Эгоистичные наклонности Российского Дворянства не позволили Екатерине II перенести в Россию западные либеральные идеи.
Закрылась в 1769официально в связи с войной против Турции. Некоторые законы были приняты сразу, другие использовались как наработки для жалованных грамот.
· 1773-1775 – восстание Емельяна Пугачева (был участником Семилетней и Русско-турецкой войн, офицером).Сидел в тюрьме в Казани, потом сбежал к Яицким(уральским) Казакам (которые уже успели побунтовать насчет монополии Государства на ловлю рыбы в Яике и добычу соли) и представился, как уцелевший Пётр III.
Пугачев обещал людям равенство народов и вер, землю и волю, призывал к расправам над дворянами и чиновниками.
Войско из казаков, крепостных крестьян и рабочих с заводов и мануфактур терроризировало Южный и Средний Урал, Западную Сибирь, Поволжье, Дон.
Правительственные войска с каждым месяцем все успешнее подавляли восстания (самые неудачные для Пугачева битвы: Татищеская Крепость в 1774 (Голицын), Царицын в том же году). В 1775 Пугачева казнили на Болотной площади.
· 1775 –учреждение о губерниях, чтобы проще держать под контролем низшие социальные слои.
Уездыс капитанами-исправниками <- 50 губерний во главе с губернатором
<- наместничество из 2-3 губерний во главе с Генерал-губернатором или наместником.
Золотой век дворянства, Екатерина II поддерживала Дворянство во всем, чтобы оно могло приспособить свое хозяйство к развивающимся торговым отношениям.
1785 – выданы жалованные грамоты дворянству и городам:
1. Дворянская грамота:
· монопольное право дворян на землю и крестьян
· право дворян на торговлю, на свободное открытие заводов, корпораций
· Свобода от податей, рекрутской повинности и телесных наказаний
· Вдвое повышена оплата труда приписных крестьян на заводах
2. Разрядная грамота (деление горожан на 6 разрядов):
· Купцы 3-х гильдий
· Иностранцы, проживающие в городе на постоянной основе
· Цеховые Ремесленники
· Дворяне
· Чиновники
· Духовенство
Разряды определяли права, привилегии, неодинаковые по объему и значению.
Билет 6
Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Он был прогрессивен только на словах. На деле – все то же крепостничество, усиленное повышением привилегий дворянства, слишком запутанная бюрократия, игнорирование просьб низов, бездействие в отношении подготовки крестьян к освобождению, тем не менее понимая, что нужно для этого России.
“Прогрессивными” деяниями явились Уложенная Комиссия 1767 года, издательство общественно-политических журналов, Уложенные Грамоты, давшие массу преимуществ в открытии мануфактур и заводов.
2. Архитектура, скульптура и живопись конца XIX века
Архитектура
Период эклектики – “умного выбора”, несостоятелен, т.к. здания стали приобретать черты, совершенно им несвойственные.
Век денег. На первом месте – функционал здания, а не его красота. Первый представитель – Балтийский вокзал в Петербурге архитектора Кракау
Стали строиться европейские торговые пассажи, рынки с застекленной галереей с двумя фасадами на параллельных улицах. Позднее стали совмещать пассажи и торговые дворы (здание на весь квартал)
Небольшие театры, не монументальные, с меньшим числом ярусов, с более глубоким амфитеатром. Архитектор Шреттер.
Музеи: Политехнический музей (Монигетти и Шохин) – в Русском стиле: башенки, столбики и другие элементы деревянного зодчества в КАЕННОМ исполнении; Исторический Музей на Красной Площади (Шервурд)
Скульптура
К 1862 г. был объявлен конкурс на создание в Новгороде памятника «Тысячелетие России» (Ровно 1000 прошло с момента призвания Рюрика). Победителем стал М. О. Микешин. Его произведение запечатлело важнейшие вехи истории России и выдающихся русских людей. По эскизам Микешина был также создан и памятник Екатерине II в Петербурге. Оба произведения в соответствии с господствующей эпохой эклектики отличались дробной многофигурностью, однако в первом случае это было оправдано темой, во втором — не столь удачно.
Живопись
Эпоха передвижников: выпускникам Академии художеств был неприятен “академизм” с его декоративностью и напущенной театральностью и они объединились в коммуну во главе с Иваном Крамским и стали организовывать передвижные художественные выставки.
Художники проникались идеями отражения живой жизни, реальности. Наиболее яркий и неоднозначный представитель своего времени – Репин (Иван Грозный убивает своего сына Ивана, Бурлаки на Волге, Арест пропагандиста, Торжественное заседание Гос совета).
Пейзажисты: Шишкин (Утро в сосновом лесу),Левитан (После дождя)
Портретист: Серов (Девочка с персиками, Девушка, освещенная солнцем и куча портретов писателей, художников артистов, предпринимателей)
Третьяков стал собирать картины, увлечение стало делом жизни: открылась Третьяковская галерея.
Билет 7