Ч.Ч.Валиханов. Жизнь и деятельность.
Чока́н Валиха́нов (1835- 1865) - казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, а также российский офицер и разведчик. Исследования Валиханова печатались в трудах Русского Географического общества, также выходили в Берлине, Лондоне. 1853 — Окончил кадетский корпус в Омске, где учился и дружил c будущим известным ученым и путешественником Г. Н. Потаниным. Поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско, назначен к исправлению должности адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Гасфорте. 1854 — Знакомство с ссыльными «петрашевцами» писателем Ф. М. Достоевским и поэтом С. Ф. Дуровым. 1855 — Первая поездка в Семиречье. 1856 — Экспедиция в Семиречье и на Иссык-Куль. Поездка в Кульджу. Знакомство с ученым-путешественником Семёновым-Тян-Шанским. За отличие на службе произведён в поручики. 1857 — Избран в действительные члены Императорского русского географического общества. Командировка в Семиречье и на Иссык-Куль для подготовки экспедиции в Кашгар. 1858, 28 июня — Под видом купца присоединился к каравану, направляющемуся из Семипалатинска в Кашгар. 1859, 12 апреля — вернулся в караваном в укрепление Верное. 1860 — В начале года приехал в Петербург. Доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведён в штабс-ротмистры, награждён орденом Св. Владимира. 1860 - краткая поездка в Лондон и Париж. 1861, май — Возвращение на родину из Петербурга. 1862 — Выбран на должность старшего султана Атбасарского округа, но не утверждён генерал-губернатором. 1863 — Участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе. 1864, март — июнь — Участие в походе М. Г. Черняева против Кокандского ханства. Подаёт в отставку и уезжает в Семиречье. 1865, 10 апреля — Скончался в урочище Кочен-Тоган от туберкулёза.
52.И.Алтынсарин: и народное образование
Ыбырай Алтынсарин (1841-1889) — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист. Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Автор первых казахских учебников: «Киргизская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), автор басней и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова. Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов. Открыл четыре двухклассных центральных русско киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург. Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи. Алтынсарину было присвоено звание статского советника.
53. Абай – великий казахский поэт и писатель
Аба́й (Ибраги́м) Кунанба́ев (1845-1904) — великий казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской культурой среди казахов. Он призывал: «Знать русский язык — значит открыть глаза на мир». Некоторое время Абай работал волостным управителем. Однако в скором времени, разочаровавшись в своей способности использовать должность на благо народа, оставил ее. Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против исламского догматизма, рабского положения женщины. Выступал против социального зла и невежества. Абай, как властитель дум, вызывал дикую зависть, бешеное озлобление врагов, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью его сыновей Абдрахмана и Магавьи. Подавленный Абай отверг лечение недуга и добровольно обрёк себя на смерть. Руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как свою духовную предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.