Теория медиа демократического участия
распространяется на развитые либеральные общества, Главным в этой теории является неприятие коммерциализации и монополизации частных медиа, а также централизации и бюрократизации институтов общественного вещания, созданных в соответствии с нормами социальной ответственности.
4Основные тенденции развития СМИ на Западе во второй половине 20 века – начале 21 века (страна по выбору) Франция.
После окончания военных действий в правительство Французской Республики вошли сторонники трех партий – Социалистической, католической партии Народно-республиканское движение и Французской коммунистической партии (правда, вскоре коммунисты были выведены из состава правительства). Французское общество разделилось на приверженцев разных концепций дальнейшего развития государства. Средства массовой информации, несомненно, не остались в стороне от этих процессов.Парижскую прессу того времени можно условно поделить на несколько групп.
Правонационалистическая печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельники «Карефур», «Минют», «Ривароль»). Все эти издания были настроены по отношению к правительству оппозиционно. Печать, отражающая взгляды среднего класса (газета «Фигаро», журнал «Пари Матч»). Аудитория этих изданий – читатели со средним доходом, кадровые служащие, техническая интеллигенция и рабочая аристократия. Либерально-объективистская пиния (газета «Монд», еженедельник «Экспресс»).«Монд» – наиболее серьезная из всех французских газет времен V Республики. Она давала на своих страницах большой объем информации, в основном внешнеполитической. Подробно анализировала важнейшие политические события во Франции и за рубежом, печатала серии серьезных проблемных статей;
СМИ левых группировок интеллигенции («Франс Обсерватэр», «Эсп-ри», «Тан Модерн»): Редакторы и издатели этой группы СМИ резко критиковали внешнеполитический курс Франции, но не могли его изменить в силу малого политического влияния. Состояние дел в электронных СМИ Франции после второй мировой войны во многом определялось тем, что было запрещено частное вещание, а также была провозглашена государственная монополия на передачу сигнала. Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или телепередачи, но право распространять их было предоставлено только государственным службам.
Таким образом, несмотря на государственную монополию, во Франции сложилась сеть частных коммерческих радиостанций: Радио Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио. По мере распространения телевидения в 60-70-е годы, радиовещание вынуждено было приспосабливаться к новым условиям, учитывая конкуренцию. Были не только пересмотрены сетки вещания, но и сами программы и стиль передач. Вечернее время пришлось уступить телевидению, основное время радиопрограмм было перенесено на середину дня и утро.
Государственные радиопрограммы были рупором правительства. Периферические станции давали более разнообразную информацию, они привлекали большую аудиторию, особенно в утренние часы.
Первые экспериментальные передачи начались во Франции в 1936 году. Вторая мировая война прервала эти эксперименты. В 1948 году передачи французского телевидения были возобновлены. Телевизионное вещание во Франции из-за недостатка финансирования развивалось достаточно медленно: в начале 50-х годов XX века «только 10 % французов могли смотреть телевизионные передачи»4. Со временем охват аудитории и объем вещания значительно расширились. К 1957 г. «аудитория увеличилась до 50 %, в 1967 зрительская аудитория составляла 90 %»5. Первейшей особенностью «новой» Прессы явилась ее острая полититизированность, бесспорная Политическая ангажированность, Причем ангажированность влево. Значительно меньшая часть парижских газет, как ежедневных, так и еженедельных, выходила без определенного Политического флага. Одновременно с резким сокращением количества ежедневныхпериодических изданий заметно ухудшалось их качество. Специализация изданий. Многие из подобных изданий составили «прессу сердца». Взятая в целом, «прееса сердца» равнозначна женской печати и, .как считают, вышла из довоенного журнала Ж. Пруво «Мариr~клер» (1937), который поябился в период, когда во Франции большое развитие получила индустрия предметов красоты, нуждавшаяся в усиленной рекламе и несомненно сильно повлиявшая на стиль жизни молодежи, изменив ВО многом сам характер взаимоотноiпений между детьми и родителями, жизнь супружеских пар.