Объединение русских земель
Правление Ивана III. В этот период наблюдается ускорение процесса объединения русских земель вокруг Москвы. Итоги такой политики:
1463 г. – присоединение Ярославского княжества.
1471 г. – битва москвичей с новгородцами на реке Шелони. Победа Ивана III.
1474 г. – присоединение Ростовского княжества.
1478 г. – присоединение Новгородской земли.
1485 г. – присоединение Тверского княжества.
После присоединения Твери Иван III титулует себя государем всея Руси.
1485 г. – присоединение Вятской земли.
Дальнейшее «собирание» земель при Василии III. Во времена правления Василия III объединительная политика была продолжена. 1510 г. – полное присоединение Пскова и уничтожение псковской феодальной республики. 1521 г. – присоединение Рязани. 1514 г. – присоединение Смоленска. Главный итог правления Василия III – окончание процесса политического и территориального объединения русских земель и создание единого многонационального государства.
Значение образования русского централизованного государства:
1. Крупный прогрессивный шаг по сравнению с экономической и политической раздробленностью княжеств и земель.
2. Были созданы условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития страны; укрепление феодальных отношений.
3. Способствовало расширению международных связей русского государства.
4. Способствовало защите от внешних врагов.
Поражение монголо-татар. Ход событий: начало октября 1480 г. – русские и татарские (ордынские) войска стали друг против друга на р. Угре – притоке Оки. 11 октября 1480 г. хан Ахмат увел свои войска с Угры.
Итоги «стояния на Угре». Иго Золотой орды, длившееся 240 лет, на Руси пало. Стояние на Угре показало мощь единого русского государства и дипломатическое искусство Ивана III.
Централизованная система управления. Для России конца XV – начала XVI вв. было характерно сочетание единства страны и разнообразия укладов и социальных отношений в прежде независимых землях. Местные князья становились наместниками Москвы.
Органы системы управления. Боярская дума – совещательный орган при великом князе. До середины XVI в. действовали два общегосударственных ведомства. Дворец – возглавлялся дворецким, ведавшим личными (дворцовыми) землями великого князя. После присоединения новых территорий к Москве появляются местные дворцы. Казна, возглавлявшая казначеями, была главным государственным хранилищем. В ней хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив и государственная печать. Это была государственная канцелярия, руководившая и внешней политикой. В последствие из казны выделились главные органы отраслевого управления – приказы.
Разграничение функций государственных чиновников. Дьяки (первоначально – писцы) играли основную роль в складывавшемся аппарате власти, ведали делопроизводством. Наместники – властители уездов, на которые делилась страна. Волостели – властители станов и волостей, на которые делились уезды.
Слабость системы управления. Наместники получали управление территориями «в кормление» (вознаграждение за прежнюю службу в войсках, но не за исполнение административных и судебных обязанностей).
Первый свод законов единого государства 1497 г. – Судебник Ивана III. В нем была определена компетенция должностных лиц, были установлены процессуальные нормы, наказания. Законодательно был установлен Юрьев День – право ухода крестьян от землевладельца лишь за неделю до и неделю спустя 26 ноября.
Итоги централизации. Во 2-й пол. XV – 1-й трети XVI вв. в России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю московскому принадлежала вся полнота политической власти. Однако разветвленный государственный аппарат еще не сложится, что на деле ограничивало возможности центральной власти.