Формы правления и цикличность смен

Идеальное государство Платона — справедливое правление

лучших. Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство. Этот лучший тип государственного устройства, по Платону, можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько правителей, тогда это будет аристократия.

Платон в ≪Государстве≫ верит в возможность практического осуществления своего проекта, хотя и признает трудности этого дела. Но если даже идеальное государство будет создано на земле, оно все равно не будет вечным и в силу неизбежной порчи человеческой натуры сменится другими формами правления

Цикл смены 5 видов государственного устройства по Платону (в порядке деградции)

Понимая изменения и смену различных общественно-государственных форм как кругов вращение внутри определенного цикла, Платон говорит о соответствии пяти видов государственного устройства(аристократия, тимократия, олигархия, демократия

и тирания)

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это — тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Между тем война, по Платону, ≪главный источник частных и общест-

венных бед≫.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического

Государства приводит — в результате скопления значительного

богатства у частных лиц — к олигархии. Этот строй основан на

имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных.То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии — военные успехи,

в олигархии — богатство, в демократии — свобода), именно это и губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в

Неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и

Противоположность — тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как ≪ставленник народа≫. Тирания — наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие

Ряд существенных политико-правовых проблем освещен Платоном в диалоге ≪Политик≫. Политика— это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и уменияуправлять людьми. При таких данных у правителей, считал Платон, будет уже неважно, правят ли они по законам или безних. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы,

представляющие собой ≪подражания истине вещей, начертанные по мере сил сведущими людьми≫. Кроме образцового государства,правитель которого руководствуется истинным знанием, Платон выделяет здесь еще три вида правления(монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится надвое: законная монархия — это царская власть, противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов. Итого, вместе с истинным правлением, всего семь форм государства.

Таким образом, принцип законности получает свое признание в платоновской схеме, хотя роль его не ведущая, а скорее вспомогательная.

Воспроизводя свои обычные нападки против олигархии, демократии и тирании, Платон отмечает, что если все остальные виды государства основаны на законности, то демократия среди них оказывается наихудшим видом, если же все прочие без-

законны, то демократический вид оказывается наилучшим.

АРИСТОТЕЛЬ

Аристотеля(384—322 до н. э.),

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки

науки о политике.Политика как наука у него тесно связана с

этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

Объектами политической науки являются прекрасное и

справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней. Аристотель различает два вида, справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является ≪арифметическое равенство≫, сферой применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит из принципа ≪геометрического равенства≫ и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Основным итогом этических исследований, существенным

для политики, является положение о том, что политическая справедливостьвозможна лишь между свободными и равнымилюдьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

Наши рекомендации