Статистика развития прессы
Технические революции в области коммуникаций совпадали, как правило, с изменениями экономического, политического характера в обществе или, говоря более обобщенно, — с социальными изменениями. Развитие материального производства усложняло и структуру социальных институтов, для обслуживания нужд которых создавалась система массовых коммуникаций, по ходу дела тоже усложнявшая свои функции. Рождение прессы, судя по всему, следует отнести к периоду второй революции в сфере коммуникаций, связанной с изобретением И. Гуттенбергом в 1440 г. печатного станка. Печатные газеты появились на заре XVII в. сначала в Германии (1609 г.), затем в Англии (1622 г.) и во Франции (1631 г.). В России первая газета, «Ведомости», увидела свет в 1702 г.
Историки прессы установили, что процесс ее развития шел стремительно: уже в 1690 г. в Лейпциге была защищена первая диссертация о газетном деле, а чуть позже — диссертация по вопросам права прессы.
Пресса и модернизация общества.Газеты, родившиеся первоначально как способ передачи информации, в ходе своего развития стали социальным институтом по ее производству. Для понимания этой трансформации необходимо учесть, что буржуазные революции привнесли в общество большое разнообразие социальных групп и слоев. Каждая из групп осознавала свое место в общественной структуре и претендовала на то, чтобы ее интересы влияли на стратегию и тактику социального развития. Достичь этого положения можно было двумя путями:
1) участие в представительной власти;
2) актуализация своих интересов в прессе, которая постепенно становилась силой, влияющей на общественное развитие.
Чтобы понять эту новую роль СМК, следует рассмотреть произошедшие в результате буржуазных революций перемены в жизни западной цивилизации в контексте модернизации общества.
1. Происходит смена политической системы. Моносистема заменена плюралистической, появляется парламент с представительством различных политических партий.
2. Население оформляется в силу, имеющую законодательные возможности для выхода на политическую арену в качестве регулятора персональных и программных характеристик власти.
3. Расширяется спектр сил, участвующих в выработке стратегии и тактики социально-экономического и политического развития, увеличиваются социальные возможности для актуализации их точек зрения.
4. Расширяется до общемирового национальный рынок, национальные культуры интегрируются в общемировое гуманитарное сообщество.
5. Права и свободы личности осознаются как общественно-значимая ценность; стремление к нововведениям и информационному их обеспечению становится социальной потребностью.
Общество характеризуется высокотехничным уровнем производства, ускоренными темпами научно-технического прогресса. Оно существует в рыночных координатах, причем местные локальные рынки имеют тенденцию интегрирования в рынок международный. В плане решения политических проблем такое общество отличается определенным уровнем демократических свобод, наличием характеристик современного правового государства. В социальном "плане личность в таком обществе имеет правовые гарантии демократических свобод, общество в целом — приоритет общечеловеческих моральных норм. Обществом осознается значимость нововведений, а со стороны личности — готовность адаптации к ним. Разделяется значимость разнообразия в социокультурных образцах и демонстрируется готовность интегрирования в общечеловеческое социокультурнре пространство.
При обилии понятий, описывающих социальную ситуацию, характеризующуюся определенными переменными, модернизацию на данном этапе определяют некоторые социологические параметры: совокупность изменений в разных пластах человеческого организма; темп изменений, совпадающий с жизнедеятельностью социального индивида; активное участие социальныхсубъектов в общественных процессах; осознание обществом нововведений как общественной ценности; активная общественная адаптация альтернатив социально-политического развития.
Именно отсюда следует важность для этих процессов деятельности средств массовой коммуникации. Мы вправе говорить о наборе функций СМК, отвечающем характеристикам модернизационного общества:
* обсуждение в СМК альтернатив развития;
* организация общественной экспертизы с помощью привлечения к участию в дискуссии экспертов;
* адаптация населения к нововведениям.
Ясно, что все более усложняющаяся система массовых коммуникаций как нельзя лучше подходила для этих целей — быстро и всем сразу сообщить нечто. Но все же, чтобы совпасть по амплитуде с развитием общества, развитие СМК должно было приобрести одно существенное качество: достичь такого уровня распространенности, насыщения ими, чтобы сделать их потребление в обществе повседневной необходимостью. Если говорить о газетах и журналах, то это произошло не ранее XIX в.
В данный момент, СМК – это целая система, отлично функционирующая в масштабе всего общества, способствующая развитию массовых коммуникаций, укреплению информационных отношений, которые:
- удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;
- обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;
- объективно и полно отражают условия жизни общества;
- собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;
- привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;
- используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;
- обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.
Теоретическая модель СМК:
1. СМК распространяют информацию так, чтоб она была максимально доступна аудиториям (либо благодаря развитой и насыщенной информационной инфраструктуре, либо благодаря финансовой доступности использования определенного СМК). Потребление сообщений газет, радио и телевидения превращается в повседневное времяпрепровождение большей части современного общества, исходя из этого, мы относим к системе СМК прессу, Интернет, радио и телевидение. Ни книги, ни кино не могут соперничать с ними по частоте обращения.
2. Информация адресуется большим массивам разрозненной и анонимной для источника Аудитории.
3. Система функционирует слаженно и четко, подчиняясь основным законам бизнеса, имея свои социальные и коммерческие цели, с максимальным разделением труда. И сам продукт в целях уменьшения себестоимости подчиняется требованиям стандартизации.
4. Источником информации является не личность, а формальная организация со своими (различными для разных информационных источников) стандартами качества продукции и профессиональными требованиями к работникам. Существенной особенностью органов массовой коммуникации является то, что они выступают в качестве центров, сначала аккумулирующих информацию, затем ее сортирующих и распространяющих. С появлением Интернета ... мы стоим на пороге совершенно новой эпохи, характеризующейся бесконечнымчислом независимых центров аккумуляции и распространения информации.
5. Производство информации в системе сложно технологически, оно включает создание, отбор, переработку и распределение сообщений, что существенно влияет на скорость выхода конечного продукта. Естественно, нельзя упустить соответствие выпускаемого материала множеству сводов законов (Конституция РФ, Закон «О СМИ», «О рекламе», «Об авторском праве» и т.п.), в которых существует много ограничений.
6. Для аудитории СМК характерна черта, которую можно определить как устойчивость, регулярность отношений с прессой, с помощью которых они получают необходимую информацию. Как пример таких отношений: подписки на печатную продукцию, приобретение радио- и телеприемников.
7. Взаимоотношения результата информационного производства — готового продукта — и потребителя подчиняются законам рынка, товар - деньги.
Инфраструктура СМИ. Информационная инфраструктура России: современные очертания (Чумиков)
Появление и развитие в ХХ-ХХ1 веках технических средств общения обусловили формирование нового социального пространства — массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи и передачи информации группе людей одновременно — средств массовой коммуникации (СМК),куда входят средства массовой информации (СМИ), книгоиздательство, кинематограф, электронные и мультимедийные средства связи, Интернет, наружная реклама.
Для СМК характерны пять основных особенностей процесса связи и передачи информации:
1) массовость аудитории;
2) ее гетерогенность;
3) использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации;
4) быстрое распространение сообщений;
5) относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации.
Массовая коммуникация— это почти одновременная доставка одинаковой информации посредством ее быстрого репродуцирования и распространения значительному и недифференцированному в своей массе количеству людей. При этом особенности процесса связи и передачи информации в СМК должны рассматриваться только в системном единстве. Если в период становления индустриальных обществ СМК выполняли функцию распространителей стандартазированных образов, то для современной эпохи характерны глобальные общественные связи, глобализация. Любой участник общения имеет возможность связываться с неограниченным числом реципиентов. Средства массовой коммуникации начинают выполнять функции идеологического, политического влияния, организации, информирования, просвещения, развлечения, поддержания социальной общности. Они становятся носителями и содержанием общественных связей в современном мире.
Подробнее остановимся на важнейшей группе средств массовой информации — медийной.