Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой территории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.
104. Комбатанты и некомбатанты. Понятие жертв войны. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года
Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы:
· относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.),
· не относящееся к вооруженным силам (гражданское население).
В свою очередь м/н право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон:
· сражающиеся (комбатанты) – лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных;
· не участвующие в сражениях (некомбатанты) – лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года к комбатантам относятся:
· личный состав регулярных вооруженных сил;
· ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
· личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
· лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
· члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
· население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:
· принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;
· носят отличительные знаки;
· открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.
Разведчики — лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) — лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
Иностранные военные советники и инструкторы — это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с м/ни соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
Не являются комбатантами наемники – это лица, которые специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и фактически принимают непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с такими же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны.
Добровольцы (волонтеры) — иностранные граждане, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.
В м/н праве существует понятие «жертвы войны» – лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили участие в них с определенного момента: раненые и больные в действующих армиях, военнопленные, гражданское население, в том числе население оккупированных территорий.
В соответствии с Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 года государства должны обращаться с ними гуманно, а любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей их в плену державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, рассматриваются как серьезные нарушения Конвенции.
Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны 1949 года предусмотрен также прямой запрет посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность человека, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязание. В качестве примера нарушения права на жизнь в ходе вооруженных конфликтов в современном мире можно привести информацию специального докладчика Комиссии ООН по правам человека о получении им множества сообщений, касающихся многочисленных нарушений права на жизнь в отношении захваченных в плен комбатантов даже после того, как они сдались в плен, и, в частности, в отношении гражданских лиц. Эти сообщения касались Анголы, Азербайджана, Камбоджи, Судана, Таджикистана, Турции и районов конфликтов бывшей Югославии: тысячи человек были убиты либо непосредственно в ходе боевых действий в результате прицельных и бесприцельных артиллерийских обстрелов жилых районов, зачастую с использованием тяжелых орудий, либо косвенно, в результате осады, лишения доступа к воде, питанию и медикаментам. Как видно, бесценная жизнь человека ничего не стоит, раз гибнет так много ни в чем не повинных людей.
Женевские конвенции:
· Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.,
· Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г.,
· Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.,
· Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;
· Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв м/н вооруженных конфликтов, 1977 г.,
· Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов нем/н характера, 1977 г.
105. Окончание войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор
Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира.
Перемирие — временное прекращение военных действий на условиях, согласованных воюющими сторонами.
Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту).
Перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным.
Существенное нарушение перемирия одной из сторон может служить основанием для возобновления военных действий.
Капитуляция — это прекращение военных действий на условиях, продиктованных победителем. Различают простую (капитуляцию отдельного подразделения, объекта, пункта, района — например, капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г.) и общую (всех вооруженных сил, например, капитуляция Японии в 1945 г.) капитуляцию. Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (например, капитуляция гарнизона крепости с условием сохранения оружия и знамен).
Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автоматического прекращения состояния войны. Для прекращения состояния войны необходимо либо издание акта (одностороннего или двустороннего) о прекращении состояния войны, либо заключение мирного договора, в котором фиксируется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восстановлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоенных договоров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР 1955 г. о прекращении состояния войны между СССР и Германией) либо заключение мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947 г.). В мирном договоре фиксируется прекращение состояния войны, решаются вопросы о восстановлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоенных договоров между воюющими сторонами и т.д. С прекращением состояния войны перестают действовать многие договоры военного времени и вступают в силу соглашения, нормализующие отношения между державами.
Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о "временных мерах", которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т.д.
106. Понятие и основания международно-правовой ответственности субъектов м/н права
Под международно-правовой ответственностью в литературе понимают юридическую обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту м/н права в результате совершенного правонарушения.
В обеспечении исполнения норм м/н права важную роль играет институт ответственности как один из древнейших институтов м/н права.
Ответственность в м/н праве представляет собой оценку м/н правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю.
Содержание международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.
Принято считать, что в м/н праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность, однако в большинстве своем нормы о международно-правовой ответственности государств не кодифицированы и содержатся в различных отраслях м/н права, таких, как право м/н организаций, право м/н безопасности и др.
Работа по кодификации норм международно-правовой ответственности осуществлялась в разные периоды отдельными учеными-юристами, научными учреждениями, неправительственными и межправительственными организациями, однако это не привело к появлению универсальной м/н конвенции о международно-правовой ответственности. С 1956 г. кодификация норм института международно-правовой ответственности проводится по поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссией м/н права. Работа до настоящего времени не завершена, но Комиссия рассмотрела и приняла в предварительном порядке целый ряд статей, в которых решаются вопросы относительно возникновения м/н ответственности, ее содержания, форм и объема, реализации м/н ответственности и урегулирования споров.
На данном этапе Комиссия ограничила свою задачу лишь ответственностью государства, не касаясь ответственности других субъектов м/н публичного права. Она решила также рассматривать ответственность только за международно-противоправные деяния. На настоящее время принят такой важный документ, как проект статей об ответственности государств (Draft Articles on State Responsibility). Что касается ответственности за вредные последствия действий, не составляющих м/н правонарушения, то с 1980 г. Комиссия работает над проектом специальной конвенции по этому вопросу.
Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в м/н договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других м/н организаций.
Так, к примеру, ст. 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение м/н преступлений против м/н мира и безопасности.
Конвенция о м/н ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. закрепляет ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в полете и космическому объекту другого субъекта м/н права.
Также провозглашается м/н ответственность за нарушение ряда м/н договоров, среди которых необходимо отметить М/н конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.
Определение понятия агрессии, принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., устанавливает, что агрессивная война является преступлением против м/н мира, а агрессия влечет за собой м/н ответственность.
В теории под основаниями м/н ответственности понимают предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов м/н права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется м/н правонарушением. Иными словами, при м/н правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать м/н правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников м/н права.
Юридическими основаниями ответственности являются:
· договор, обычай,
· решения м/н судов и арбитражей,
· резолюции м/н организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН),
· а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).
Фактическим основанием ответственности является м/н правонарушение, т.е. деяние субъекта м/н права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.
Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других - ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.
107. Политическая ответственность субъектов м/н права
Под международно-правовой ответственностью в литературе понимают юридическую обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту м/н права в результате совершенного правонарушения.
Известны два вида международно-правовой ответственности:
· Материальная – выражается в форме реституций и репараций.
· Нематериальная (политическая).
Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция – замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.
Репарация - это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.
Репарации следует отличать от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве "возмещения военных издержек" независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же - это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены м/н правом.
Нематериальная (политическая) ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.
Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).
Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.
Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Приведем в качестве примера меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Были привлечены к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.
Декларативные решения выражаются в форме решения м/н органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние м/н правонарушением.
Следует упомянуть и репрессалии, представляющие собой ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые должны быть соразмерными действиям, которыми они вызваны.
Коллективные санкции, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций - транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава) - действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления м/н мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).
По общим правилам м/н права возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается.
Под освобождением от ответственности в теории м/н права понимают снятие с субъекта обязанности ликвидации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность.
Обстоятельства, исключающие противоправность деяния, должны быть юридически значимыми и, соответственно, определяться юридическими правилами, которые и сформулированы в ст. 29 - 34 Проекта статей об ответственности государств. Их сопровождает подробный комментарий Комиссии м/н права, помогающий уяснить существо сформулированного правила.
Статья 29, озаглавленная "Согласие", гласит:
"1. Правомерным образом данное согласие государства на совершение другим государством определенного деяния, не соответствующего обязательству последнего в отношении первого государства, исключает противоправность этого деяния применительно к этому государству, поскольку это деяние находится в пределах вышеуказанного согласия.
2. Пункт 1 не применяется, если данное обязательство вытекает из императивной нормы общего м/н права..."
Статья 30, озаглавленная "Ответные меры в отношении международно-противоправного деяния", предусматривает: "Противоправность деяния государства, не соответствующего обязательству этого государства в отношении другого государства, исключается, если это деяние является закономерной в соответствии с м/н правом мерой в отношении этого другого государства, вызванной его международно-противоправным деянием".
Статья 31, озаглавленная "Форс-мажор и непредвиденный случай", устанавливает:
"1. Противоправность деяния государства, не соответствующего его м/н обязательству, исключается, если это деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным внешним событием, которые сделали для государства материально невозможным действовать в соответствии с указанным обязательством или понять, что его поведение не соответствует этому обязательству.
2. Пункт 1 не применяется, если государство, о котором идет речь, содействовало возникновению ситуации материальной невозможности".
Статья 32 регламентирует ситуацию "Бедствия"и предполагает исключение противоправности деяния государства, если субъект поведения, составляющего деяние этого государства, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему лиц.
Однако Проект статей предусматривает и такие исключительные, экстремальные ситуации, когда крайней опасности подвергаются существенные интересы государства. Им посвящена статья 33, озаглавленная "Состояние крайней необходимости". Пункт 1 ст. 33 гласит:
"Государство не может ссылаться на состояние необходимости как на основание для исключения противоправности деяния этого государства, не соответствующего его м/н обязательству, за исключением тех случаев, когда:
a) это деяние являлось единственным средством защиты существенного интереса этого государства от тяжкой и неминуемой угрозы и
b) это деяние не нанесло серьезного ущерба существенному интересу государства, в отношении которого существует указанное обязательство".
Статья 34 об обстоятельствах, исключающих противоправность деяния, озаглавленная "Самооборона", гласит: "Противоправность деяния государства, не соответствующая м/н обязательству этого государства, исключается, если это деяние является законной мерой самообороны, принятой в соответствии с Уставом ООН".
Таким образом, в этой статье речь идет о законной мере самообороны государства в соответствии с Уставом ООН, прежде всего отвечающей условиям статьи 51 Устава. Такими условиями являются:
§ наличие вооруженного нападения на государство другого государства, создающего исключительно серьезную и явную угрозу его территориальной целостности и политической независимости, как это следует из комментария Комиссии м/н права;
§ самооборона осуществляется до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания м/н мира и безопасности;
§ Совет Безопасности должен быть немедленно поставлен в известность о предпринятых мерах самообороны;
§ такие меры не затрагивают полномочий и ответственности Совета Безопасности в деле поддержания или восстановления м/н мира и безопасности.
108. Материальная ответственность субъектов м/н права
Под международно-правовой ответственностью в литературе понимают юридическую обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту м/н права в результате совершенного правонарушения.
Известны два вида международно-правовой ответственности:
· Материальная;
· Нематериальная (политическая).