Майкл Хардт, Антонио Негри 5 страница
1.1. Симплициссимус
давшись на уговоры соплеменников, он нехотя согласился на роль диктатора, дабы отразить возникшую угрозу республике. Как следует из легенды, спустя 16 дней враг был повержен, республика спасена, а Цинциннат вернулся к своему плугу. Конституционное понятие «экстраординарной ситуации» содержит в себе очевидное противоречие: ради спасения конституции надо приостановить ее действие. Однако это противоречие разрешается или, по крайней мере, смягчается осознанием краткости периода кризиса и экстраординарной ситуации. Когда кризис перестает быть ограниченным и локальным, а превращается во всеохватывающий, когда состояние войны и, следовательно, экстраординарной ситуации становится неограниченным во времени и даже перманентным, как это имеет место сейчас, данное противоречие получает полное выражение, а вся концепция обретает совершенно иной смысл.
Сама по себе эта правовая концепция не дает нам достаточных оснований для понимания нового всемирного состояния войны, в котором мы оказались. Нужно связать сложившуюся сейчас «экстраординарную ситуацию» с другим исключением, а именно - с уникальностью Соединенных Штатов как единственной сохранившейся сверхдержавы. Ключ к осознанию смысла глобальной войны лежит на пересечении этих двух исключений.
Понятие американской исключительности имеет долгую историю, причем его применение в нынешнем политическом дискурсе отличается обманчивой сложностью. Возьмем заявление бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт: «Если нам приходится прибегать к силе, то только потому, что мы Америка. Мы представляем собой нацию, без которой нельзя обойтись»11. Фраза Олбрайт: «Потому, что мы Америка» - несет в себе весь смысл и всю двойственность исключительности США. Двойственность проистекает из того, что у американской исключительности фактически есть два различных и несовместимых между собой значения12. С одной стороны, с момента своего рождения Соединенные Штаты претендовали на то, чтобы стать исключением на фоне обветшавших европейских форм сУверенитета и в этом смысле служить маяком республиканс-
19Часть 1. Война
кой благодати в мире. Такого рода этическое понимание сохраняется и сегодня, например, в представлении, согласно которому США являются мировым лидером по защите демократии, прав человека и международного права. Как могла бы сказать Олбрайт, Соединенные Штаты необходимы в силу своей образцовой республиканской добродетели. С другой стороны, исключительность США означает также - причем это относительно новое значение, - что Америка стоит выше закона. Так, она в возрастающей степени снимает с себя обязательства по международным соглашениям (в отношении окружающей среды, прав человека, уголовного судопроизводства и так далее). США утверждают, что американские военные не должны подчиняться правилам, действующим в отношении других, в частности - по таким вопросам, как упреждающие военные удары, контроль над вооружениями и незаконное задержание людей. В таком смысле американская исключительность подразумевает использование двойного стандарта, то есть представления, будто тот, кто устанавливает правила, сам не обязан им подчиняться. Согласно формулировке Олбрайт, без США не обойтись просто потому, что они обладают наибольшей мощью.
Кое-кто может заявить, что эти два значения американской исключительности совместимы и взаимодополняют друг друга: коль скоро Соединенные Штаты вдохновляются республиканскими ценностями, то все действия американцев идут во благо, а потому им нет нужды подчиняться международному праву; напротив, право должно сдерживать только дурные нации. Но подобное приравнивание в лучшем случае составляет идеологическое недоразумение, а гораздо чаще является очевидной мистификацией. Идея республиканской добродетели была изначально направлена против идеи, будто правитель или вообще кто-либо стоит выше закона. Такое исключение и составляет основу тирании. Оно делает невозможной реализацию свободы, равенства и демократии. Поэтому два понимания исключительности США прямо противоречат друг другу.
Когда мы говорим, что нынешняя всемирная экстраординарная ситуация, а именно - урезание правовых гарантий и
1.1. Симпяициссимус
свобод на время кризиса, поддерживается и обретает легитимность из-за американской исключительности, то должно быть ясно, что применимо лишь одно из двух значений данного термина. Действительно, в своей риторике многие американские деятели и их сторонники часто напирают на республиканскую добродетель Соединенных Штатов, что якобы обусловливает их исключительность - поскольку в силу такого этического основания мировое лидерство стало их исторической судьбой. Фактически же подлинным источником экстраординарной ситуации служит сегодня второе значение американской исключительности, а именно - их исключительная мощь и способность к доминированию в рамках сложившегося мирового порядка. Согласно данной логике, в чрезвычайной ситуации суверену надлежит встать выше закона и взять все бразды правления в свои руки. В подобной связке нет ничего этического или морального; это исключительно вопрос силы, а не права. Такого рода исключительность положения Соединенных Штатов во всемирной экстраординарной ситуации ведет лишь к размыванию и подрыву республиканской традиции, проходящей через всю историю этой страны.
Наложение германской правовой концепции экстраординарной ситуации на идею исключительности США дает нам начальное представление о том, каким образом война меняет нынешний мир. Нужно повториться, что это не просто вопрос выступления «за» или «против» Америки. О выборе между односторонними и многосторонними методами речь также не идет. Ниже мы вернемся еще к рассмотрению особой роли Соединенных Штатов в глобальном состоянии войны, но сначала следует поглубже разобраться в трансформации связей между войной, политикой и глобальным порядком.
Голем
Голем преследует нас. Он пытается нам что-то сообщить.
Голем стал символом неограниченной войны и уничтожения всего и вся, знаком ее чудовищности. Однако в богатых традициях еврейского мистицизма фигура голема гораздо более сложна. Соглас-
Часть 1. Война
1.1. Симплициссимус
но традиции, голем - это человек, сделанный из глины, оживленный при помощи ритуала, совершенного раввином. В буквальном смысле голем означает несформированную или аморфную плоть, а его оживление повторяет, в соответствии с древней мистической традицией каббалы, процесс создания мира Господом, как он изложен в Книге Бытия. Так как, согласно еврейским мифам о сотворении мира, имя Господа способно порождать жизнь, в голема можно вдохнуть жизнь, если произносить над глиняной фигурой имя Господне, используя ряд его преобразований. В частности, каждая буква алфавита должна быть скомбинирована с каждой буквой из тет-раграмматона (YHWH), а затем каждую из полученных буквенных пар -нужно произнести с каждым возможнъж гласным звуком'*.
Как весьма настойчиво подчеркивалось в разнообразных средневековых и более современных версиях этой легенды, создание голема - дело опасное. Одна угроза, особенно четко выраженная в средневековых версиях, - идолопоклонство. Подобно Прометею, тот, кто создает голема, по сути претендует на место Бога, создателя жизни. Подобная гордыня должна быть наказана.
В более поздних вариациях упор в легенде о големе переместился с притч о создании на предания о разрушении. Две таких легенды, от которых происходит большинство остальных,, относятся к XVI и XVII векам. В одной из них польский раввин Элайе Баалъ Шем из Хелма оживляет голема, чтобы тот стал ему слугой и выполнял работы по дому. Голем с каждым днем растет, поэтому, чтобы он не очень вырос, раз в неделю раввину приходится превращать его обратно в глину и начинать все сначала. Однажды раввин забывает выполнить все по заведенному порядку, из-за чего голем становится слишком крупным. Когда же раввин снова его обращает в глину, то эта безжизненная масса поглощает его, и он задыхается в ней. Мораль сей сказки отчасти в том, как опасно возводить самого себя в положение хозяина и порабощать других.
Вторая и более распространенная современная версия восходит к легенде о пражском раввине Егуде Льве. Он творит голема, дабы защитить еврейскую общину Праги и напасть на ее гонителей. Однако разрушительное буйство голема оказывается неуправляемым. Он действительно крушит врагов евреев. Но голем начинает без разбора убивать и самих евреев - пока, наконец, раввину не удается обратить его опять в глину. Эта история несколько напо-
минает общие предупреждения об опасностях, таящихся в опоре современного общества на инструменты и технологии, которые вырываются из-под контроля. Но голем - это не просто притча о том, как люди теряют управление миром, а на их место заступают машины. Он также предупреждает о неизбежной слепоте войны и насилия. Например, в пьесе «Голем» на идиш, написанной X. Ли-виком, которая была впервые опубликована в Варшаве в 1921 году, раввин Лев настолько поглощен желанием мести гонителям евреев, что не пускает на порог Мессию и Илью пророка, когда они являются ему14.
«Сейчас не их время, - говорит он, - сейчас голему пора утопить в крови наших врагов». Но насилие мести и войны приводит к смерти, которая не разбирает между правым и виноватым. Голем, этот монстр войны, не различает друзей и врагов. Война несет смерть всем в равной степени, и в этом ее чудовищность. «Он пришел, чтобы спасать, и тем не менее он пролил нашу кровь, -размышляет в смущении раввин. - Неужели мы наказаны за то, что пожелали спастись?». Если мы ничего не предпринимаем, то нас уничтожают наши враги. Но если мы начинаем воевать с ними, то все равно в конце концов губим сами себя. Раввин признает этот ужасный парадокс, перед которьж нас ставит голем. Но неужели нет такой альтернативы войне, которая все же избавила бы нас от гонений и угнетения?
Вероятно, следует более внимательно прислушаться к тому, о чем говорит нам этот сюжет. Во многих современных версиях о големе более всего обращают на себя внимание не его полезность или, напротив, жестокость, а скорее его эмоциональные запросы и способность к переживаниям. Голем не хочет убивать, он ищет любви и сочувствия. В большинстве вариантов легенды, источником для которьи послужила история раввина Льва, подчеркивается, что раввин неизменно пренебрегает мольбами голема об утешении и, более того, что выражение им симпатий к дочери раввина вызывает ужас, отвращение и насмешки. Конечно, голем раввина Льва ~ не единственное чудовище нового времени, страдающее от безответной любви. Чудшце доктора Франкенштейна тоже ищет лишь сердечного расположения, причем его попытки сближения получают такой же отпор, прежде всего от самого доктора, самого бессердечного из людей. Одной из наиболее чувствительных сцен в
Часть 1. Война
1.1. Симплициссимус
романе Мэри Шелли является та, в которой чудище подружилось со слепцом Де Ааси, живущим в хижине в лесу, но его с ужасом отвергают после того, как он попадается на глаза домочадцам Де Ласи. Монстры в обоих повествованиях живут богатой эмоциональной жизнью и способны к проявлению глубоких чувств, тогда как люди нравственно ущербны, холодны и бездушны. Чудовища лишь взывают о любви, но их как будто никто не понимает.
Нам следует каким-то образом принять во внимание признаки опасности, но при этом учесть и существующие в современном мире возможности. Даже отчаяннъ1х големов современности сопровождает, тем не менее, вся тайна и мудрость каббалы: наряду с угрозой разрушения они приносят также надежду и чудо созидания. Не исключено, что чудовища вроде голема пытаются преподать нам, втайне нашептывая под грохот глобальной битвы, урок о чудовищности войны и вероятности нашего спасения в любви.
Глобальное состояние войны
Давайте вернемся назад и вновь начнем с базовых элементов глобального состояния войны. Когда экстраординарная ситуация превращается в норму, а война становится нескончаемой, традиционное различие между войной и политикой все более размывается. В традиции трагической драматургии от Эсхила до Шекспира всегда присутствовало указание на то, что война нескончаема и что ей свойственно расползаться все шире и шире15. Однако сегодня войне присуща тенденция к еще большему распространению, к превращению в устойчивую форму общественных отношений. Некоторые нынешние авторы стараются выразить такое новшество, вывернув наизнанку формулу Клаузевица, приводившуюся нами выше: возможно, что война есть продолжение политики другими средствами, но и сама политика все больше становится войной, которую ведут другими средствами"'. Иными словами, война становится основным принципом организации общественной жизни, а политика - лишь одним из ее инструментов или воплощений. В таком случае то, что напоминает гражданский мир, на деле всего лишь кладет конец одной разновидности войны, чтобы дать развернуться следующей.
Конечно, теоретики политики бунта и революции, в особенности те из них, кто привержен анархистской и коммунистической традициям, давно уже делали подобные заявления относительно отсутствия разницы между войной и политикой: Мао Цзэдун, например, говорил, что политика - это та же война, но без кровопролития, а Антонио Грамши в несколько ином контексте подразделял политические стратегии на войны позиционные и маневренные. Эти теоретики, впрочем, рассуждали об особых периодах общественного развития, то есть о временах бунтов и революций. Заявление, будто политика есть продолжение войны, отличается от прежних рассуждений тем, что относится к власти в условиях ее нормального функционирования, всегда и повсеместно, вовне и внутри каждого общества. Мишель Фуко даже утверждал, что выполняемая политической властью функция по общественному умиротворению предполагает постоянное воспроизводство данного фундаментального соотношения сил в ходе своего рода тайной войны, причем воспроизведение его в общественных институтах, в системах поддержания экономического неравенства и даже в сферах личных и интимных взаимоотношений17. Другими словами, война становится общей матрицей для всех властных отношений и методов господства независимо от того, сопряжены ли они с пролитием крови. Война обернулась режимом биовласти, то есть такой формой правления, которая нацелена как на обеспечение контроля над населением, так и на производство и воспроизводство всех сторон общественной жизни18. Эта война несет смерть, но помимо этого она, как ни парадоксально, должна порождать и жизнь. Последнее не означает, что война цивилизовалась или что она уже не столь жестока. Скорее, повседневная жизнь и нормальное отправление властных функций теперь пронизаны угрозой и ожесточением, присущими военному конфликту.
В качестве симптома изменений, которые произошли сегодня в характере войны, рассмотрим, как эволюционировало в конце XX и начале XXI века понятие о войне в широком общественном употреблении. Военная риторика, конечно, Давно использовалась для описания действий, которые сильно отличаются от войны как таковой. В определенных случа-
Часть 1. Война
1.1. Симплициссимус
ях военные метафоры применяются к таким формам конкуренции и силовых отношений, которые в целом не содержат в себе элементов смертоносного насилия или кровопролития -таких как спорт, коммерция и внутренняя политика. Во всех подобного рода соревнованиях есть конкуренты, но там никогда нет реальных врагов в подлинном смысле слова. Подобное метафорическое употребление данного понятия позволяет прояснить риски, дух соревнования и конфликтность, которые отличают названные виды деятельности, однако подразумевается и принципиальное их отличие от настоящей войны. В иных случаях к метафорическому военному лексикону обращаются как к политико-стратегическому маневру, чтобы добиться мобилизации сил общества на реализацию единой цели, что присуще всякому военному усилию. Так, в ходе войны с бедностью, начатой в Соединенных Штатах в середине 1960-х годов администрацией президента Джонсона, прибегали к военному жаргону, чтобы избежать межпартийного конфликта и объединить силы нации в достижении внутриполитической цели. Поскольку нищета - это абстрактный противник, а средства борьбы с ней не предполагают насилия, военный лексикон в данном случае остается чисто риторическим. Однако в ходе войны с наркотиками, начатой в 1980-е годы, и тем более в войне XXI столетия против терроризма военная риторика обретает более конкретные черты. Как и в случае войны с бедностью, здесь в качестве супостатов выступают не определенные национальные государства, политические сообщества или даже отдельные люди, а скорее абстрактные понятия или, скажем так, некие ситуации. Военные метафоры помогают мобилизации всех сил общества, обеспечивая временное прекращение или ограничение нормального политического обмена гораздо эффективнее, нежели собственно борьбу с бедностью. В то же время такие войны уже не столь метафоричны, так как подобно войне в традиционном понимании они включают в себя вооруженные столкновения и применение смертельно опасных средств. В этих войнах мы видим все меньше разницы между внешней и внутренней сферами, между конфликтами за рубежом и обеспечением безопасности на национальной территории. Таким
образом, происходит переход от риторических упоминаний войны к подлинным войнам с неявными, нематериальными
врагами.
Одним из следствий такого нового рода войны является то, что границы военных действий становятся неопределенными как в пространственном, так и во временном смысле. Война, которая по-старому велась против другого национального государства, была четко ограничена территориально, даже если порой захватывала еще какие-то страны. Окончание подобного конфликта обычно знаменовалось капитуляцией, победой или перемирием между конфликтующими сторонами. Однако война против неких идей или обычаев (как в случаях религиозных конфликтов), напротив, не имеет ясных пространственных или временных границ. В принципе такие войны могут распространиться сколь угодно широко и продолжаться бесконечно. Так, провозгласив «войну с терроризмом», американские лидеры подчеркнули, что она должна будет вестись по всему миру и продлится неопределенно долго, возможно, десятилетия или даже на протяжении жизни целых поколений. У войны с целью учредить или поддержать некий социальный порядок завершения может и не быть. Она должна включать в себя постоянное, ничем не прерываемое применение насилия и жестокости. Другими словами, в ней нельзя победить или, точнее говоря, в ней ежедневно приходится побеждать снова и снова. Следовательно, война стала практически неотличима от полицейских операций.
Второе следствие этого нового состояния войны заключается в том, что международные отношения и внутренняя политика все более походят друг на друга и переплетаются между собой. В условиях перекрещивания военных и полицейских акций, направленных на обеспечение безопасности, между внешней и внутренней сферами деятельности национальных государств остается мало различий: военные действия низкой интенсивности смыкаются с высокоинтенсивными полицейскими операциями. «Враг», который привычно считался внешним, и «опасные классы», традиционно находившиеся внут-Ри того или иного общества, становятся все менее отличимы Друг от друга и наравне друг с другом являются объектами
27Часть 1. Война
военного насилия. На понятии «опасных классов» мы подробно остановимся в следующей части книги. Здесь же необходимо подчеркнуть, что идентификация в качества «врага» позволяет властям криминализировать разнообразные формы социального протеста и сопротивления. В этом отношении концептуальное слияние войны и мер по поддержанию порядка создает препятствие для всех сил, нацеленных на общественные изменения.
Третье следствие - переориентация в восприятии сторон конфликта или условий определения враждебности. В той мере, в какой враг является чем-то абстрактным и неоформленным, альянс друзей тоже имеет тенденцию к расширению и стремится к универсальности. В принципе все человечество может объединиться против абстрактной идеи или деятельности, в частности терроризма1'1. Поэтому не стоит удивляться, что понятие «справедливой войны» вновь возникло в речах политиков, используется журналистами и учеными, особенно в контексте войны с терроризмом и различных военных операций, которые ведутся во имя прав человека. Представление о справедливости ведет к универсализации войны, которая уже не ограничена никакими практическими интересами, а осуществляется в интересах человечества в целом. Следует помнить, что европейские политические мыслители эпохи модернити стремились избавиться от идеи справедливой войны, широко распространенной в Средневековье, особенно во времена крестовых походов и религиозных баталий. В их представлении, эта идея придавала войне глубинный смысл, превышающий ее подлинный масштаб, и вела к ее смешению с другими общественными сферами, такими как мораль и религия. Справедливости нет места в современной концепции войны20. Так, когда авторы теорий о войне, принадлежащие к современной школе реализма, утверждали, что война есть средство достижения политических целей, их намерение состояло не только в том, чтобы связать войну с межгосударственной политикой. Они хотели также отделить ее от других социальных сфер, в частности морали и религии. Нельзя отрицать, что на протяжении истории человечества на войну нередко накладывались разного рода иные общественные сфе-
1.1. Симплициссимус
оы, особенно во время пропагандистских кампаний, для презентации врага в порочном, уродливом или извращенном виде; тем не менее теоретики модернити настаивали на их принципиальном разграничении. По мнению этих теоретиков, войну можно было изолировать подобным образом, чтобы она выполняла свои необходимые и рационально обоснованные
функции.
«Справедливые» войны конца XX и начала XXI веков часто несут в себе явные или скрытые черты сходства с религиозными войнами прошлого. Причем всевозможные представления о конфликте цивилизаций - например, между Западом и исламом, - питающие вполне определенно выраженный подход к исследованию внешней политики и международных отношений, никогда не уходят далеко от старых религиозных образцов, касающихся войн, вызванных именно религиозными разногласиями-1. По-видимому, мы вновь вернулись в ситуацию, определяемую девизом, относящимся к XVII веку: «Cujus regio, ejus religio» - иначе говоря, кто правит, тот и определяет религию. Это опасная и гнетущая ситуация, с которой вели борьбу все крупные движения эпохи модернити, призывавшие к терпимости. Но вслед за возобновлением понятия справедливой войны приходит, что нетрудно предсказать, и связанное с ним понятие о зле. Позиционирование врага на стороне порока приводит к тому, что враг и борьба с ним абсолютизируются, то есть выводятся за рамки политики - зло есть враг всего человечества. (Категория преступления против человечности, которая фактически была трансформирована из одного из положений Женевской конвенции во всемирный свод уголовных законов, вероятно, представляет собой концепцию права, которая особенно наглядно конкретизируют подобное понимание зла.) Европейские философы эпохи модернити также пытались обойти эту проблему - проблему порока, великого христианского спора вокруг богооправдания, а именно - доказательства справедливости Бога по отношению к злу, вопроса о том, как Бог мог позволить существование порока22. Они старались вытеснить эти вопросы из круга обсуждаемых или, по крайней мере, отделить их от проблем политики и войны. Возможно, что в эпоху
29Часть 1. Война
постмодернити обращение к понятиям справедливости и порока в военном контексте - лишь иррациональная пропаганда и морально-религиозная мистификация, почти ничем не отличающаяся от старинных призывов поразить неверных или предать ведьм огню. Но поскольку подобные мистификации имеют вполне реальные последствия, к ним необходимо относиться серьезно, как это и делали философы эпохи Просвещения, прежде всего Вольтер. Терпимости, одной из основных ценностей для мыслителей времен Просвещения, наносится непоправимый урон. Для целей же, преследуемых в этой книге, еще важнее другое - то, что воскрешенные дискурсы о справедливости и пороке служат симптомами трансформации войны, лишившейся ограничений, в которые ее пытались вместить в эпоху модернити.
Нам должно быть ясно, что концепция терроризма не дает (как и понятие порока) прочной теоретической или политической опоры для нынешнего глобального состояния войны. В начале XX века термин «терроризм» относился в основном к взрывам, которые устраивали анархисты в России, Франции и Испании - это были примеры так называемой пропаганды действием. Нынешний смысл данного термина изобретен не-
!' давно. Терроризм стал политической концепцией (концепцией войны или, фактически, гражданской войны), которая имеет касательство к трем разным явлениям, иногда рассматриваемым по отдельности, а в других случаях смешанным вместе:
(1) мятежу или восстанию против законного правительства;
(2) применению правительством политического насилия в нарушение прав человека (в том числе, как некоторые считают, и прав собственности); и
(3) практике ведения войны в нарушение соответствующих правил, включая нападения на гражданское население.
Проблема всех этих дефиниций заключается в том, что они варьируются в зависимости от того, кто определяет их ключевые элементы: кто устанавливает, к примеру, какое правительство считать законным, в чем состоят права человека и каковы правила войны. Конечно, в зависимости от того, кем заданы эти элементы, даже Соединенные Штаты можно было бы заклеймить как террористическое государство21. Из-за не-
1.1. Симплициссимус
стабильности в определениях понятие терроризма не дает нам прочных оснований для осознания ныне сложившегося глобального состояния войны.
Внутриполитическим фасадом доктрин справедливой войны и войны с терроризмом выступает такой режим, который направлен на социальный контроль, близкий к тотальному. Некоторые авторы описывают его в терминах перехода от государства благосостояния к государству в состоянии войны, а другие именуют обществом с нулевой терпимостью24. Это такое общество, в котором урезанные гражданские свободы и растущие уровни ущемления свободы вообще в некоторых отношениях служат проявлением постоянной социальной борьбы. Следует отметить, что подобное изменение методов контроля совпадает с весьма глубокой социальной трансформацией, которую в следующей главе мы будем описывать в терминах биополитических форм общественного производства. Новые методы осуществления власти и контроля действуют во все большем противоречии с изменившимся социальным составом населения и лишь блокируют новые способы производства и проявления социальной активности. В других работах мы уже писали о том, что подобное блокирование свободы и самовыражения в производстве привело к «схло-пыванию» Советского Союза25. В любом случае имеет место чрезвычайно противоречивая ситуация, когда действия властвующих сил по поддержанию контроля приводят к подрыву их собственных интересов и полномочий.
Наконец, с войной не связана не только справедливость, но и демократия. Война неизбежно требует жесткой иерархии и подчинения и, следовательно, частичного или полного прекращения процедур демократического участия и обмена. «Во время войны,.- поясняет теоретик-правовед Ханс Кель-сен, -демократический принцип должен уступить место строгому диктату: от каждого требуется безоговорочное подчинение лидеру»26.
В эпоху модернити приостановка демократического политического процесса на период ведения войны обычно выступала как временная. Ведь война трактовалась как ситуация исключительная27. Если же наша гипотеза верна, и отныне со-
31Часть I. Война
1.1. Симплициссимус
стояние войны, напротив, стало для нас постоянным во всемирных масштабах, то и прекращение демократических процедур из бывшего исключения тоже все больше утверждается в качестве нормы. В согласии со словами Джона Дьюи, послужившими одним из эпиграфов к данной главе, мы убеждаемся, что нынешнее глобальное состояние войны понуждает все страны, даже те из них, которые кажутся самыми демократическими, становиться авторитарными и тоталитарными. Кое-кто скажет, что в нарисованной нами картине мира демократия уже невозможна, вероятно, даже немыслима.
Биовласть и безопасность
Здесь нам нужно вновь вернуться назад и постараться понять сущность режима биовласти с иной, более философски направленной точки зрения. Хотя, как мы уже заявили, всемирная война содержит все меньше отличий от глобальной акции по поддержанию общественного порядка, она, к тому же, стремится сейчас к воплощению абсолюта. В эпоху модер-нити война никогда не имела абсолютного, онтологического значения. Люди тогда, конечно, признавали войну основополагающим элементом общественной жизни. Когда о войне рассуждали крупные военные теоретики той эпохи, они воспринимали ее как разрушительный, но неизбывный компонент жизни человеческого общества. Не стоит забывать также, что в философии и политике времен модернити война часто рассматривалась как позитивный фактор, обеспечивавший как стремление к славе (прежде всего в аристократическом сознании и соответствующей литературе), так и выстраивание социальной солидарности (нередко с позиции подчиненных групп населения). Однако ничто из вышесказанного не делало войну абсолютной. Война была составной частью общественной жизни, но не подчиняла ее себе. В эпоху модернити война была диалектична в том смысле, что каждый негативный момент разрушения необходимым образом подразумевал и позитивный момент конструирования общественного порядка.