Руководящие и вспомогательные органы Совета Евр. Союза (Председатель, комитет постоянных представителей и рабочие группы, Генеральный секретариат).
Ключевыми элементами в структуре Совета являются:
1) Комитет постоянных представителей (COREPER)
2) Председатель (институт Председательства);
3) Генеральный секретариат и его руководитель,
4) рабочие группы.
Комитет постоянных представителей (COREPER).
Законодательный орган Евр. Союза — Совет — не имеет постоянных членов. Его сессии продолжаются обычно день-два, иногда всего несколько часов.
С учетом межправительственного состава и существования десятков различных «отраслевых» и «общего» Советов возникает необходимость в постоянно действующем механизме согласования политических интересов, координации межправительственных противоречий, подготовки проектов решений Совета.
Таким механизмом стал возникший уже в 1958 г. Комитет постоянных представителей.
На самом деле с 1962 г. существует два таких Комитета — COREPER I (входят их заместители) и COREPER II ( включает постоянных представителей государств — членов при ЕС). COREPER (и I, и II), в отличие от Совета, является постоянно действующим органом.
Процесс рассмотрения законопроекта:
1.Любой законопроект, который вносится на утверждение Совета, поступает сначала на рассмотрение COREPER.
(Вопросы большой политической важности — в COREPER II; остальные — в первый, на уровне заместителей).
2. Если в рамках COREPER его члены достигли консенсуса, документ включается в часть «А» повестки дня заседания Совета, который автоматически утверждает одобренные в COREPER решения (т.е. без обсуждения).
3.Если же члены Комитета не пришли к единому мнению по всем пунктам регламента, директивы, иного документа, дискуссии переносятся в Совет, и документ включается в часть «В» его повестки. Принятие решения при этом будет зависеть от расклада голосов, воли и способности национальных министров.
Председатель Совета.
Согласно Договору о ЕС носителями этой должности выступают не конкретные физические лица, а государства-члены — по очереди, каждое в течение 6 месяцев. Очередность председательства устанавливается Советом единогласно.
Министр данного государства, а равно его постоянный представитель (заместитель) осуществляет свои функции на всех заседаниях Совета и COREPER в этот период:
-Он формирует повестку дня,
-устанавливает порядок рассмотрения вопросов и ставит их на голосование,
27. -подписывает принятые решения, представляет Совет перед Комиссией, Европарламентом и другими органами Союза.
Хотя это нигде формально не закреплено, именно государство-председатель несет ответственность за эффективность работы Совета, является не столько «спикером», сколько координатором всей работы данного органа в соответствующие полгода на основании объявленной заранее программы.
Генеральный секретариат. Насчитывая сначала 30, а ныне уже свыше 2,5 тыс. человек, которые состоят на гражданской службе в Евр. сообществах, Генеральный секретариат осуществляет консультативные, вспомогательные и «технические» функции, в частности, обеспечивает «правовую сторону» в деятельности Совета. Для этой цели в его структуре существует самостоятельная юридическая служба.
Значение Генерального секретариата определяется и тем, что его глава отныне выступает (в рамках второй опоры) в новом качестве — Генерального секретаря — Высокого представителя поОВПБ. Генеральный секретарь или другие работники секретариата наряду с Председателем и в соответствии с его инструкциями уполномочены представлять Совет перед Евр. парламентом.
Рабочие группы состоят обычно из экспертов в соответствующих областях от государств-членов и Комиссии. Они учреждаются COREPER или с его согласия для выполнения определенной подготовительной работы или предварительно определенных исследований. Рабочие группы, как и COREPER, несут основную тяжесть нагрузки как в процессе подготовки законопроектов, обсуждаемых в Совете, так и в фактическом принятии решений. По некоторым данным, именно с раб. группами связано принятие от 80 до 90% всего исходящего от Совета законодательства Союза.