Экскурс 1. Метод: по стопам Маркса 9 страница
В громких протестах против политических и экономических особенностей глобальной системы, включая текущее состояние войны, которыми мы детально еще займемся, следует видеть мощные признаки кризиса демократии. Разнообразные протесты показывают, что демократию невозможно устроить или насадить сверху. Протестующие отвергают исходящие сверху демократические идеи, проталкиваемые обеими сторонами противостояния в «холодной войне»: демократия -это не непосредственное политическое лицо капитализма и не власть бюрократических элит. К тому же, ее не могут принести ни военная интервенция и смена режима, ни различные ныне циркулирующие образцы «демократического транзита», которые обычно базируются на какой-то форме насаждения латиноамериканских каудильо. Последние лучше
3.1. Долгий путь демократии
доказали свою пригодность для порождения новых олигархий, нежели для демократических систем10. Все радикальные социальные движения после 1968 года указывали на искажения в подобном отношении к демократии, которые переводят ее в тип власти, навязываемой и контролируемой сверху. Как они настаивают, демократия, напротив, может появиться только снизу. Вероятно, настоящий кризис понятия демократии, вызванный ее новым всемирным размахом, может послужить поводом, чтобы вернуться к прежнему ее значению как власти каждого в интересах всех, то есть - к демократии без оговорок, всяких «если» и «но».
Незавершенный демократический проект эпохи модернити
Нынешний кризис демократии отбрасывает нас к раннему периоду европейской модернити, в частности, в XVIII век. Ведь и тогда идея и практика демократии тоже оказались в кризисе из-за скачка в масштабе, и их пришлось разрабатывать заново. На заключительной стадии модернити вновь появились нерешенные проблемы, возникшие в ее начале. Защитникам демократии в Европе и Северной Америке во времена ранней модернити противостояли скептики, которые уверяли их, что демократия, вероятно, была осуществима в формате афинского полиса, но становилась невообразимой на пространных территориях национальных государств эпохи модернити. Сейчас, во времена глобализации, сторонников демократии опять встречают скептики, которые утверждают, будто демократия, вероятно, была возможна в пределах национальной территории, но ее невозможно представить себе в глобальном масштабе.
Конечно, революционные демократы XVIII столетия не предлагали просто вернуться к демократии в ее античных формах. Напротив, их задача, отчасти предполагавшая разрешение проблемы масштаба, состояла в том, чтобы заново изобрести данный концепт и создать другие институциональные Формы и практики. В эпоху модернити при попытках преодо-Ле! ь кризис демократии, как мы сейчас увидим в деталях, цен-
Часть 3. Демократия
тральная роль отводилась представительству. Впрочем, то об-/ стоятельство, что старая проблема возникла вновь, не означает, будто прежнее решение может сгодиться и на этот раз. Др J. I гими словами, нет гарантии, что мы можем просто расширить формы представительства времен модернити, чтобы успешно решить новую проблему масштаба, стоящую перед нами. (Это будет темой главы 3.2.) Скорее, подобно революционерам ранней модернити, мы должны будем заново разработать демократический концепт и создать новые институциональные формы и практики, подходящие для нынешней глобальной эры. Такой проект концептуальной и практической разработки составляет главный объект последней части нашей книги.
Как уже отмечалось, проблема демократии в глобальном мире неотделима от еще одного вопроса эпохи модернити, на который так и не найдено исчерпывающего ответа, - войны. В первой части мы увидели, что один из ликов глобализации указывает на то, что сейчас война опять стала проблемой или, скорее, что дезорганизованное и незаконное насилие препятствует реализации существующих видов суверенитета. Мы имеем дело с глобальным состоянием войны, при котором насилие может вспыхнуть где и когда угодно. При этом с точки зрения суверенитета особенно важно, что сегодня нет надежных средств легитимации применения насилия или стабильных группировок, увязывающих проявления насилия с лагерями друзей и врагов. Теория и практика суверенитета эпохи модернити возникли в ходе решений той же проблемы, а именно проблемы гражданской войны - и здесь мы снова попадаем назад - но уже в XVII, а не XVIII век. Размышления Гоббса о гражданских войнах в Англии и мысли Декарта по поводу Тридцатилетней войны в Германии - основополагающие моменты в основном потоке европейской мысли Нового времени. Гражданская война представляет собой негативный опыт, от которого отталкивается представление модернити о политическом порядке. Конфликтная ситуация - «война всех против всех» - это в реальности всего лишь очищенная, философская концепция гражданской войны, спроецированная либо в прошлое, в доисторические времена, либо в сущность само-
3.1. Долгий путь демократии
Го человека. В эпоху модернити суверенитет был призван положить конец гражданской войне".
Однако нельзя забывать о двойственности и незавершенности решения проблемы гражданской войны, которое предлагает Гоббс. С одной стороны, он констатирует, что главной целью Левиафана является завершение длительных гражданских войн в Англии, то есть та суверенная власть, которую он предлагает, должна стать конституирующей, производя и воспроизводя народ в качестве мирного общественного уклада и кладя конец войне всех против всех, которая равнозначна социальному и политическому хаосу. С другой стороны, война - бурное время, когда зреют зачатки гражданской междоусобицы и внешнего конфликта, - неизменно остается для Гоббса постоянно маячащей вероятностью, отчасти в силу того, что угроза войны и смерти - главное орудие, используемое для принуждения множества к подчинению власти суверена: protego ergo oblige (повинуются тому, кто обеспечивает защиту). Следует ясно понимать, что суверенитет эпохи модернити не кладет предела насилию и страху. Взамен он кладет предел гражданской войне, организуя насилие и страх в рамках внутренне непротиворечивого и стабильного политического порядка. Суверен становится единственным легитимным источником насилия, проявляемого как против его собственных подданных, так и против других суверенных держав. Именно таким образом суверенное национальное государство и выступало в эпоху модернити ответом на проблему гражданской войны.
Сегодня эта проблема возникает опять, но уже в гораздо более широком, глобальном масштабе. Современная война, переродившаяся в постоянную надзорную деятельность, поддерживающую основы административной власти и политического контроля, как и прежде, требует от утомленных насилием и страхом подданных подчинения. Но то, что проблема напоминает существовавшую в прошлом, еще не означает, что окажутся эффективными аналогичные способы ее решения.
проченный суверенитет национальных государств не сможет Положить конец глобальному состоянию войны. Наоборот,
е°бходима иная, всемирная форма суверенитета. Именно в
291Часть 3. Демократия
этом, к примеру, состоит смысл предложенной Хантингтоном и уже рассмотренной нами парадигмы мирового конфликта между цивилизациями. Зная, как преуспела «холодная война», упаковав всемирное насилие в сплоченные блоки и создав стабильный строй власти, Хантингтон хочет отвести такую же упорядочивающую роль цивилизациям: они сделали бы глобальный конфликт логичным, разделив национальные государства на устойчивые группы союзников и врагов. «Война с терроризмом» тоже нацелена, хотя и несколько по-иному, на придание организованной формы всемирному насилию. Так называемые «коалиция решительных» и «ось зла» обозначают стратегии группирования национальных государств, то есть придания смысла проявляемому ими насилию посредством создания блоков. (Однако, как мы убедились в первой главе, определения терроризма, на которые при этом ссылаются, сильно разнятся между собой в зависимости от точки зрения того, кто выдвигает соответствующие обвинения.) Ни одно из таких решений не кажется нам подходящим, но они, по крайней мере, обращаются к той проблеме, которая возникает для имперской власти из-за всемирной гражданской войны. Итак, с такой точки зрения, прекращение гражданской войны не кладет конца насилию и страху. Речь идет всего лишь о придании им упорядоченности и их концентрации в руках суверена.
Повторим: то обстоятельство, что нынешние проблемы демократии и войны напоминают те, что возникли на заре эпохи модернити, не означает, будто прежние решения вновь докажут свою состоятельность. Когда мы оглядываемся на концепции демократии, появившиеся в те времена, нам следует оценить не только то, сколь радикальным было их появление, но и то, сколь незавершенным остался демократический проект модернити. Революционеры XVIII столетия в Европе и в Соединенных Штатах воспринимали демократию ясно и просто: как власть каждого в интересах всех. Первым великим нововведением модернити относительно античной концепции демократии фактически стало именно придание ей универсального характера, ее полное распространение на каждого. Вспомним, к примеру, что в древних Афинах Перикл определял демократию как власть многих в противоположность вла-
3.1. Долгий путь демократии
сти немногих (при аристократии или олигархии) или власти одного (при монархии и тирании)12. В Европе и Северной Америке XVII-XVIII веков это унаследованное понятие демократии для многих трансформировалось в демократию для всех. В античном понимании демократия была таким же ограниченным концептом, как монархия и аристократия: те многие, кто имел власть, тоже составляли лишь часть всего общественного целого. В противоположность этому, у демократии эпохи модернити нет ограничений, именно поэтому Спиноза и называет ее «абсолютной»". Шаг от многих до всех невелик в семантическом плане, но имеет чрезвычайно серьезные последствия! С такой универсальностью приходят не менее радикальные концепции равенства и свободы. Мы только тогда можем править все вместе, когда имеем на то равные полномочия, вполне свободны в своих действиях и в выборе.
В скобках нужно заметить, что «демократию для всех» не стоит путать с понятием охлократии, то есть власти всех или целого, которую на протяжении всей истории политической теории неизменно осуждали как ложную производную воли, выраженной всеми. Критики тоталитаризма, проявившего себя в середине XX века, справедливо выступали против подобного рода путаницы14. Однако, даже осуждая тиранию (при опоре в анализе на древнегреческое понимание разложения форм правления в полисе), эти критики так и не сумели подняться до уровня поддержки демократии как образца угодного им правления. Конечно, в Европе господствовала традиция осуждения тирании (однако почти всегда только с аристократических позиций), а также осуждения тоталитаризма (но одновременно и самовыражения «каждого», то есть демократии личностей и множества).
Революции эпохи модернити не вызвали непосредственной институционализации универсального понятия демократии даже в национальных рамках. Исключение женщин, лиц, лишенных собственности, небелого населения и прочих от-Рицало универсальность претензии на «всеобщность». Действительно, идея всеобщей демократии так и не была институционализирована, хотя и послужила целью, которой Мохновлялись революции и баталии той эпохи. Можно счи-
293Часть 3. Демократия
тать исторический путь революций модернити прерывистым и неровным, но все же реальным продвижением к реализации идеи абсолютной демократии. Это своего рода Полярная звезда, по-прежнему направляющая наши политические устремления и действия.
Второй крупной новацией эпохи модернити в понимании демократии стала концепция представительства. Считалось, что представительство - это практический механизм, присущий модернити и способный обеспечить утверждение республиканского правления на обширных пространствах национальных государств15. Оно выполняет две противоречащие друг другу функции: связывает множество с властью и в то же время отделяет его от нее. Представительство - это дизъюнктивный (расчленяющий) синтез в том смысле, что одновременно соединяет и отрезает, пристегивает и разделяет"5. Нужно заметить, что многие из великих революционных умов XVIII века не только сдержанно относились к демократии, но даже всерьез боялись ее и сопротивлялись ей самым определенным и конкретным образом. Для них представительство выступает в качестве своего рода вакцины, защищающей от опасностей абсолютной демократии: оно дает общественному организму небольшую, контролируемую дозу народного правления и тем самым страхует от грозных эксцессов со стороны множества. Нередко авторы XVIII века прибегали к термину республиканство, чтобы зафиксировать это дистанцирование от демократии.
Так, Жан-Жак Руссо в теории общественного договора трактует демократию и представительство сложным, амбивалентным образом. С одной стороны, как он заявляет, народ республики должен располагать всей полнотой власти, причем каждый должен самым активным и непосредственным образом участвовать в формировании политического организма и оказывать на него решающее влияние. С другой стороны, такое полноценное политическое участие умеряется тем соображением, что только в некоторых особых случаях демократия действительно выступает как уместная форма правления во исполнение воли суверенного народа. Разным нациям уготованы неодинаковые формы власти, но, по его мнению, вЫ-
3.1. Долгий путь демократии
борная аристократия составляет наилучший и самый естественный политической порядок17. «Если бы существовала нация богов, она управлялась бы демократически, - говорит Руссо _ Столь совершенное правление не годится для людей»|х. Таким образом, по крайней мере при первом чтении, мы приходим к выводу, что если представительство в сфере суверенитета представляется Руссо недопустимым, то применительно к власти оно терпимо и даже в большинстве случаев предпочтительно.
И все же, присмотревшись внимательнее, мы может убедиться, что, вопреки заверениям в обратном со стороны самого Руссо, его понимание суверенитета тоже содержит в себе идею о необходимости представительства. Это с особой очевидностью следует из данного им пояснения, что суверенна только «общая воля» народа, а вовсе не «воля всех». Воля всех есть множественное выражение воли всего населения, которое Руссо считает бессвязной какофонией, тогда как общая воля возвышается над обществом. Это трансцендентальное, единое выражение воли19. На основании замысла Руссо нам следует признать, что сама по себе общая воля - это представительство, которое одновременно привязано к воле всех и отделено от нее. Связь между единством, трансцендентальностью и представительством иллюстрируется тем различием, которое Руссо проводит между народом и множеством. Народ лишь тогда суверенен для Руссо, когда объединен. Как он объясняет, народ возникает в результате сохранения или созидания единых привычек, обычаев и взглядов, вследствие чего население говорит одним голосом и действует по единой воле. Народу не присуще многообразие. Между тем, на деле население, возможно, так никогда и не устранит различия и не станет говорить одним голосом. Единство народа можно создать, лишь приведя в действие механизм представительства, который отделяет народ от множества. То есть, вопреки тому, что народ как таковой сходится вместе, чтобы употребить суверенную власть, множество при этом не присутствует; его все-Го только представляет народ. Итак, у Руссо власть каждого Парадоксальным, но, тем не менее, неизбежным образом низ-
295Часть 3. Демократия
водится до правления кого-то одного, которое осуществляется через механизм представительства.
Авторы и сторонники американской конституции были гораздо откровеннее, чем Руссо, в своих опасениях перед де. мократией и тяге к отделению, обеспечиваемому представительством. Например, для одного из авторов «Федералиста», Джеймса Мэдисона, концепция демократии характеризуется, как и народный суверенитет у Руссо, тем обстоятельством, что «народ сходится и осуществляет правление сам», то есть весь народ правит непосредственно, свободно и равноправно20. Мэдисон находит такую демократию опасной. Вслед за Руссо, он боится, что в народе возникнут различия - не только индивидуальные, которые легко проконтролировать, но также различия коллективные, то есть фракционность. Как пишет Мэдисон в «Федералисте №10», фракция меньшинства не составляет для демократии серьезной проблемы, так как большинство способно ее контролировать. Однако у демократии нет механизма, чтобы проконтролировать фракцию большинства. По мнению Мэдисона, у демократического множества как такового отсутствует механизм мышления, осмотрительной или нравственной оценки для организации различий: последние немедленно и неизбежно выливаются в конфликт и тиранию. Мэдисон доказывает, что представительная схема, заложенная в американской конституции, является надежной гарантией от деспотизма большинства в рамках республики. Тут вопрос масштаба выходит на первый план. Согласно известным аргументам, в ограниченных пространствах древнегреческих городов-государств демократия была осуществима, тогда как практические запросы, возникающие из-за обширных современных национальных государств, требуют ее укрощения с помощью представительных механизмов. Таким образом, демократия годится для немногочисленного населения, а представительство - для пространных территорий и большого населения21. В XVIII веке в Соединенных Штатах многие авторы, не разделявшие федералистских мнений, использовали противопоставления между демократией и представительством для критики предложенной конституции и идеи сильного федерального правительства. Они отдавали
3.1. Долгий путь демократии
предпочтение небольшим независимым штатам, поскольку малый масштаб создает условия, пригодные для демократии лди, по крайней мере, для представительства в небольших пропорциях, когда каждый делегат выступает от лица относительно немногих людей22. Федералисты были согласны, что представительство составляет препятствие для демократии -д\я всеобщего, равного и свободного правления всех, - и как раз в силу этого поддерживали его! Огромная протяженность современных национальных государств, особенно Соединенных Штатов, не мешает эффективному правлению, а, напротив, составляет большое преимущество! Представители, слишком близкие к тем, от чьего лица они выступают, не обеспечивают адекватного защитного барьера против демократии; представительство должно быть достаточно удаленным, чтобы удерживать на расстоянии опасности, связанные с демократией, и все же не столь далеким, чтобы у представителей не было вообще контактов с людьми, ими представляемыми. Нет необходимости, чтобы представители детально знакомились с теми, кого представляют, на месте («Федералист №56»). Важнее «заполучить в качестве правительства тех, кто обладает наибольшей мудростью и понимает, в чем состоит общественное благо, и наилучшими качествами, чтобы его добиваться»23. Мэдисон настаивает, что схема представительства, согласно которой правят немногие, не является ни олигархией («Федералист №57»), ни аристократией в британском стиле («Федералист №63»). Вероятно, она ближе всего к тому, что Руссо называет выборной аристократией, противопоставляя ее наследственным или естественным аристократическим формам. Мэдисон, бесспорно, согласен с точкой зрения Руссо, что «наилучший и самый естественный порядок вещей состоит в том, чтобы множеством управляли мудрейшие»24. В этих Дискуссиях мы вновь можем обнаружить сущность представительства: оно связывает граждан с правительством и в тоже время отделяет их от него. Новая наука основана на таком Дизъюнктивном синтезе.
Ослепительно ярким элементом этих рассуждений XVIII Века является то, что они со всей отчетливостью подводят к Вьш°Ду, что демократия и представительство не ладят друг с /
297Часть 3. Демократия
другом. Когда наши полномочия передаются группе правителей, то с этого момента все мы не занимаемся управлением, мы уже отделены от власти и правительства. Несмотря на это противоречие, уже в начале XIX века представительство стало определять демократию эпохи модернити до такой степени, что с тех пор невозможно помыслить ее без какой-то формы представительства. Оно воспринимается не как защита от демократии, а как ее необходимое дополнение. Как говорят, чистая демократия, возможно, хороша в теории, но на практике относительно слаба. Только в соединении с представительством демократия дает достаточно сильную, стойкую субстанцию - подобно тому, как к железу добавляют углерод, чтобы получить сталь. «Новая наука», объявленная федералистами своим вкладом в создание новой нации и эпохи модернити, в чем-то походила на теорию современной металлургии. К1830-м годам Алексис де Токвиль мог называть «демократией» в Америке ту же схему представительства, которую за 50 лет до этого отцы-основатели считали защитой от опасностей демократии. Сегодня господствует еще более расплывчатое представление о демократии. Вспомним, например, определение, которое не так давно сформулировал Джозеф Най, ведущий автор в области либеральной политической теории: «Демократия - это правление должностных лиц, которые подотчетны и могут быть смещены большинством народа, на территории, на которую распространяется их юрисдикция»25. Как далеко мы ушли от взглядов XVIII столетия!
Поскольку представительство теперь до такой степени монополизирует область политической мысли, полезно будет составить резюме по поводу его разных типов, чтобы увидеть различия между ними. Вслед за Максом Вебером мы можем различить, в зависимости от степени разделения делегатов и тех, кого они представляют, три базовых типа представительства: присваиваемое, свободное и «по наказам»2".
Присваиваемое представительство (appmprikrte Representation) -это тип, при котором связь между представителями и представляемыми самая слабая, а разделение наибольшее. При этом уполномоченные никаким прямым образом не избираются, не назначаются и не контролируются теми, кого они представля-
3.1. Долгий путь демократии
т По существу они просто сами истолковывают интересы и волю тех, от кого делегированы. Вебер называет такую форму присваиваемым представительством, поскольку представители присваивают себе все полномочия по принятию решений. Нужно отметить, что и такие уполномоченные не вполне самостоятельны, так как представительство, как и всякое властное отношение, имеет две стороны, и представляемые всегда располагают какими-то средствами, которые позволяют им отказаться от этих отношений или их изменить, однако в данном случае такие средства самые косвенные и слабые. Мы могли бы также назвать этот тип патриархальной репрезентацией, так как само название передает в таком случае ощущение того, как феодальный лорд представлял крестьян из своего поместья. Действительно, в американской конституции предполагалось, что черные рабы, женщины и дети будут представлены именно подобным способом27. Как мы увидим далее в несколько ином контексте, патриархальное, или присваиваемое, представительство также характеризует то, каким образом сегодня наднациональные организации, подобные МВФ и Всемирному банку, представляют интересы стран, подобных Таиланду или Аргентине. Во всех этих случаях представители явно находятся на удалении от представляемых ими общностей, которые могут оказывать на них лишь слабое и косвенное влияние, и сами интерпретируют интересы последних.
Свободное представительство (frew Reprdsentation) занимает срединную позицию. Оно типично для парламентских систем, в которых те, кого представляют, имеют некий прямой контакт с делегатами, но контроль над ними чем-то скован или ограничен. Так, в большинстве избирательных систем выбор или контроль со стороны представляемых ограничивается прежде всего во времени. Ведь соответствующая связь устанавливается только раз в два или четыре года, а то и раз в шесть лет. В период между выборами делегаты относительно независимы, они не получают инструкций от представляемых и не консультируются с ними, а потому Вебер называет этот тип «свободным», чтобы подчеркнуть относительную автономию делегатов. Ясно, что свобода делегатов обратно пропорциональна степени свободы выбора или контроля, которой
Часть 3. Демократия
располагают представляемые. Их власть, к примеру, также \ ограничивается принуждением к выбору из определенного круга кандидатов. Конечно, их влияние еще больше ограничивается и становится к тому же частичным, а делегаты, соответственно, ощущают дополнительную свободу с каждой очередной ступенью отделения от представляемых, подобно тому, в какой мере, скажем, политический назначенец представляет тех, кто избирал назначившее его должностное лицо. Таким образом, мы могли бы сказать, что представители на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций выступают от лица различных национальных групп населения, пребывая во второй степени отделения от них. При нарастании ограниченности или неполноты представительства и степеней разделения между представителями и представляемыми этот его тип все сильнее смыкается с формой патриархальной, или присваиваемой.
Когда делегирующие контролируют своих делегатов постоянно, такую систему характеризует то, что Вебер называет представительством по наказам (gebbndene Representation). Различные механизмы, создающие более прочное сцепление и вынуждающие представителей постоянно подчиняться инструкциям тех, кого они представляют, ведут к снижению самостоятельности делегатов28. Например, частые выборы и тем более постоянная возможность отзыва делегатов подрывают временные ограничения, связанные для избирателей с периодичностью выборов. Наращивание возможностей для всех членов общества выступать в качестве представителей также ослабляет ограничения власти представляемых. Наконец, когда гражданам дан больший простор для участия в принятии государственных решений, «представительский разрыв» сокращается. Процедуры участия в распределении бюджетных расходов в некоторых бразильских городах, таких как Порту-Алегри и Белен, - вот пример механизма по сокращению подобного разрыва29.
Предложенная Вебером типология представительства могла бы немедленно спровоцировать постановку политической задачи: работать над переделкой всех патриархальных, или присваиваемых, форм представительства в ограниченные,
3.1. Долгий путь демократии
свободные формы и, в свою очередь, переработку этих ограниченных моделей в непосредственные формы работы делегатов по наказам. В итоге контакт между представляемыми и их представителями становился бы все прочнее. Нет сомнений, что подобные попытки улучшили бы нынешнюю политическую ситуацию, но с ними не добиться реализации обещаний демократии эпохи модернити, то есть правления каждого для всех. Каждый из названных типов - присваиваемый, свободный и по наказам - возвращает нас к проблеме двойственной природы представительства, которое одновременно связывает и разделяет. Три формы обозначают в различных пропорциях сочетание двух функций, которые необходимы для суверенитета. Институты политического представительства должны позволить гражданам (по крайней мере, некоторым) выражать свои неоднородные устремления и требования, в то же время давая государству простор для их слияния в сплоченное единство. Делегат, с одной стороны, служит тому, кого он представляет, а с другой - привержен единству и действенности суверенной воли. Как мы еще убедимся в этой книге, из императива суверенитета следует, что, по здравому размышлению, править может только кто-то один. Демократия снова требует радикальных новшеств и свежей науки.
Восстание должников
Жена Джона Адамса, Абигайль, была очень сердита на Томаса Джефферсона. Легко ему было выпись-тать красивые фразы, сидя в далекой Франции! А дома в Массачусетсе дела шли из рук вон плохо. Соединенные Штаты, едва возникнув, переживали первый серьезный бунт на своей территории. Летом 1786 года Высший суд штата Массачусетс инициировал процесс по лишению фермеров-оолжников права выкупа заложенного ими имущества в округе Гем-пшир, наложив арест на их скот и землю. Фермеры призвали влас-ти штата напечатать побольше денег, как это сделали в °°-Айленде, чтобы освободить их от долга, но законодатели шта-Ща осталисьглухи к этим призывам. Народное ополчение из полутора сотен вооруженных фермеров, многие из которых были вете-нами Войны за независимость, воспрепятствовали судьям в
301З.Де.
проведении заседаний и аресте фермерской собственности; в гороМ ке Большой Баррингтон они ворвались в окружную тюрьму и осво~ бодили должников. Даниэль Шейс, бывший командир в Континентальной армии, позже стал известен как лидер восставших.
Абигайль Адаме написала из Лондона своему другу Томасу Джеф. ферсону, который был послом во Франции, и самым драматичным образом обрисовала беспорядки, устроенные должниками в ее род. ном городке: «Невежественные, мятежные головорезы, без чести ц совести, увлекли сбитую с толку толпу своим примером под предлогом нанесения им мнимых обид». Томаса Джефферсона эти события не взволновали, и он ответил в возвышенном духе, чем сильно поразил Абигайль Адаме: «В некоторьи случаях дух сопротивления правительству так ценен, что я хотел бы, чтобы он никогда не испарялся... Небольшой бунт время от времени не помешает»'®. После этого Абигайль Адаме на несколько месяцев прервала регулярную переписку с Джефферсоном, а бунт на самом деле закончился плохо для всех, кто оказался к нему причастен. Законодательное собрание Массачусетса приостановило действие закона о неприкосновенности личности и разрешило тюремное заключение на неограниченное время без судебного разбирательства, чтобы облегчить подавление беспорядков. На протяжении следующего года восставших фермеров преследовали, многих из них задержали, а человек десять казнили. Но положительное мнение Томаса Джефферсона о восстании не было поколеблено известиями о примененном насилии. Полковнику Смиту, зятю четы Адаме, он написал: «Древо свободы периодически нуждается в том, чтобы его поливали кровью патриотов и тиранов. Это естественное удобрение»31.