Глава 1. Терроризм как историческое явление.
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Кафедра регионоведения и международных отношений
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Борьба с международным терроризмом: теория и практика»
Допустить к защите Зав. кафедрой _________ _Карнаухова М.В. (подпись) (ф.и.о.) «___» _______________2014 г. | Студента 5 курса Специальности «международные отношения» |
Горецкого Богдана Игоревича | |
(ф. и. о.) _______________«___»_________2014 г. (подпись) | |
Научный руководитель: | |
(ученое звание и степень) | |
(ф. и. о.) _______________«___»_________2014 г. (подпись) | |
Рецензент: | |
(ученое звание и степень и занимаемая должность) | |
(ф. и. о.) _______________«___»_________2014 г. (подпись) |
Оглавление.
Введение....................................................................................................................2
Глава 1. Терроризм как историческое явление......................................................7
1.1 Древний мир........................................................................................................7
1.2 Средневековье.....................................................................................................9
1.3 Новое время.......................................................................................................13
Глава 2. Анатомия терроризма...............................................................................16
2.1 Основные причины возникновения террористических группировок..........16
2.2 Цели и мотивы...................................................................................................20
Глава 3. Опыт борьбы с международным терроризмом......................................24
3.1 Международное контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций.................................................................................27
3.2 Прикладные методы борьбы с международным терроризмом.....................32
3.2.1 Силовые методы.............................................................................33
3.2.2 Социально-политические методы..................................................35
3.3 Международные террористические организации представляющие наибольшую угрозу для мировой общественности.............................................38
Заключение..............................................................................................................46
Список использованной литературы.....................................................................51
Введение
У мирового сообщества появился новый враг №1. Он силен и опасен, жесток и коварен. Имя ему - международный терроризм. Пока он не будет побежден никто и нигде не может чувствовать себя в полной безопасности. Уже сейчас терроризм можно назвать "чумой ХХ1 века", ведь он не уступает этой болезни в разрушительной силе. По статистике один раз в два дня происходит терракт, в результате которого гибнут невинные люди. Число террактов неуклонно растет с каждым годом. Растет жестокость. Растет число жертв. Растет подготовленность, организованность террористов. Каждый последующий терракт всегда страшнее предыдущего.
Весь мир обошли кадры с таранящими башни Всемирного торгового центра самолётами, руинами взорванных жилых домов в Москве, театрального центра на Дубровке, где в течение 3 дней около полусотни вооруженных террористов держали в заложниках почти 900 человек... Этот список, к сожалению, можно продолжать достаточно долго. Данные события никого не оставили равнодушными. Для кого-то они стали настоящей трагедией, для кого - то лишним поводом для радости. Они заставили весь мир задуматься. Никто не может предугадать, где террористы нанесут свой следующий удар и сколь ст рашным он будет.
Уже сейчас в мире перестали делить террористов на "хороших" и "плохих", тем самым сделав важный шаг к победе над этим злом. У терроризма нет национального лица. Утверждать, что все чеченцы и арабы террористы -глупо, никогда нельзя судить о целом народе по отдельным его представителям. Все разговоры о том, что Ислам - религия террористов, а каждый мусульманин - потенциальный шахид - беспочвенны. Миллионы мусульман во всем мире осудили террористов, совершивших страшные преступления.
Терроризм можно победить лишь всем миром, вместе, забыв долги и обиды. Но бороться нужно не с проявлениями терроризма, а с причинами его возникновения. Нужно помнить, что терроризм - это всегда реакция общества.
В своей исследовательской работе я попытался понять для чего и из-за чего совершаются терракты. Мне хотелось понять, психологию человека, берущегося за тротиловую шашку или автомат. В этой работе терроризм будет рассмотрен как явление социальное, так и политическое.
Терракты, совершенные в США 11 сентября 2001 года, а так же действия незаконных вооруженных формирований, действующих на Кавказе и в странах Центральной Азии и применяющих террористические методы, привлекли особое внимание к проблеме терроризма не только представителей спецслужб, но и деятелей науки, политики, пытающихся внести свой вклад в её решение. Несмотря на то, что с терроризмом борются уже более 30 лет, до сих пор не было выработано единого определения данного понятия. Сейчас в мире существует более 200 официально признанных определений терроризма.
В современном значении понятие "терроризм" появилось во времена Великой Французской Революции и означало политику устрашения, проводившуюся революционной властью против своих врагов.
·Терроризм - это политическое насилие, направленное на достижение политических целей.
·Терроризм - это намеренное, систематическое направленное убийство невинных людей для достижения определенных политических целей.
·Терроризм представляет собой антипод гуманизму, для него характерна жестокость, нередко прикрытая фальшивыми лозунгами о справедливости.
·Терроризм - насильственный метод используемый неправительственными, малочисленными, законспирированными группами или организациями, осуществляемый с помощью действий, направленных на наиболее значительные или уязвимые объекты с целью вызвать политические изменения.
·Терроризм - это целенаправленная деятельность организационно-террористических формирований, направленная на изменения социально - экономической формации. разрушение государственной идеологии, изменение формы государственного правления и государственно-политического режима, разрушение территориальной целостности, нарушение функционирования государства, осуществляемая криминальными либо террористическими методами.
Из данных определений видно, что основной целью террористов является вызов политических изменений. И это действительно так. Примером может служить деятельность террористических группировок ИРА, ЭТА, и незаконных вооруженных бандформирований в Чеченской республике.
С конца 60-х годов терроризм приобрел поистине угрожающие масштабы. За период с 1970 по 1985 годы в Европе совершено около 3000 террактов, в Латинской Америке - 1573, на Ближнем Востоке - 1330, в Северной Америке - 448. За период с 1986 года по настоящее время рост количества террактов в различных регионах мира составил от 50 до 60 процентов. Вместе с тем, что количество террактов постоянно увеличивается, они становятся все более и более жестокими, все чаще их объектом становятся люди. Так: в 70-х годах 80% террактов были направлены против собственности и только 20% -против людей; в 80-х годах соответственно 50% и 50% , а в 90-х - уже 30% на 70%.
Террористические акции стали тщательнее готовиться, резко возросла дисциплина внутри террористических организаций, различные террористические группировки тесно сотрудничают между собой, координируют свои действия. В итоге 90% террактов достигают своих целей. Международный терроризм, как самостоятельный вид терроризма, распространился после Второй мировой войны между идеологически противоборствующими странами (социалистическими и капиталистическими), а затем – слаборазвитыми странами против богатых государств, а также развитыми странами против развивающихся и других государств в целях военно-политической экспансии и расширения зоны влияния.
Одна из отличительных черт современного терроризма — динамика его проявлений и методов, к которым прибегают террористы для достижения своих целей.
В резолюции ООН «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв политического строя в других суверенных государствах» эта деятельность получила международное осуждение и её уровень стал постепенно снижаться. Но борьба за зоны влияния продолжается, в том числе и методами, близкими к террористическим.
Формами международно-государственного терроризма являются поддержка, финансирование, предоставление оружия, баз для обучения террористов, укрытие их от возможного наказания и т.д. Это осуществляется некоторыми странами с военными диктаторскими режимами (например, Ливией, Афганистаном во время правления талибов) в собственных политических интересах. Этот вид государственного терроризма получил также международное осуждение. Против таких стран (Ливия, Ирак и др.) применяются жёсткие политические, экономические и иные санкции.
Международный терроризм может быть осуществлён как террористическими государствами, так и международными террористическими организациями типа Аль - Каиды бен Ладена, которые в настоящее время представляют основную опасность. Можно назвать такие международные террористические организации, как «Хамас» (Палестина, Израиль), «Хезболла» (Ливан), «Братья мусульмане» (Египет, Сирия, Саудовская Аравия).
Международные террористические акты по среде, технологии и форме могут быть наземными, воздушными, морскими, технологическими, информационными, ядерными, биологическими, химическими, генетическими и т.д.
До сих пор международному сообществу не удалось выработать общепризнанное определение терроризма, хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления.
Прежде всего, речь идет о противозаконном насилии, как правило, с применением оружия, стремлении запугать широкие слои населения, о невинных жертвах, а применительно к террористическим актам, затрагивающим интересы более чем одного государства, присутствует и международный элемент.
Что касается политической направленности, то международное сообщество не рассматривает ее в качестве определяющей черты международного терроризма, акты которого могут совершаться и по иным мотивам. В последние годы в VI Комитете Генеральной Ассамблеи ООН предпринимаются шаги с целью придать новый импульс работе над определением международного терроризма.
Ввиду отсутствия общепризнанного всеобъемлющего определения терроризма формирование правовых основ сотрудничества государств в борьбе с ним концентрируется на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность интересам международного сообщества.
Актуальность темы работы заключается прежде всего в том, что терроризм, в том числе в его трансграничных формах, - одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения.
Объектом исследования является борьба с международным терроризмом.
Предметом исследования являются новые виды и структура терроризма, сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом, анализ механизмов борьбы мирового сообщества с терроризмом.
Цель работы–всесторонне изучить систему международного противодействия терроризму,сформировавшуюся к настоящему времени, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на национальном уровне.
Для выполнения поставленной цели решить следующие задачи:
-изучить историю явления.
-определить понятие и дать общую характеристику терроризма;
-рассмотреть систему и принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом;
-осуществить анализ международного контртеррористического сотрудничества государств и международных организаций
-изучить первопричины терроризма, цели и мотивацию преступников
-проанализировать методы борьбы с терроризмом как силовые, так и несиловые
-выяснить наиболее опасные террористические группировки
Гипотеза исследования. Полагаем, что международный терроризм представляет собой укоренённый в современной миросистеме механизм. Изменяясь в ходе эволюции, международный терроризм, приобретает новые формы и методы воздействия, требующие новых форм борьбы с ним в условиях глобализации, что невозможно без детального изучения сущности явления.
Источниковедческой базой исследования выступили резолюции ОНН, национальные нормативно-правовые акты о борьбе с терроризмом ряда государств, результаты изучения зарубежных и отечественных периодических изданий и интернет статей, в которых затронуты проблемы борьбы с различными формами проявления терроризма и борьбы с ним же.
Теоретической базой для моего исследования выступили труды российских и зарубежных ученых таких как С.А. Эфиров, К.Ю. Егоров, К.Мельничук, Т.Ю. Орешкин, Б. Хоффман и Б.Нетаньяху.
В данной работе использованы следующие методы исследования:
-анализ литературы.
-анализ нормативно-правовой документации
-изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики
-теоретический анализ
-конкретизация
-сравнение
-моделирование.
Научная новизна работы определяется тем, что мною предпринята попытка комплексного исследования феномена международного терроризма.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблематики международного терроризма, а также для реализации политики по борьбе с терроризмом.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав с выводами и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается исторический аспект терроризма. Во второй главе раскрывается структура терроризма, его причины и мотивация. Третья глава посвещена вопросом борьбы с международным терроризмом.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Глава 1. Терроризм как историческое явление.
Как бы это было неудивительно, но такое явление как терроризм, отнюдь понятие не новое. Конечно, в зависимости от трактовки термина «терроризм» многие события древности можно охарактеризовать, как террористические акты, не говоря уже о том вправе ли мы применять понятие современности к прошлому. Мнения специалистов по этому вопросу очень сильно разнятся, например некоторые приравнивают к терроризму любое политическое убийство, и, таким образом, корни терроризма отодвигаются в античные времена (У. Лакер), если не в ещё более ранний период; другие считают терроризм феноменом конца ХХ века (И. Александер, В. Чаликова и др.). Французский историк М. Ферро возводит терроризм к «специфической исламской традиции Хошашин XI—XII вв.», а Н. Неймарк относит происхождение современного терроризма к эпохе пост-Наполеоновской Реставрации.
Но пожалуй абсолютное большинство специалистов согласны с тем, что первой террористической группировкой мы вправе называть иудейскую секту сикариев.
Древний мир.
Секта сикариев была основана в 1 в. н.э. Члены секты сикариев практиковали убийства представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами и обвинявшихся в отступничестве от религии и национальных интересов.Это были экстремистски настроенные националисты, возглавлявшие движение социального протеста и настраивавшие низы против верхов и в этом отношении являющаяся прообразом современных радикальных террористических организаций.Среди сикариев были люди разного разбора, включая и профессиональных убийц, работавших, в том числе, и на самих римлян. Иосиф Флавий сообщает, что убийцы предпочитали действовать в толпе, что позволяло произвести больший эффект и, заодно, давало нападавшему возможность скрыться. В качестве оружия использовали кинжал или короткий меч («сику»), носимый под одеждой и давший название группировке.
В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма: в мученичестве они видели нечто приносящее радость и верили, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий.
Были (вместе с зелотами однако, часто конфликтуя с ними) одной из движущих сил в Первой иудейской войне.
Вели активные боевые действия, одновременно уничтожая запасы собственного продовольствия для большего ожесточения борющихся евреев.
Действия сикариев стали одной из главных причин поражения в Первой иудейской войне, в результате которой они были уничтожены.
Действия сикариев в осаждённом Иерусалиме привели к его полному разрушению после захвата города римлянами.
В «Иудейских войнах» Иосиф Флавий говорит, что после падения Храма в 70 г. сикарии стали доминирующей революционной еврейской партией.
Иосиф Флавий ассоциирует их с массовым самоубийством в Масаде в 73 г. и последующим отказом «предоставить налоговые переписи, когда Кириний был отправлен в Иудею, чтобы их сделать», как часть их религиозной и политической позиции бойцов сопротивления.
После разгрома, некоторое число сикариев бежало в Египет и Кирену, где продолжило борьбу против римлян.
Итого мы имеем, что такому явлению как терроризм, как минимум около двух тысяч лет. Дабы не быть баснословными, давайте обратимся к сайту википедия и выделим основные отличительные характеристики терроризма и сравним с сектой сикариев:
«Terrorism is unlawful violent acts that are intended to create fear (terror); are perpetrated for a religious, political, or ideological goal; and deliberately target or disregard the safety of non-combatants» 1
«Терроризм это незаконные акты насилия направленные на создание страха(террора), совершаемые из религиозных, политических или идеологических побуждений и намеренно нацеленные, либо не заботящиеся о некомбатантах (гражданское население)»
Отличительные черты терроризма по версии сайта Wikipedia: | Секта Сикариев. |
Насилие. | Есть. |
Запугивание. | Есть. |
Сознательность. | Есть. |
Пренебрежение безопасностью гражданских. | Есть. |
Незаконность. | Есть. |
Пять из пяти. Если бы секта сикариев действовала бы и по сей день, она бы была признана террористической организацией.
Средневековье.
Другим же отличительным столпом терроризма уже в Средневековье считается секта Ассасинов.
После смерти пророка Мухаммеда в 632 г. среди его приверженцев-мусульман произошел раскол. Одну из ветвей ислама, претерпевавшего в истории не одно превращение, составили исмаилиты - те из шиитов, кто признавал законным наследником имама Джафара его старшего сына Исмаила. Стержнем религиозно-политической доктрины исмаилитов стало учение об имамате: повиновение имаму-предстоятелю из рода Али. Исмаилитская пропаганда имела большой успех: к концу Х века под их властью оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина, Хиджаз. В то же время усилились соперничество и расхождения внутри исмаилитского руководства. В конце XI века последователи одной из групп исмаилитов - низариты, действовавшие в горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана, создали независимое государство с центром в крепости Аламут (Иран), просуществовавшее до середины XIII века. В практике политической борьбы низариты, подвергавшиеся суровым преследованиям со стороны арабского халифата, сами широко применяли террористические методы. Существует предание, что исполнители террористических акций употребляли наркотики (гашиш), за что их иногда называли "хашишийин". Это название в искаженной форме ассасин попало в европейские языки в значении "убийца".
Ассасины составляли тайное общество, члены которого оказывали беспрекословное повиновение своему владыке, называемому обыкновенно в европейских хрониках “старцем горы”. Ассасины постепенно приучались своим владыкой к тому, что они воюют и убивают за веру. Он, претендуя на роль нового пророка, объяснял им, что в цепи сотворения мира было семь звеньев и божественная мудрость открывается в каждом месте сочленения звеньев по мере продвижения посвященного к Богу. Посвященные на каждой ступени познания получали откровения, опровергающие все, что было познано ранее. И только на высшей ступени раскрывалась последняя тайна ассасинов: царство небесное и ад суть одно и то же. Такие посвященные носили имя искателей.
Все младшие члены общества приучались к убийству; их одурманивали гашишем, потом вели в прекрасный сад и соблазняли там райскими наслаждениями, побуждая добровольно пожертвовать жизнью, чтобы в качестве мучеников вечно наслаждаться такими же радостями. Такие люди назывались фидаирнами (сами себя жертвующие); они часто получали от главы ордена поручения выследить того или другого могущественного врага и при случае поразить его. Кроме того, глава ордена мог также оказывать одолжение своим могущественным друзьям и тем обязывать их; именно, когда им было нужно освободиться от личного врага, он предоставлял в их распоряжение своих людей, которые исполняли возложенные на них поручения так же добросовестно, как если б они действовали против врага общины.
"Горный старик" или “Владыка горы” - так называли Хасана ибн Шаббатома, вождя мусульманской секты ассасинов. Семьдесят тысяч человек, верных ему и готовых умереть по одному его знаку, составляли грозную мощь, которой боялись многие правители от Ирана до Скандинавии. Никто не мог уйти от людей Хасана. В белых одеждах, перепоясанные красными поясами (цвета невинности и крови) они настигали жертву, преодолевая самые неприступные крепостные стены и самую мощную стражу.
А все началось с того, что визирь султана сельджукского государства Низам аль-Мульк приметил выдающиеся способности Хасана. Он приблизил его к себе и вскоре добился для того поста министра. "Благодарность" Хасана, который даже стал любимцем султана, выразилась в том, что он стал плести интриги против своего покровителя. Мудрый визирь, вовремя раскусив властолюбие своего протеже и его стремление занять место самого визиря при султане, умело "подставил" Хасана, обличив его во лжи. Любой другой за такой проступок был бы казнен, но великий султан пожалел бывшего любимца. Ему оставили жизнь, но отняли все титулы, отправив в дальнюю ссылку на север.
С того дня месть стала для Хасана смыслом всей его жизни. Он решил создать собственную империю, без границ и пределов. И создал. Из горного замка Аламут был дан приказ казнить султана и визиря Низама. Ассасины успешно справились с порученным делом.
Тридцать четыре года, до самой смерти, "горный старик" не покидал своего замка: его глаза, уши и длинные руки с кинжалами были повсюду. Число сторонников тайного императора не убывало, все новые и новые молодые люди заменяли погибших или казненных Хасаном. Он собственноручно убил двух своих сыновей, одного за то, что тот убил день, а другого за то, что он отведал вина (возможно, они погибли за то, что дурно скрывали свое желание занять его место). Судя по рассказам, он также писал теологические сочинения и часто занимался религиозными обрядами.
“Старик” позаботился о том, чтобы после его кончины орден возглавил "достойнейший". Им оказался Хасан-второй, прозванный Ненавистным и вскоре объявивший себя богом, а затем передавший власть сыну Мухаммеду-второму.
Иногда Хасан объявлял, что кем-то недоволен, и повелевал отрубить повинному голову. Обычно жертва выбиралась из наиболее приближенных к владыке. Когда все уже знали, что казнь совершена, Хасан приглашал к себе группу новичков, готовящихся к посвящению. На ковре они видели блюдо с окровавленной мертвой головой. "Этот человек обманул меня, - говорил Хасан. - Но волей Аллаха ложь его мне открылась. Но и мертвый, он остался в моей власти. Сейчас я оживлю его голову". После молитвы Хасан делал магические знаки, и к ужасу присутствующих мертвая голова открывала глаза. Хасан говорил с нею, просил других задавать ей вопросы, и они получали ответы от известного им человека. Страх перед великой властью "горного старика" рос еще стремительнее. Когда все уходили, Хасан раздвигал блюдо, составленное из двух половинок. Человек, сидевший в яме так, что только его голова возвышалась над полом, спрашивал: "Так ли я говорил, повелитель?" - "Да. Я доволен тобой". А через час-другой голова казненного, на этот раз отрубленная уже взаправду, насажанная на пику, водружалась у ворот замка.
Повиновение верных не прекратилось со смертью Хасана.
.Согласно одной истории, персидский калиф вознамерился напасть на базу ассасинов и уничтожить ее. Однажды он обнаружил в изголовье кинжал и письмо от Хасан-Саба: "То, что положено возле твоей головы, может быть воткнуто в твое сердце". Могучий правитель счел за благо оставить секту в покое.
Считается, что Ричард Львиное Сердце покушался на жизнь французского короля через ассасинов, ходили также слухи, что именно Ричард подстрекал ассасинов к убийству Конрада Монферратского. Два ассасина допустили крестить себя, а когда представился благоприятный случай, они убили Конрада Монферратского и один из них скрылся в церкви. Но, услыхав, что Конрада унесли ещё живого, он опять добрался до него и нанес второй удар, потом умер без малейшего ропота при утонченных пытках.
Племянник Барбароссы Фридрих Второй был отлучен от церкви Инокентием II за то, что подучил ассасинов убить герцога Баварского, а сам Фридрих Второй в письме к богемскому королю обвиняет эрцгерцога австрийского в покушении на свою посредством подобных агентов.
Существует также упоминание, об оном арабе, который в 1158 г. был пойман в императорском лагере при осаде Милана, с намерением убить императора.
В 1256 году еще более безжалостная, чем ассасины, монгольская конница разгромила тайную империю и ее столицу Аламут. В Сирии и Ливане мамлюки добили остатки секты. Долгое время считалось, что орден ассасинов перестал существовать. И все-таки орден, исповедующий не только борьбу за веру, но и культ воина, продолжал существовать подпольно. Один французский исследователь обнаружил, что в небольшой деревушке между Исфаганом и Тегераном живет в окружении охранников и приверженцев предводитель ассасинов, и все они почитают его и подчиняются ему, как богу. Другие сведения об ассасинах относятся уже к XIX веку. Легенда гласит, что некоторые из них сумели спастись и бежали в Индию, где примкнули к служителям индуистской богини Кали. Именно ассасины основали в Индии касту наследственных убийц, известных как таги (обманщики, убийцы) или фансигары (душители).
Наиболее сильно традиции сохранились в действиях террористических мусульманских сект типа "Джихад" и "Хизбалла" и особенно в отрядах фидаинов.
Термин "фидаин" (жертвующий собой) был широко распространен в середине и второй половине XX века преимущественно в странах Ближнего и Среднего Востока для характеристики людей, борющихся с оружием в руках ради идеи и готовых отдать свою жизнь за "святое дело".
Если в Средние века террористов-смертников называли ассасинами, то в XX веке в Иране фидаинами называли некоторых бесстрашных участников народного ополчения в революции 1907-1911 гг., а после Второй мировой войны - членов террористической религиозно-политической организации "Федаяне эслам", устраивавших покушения на жизнь политических и общественных деятелей Ирана и Среднего Востока. Эта организация, основанная иранским муллой Наввабом Сафави, распущена в 1949 г., но подобные ей нелегальные группировки существуют в Ливане и Иране по сей день. И сегодня изредка ассасинами называют их членов.
Как мы видим секта ассасинов не только расширила понятие терроризма, но и ввела инновационные, по тем временам, методы по промывке мозгов. Самоотверженные члены этой секты, методы запугивания, разветвленная сеть шпионов и информаторов, благодаря всему этому влияние этой секты в арабском регионе было просто безгранично. Ассасины, если можно так сказать, являются прообразом множества современных арабских религиозных террористических группировок. Прошли века, но методы остались абсолютно теми же. Самое забавное пожалуй то что за глубоко меркантильные и эгоистичные интересы одного человека огромное количество людей готовы были отдать свои жизни.
Новое время.
Пожалуй последним историческим столпом терроризма можно назвать революционный терроризм просвещенной Европы 19-20 века.
Первоначально терроризм носил характер индивидуальной активности и осуществлялся приверженцами революционных идей. К первым терактам чаще всего относят убийство писателя А. Коцебу (1819) в Германии и убийство герцога Беррийского (1820, акт, направленный на пресечение династии Бурбонов). В первом случае террористический акт должен был "освободить" Европу от политического диктата Российской Империи, во втором — проложить дорогу республиканскому режиму во Франции.
Постнаполеоновская эпоха сменилась революционным подъемом 1830—40-х гг. В этот период получили развитие национализм, анархизм, социализм, приверженцы радикальных проявлений которых обращались к насильственным действиям. К основным направлениям терроризма в XIX в. относятся терроризм анархистов и националистический терроризм.
Анархизм далеко не всегда сводится к насилию. Но в прошлом веке отождествление анархизма с терроризмом стало общим местом, фактически, сам термин "анархист" был равнозначен термину "террорист". Почти все государства Европы и Америки пострадали от террористических действий анархистов. Наиболее мощные движения анархистов существовали в католических странах Южной Европы (Италия, Испания, Франция) и в России, где идеология анархизма распространилась в русской революционной среде, а также среди поляков, украинцев, евреев, латышей. Анархистский терроризм стал привилегией представителей различных маргинальных слоев общества, не нашедших своего места в политической жизни.
Националистический терроризм в Европе имел место на территории Великобритании (Ирландия), Турции (Македония, Армения), Австро-Венгрии (Босния, Галиция), Сербии (Косово) национал-революционными организациями. Активизировался в конце XIX — нач. XX в. Террористы боролись за суверенитет своих исторических территорий. Наиболее активными были организации македонцев и армян в Турции и ирландские террористы в Великобритании, что было связано как с острыми национальными, так и обострившимися в период революционного кризиса начала века социально-политическими конфликтами. На территории континентальных европейских стран терроризм носил менее активный характер и осуществлялся преимущественно террористами-одиночками и незначительными группами.
Россия впервые столкнулась с терроризмом как массовым явлением после крестьянской реформы 1861 года. 4 апреля 1866 года когда выстрел Дмитрия Каракозова в Александра II положил начало эпохе революционного террора в России, продолжавшейся несколько десятилетий.В своём развитии революционный терроризм в России имел два выраженных пика: на рубеже 1870—1880-х гг. и в начале XX века с особым кризисным периодом 1905—1907 годов.
Окончание эпохи революционного терроризма российские историки О. В. Будницкий и М. И. Леонов относят к сентябрю 1911 года, когда в Киевском оперном театре был смертельно ранен П. А. Столыпин; американский историк российского происхождения А. Гейфман — к расстрелу царской семьи в Екатеринбурге (июль 1918 года). «Последними отзвуками традиционного русского терроризма» называет С. А. Ланцов акции эсеров и анархистов, совершённые в 1918—1919 гг. после разрыва с большевиками: убийство эсерами комиссара по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарского (28 июня 1918 г.), покушение эсерки Ф. Е. Каплан на Ленина (30 августа 1918 г.), взрыв в здании Московского комитета РКП(б), осуществлённый анархистами 25 сентября 1919 г.
Терроризм в Европе в тот период носил прежде всего острый социально-политический характер. Люди боролись за права, свободы и различные реформы, которые бы, по их мнению, улучшили бы качество жизни в их странах. Терроризм выступил как единственный рупор волеизъявления, так как закостенелая политическая система того времени не оставляла иного выбора.
Вывод:
1)Терроризм как метод борьбы, как мы видим, понятие отнюдь не новое.
2)Терроризм может быть достаточно привлекательным и эффективным средством достижения поставленной цели, даже если при этом используется совершенно примитивное оружие вроде кинжалов или коротких мечей.
3)Промывка мозгов, как показали асассины, лучший катализатор для создания бездумного фанатика.
4)Цели и мотивы терроризма практически не менялись с самого возникновения этого явления. Группа отчаянных фанатиков борящихся за свои светлые, по их представлениям, идеалы и наводящие страх и атмосферу террора на местное население и государство.
5)В 19 веке понятие терроризма приобретает немного другой окрас. Появляется терроризм политический, который несет в себе уже немного другие идеи. Идеи борьбы не за религиозные, сепаратиские или какие-либо еще меркантильные мотивы, но идеи борьбы за гуманизм, права и свободы. Политический терроризм, который ставил перед собой революционные цели.
6)Как показывает история террорист это враг невидимый, расстворяющийся в толпе и ударяющий в самый неожиданный момент. Борьба с терроризмом очень тяжела и трудозатратна даже когда государство имеет тотальный контроль над населением.