Опрос 4. Какие внешние и внутренние факторы влияют на стоимость бизнеса?
редполагаемое использование результатов оценки бизнеса. Для каких целей используется результат оценки стоимости бизнеса?
Согласно ФСО №2 о «Целях оценки и видах стоимости»
3. Целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку.
4. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации и приватизации предприятий, разрешении имущественных споров, принятии управленческих решений и иных случаях.
Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремясь реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки.
Оценку бизнеса проводят в целях:
· повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
· купли продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
· принятия обоснованного инвестиционного решения;
· купли продажи предприятия его владельцем целиком или по частям;
· установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров;
· реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных пред приятий из состава холдинга предполагают проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы.
· разработки плана развития предприятия. В процессе стратеги ческого планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
· определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;
· страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;
· налогообложения. При определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;
· принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;
· осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.
Оценка стоимости оборудования необходима в следующих случаях:
· продажа некоторых единиц оборудования, приборов и оснастки по ряду причин: чтобы избавиться от ненужного, физически или морально устаревшего оборудования; расплатиться с кредиторами при неплатежеспособности; заменить оборудование более прогрессивным по экономическим и экологическим критериям;
· оформление залога под какую то часть движимого имущества для обеспечения сделок и кредита;
· страхование движимого имущества;
· передача машин и оборудования в аренду;
· организация лизинга машин и оборудования;
· определение налоговой базы для основных средств при исчислении налога на имущество;
· оформление машин и оборудования в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия;
· оценка стоимости машин и оборудования при реализации инвестиционного проекта.
опрос 4. Какие внешние и внутренние факторы влияют на стоимость бизнеса?
При расчете стоимости бизнеса оценщик должен принимать во внимание различные внешние и внутренние факторы развития организации - начиная от геополитических и макроэкономических факторов, присущих бизнесу данной организации.
Важнейшими внешними факторами, т.е. факторами, не зависящими от организации, являются величина и динамика платежеспособного спроса на продукцию данного бизнеса; фаза экономического цикла, в которой находится страна и данная организация; уровень конкурентной борьбы в отрасли; налоговая и денежно-кредитная политика государства; степень развития в стране финансового и страхового рынков; вншнеэкономические связи; курс валюты; уровень инфляции; политическая стабильность и т.д.
Важнейшими внутренними факторами выступают состав, структура и качество выпускаемой продукции (услуг), технология производства, ценовая политика, качество оборудования, наличие собственных средств, затраты на производство, затраты на НИОКР, оборачиваемость капитала, наличие устойчивых поставщиков и потребителей, обеспеченность квалифицированным персоналом, уровень управления организацией.