17 января 1992года «О прокуратуре РФ»[2] на органы прокуратуры возложено осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, обеспечения единства, верховенства, защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций. Прежде всего хочется отметить ,что деятельность надзорного органа является государственной ,так как действует только от имени Российской Федерации, поэтому структура прокуратуры является строго регламентированной государством.
Орган прокуратур наделен специальными полномочиями в системе государственной службы РФ, позволяющих прокурорам, а также работниками органов прокуратуры своевременно реагировать на массу правонарушений, а также устранять и пресекать нарушителей, в соответствии с законом.
К основным из полномочий относятся:
· рассмотрение и проверка заявлений, сообщений и жалоб о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
· разъяснения пострадавшим их прав и обязанностей при порядке защиты;
· Принятие мер по предупреждению, пресечению нарушений прав, свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон.
Прокурор при возложении на него определенных функций вправе:
· по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов;
· требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимого пакета документов, материалов, статистических и иных сведений;
· вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений законов.
Таким образом, хочется отметить, что именно прокурорский надзор эффективно способствует укреплению и предупреждению и профилактике противоправных действий со стороны неопределенного круга лиц.
На органы прокуратур в том числе и специализированных (транспортных, водных и т. д.) возложены функции, наряду с функциями которые присуще государственным служащим государственной службы Российской Федерации. К этим функциям относят:
· надзор органа за исполнением законов и иных нормативно-правовых актов;
· защита прав, свобод человека и гражданина, в том числе неопределенного круга лиц (защита прав потребителей);
· уголовное преследование;
· участие в отправлении правосудия;
· рассмотрение жалоб, заявлений и сообщений;
· издательская.
Конституционным правом граждан и организаций является право на защиту, под этим не имеется ввиду каким именно юрисдикционным органом гражданин выберет защищать свои права и интересы, поэтому сущностью надзорного органа является создание благоприятных условий по защите прав, свобод человека и гражданина.
В то время когда мы говорим о функциях прокуратуры, мы предполагаем в себе задачи органа, которые отвечают на все вопросы стоящие перед законодателем. Задачи прокуратуры условно можно разделить на общие, специальные и частные.
Общие задачи решаются непосредственно в процессе осуществления органами прокуратуры всех направлений. Прежде всего мы говорим о укреплении законности в государстве и охране от преступных посягательств.
Специальные задачи прокурорского надзора выражаются в следующем:
· обеспечение прав, свобод и интересов человека и гражданина;
· своевременное принятие, разрешение заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
· обеспечение законности на всех территории Российской Федерации ,а также решений, принимаемых органами ,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание;
· обеспечение законности решений, принимаемых службой судебных приставов.
К частным задачам относятся:
· истребование нормативно-правовых актов;
· привлечение специалиста для выяснения какого-либо вопроса.
Прокуратура Российской Федерации является единой и централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением законов, действующих на территории государства.
Важно отметить, что полномочия прокурора по устранению и пресечению нарушений действующего законодательства представляет собой особый порядок применения правовых средств, используемых прокурором для восстановления нарушенного положения. К числу основных правовых средств прокурора Федеральный закон «О прокуратуре РФ» относит следующие акты прокурорского реагирования:
1. протест;
2. предостережение о недопустимости нарушения закона;
3. представление об устранении нарушений закона;
4. постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
Протест прокурора представляет образом акт прокурорского реагирования на нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта и приведение его в соответствии с законом. Согласно ст. 23 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, а также его заместитель приносит протест на противоречащий закону нормативно-правовой акт в орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в судебный орган в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Протест прокурора может быть осуществлен только в строгом соответствии с его должностной компетенцией. Протест подлежит обязательному и неуклонительному рассмотрению в течении 10 суток с момента его поступления.
Представления прокурора об устранении нарушений закона-это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действия (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органами или должностными лицами. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить данное нарушение. В течении месяца со дня внесения представления должны быть приняты определенные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится непосредственно прокурором только в том случае, если в ходе проверки были выявлены обстоятельства, указывающие на наличие признаков состава административного правонарушения.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Предостережение о недопустимости нарушения закона, также является актом прокурорского реагирования. Право прокурора объявлять предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности предусмотрено также Федеральным законом « О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002г.№114-ФЗ.[3] Предостережение о недопустимости нарушения закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Оно объявляется только должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям объединений.
Самым эффективным и надлежащим условием организации прокурорского надзора за исполнением законов является высокий уровень информационного обеспечения, который помогает четко урегулировать основные направления деятельности органов прокуратуры. Усовершенствование нормативной базы, а также основной политики в сфере прокурорского надзора помогает определить иерархию становления плана работы на определенный промежуток времени, что помогает беспрепятственно и точно выполнять возложенные обязанности. По наиболее проблематичным вопросам, имеющим особую социальную значимость соблюдения законности органами прокуратуры проводятся плановые проверки, запланированные по результатам проведенного анализа законности.