Аттестации по дисциплине (модулю)
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Предмет, периодизация, историография курса «Отечественная история».
2. Функции истории, методы и источники ее изучения.
3. Основные современные теории исторического развития.
4. Проблемы этногенеза восточных славян.
5. Основные этапы становления государственности в Древней Руси.
6. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.
7. Древняя Русь в период феодальной раздробленности.
8. Золотая Орда и Русь: проблемы взаимоотношений.
9. Причины и начало объединения русских земель вокруг Москвы, Куликовская битва и ее последствия.
10. Образование Московского централизованного государства.
11. Иван Грозный: основные направления внутренней и внешней политики.
12. «Смутное время», его причины, сущность, последствия.
13. Развитие крепостного права в XVII в. Соборное уложение 1649 г. «Бунташный век».
14. Реформы Петра I, их сущность и значение, особенности складывания российского абсолютизма.
15. Кризис власти в России после смерти Петра I.Эпоха дворцовых переворотов.
16. Век Екатерины: просвещенный абсолютизм и его противоречия.
17. Внешняя политика Российской империи в XVIII веке.
18. Российская империя в первой четверти XIX века. Основные направления внутренней и внешней политики Александра I.
19. Общественная мысль и особенности общественного движения в России в первой половине XIX века.
20. Кризис феодально-крепостнической системы в середине XIX в. Крымская война и её последствия для России.
21. Буржуазные реформы Александра II в 60-70-ые годы XIX века.
22. Общественно-политические движения в России в пореформенное время. Народничество. Зарождение социал-демократии.
23. Контрреформы Александра III.
24. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века.
25. Русская культура XIX в. – начала XX в. и её вклад в мировую культуру.
26. Внешняя политика Российской империи на рубеже XIX и XX вв.
27. «Серебряный век» русской культуры на рубеже XIX и XX вв.
28. Социально-экономическое развитие Российской империи на рубеже XIX и XX вв. Реформы С.Ю. Витте.
29. Первая русская революция 1905-1907 годов.
30. Политические партии в России в начале XX века: генезис, классификация, программа, тактика.
31. Опыт российского парламентаризма. Деятельность Государственной Думы в начале XX века.
32. Третьеиюньская политическая система. Столыпинская аграрная реформа и её результаты.
33. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса.
34. Россия от Февраля к Октябрю 1917 года. Альтернативы развития.
35. Становление советской власти. Первые социально-экономические преобразования (1917-1918 гг.).
36. Гражданская война и иностранная интервенция, их причины и последствия.
37. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы XX века. НЭП.
38. Формирование тоталитарного режима в СССР.
39. Советская модернизация в 30-е годы XX в. Альтернативы, ход, итоги.
40. Внешняя политика СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.
41. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: основные этапы, итоги, уроки. Вклад Урала в победу над врагом.
42. СССР в годы послевоенного восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.).
43. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
44. Попытки осуществления экономических и политических реформ в 1950-60-е гг. Политический портрет Н.С. Хрущева.
45. «Оттепель» в культуре и науке в СССР.
46. Политическое и социально-экономическое состояние общества в 1965 – 1985 гг. XX в.
47. Перестройка: поиск путей модернизации общества.
48. Распад СССР: причины и последствия.
49. Экономические и политические реформы в России в 90-ые годы XX века.
50. Внешнеполитическая деятельность РФ в условиях новой геополитической ситуации в 90-ые годы XX века.
Виды самостоятельной работы:
– составления компендиума, подготовка к семинарским и лекционным занятиям;
– подготовка групповых проектов малых групп на семинарское занятие;
– написание эссе;
– написание творческой работы по заданной теме;
– изучение терминологии.
Составление компендиума
Компендиум (compendium) – краткое руководство, конспект. Компендиум по дисциплине представляет собой самостоятельно подобранный студентом из периодической литературы, интернет-ресурсов материал, кратко законспектированный, иллюстрирующий научный/практический взгляд на исследуемую проблему. Для составления компендиума необходимо:
- осуществить анализ периодической литературы и интернет-ресурсов;
-отобрать наиболее соответствующие проблеме материалы, характеризующие различные подходы и авторские позиции;
-законспектировать (сделать «выжимки») из источника, раскрывающие замысел автора, его позицию;
-интегрировать собранные материалы в единый содержательный блок.
КИМ компендиума