Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. Л. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно – экономическая формация.
Общественно – экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно – экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В целом К. Марксом было выведено пять общественно – экономических формаций:

Ø -первобытнообщинная;

Ø -рабовладельческая;
-феодальная;

Ø -капиталистическая;

Ø -коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико – экономический тип общества – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

Ø Примитивными формами организации труда;

Ø Отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;

Ø Равенством и личной свободой;

Ø Отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

Ø Слабой общественной организацией –отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока, расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

Ø Ирригационное земледелие как основу экономики;

Ø Отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

Ø Государственную собственность на землю и средства производства;

Ø Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства;

Ø Наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно – экономическая формация:

Ø Возникла частная собственность на средства производства,в том числе «живые» , «говорящие» - рабов;

Ø Социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

Ø Государство и публичная власть.

Феодальная общественно – экономическая формация основывалась на :

Ø Крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

Ø Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;

Ø Особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно – экономической формации:

Ø Основную роль в экономике начинает играть промышленность;

Ø Усложняются средства производства- механизация, объединение труда;

Ø Промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

Ø Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая формация ,по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

Ø Отсутствием частной собственности на средства производства;

Ø Государственной собственностью на средства производства;

Ø Трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

Ø Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

Ø Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет достоинства и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – не учет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в

истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации.
К основным цивилизациям относятся:

Ø шумерская;

Ø вавилонская;

Ø минойская;

Ø эллинская;

Ø китайская;

Ø индусская;

Ø исламская;

Ø христианская;

Ø некоторые другие цивилизации.

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

Ø Творческого меньшинства;

Ø Инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, что - бы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

Ø Зарождение;

Ø Рост;

Ø Надлом;

Ø Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Наши рекомендации