Дэнни Шугермэн Беверли Хиллз, Калифорния 18 страница
Давай, милая малышка,
Давай, отдай мне свою любовь.
Это же самое мужское превосходство появилось и в песне Джона Ли Хукера:
Давай, ползи,
Давай, ползи,
Выйди отсюда на четвереньках, baby,
Ползай по мне всюду.
По настоянию Денни Джим своим крупным, как у ребёнка, неразборчивым почерком составил для Дэйва Марша из “Cream” описание альбома, а затем коснулся и автобиографических моментов. Он назвал альбом своим видением Лос-Анджелеса как микрокосма Америки . Он сказал Дэйву, что изначально приехал в Лос-Анджелес снимать фильмы и случайно оказался в музыке . Он описывал многие из своих проектов, было и длинное эссе о процессе в Майами. Своё письмо он закончил так:
Я не сумасшедший. Меня интересует свобода.
Удачи, Дж. Моррисон.
Одинокая полноватая фигура в мятом потрёпанном пиджаке и джинсах с большой головой и бородатым лицом медленно двигалась по голливудским улицам . День за днём Джим гулял, рассматривая оштукатуренную страну чудес будто в последний раз, возвращаясь всё время в квартиру на Нортон Авеню. Большинство ночей и много дней в январе и в первой половине февраля было проведено “дома” с Памелой - Джим читал, Памела придумывала модели одежды для “Themis”. Иногда Джим садился на пол и начинал выть вместе с их собакой.
М-м-м-м-м-м-а, х-м-м-м-м-м-м.
Сэйдж отвечал в полной гармонии:
М-м-м-м-м-м-м-м-м-м-м-м.
Джим повторял, и Сэйдж снова брал нужную ноту.
К ним присоединялась Памела, и Джим жаловался, что она нарушала гармонию. Иногда они спускались вниз к Дайане Гардинер и говорили с ней о поездке во Францию. Они решили.
Они действительно решили это осуществить - пожить, как изгнанники, в Париже месяцев шесть или больше . Памела была в восторге. Даже Джим казался успокоенным.
Отъезд Джима из Лос-Анджелеса был неизбежен и, возможно, поэтому он собирался в Париж . Последний альбом “Doors” был уже почти закончен, и больше ни им, ни “Elektra” он не был ничем обязан. Это было слишком резко, но он отчаянно хотел сменить направление, и пришёл к выводу , что слишком долго оставался в Калифорнии, с людьми и в местах, с которыми ему так долго было хорошо - хотя всё это останется главной силой в его жизни. У Джима не было настоящих врагов - ему приходилось бежать от своих друзей.
Париж был естественным выбором. Алан Роней постоянно говорил об этом городе и ежегодно его посещал . Фред Майроу тоже жил там и тоже рассказывал Джиму романтические истории. Важным фактором была также и сохранившаяся любовь Джима к Рембо, Селину и Бодлеру. Кроме того, Париж был традиционным выбором американских писателей и влюблённых . “У него была своя идея по поводу Парижа, которая действительно казалась невероятной , - говорит журналист Салли Стивенсон, который видел его перед отъездом. - Он думал , что это было такое место, где он мог быть самим собой и где не было людей, преследующих его и превращающих его жизнь в цирк, загоняющих его в тот образ, которым он не был ”.
Его не задерживал ни один из работающих проектов. “HWY” то ли находил себе покупателей, то ли нет, но присутствие Джима в Лос-Анджелесе дела не меняло; с этим мог справиться Фрэнк . Решение обложки для книги его стихов можно было прислать по почте. Ларри Маркус, казалось, почти вздохнул с облегчением, когда Джим предложил приостановить работу на шесть месяцев ; Маркус получил заказ на написание сценария для Артура Пенна. Альбом со стихами мог подождать, или же его могли закончить остальные “Doors” в его отсутствие , как они заканчивали без него другие альбомы.
В Париже Джим надеялся продуктивно творить, писать, и, думая об этом, он просил своих литературных агентов выяснить , заинтересуется ли кто-нибудь, по их мнению, импрессионистской автобиографией. Его просили положить кое-что на бумагу, хотя бы в форме письма к издателю.
Джим сказал Памеле, чтобы она как можно скорее ехала в Париж и искала там жильё.
Ну, Джим! Ты не можешь ехать в Париж, когда ты выглядишь как старик-горец.
Дайана Гардинер говорила о густой бороде Джима. Она, Памела и Джим пили вино в квартире Дайаны . Памела согласилась, что без столь мощной растительности Джим выглядел бы симпатичнее .
Нет, - сказал Джим, - я... я не хочу этого делать. Так я чувствую себя лучше. - Он, ссутулившись, сидел на стуле.
Ну, - сказала Дайана, - Памела так не думает, и если ты не доверяешь мнению Памелы, то чьему ты можешь доверять ?
“ Он всё-таки залез на мой обеденный стол, - вспоминает сегодня Дайана, - Памела подрезала бороду и усы, и теперь он действительно отлично выглядел”.
В последние дни перед отъездом Памелы они посетили её родину, городок Вид, проехав в мерседесе восемьсот миль на север к родителям Памелы в Оранж , и там оставили Сэйджа. 14 февраля Джим отвёз Памелу в аэропорт. На следующий день в холодном, дождливом Париже она остановилась в “Georges V Hotel”, в том самом отеле, который, по рассказам Джима, напоминал “бордель из красного плюша”.
Теперь ты можешь приехать, - сказала в телефонную трубку Дайана. - Она уехала.
Дайана говорила с Патрицией Кеннели, которая две недели назад приехала в Лос-Анджелес и мельком видела Джима . Теперь она остановилась у подруги. Дайана сказала, что Джим только и ждал отъезда Памелы, чтобы позвонить ей - почему бы ей не приехать и не встретиться с Джимом ?
Ну, - сказала Дайана после того, как приехала Патриция и на стол поставили бутылку вина, наша дорогая подруга Грэйс Слик говорит, что ты получила больше, чем кто-либо. Только подумай о Джиме как о мужском воплощении Джастины .
Вскоре приехал Джим и поднялся в квартиру Памелы. Вся мебель была упакована, кроме тюфяка , битком набитого книжного шкафа, телевизора, маленького стеклянного столика и большого пурпурного кресла. Патриция выждала лишь несколько минут и постучала в дверь. Когда Джим открыл, она сказала:
У меня есть бутылка вина, которую я не могу открыть, и я подумала, что, может быть, ты...
Он обнял её, и она осталась на неделю.
Патриция вспоминает последний день. “Это был чистый ад. Всё началось в четыре часа в каком -то стриптиз-баре, где мы выпили так много текилы и пива, что каждую третью порцию бармен наливал бесплатно. Последняя, которую я ещё помню, была четырнадцатой. Затем мы поехали на запись с Джимом и ещё одной подругой , которая стала заигрывать с Джимом. Я была в бешенстве и сказала ей : “Меня не волнует, что будешь делать после того, как я уеду домой, но, по крайней мере, было бы вежливо этого дождаться””.
Джим, однако, привык к полигамии, а подруга была весьма соблазнительна, так что ему легко было поддаться. Они находились в “Poppy Studios”, где микшировали альбом “Doors”, и подруга была там вместе с ними . Через пять минут Джим ушёл. И ещё через пять минут Патриция нашла их обнимающимися на уличном газоне.
Встать! - рявкнула Патриция, - стоя над ними.
Джим снизу вверх взглянул на неё, полусонно улыбаясь.
Ну! Встать! Оба! Встать!
Подруга потянулась и свалила Патрицию на землю. Несколько мгновений три тела боролись и толкались . Наконец, Патриция взяла себя в руки и твёрдо сказала:
Позволь мне поговорить с Джимом наедине.
Подруга ушла, и Джим сказал:
Послушай, милая, ты знаешь, я слишком пьян, чтобы сегодня трахаться, просто позволь мне спать с ней.
Но, - сказала Патриция, - это мой последний вечер в Лос-Анджелесе. Завтра я уезжаю домой и, возможно, я никогда больше тебя не увижу.
Джима рассердило её собственничество.
Я не собирался провести с тобой ещё одну ночь.
Прекрасно. Но ты достаточная сволочь, чтобы не вздумать провести её с ней.
Вернувшись домой, Джим начал рыться в буфете и выдвижных ящиках на кухне. Девушки спросили , зачем.
О, - сказал Джим, - я ищу ножи и ножницы, а то вы кастрируете меня. Одна получит мой член , другая - моё тело.
Кто получит твою душу, Джим?
О, её я оставлю себе, если вы не против.
Девушки наблюдали, как Джим собрал все острые вещи, положил их под кушетку в комнате. Потом он лёг на неё и уснул.
“ Он казался восковым, страшно неподвижным, - вспоминает Патриция. - Он казался уже мёртвым , лёжа на кушетке, которая обрамляла его как гроб. Я знала, что никогда больше не увижу его живым”.
На следующий день Патриция вернулась в Нью-Йорк, а после восьми месяцев пребывания в Лондоне вернулся Том Бэйкер. С тех пор, как Джим и Том виделись в последний раз, прошло по меньшей мере столько времени . Теперь они встретились почти как братья, и к концу дня Джим стал опять так пьян и противен, что их выставили из какого-то клуба на бульваре Санта -Моника.
Пока Памела была в Париже, Джим играл роль беспечного холостяка. Он вернулся к проститутке, которую называл “Лос-Анджелесской женщиной”, чтобы несколько раз с нею попрощаться . Он стал бывать в новом клубе Маршалла Бревитца, в “Palms” и в “Phone Booth”, как правило, вместе с Томом, Бэйбом и Фрэнком.
Скорость увеличилась после того, как Джим встретил одну из своих старых подруг, сделавшую аборт (он просил, чтобы она оставила ребёнка, но она отказалась), и провёл следующие четыре ночи по одной ещё с четырьмя подругами ; он также позвонил по всем телефонным номерам , которые обнаружил, разбираясь на своём столе в офисе “Doors”.
3 марта “Elektra” устроила вечер по поводу открытия в Лос-Анджелесе своего расширенного офиса, и, появившись там чисто символически (“Я заплатил за вход и тоже могу поприсутствовать ”), Джим отправился к Фреду Майроу, где они пили и разговаривали, снова и снова обсуждая идеи своего спектакля.
Мы хотели выразить в определённой форме и запечатлеть, - вспоминает Фред, - переходный момент , когда мы все очень остро ощущаем себя в Лос-Анджелесе конца шестидесятых начала семидесятых. Как сказал Хаксли: “Между вечнозелёными и гаражами есть что-то тайное ”. Это было фатальное окружение. Лос-Анджелес - какое бы дерьмо он ни означал - это именно то, что мы собирались сделать темой нашего спектакля. Лос-Анджелес в мыслях военнопленного с порядком съехавшей крышей и достаточно развитой подкоркой , чтобы охватить сразу тайное и явное, очевидное и менее очевидное в этом городе, который не был городом . Основа спектакля была такова: как будто вы видите что-то хорошо знакомое, вернувшись после долгого отсутствия, будто вернувшись из смерти.
Они небрежно написали наброски спектакля, занявшие четыре страницы. Джим по-прежнему утверждал , что ему надо ехать в Париж.
Послушай, - сказал он в конце концов, когда Фред опять стал настаивать, чтобы Джим остался , - завтра я еду либо в Париж, либо в Каталину.
Джим и Бэйб на той же неделе уехали из дома в лодке “Doors”, совершив однодневный круиз вдоль берега в Палос Вердес . 4 марта с двумя девушками они поехали в Каталину. “Вся поездка была очень тяжёлая , - писал Бэйб в своём дневнике. - Ни наркотиков, ни алкоголя. Следующее утро было замечательное, ясное, а окна нашего гостиничного номера выходили на Авалонский залив. Мы отправились в “Big Mike’s” и отменно позавтракали яичницей, колбасой, ветчиной, сардинами, мясом с чесноком и зеленью, картошкой, красным перцем, холодной вырезкой, жареным хлебом и пивом! пивом! пивом!”
Джим провёл с Бэйбом и последующие дни, однажды он прекратил начавшуюся в бассейне драку , посетил боксёрский поединок Мухаммада Али-Джо Фрэзьера, а больше - гулял по венецианскому пляжу . На пляже они как-то зашли на пирс Санта-Моника, чтобы перекусить и , как писал Бэйб, “дурачились по всей галерее, а затем вернулись в город”.
На следующий день Джим уехал в Париж.
Глава 12
Памела впоследствии идиллически рассказывала историю их краткого пребывания в Париже. Удалось избавиться от давления, которое загоняло Джима всё дальше в тупик. Он почти перестал пить. Он писал множество новых, волнующих стихов, книгу о процессе в Майами (или автобиографию - она рассказывала по-разному), а кроме того, они слушали оперы, симфонии. Джим и Памела чувствовали себя будто молодожёнами, им было хорошо вместе, как никогда раньше.
Это - фантазия Памелы.
Одну историю она особенно любила рассказывать - об их путешествии в Марокко. “Однажды утром я проснулась и увидела в гостиничном бассейне симпатичного человека , разговаривавшего с двумя молодыми американцами.
Я сразу же влюбилась в него. Потом я поняла, что это Джим. Я не узнала его. Он рано встал, сбрил бороду и, потеряв много веса, он был такой худой - он казался другим человеком. Это было так здорово - опять влюбиться, заново, в человека, в которого я уже была влюблена”.
“ Дома” в Париже, иногда в “Georges V Hotel”, чаще - в трёхэтажном домике на Правом Берегу , было прежде всего спокойно. Основную массу времени они проводили в большой солнечной квартире в Ле Марес - старом известном жилом районе около площади Бастилии. Они взяли её в субаренду и платили 300 франков в месяц.
Эту квартиру снимала молодая французская фотомодель Элизабет (Зозо) Ларивьер и её друг, американский телепродюсер, но они собирались вскоре уехать - он возвращался в Америку, где у него была семья, она собиралась ехать на юг Франции, чтобы сниматься в кино - так что они предложили Памеле одну из двух свободных спален, сказав, что после их отъезда она и Джим смогут поселиться в квартире как минимум на два месяца.
Две недели, до 10 апреля, Зозо оставалась в квартире, наблюдая за этой странной парой, привыкающей к Парижу и заново приспосабливающейся друг к другу. Зозо их отношения казались странными. Когда бы она ни разговаривала с Памелой, Памела говорила только о Джиме и о том , какой он удивительный, “всё было Джи-и-им, Джи-и-им, Джи-и-им”. Но потом , когда Памела оставалась ночевать у кого-нибудь из своих французских друзей, например, у богатого графа, утром по телефону она умоляла Зозо солгать: “О, пожалуйста, скажи Джи-и-иму, что я всю ночь была у твоей подруги и вернусь к двенадцати”. Она всегда использовала меня , чтобы сказать это "Джи-и-иму”.
Джим молча готовил завтрак для себя и Зозо, относил его ей в постель и оставался поболтать за едой. Иногда по утрам он отправлялся в самую маленькую из трёх спален в квартире, куда он передвинул маленький столик Зозо , сидел там и писал - или рылся в одной из картонных коробок с бумагами , записными книжками, плёнками, газетными вырезками, фотографиями, фанатской почтой, рукописями, которые он привёз с собой, рылся в реликвиях и пластинках своего прошлого, пытаясь точно определить, чего это стоит. В конце дня, когда начинало темнеть , он иногда переходил со своими записными книжками за обеденный стол. Иногда же по утрам он уходил и подолгу гулял в одиночестве .
Часами он бродил по парижским улицам, сначала по одной, потом по соседней - точно так же, как он делал это в Голливуде. Он отправлялся на север по своей улице - узкой, без деревьев улице Ботрейлис - в квартале жилых домов, мимо агентства новостей, книжного магазина, трёх маленьких ресторанов, клуба дзю-до, мужской парикмахерской; затем на запад по улице Св.Антуана, мимо мясного рынка под открытым небом с висящими кроликами, россыпью красной вишни , переполненными лотками с рыбой и креветками, цветной капустой размером с баскетбольный мяч; так он медленно приближался к одному из тысячи привлекательных и знаменитых мест в городе . Джиму особенно нравилось в Лувре - это было следствием его юношеской любви к искусству.
По утрам он также часто отправлялся на юг по улице Ботрейлис и всего через пять кварталов попадал в Иль Сент -Луи, который стал одним из его самых любимых районов во всём Париже . Это там, на Ке д’Анжу, он посетил гостиницу “Hotel de Lauzun”, ставшую когда-то местом встреч любимого Бодлером и Готье Гашишного клуба .
Там так здорово, - говорил он Зозо или Памеле, вернувшись домой. - Они выбросили светокопию после того , как сделали этот город.
Но вопреки фантазии Памелы Джим всё ещё пил - и сильно. С превеликим удовольствием он открыл для себя два наиболее распространённых во Франции типа баров : винные бистро и кафе на тротуаре. Ещё Голливуд, Хемингуэй, Фитцджеральд проявляли к Парижу дружелюбие иностранцев . Остановиться в бистро или кафе было не просто естественно, это было de rigueur; и совсем не для богохульного тоста.
Своё богохульство Джим проявил однажды на первой неделе апреля в “Astroquet”, маленьком клубе на бульваре Сен-Жермен. Он получил своё название от французского слова “troquet” (кафе) и американского слова, обозначающего космическое пространство (вне земной атмосферы ) “astro”; интерьер был выдержан в духе карикатуры на “Buck Rogers”.
Джим пил один, когда его внимание привлекли несколько молодых людей, которые вошли с гитарными чехлами . Через какое-то время он подошёл к их столику.
Ребята, вы американцы?
- Да. Ты откуда? - Его никто не узнал.
- Из Калифорнии.
Я тоже. Ты где учился?
Хм... в УКЛА.
Здорово, я тоже! А когда?
Джим немного подумал и сказал, что в 1964-м и 1965-м. Молодой американец снова сказал:
Здорово, я тоже! На каком факультете?
Хм, кинематография.
Молодой американец сделал паузу. Это была игра “Двадцать вопросов, или Чем я занимаюсь ?”
Хм... хм... ты поёшь? С группой?
Джим согласился.
О, здорово, Господи, я в растерянности, я даже не...
Джим купил им спиртного, крепкого виски с пивом - то же самое, что пил он сам. Молодой человек представился.
Фил Трэйнер. Эти ребята - мои друзья, у нас группа “Clinic”, мы все американцы, мой отец работает здесь в американском посольстве .
Несколько часов они пили, а ближе к рассвету достали гитары, и Джим спел “Ползущую королевскую змею”. Он рассказал своим новым друзьям, что эта песня записана на новом альбоме , который на этой неделе выходит в Америке. Он постоянно курил, и его голос был тяжёлым и грубым. Между песнями они говорили о музыке и “звёздах”. Джим сказал им, что он взял отсюда всё , что мог взять. Они поразились, когда он сказал, что 250 раз употреблял кислоту . Ещёраз Джим произвёл на них впечатление, рассказав о ночи, когда он разгромил студию звукозаписи. Он сказал, что действительно любит остальных “Doors” и считает, что Робби Кригер никогда не удостаивался такого внимания , какого он заслуживал.
К рассвету ушли все, кроме Джима и Фила. Джим много курил и так глубоко затягивался, что у него начинался бронхиальный кашель . Фил тоже был певцом, и он говорит об этом так: “Казалось, Джим разрывал грудь и горло. Он курил с сигаретами такие сильные наркотики, Боже мой, парень, если бы мне пришлось описывать его образ того времени в моих глазах, то это глубокая затяжка , и потом - кх, кх, кх”.
Оба они были страшно пьяны; когда ранним утром они, шатаясь, вышли из клуба, Джим расстегнул штаны и стал мочиться . “Трахни испуганную курочку, - сказал Джим, - трахни испуганную курочку”. Потом, застегнувшись, он предложил поймать такси и поехать поискать Памелу . “Трахни испуганную курочку”.
Когда выяснилось, что Памела не вернулась домой в Марес, Джим знал, куда идти - к Лотену Картеру , женскому фотографу. Он позволил себе войти (он знал, где ключ) и обнаружил, что Памела спит с фотографом , после чего напал на запасы спиртного. Сначала водка. Потом ром. Потом всё подряд, прямо из бутылки, не запивая, не смешивая. Через час он отправилФила разбудить Памелу.
В ближайшем кафе Памела заказала Джиму на завтрак спагетти и стакан молока, чтобы наполнить его желудок . “Ты ведь не будешь больше пить, да, Джим?” Памела начала уговаривать его: “Джим?”
Джим сидел молча, глядя на оживлённый бульвар. “Трахни испуганную курочку”, - сказал он наконец.
Через несколько дней они наняли машину и отправились на юго-запад по французским винным районам - через Орлеан, Тур, Лимож и Тулузу, переехали через Андорру в Испанию, посетили в Мадриде Прадо, где Джим нашёл “Сад наслаждений” Иеронимуса Босха, авторскую работу мастера - с таинственным портретом, о котором думали, что это автопортрет самого Босха . Оттуда они поехали на юг в Гранаду, где наибольшее впечатление на Джима произвели Альхамбра , Муришский дворец, который считают наиболее значительным образцом сохранившихся по сей день остатков западной Мохаммеданской архитектуры : крепость с освещёнными солнцем арками и изысканными голубыми изразцами.
Джим и Памела жили хорошо, почти так же хорошо, как она потом хвасталась. Совместное времяпровождение в течение долгого времени в машине и в небольших гостиничных номерах вызывало мелкие ссоры, но раздражение возникало часто и по совершенно непостижимым поводам. Даже когда их на сотню долларов обманул англоговорящий араб, пообещавший им большую порцию хэша , ни Джим, ни Памела сильно не расстроились.
Из Танжера они поехали вдоль атлантического побережья на юг в Касабланку, затем вглубь материка , в Марракеш. Они хорошо ели, пили местные вина и снимали всё на кинокамеру “Super-8”, которую купили перед отъездом из Парижа. Сдав машину, на первой неделе мая они прилетели обратно в Париж после трёхнедельного отсутствия .
Несколько дней их квартира была занята, и поэтому они переселились в “L’Hotel”, прекрасную гостиницу на Левом Берегу, двадцать пять шикарно обставленных номеров которой пользовались большим спросом у приезжих рок-звёзд, которых привлекало то, что однажды здесь останавливался Оскар Уайльд . Вскоре последовали рассказы ещё одного собутыльника Джима и падение из окна“L’Hotel”. Вероятно, он приземлился на крышу машины , один раз подскочил и, отряхиваясь, будто ничего не произошло, пошёл по улицам в поисках места, где можно выпить.
Жизнь на Левом Берегу, таким образом, возвращала Джима на бульвар Санта-Моника, где находились все знаменитые бары . “Cafe de Flore” и “Deux Magots”, где однажды пили Сартр и Камю. “La Coupole” с работами Пикассо, Кле, Модильяни, и ещё больше у колонн (“Art Deco heaven”), где однажды останавливались Скотт и Зельда. (Джим говорил, что тамошняя кухня напоминала кухню Рэтнера в нижней части Нью-Йорка - на Восточном Побережье). Для французской толпы “au courant” недавно были открыты самые хипповые “андеграундные” клубы “Le Bulle” и любимая Джимом серия подвальчиков под названием “Rock’n’Roll Circus”.
Шесть из восьми предыдущих месяцев “Circus” был парижским клубом подобно лосанджелесскому “Whiskey”: громкий, с хорошими группами и хорошей аппаратурой, со спиртными напитками, который посещали “низы шоу-бизнеса”. Но уважаемые “Led Zeppelin”, Ричи Хэйвенс и Джонни Уинтер играли здесь джем, так же, как и участники “Beach Boys”. К весне 1971-го года, однако, клуб стал местом торговли героином, которое часто посещали профессионалы “дна”: проститутки, воры, сутенёры. Диск-жокей, который в начале года крутил записи в клубе, а затем перешёл в “Le Bulle”, американский эмигрант по имени Камерон Вотсон, описывал “Circus” как “остывшую индейку на танцплощадке”. Джиму это, конечно, нравилось. От мнимой до реальной грязи. Для Джима это не всегда было шагом вниз.
В конце первой недели мая, в пятницу 7-го числа, Джим был в “Circus” - пьяный, агрессивный, яростный, он бросался подушками и ломал мебель. Его, очевидно, не узнали схватили и выставили за дверь. Молодой французский студент по имени Жиль Йепремьян увидел Джима , когда тот пытался перекричать клубного вышибалу.
Не-е-егр-р-р...
Джиму надоело кричать, и он пошёл ловить такси. Машина уехала. Он подошёл к другой машине , но ему снова отказали. Он снова начал кричать. Жилю, который почти не понимает по -английски, показалось, что Джим кричал “Я хочу мяса! Я хочу мяса!”
Жиль узнал Джима и подошёл к ещё одному такси, уговаривая взять их. Но как только машина переехала Сену , Джим заставил их выпустить его. Ему захотелось искупаться. В предрассветном тумане прогуливались двое полицейских , их накидки и шляпы выглядели до боли знакомым силуэтом.
Ё... свиньи! - плюнул Джим. Затем он крикнул: - Ё... свиньи!
Полицейские продолжили свой обычный путь, не реагируя, а Жиль впихнул Джима в другое такси и отвёз его на квартиру своего друга , Эрве Мюллера, который жил в семнадцатом аррондисменте рядом с Этуалем . Таксист остался недоволен чаевыми, и Джим бросил ему пригоршню монет. Когда они одолели пять лестничных пролётов, Джим сказал: “Ш-ш-ш-шш... Пора бы остановиться”.
Приятная миниатюрная эмигрантка из Чехословакии по имени Ивонна Фука открыла дверь.
Да?
Я привёл тебе одного типа, которого встретил у “Rock’n’Roll Circus”, - сказал Жиль.
Ивонна мимо Жиля всматривалась в помятую фигуру, перевесившуюся через перила. В то время она была художественным редактором одного из ведущих французских журналов “Best”. Её друг Эрве, с которым она жила в этой большой однокомнатной квартире с кухней и ванной, был журналистом того же издания. Она узнала Джима и разрешила Жилю ввести его в квартиру .
Джим, шатаясь, вошёл в дверь, его голова слабо раскачивалась из стороны в сторону, ударяясь обо всё подряд, в поисках кровати. Над кроватью он опять покачнулся и упал. После этого он проспал почти до полудня, тогда все и познакомились.
В холодильнике было почти пусто, так что Джим предложил всем остальным быть его гостями в одном из известных ему ресторанов . Это был “Alexander” рядом с “Georges V Hotel”, с подходящей кухней. Джима узнали как постоянного посетителя, который всегда расплачивался и свободно давал чаевые , но сказали, что в ресторане не готовят завтрак. Может быть, они подождали бы ланч?
Ланч Джима начался с двух порций “Blood Mary”, а потом он заказал бутылку шотландского виски “Chivas Regal”. Через час он был пьян и оскорблял слух окружающих французских бизнесменов репликами на языке , который они, к счастью, не понимали:
Вы похожи на идиотов... Скажите мне, вы - motherfuckers? Вы - задницы?
Он пил вдвое больше других, - грустно говорит Эрве. - К концу ланча у нас осталось две бутылки коньяка, и мы спросили его, какую он хочет. И он просто схватил одну из них, сорвал крышку и поднёс горлышко ко рту. Потом он стал просить Ивонну найти ему девушку . “Ты не можешь найти мне курочку?” Через какое-то время он расплатился за всё кредитной карточкой. Нас было пятеро, и это обошлось в 700 франков.
Они направились к машине; Джим шёл, тяжело опираясь на Ивонну.
Ты должна увести меня отсюда, - настойчиво говорил он ей, - ты должна увести меня отсюда .
Всего через пятьдесят метров он сказал, что не может идти дальше, что ему нужно отдохнуть. Они посадили его на скамейку, и Эрве пошёл искать машину.
Джим пришёл в ярость, когда Эрве вопреки его воле втащил его на пятый этаж. На пол-пути он упал и стал сопротивляться тому, чтобы его тащили выше.
Оставьте меня! - говорил он, сидя на какой-то лестничной клетке. Потом он замычал: - Вы motherfucking не-е-егр-р-р-ры!
В конце концов Ивонна и Эрве доставили его в свою квартиру и положили на кровать, где он сразу же уснул . Было три часа дня в субботу.
Эрве и Ивонна потом ещё раз встретились с Джимом. На этот раз он был с Памелой. Они обедали у Эрве и Ивонны и говорили о поэзии и кино . Джим сказал, что он привёз с собой во Францию копии “Праздника друзей” и “HWY” и хотел бы показать им. Он также подарил Эрве экземпляр “Американской молитвы”, и Эрве спросил, нельзя ли ему перевести её на французский . Ивонна сказала, что хотела бы сделать иллюстрации. Джим заинтересовался таким возможным сотрудничеством .
Чуть позже тем же вечером, выпив немного вина, Джим объяснял Ивонне, почему он в Париже .
Меня так тошнит от всего. Люди продолжают считать меня звездой рок-н-ролла, и я не хочу ничего с этим делать . Я не могу больше это терпеть. Я был бы так рад, если бы люди меня не узнавали. Кто такой, по их мнению, Джим Моррисон, так или иначе?
На следующей неделе Джим и Памела уехали на Корсику. Сначала они улетели в Марсель, где Джим потерял свои водительские права, паспорт и бумажник, из-за чего им пришлось вернуться в Париж , чтобы получить дубликаты в американском посольстве. Потом они снова прилетели в Марсель и , наконец, в Аяччо - главный порт острова и его столицу, родину Наполеона. Корсика известна также огромным количеством рекрутов, которые обеспечивали мощь парижской полиции ; своими высокими красными выступами скал, изящными деревушками у подножия гор, таких же пугающих, как и любая часть Скалистых гор или горной страны Французских Альп ; заплаканными глазами рыбацких вдов в чёрных одеждах; нехваткой молодых людей; острым запахом корсиканского maquis - травы, которую ест скот и которая затем проявляется в мясе, сыре и молоке. Джим и Памела путешествовали по острову десять дней. Все дни, кроме одного, шёл дождь. Памела говорила, что это была идиллия.
“Doors” официально расстались с “Elektra”, отношения с которой длились 4 года и 10 месяцев. На той же неделе были выпущены последний альбом Джима “Лос-Анджелесская Женщина” и предпоследний сингл “Люби её безумно”, и тот, и другой стали быстро подниматься в чартах. Фотография на обложке “Лос-Анджелесской Женщины” изображала группу , уделяя при этом равное внимание каждому из её участников. Фактически, Джиму отказали в попытке сделать так , чтобы уделить ему меньше внимания, чем другим! Кроме того, поскольку никому не удалось уговорить Джима побриться, он в первый раз появился на обложке альбома с густой бородой и демонической, хитрой улыбкой на лице. Джим отыгрался за обложки “13” и “Absolutely Live”.