Руководящие и вспомогательные органы Совета Евр. Союза (Председатель, комитет постоянных представителей и рабочие группы, Генеральный секретариат).

Ключевыми элементами в структуре Совета являются:

1) Ко­митет постоянных представителей (COREPER)

2) Председа­тель (институт Председательства);

3) Генеральный секретариат и его руководитель,

4) рабочие группы.

Комитет постоянных представителей (COREPER).

Законодательный орган Евр. Союза — Совет — не имеет постоянных членов. Его сессии продолжаются обычно день-два, иногда всего несколько часов.

С учетом межправительственного со­става и существования десятков различных «отраслевых» и «обще­го» Советов возникает необходимость в постоянно действующем ме­ханизме согласования политических интересов, координации меж­правительственных противоречий, подготовки проектов решений Совета.

Таким механизмом стал возникший уже в 1958 г. Комитет постоянных представителей.

На самом деле с 1962 г. существует два таких Комитета — COREPER I (входят их заместители) и COREPER II ( включает постоянных представителей государств — членов при ЕС). COREPER (и I, и II), в отличие от Совета, является постоянно действующим органом.

Процесс рассмотрения законопроекта:

1.Любой законопроект, который вно­сится на утверждение Совета, поступает сначала на рассмотрение COREPER.

(Вопросы большой политической важности — в COREPER II; остальные — в первый, на уровне заместителей).

2. Если в рамках COREPER его члены достигли консенсуса, документ включается в часть «А» повестки дня заседания Совета, который автоматически утверждает одобренные в COREPER ре­шения (т.е. без обсуждения).

3.Если же члены Комитета не пришли к единому мнению по всем пунктам регламента, директивы, иного до­кумента, дискуссии переносятся в Совет, и документ включается в часть «В» его повестки. Принятие решения при этом будет зависеть от расклада голосов, воли и способности национальных министров.

Председатель Совета.

Согласно Договору о ЕС носителями этой должности вы­ступают не конкретные физические лица, а государства-члены — по очереди, каждое в течение 6 месяцев. Очередность предсе­дательства устанавливается Советом единогласно.

Министр данного государства, а равно его постоянный представи­тель (заместитель) осуществляет свои функции на всех заседаниях Совета и COREPER в этот период:

-Он формирует повестку дня,

-ус­танавливает порядок рассмотрения вопросов и ставит их на голосо­вание,

27. -подписывает принятые решения, представляет Совет перед Комиссией, Европарламентом и другими органами Союза.

Хотя это нигде формально не закреплено, именно государст­во-председатель несет ответственность за эффективность работы Со­вета, является не столько «спикером», сколько координатором всей работы данного органа в соответствующие полгода на основании объявленной заранее программы.

Генеральный секретариат. Насчитывая сначала 30, а ныне уже свыше 2,5 тыс. человек, которые состоят на гражданской службе в Евр. сообществах, Генеральный секретариат осуществляет консультативные, вспомогательные и «технические» функции, в ча­стности, обеспечивает «правовую сторону» в деятельности Совета. Для этой цели в его структуре существует самостоятельная юриди­ческая служба.

Значение Генерального секретариата определяется и тем, что его глава отныне выступает (в рамках второй опоры) в новом качест­ве — Генерального секретаря — Высокого представителя поОВПБ. Генеральный секретарь или другие работники секретариата наряду с Председателем и в соответствии с его инструкциями упол­номочены представлять Совет перед Евр. парламентом.

Рабочие группы состоят обычно из экспертов в соответствующих областях от государств-членов и Комиссии. Они учреждаются COREPER или с его согласия для вы­полнения определенной подготовительной работы или предваритель­но определенных исследований. Рабочие группы, как и COREPER, несут основную тяжесть нагрузки как в процессе подготовки зако­нопроектов, обсуждаемых в Совете, так и в фактическом принятии решений. По некоторым данным, именно с раб. группами свя­зано принятие от 80 до 90% всего исходящего от Совета законода­тельства Союза.

Наши рекомендации