Ндивидуальные задания по модулю № 4 4 страница
а) реальность законности;
б) верховенство законности;
в) единство закона;
г) системность правовых норм;
д) торжество закона во всех сферах жизни общества.
4. Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы, интересы, …. (?).
Задание № 2. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
Ситуация: Петров взял в долг у своего друга Сомова значительную сумму денег. Договор займа был оформлен выдачей расписки, в которой по предложению заимодавца в качестве валюты займа были обозначены доллары США. В расписке было установлено, что долг необходимо возвратить через год после составления расписки. В день платежа заемщик долг не возвратил. Сомов обратился в суд с иском о взыскании с Петрова задолженности.
Вопросы по ситуации:
1.Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).
2.Определите вид правоотношения:
а) по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность);
б) по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное);
в) по количеству участников (простое или сложное);
г) по содержанию (регулятивное, охранительное);
д) по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное);
е) по продолжительности (кратковременное или долговременное).
3. Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).
4. Если основанием для возникновения правоотношения послужило событие, определите его характер (абсолютное или относительное); если же основанием послужило действие, то какое: юридический поступок, сделка или юридический акт.
Задание № 3. Определите в указанных ситуациях форму реализации права:
а) Смирнов заплатил алименты на двоих детей;
б) 14-летняя С. устроилась работать помощником продавца на два часа в день;
в) К. преодолел желание выпить только что купленного пива в общественном транспорте;
г) сотрудник ГИБДД составил протокол по факту дорожно-транспортного происшествия.
ариант № 29
Задание № 1. Тест.
1. Юридические факты по волевому критерию (признаку) подразделяются две группы:
а) отрицательные и положительные;
б) правомерные и неправомерные;
в) события и действия;
г) юридические акты и юридические поступки;
д) правовосстанавливающие, правопрекращающие.
2. Назовите обязательные условия, при которых можно применять аналогию в праве:
а) фактические обстоятельства дела не должны находиться в сфере правового регулирования, но имеются несколько норм права, регулирующие данные обстоятельства дела;
б) фактические обстоятельства дела не должны находиться в сфере правового регулирования, отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать данные обстоятельства дела;
в) фактические обстоятельства дела должны находиться в сфере правового регулирования, имеются несколько норм права, регулирующие данные обстоятельства дела;
г) фактические обстоятельства дела должны находиться в сфере правового регулирования, отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства;
д) фактические обстоятельства дела не должны находиться в сфере правового регулирования, но имеется судебный прецедент, относящийся к данному делу.
3. Соотношение законности и демократии:
а) законность – это основа демократии, а демократия – необходимое условие законности;
б) никак не соотносятся;
в) чем больше законности, тем меньше демократии;
г) это тождественные понятия;
д) чем больше демократии, тем меньше законности.
4. Соответствие между понятиями:
законность | обсуждение |
правопорядок | процессуальное право |
общественный порядок | правомерное поведение |
судопроизводство | режим |
законотворчество | социальные нормы |
Задание № 2. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
Ситуация: Кононенко обнаружил на скамейке около своего садового участка оставленный кем-то телефон. Владелец телефона ему был неизвестен, установить его не удалось. Кононенко заявил о находке в милицию.
Вопросы по ситуации:
1.Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).
2.Определите вид правоотношения:
а) по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность);
б) по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное);
в) по количеству участников (простое или сложное);
г) по содержанию (регулятивное, охранительное);
д) по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное);
е) по продолжительности (кратковременное или долговременное).
3. Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).
4. Если основанием для возникновения правоотношения послужило событие, определите его характер (абсолютное или относительное); если же основанием послужило действие, то какое: юридический поступок, сделка или юридический акт.
Задание № 3. Определите в указанных ситуациях форму реализации права:
а) студенты университета организуют митинг в поддержку жертв терактов в метрополитене;
б) Князев заполнил налоговую декларацию и произвел выплаты в срок до 1 апреля;
г) суд вынес постановление о восстановлении гражданина С. на работе;
д) студент К. отказался от предложения товарищей провести перекур в неустановленном месте.
ариант № 30
Задание № 1. Тест.
1. Назовите юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта права:
а) совершение преступления;
б) состояние в браке;
в) поджег, повлекший гибель чужого имущества;
г) наводнение, повлекшее гибель застрахованного имущества;
д) заключение гражданско-правовой сделки.
2. В юридической практике случаи, когда обнаруживаются противоречия между нормами права (правовыми актами), регулирующими одни и те же общественные отношения, называются:
а) ошибка в праве;
б) пробел в праве;
в) несоответствие в праве;
г) юридические коллизии;
д) правонарушение.
3. Определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации – это:
а) правопорядок;
б) система правоотношений;
в) общественный порядок;
г) дисциплина;
д) государственная дисциплина.
4. Указ Президента РФ о награждении лица государственной наградой:
а) акт применения права;
б) нормативный правовой акт;
в) акт толкования права;
г) интерпретационный акт;
д) коллективный правовой акт.
Задание № 2. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
Ситуация: При сносе деревянного жилого дома в районе новой застройки рабочие обнаружили под полом в основании фундамента замурованную металлическую шкатулку с золотыми монетами, кольцами и другими ювелирными изделиями. Собственник дома, купивший его в 1975 году, потребовал от рабочих, чтобы шкатулка была передана ему, так как она найдена в принадлежащем ему доме. Рабочие, однако, передали ее своему бригадиру, а тот, сдав ее временно на хранение в бухгалтерию ремстройконторы, обратился за консультацией к участковому инспектору милиции.
Вопросы по ситуации:
1.Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).
2.Определите вид правоотношения:
а) по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность);
б) по специфике правового регулирования (материальное, процессуальное);
в) по количеству участников (простое или сложное);
г) по содержанию (регулятивное, охранительное);
д) по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное);
е) по продолжительности (кратковременное или долговременное).
3. Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).
4. Если основанием для возникновения правоотношения послужило событие, определите его характер (абсолютное или относительное); если же основанием послужило действие, то какое: юридический поступок, сделка или юридический акт.
Задание № 3. Определите в указанных ситуациях форму реализации права:
а) гражданин М. регистрирует сделку купли-продажи квартиры;
б) Пенсионный фонд принимает решение о назначении пенсии по старости гражданке К.;
в) Измайлов требует у продавца предоставления сертификатов к бытовой технике;
д) школьник П. при переходе дороги дожидается зеленого света светофора.
Итоговый контроль по модулю № 4
Итоговый контроль по модулю – компьютерное тестирование.
Примерный тест по модулю № 4 для подготовки к тестированию:
1. Протокол осмотра места происшествия - это акт:
а) нормативный правовой;
б) вспомогательный правоприменительный;
в) основной правоприменительный.
2. В отличие от нормативного правового акта правоприменительной акт:
а) не персонифицирован;
б) касается отдельного случая, лица;
в) не имеет длительного действия;
г) подлежит утверждению вышестоящим органом.
3. Разъяснение официально уполномоченным на то органом, должностным лицом норм правовых актов вышестоящих органов - это ... (?) толкование.
4. Имеющее широкое значение для целых категорий правоотношений, разъяснение содержания и смысла юридической нормы- ... (?) толкование.
5. Акт официального толкования применительно к толкуемым им нормативным правовым актам вправе:
а) разъяснять их смысл и содержание;
б) изменять их содержание;
в) дополнять новыми нормами;
г) отменять действие отдельных норм.
6. Общественный порядок в целом основан на реализации в поведении людей:
а) всех социальных норм;
б) позитивных свойств правосознания граждан;
в) нравственных норм;
г) правовых норм.
7. Соотношение правопорядка и общественного порядка:
а) второй - составная часть первого;
б) первый - составная часть второго;
в) это тождественные понятия;
г) они не обуславливают друг друга.
8. Соотношение законности и правопорядка:
а) второй лежит в основе первой;
б) второй есть результат реализации требований первой;
в) первая - составная часть второго;
г) первая не зависит от второго.
9. Пожар в имущественном складе в результате неосторожного обращения с огнем - это вид юридического факта:
а) объективно-противоправное действие;
б) относительное событие;
в) абсолютное событие;
г) юридический поступок.
10. События как вид юридических фактов делятся на: 1) относительные и 2)….(?).
11. Правомерные действия как вид юридических фактов в свою очередь делятся на: 1) юридические акты и 2) ....(?).
12. Конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений – это … (?).
13. События, возникающие по воле субъектов, но затем протекающие вне связи с ней, называются ... (?).
14. Обеспечение сочетания интересов личности и государства достигается выполнением регулятивной и ... (?) функций права.
15. Соответствие между формами реализации права и их содержанием:
а. исполнение а. пассивная легитимация личности
б. соблюдение б. обязательная реализация законов
в. использование в. свободная реализация законов.
МОДУЛЬ № 5
«Правонарушение и юридическая ответственность.
Правовая культура и правосознание»
№ темы | количество часов | тема | |
лек. | сем./пз | ||
2/2 | Правонарушение | ||
2/2 | Юридическая ответственность | ||
Правосознание и правовая культура | |||
Итоговый контроль | Письменная контрольная работа |
Тема № 20. Правонарушение
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие и признаки правонарушения.
2. Виды правонарушений. Преступление и проступок: понятия и их соотношение. Виды проступков. Противоправные деяния, не образующие правонарушений: деяния с усеченным составом, незначительные отклонения от требований юридического режима в силу извинительных обстоятельств, злоупотребление правом.
4. Состав правонарушения и его элементы. Субъект правонарушения.
5. Субъективная сторона правонарушения и ее элементы.
6. Объект правонарушения.
7. Объективная сторона правонарушения и ее элементы.
Рекомендации:
При подготовке ответа на первый вопрос сформулируйте общее понятие и признаки правомерного поведения. Дайте определение «правонарушения». Перечислите признаки правонарушения, приведите примеры.
При подготовке ответа второй вопрос назовите виды правонарушений (преступление и проступок): раскройте содержание понятий «преступление» и «проступок», выявите их соотношение. Проанализируйте различные виды проступков. Приведите примеры.
При подготовке ответа на третий вопрос охарактеризуйте противоправные деяния, не образующие правонарушений: деяния с усеченным составом, незначительные отклонения от требований юридического режима в силу извинительных обстоятельств, злоупотребление правом. Приведите примеры.
При подготовке ответа на четвертый вопрос следует дать определение «состава правонарушения», назвать его элементы. Охарактеризуйте субъекта правонарушения, перечислите виды субъектов правонарушения. Определите особенности коллективного субъекта правонарушения.
При подготовке ответа на пятый вопрос проанализируйте понятие субъективной стороны правонарушения и ее элементов: вины в форме умысла и неосторожности, мотива, цели, факультативных признаков.
При подготовке ответа на шестой вопрос дайте определение «объекта правонарушения», назовите возможные объекты правонарушения, приведите примеры. Раскройте содержание объективной стороны правонарушения.
Основные понятия:правомерное поведение, правонарушение, преступление, проступок, состав правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения, вина, умысел, неосторожность, мотив, цель, объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, причинно-следственная связь.
Практическое задание:
1. Выскажите свое мнение по поводу социальной природы и причин преступлений и проступков. Определите роль правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.
2. Составьте схемы: «Виды правонарушений», «Состав правонарушения».
3. Оцените следующие высказывания:
а) Г.Ф. Шершеневич: «Правонарушения нет, когда интересы человека, охраняемые правом вообще от посягательств со стороны других лиц, нарушаются лицом, выполняющим свою служебную обязанность».
б) В.М. Хвостов: «Правонарушение есть поведение лица, которое противоречит велениям права, является несогласным с налагаемым правом обязанностями».
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Галахова А.В. Субъект преступления и его толкование в судебной практике // Российская юстиция. 2008. № 2. С.38-42.
2. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушений и ответственности. Л., 1983.
3. Егорова Н. К вопросу о новых мотивах свершения преступлений // Уголовное право. 2008. № 1. С. 41-44.
4. Жеребин В.С. Правовая конфликтология. Курс лекций. Владимир, 1999.
5. Иванов А.А. Мышко Ю.А. Правомерное поведение: понятие и социальная обусловленность // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 6. С. 75-76.
6. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986.
7. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.
8. Малинин В. Теории причиной связи в концепции В.Н. Кудрявцева // Уголовное право. 2008. № 2. С.31-37.
9. Малиновский А.А. Злоупотребление правом. М., 2002.
10. Минникес И.А. Объективно-противоправное деяние // Российский юридический журнал. 2008. № 2. С. 19-23.
11. Музюкин А.П. К вопросу о понятии мотива преступления // Человек: преступление и наказание. 2009. № 2. С. 62-64.
12. Петин И.А. Мотив и цель как сущностные критерии поведения индивида и вменения преступного вреда // Российский следователь. 2008. № 6. С.28-31.
13. Попов К.И. Обстоятельства правомерного причинения вреда // Российский следователь. 2010. № 1. С. 17-20.
14. Торхашев Т.А. К вопросу о содержании понятия «мотив преступления» // Российский следователь. 2008. № 18. С. 22-24.
15. Проблемы теории правонарушений. Воронеж, 1990.
16. Шатов С.А. Понятие вины: проблемы интерпретации в уголовном и административном праве // Российский следователь. 2009. № 18. С. 20-21.
Тема № 21. Юридическая ответственность
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
1. Понятие, цели и принципы юридической ответственности.
2. Основания привлечения лица к юридической ответственности.
3. Виды юридической ответственности.
4. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к юридической ответственности.
Рекомендации:
При подготовке ответа на первый вопрос сформулируйте определение «юридической ответственности», назовите ее основные признаки. Перечислите цели и функции юридической ответственности. Раскройте содержание принципов юридической ответственности. Приведите примеры.
Выявите соотношение понятий «юридическая ответственность» и «правовые санкции», «юридическая ответственность» и «государственное принуждение». Определите отличие юридической ответственности от других видов государственного принуждения. Проанализируйте соотношение юридической ответственности и мер правовой защиты.
При подготовке ответа на второй вопрос обоснуйте основания привлечения лица к юридической ответственности, приведите практические примеры.
При подготовке ответа на третий вопрос назовите виды юридической ответственности. Приведите примеры, выявите отличительные признаки каждого вида ответственности.
При подготовке ответа на четвертый вопрос перечислите обстоятельства, исключающие юридическую ответственность, раскройте их содержание. Проанализируйте основания освобождения от юридической ответственности. Охарактеризуйте специфику юридической ответственности сотрудников правоприменительных органов.
Основные понятия:юридическая ответственность, позитивная юридическая ответственность, ретроспективная юридическая ответственность, санкция, государственное принуждение, наказание, презумпция невиновности.
Практическое задание:
1. Заполните таблицу «Виды юридической ответственности»
вид юридической ответственности | основания привлечения к ответственности | меры наказания |
1. Гражданско-правовая | ||
2. Дисциплинарная | ||
3. Административная | ||
4. Уголовная |
2. Выскажите свое мнение по поводу соотношения принципов справедливости и целесообразности при определении наказания.
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Авдеенкова М.П. Конституционно-правовые санкции и конституционно-правовая ответственность // Государство и право. 2005. № 7. С.85-89.
2. Алексеев И.А. К вопросу о понятии ответственности в системе права // Государство и право. 2009. № 2. С. 83-87. Арутюнян А.Ш. Ответственность и свобода // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 2. С.2-5.
3. Баранов В.М. Теория юридической ответственности. Лекция. Н.Новгород, 1998.
4. Бондарев А.С. Юридическая ответственность – исключительно позитивное свойство субъектов права // Правоведение. 2008. № 1 С. 133-144.
5. Геворкян К.И. Цели и функции ответственности // История государства и права. 2008. № 6. С. 2-3.
6. Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24. С. 9-12.
7. Дугин А.Т. Понятие и виды ответственности // Российская юстиция. 2009. № 9. С. 21-23.
8. Иванов А.А. Индивидуализация в системе принципов юридической ответственности // Журнал российского права. 2008. № 8. С. 72-77.
9. Каплунов А.И. О классификации мер государственного принуждения // Государство и право. 2006. № 3. С. 5-13.
10. Карпов Е.А. Сущность и цели наказания в российском праве // Российский следователь. 2010. № 3 С. 12-1.
11. Коробов А.Е. Правонарушение как основание юридической ответственности // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 3. С. 62-75.
12. Кузько А.В. Теоретические вопросы обеспечения эффективности юридической ответственности // История государства и права. 2008. № 2. С.17-19.
13. Лейст О.Э. Понятие ответственности в теории права // ВМУ. Сер.11. Право. 1994. № 1. С.31-37.
14. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб., 2003.
15. Малько А. В. и др. Юридическая ответственность публичной власти в современной России // Закон. 2008. № 9. С. 65-74.
16. Назарова Е.В. Понятие ответственности как социального феномена // История государства и права. 2008. № 5. С. 12-15.
17. Непомнящая Т.В. Общие начала, принципы и критерии назначения наказания // Журнал российского права. 1999. № 12. С.75-85.
18. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. 2000. № 6. С.12- 16.
19. Хачатуров Р.Л., Ягутян Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти, 1995.
20. Хохлов В. А. Ответственность и позитивное регулирование // Гражданское право. 2008. № 3. С. 9-11.
21. Чухвичев Д.В. Свобода личности и юридическая ответственность // Государство и право. 2005. № 3. С.103-108.
22. Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности: Учебное пособие. М., 1998.
Тема № 22. Правосознание и правовая культура
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Правосознание: понятие, структура, виды.
2. Правовая культура: понятие и структура.
3. Правовой нигилизм и правовой идеализм: характеристика содержания.
Рекомендации:
При подготовке ответа на первый вопрос определите понятие «правосознания». Проанализируйте функции правосознания. Выскажите свое мнение по поводу роли правосознания в правотворческой и правореализующей деятельности. Выявите взаимосвязь права и правосознания, приведите примеры. Раскройте содержание структуры правосознания. Охарактеризуйте особенности профессионального правосознания работников различных сфер и видов юридической деятельности, правосознание граждан и должностных лиц. Назовите основные формы деформации правосознания. Прокомментируйте стереотипы профессионального правосознания сотрудников правоохранительных органов (обвинительный уклон, презумпция собственной непогрешимости, закрытость, ориентация на ужесточение наказания).
При подготовке ответа на второй вопрос сформулируйте понятие «правовой культуры», назовите ее элементы, сферы, формы действия. Определите место правовой культуры в системе культуры общества. Перечислите структурные элементы правовой культуры. Выявите показатели уровня правовой культуры общества и личности, приведите примеры. Дайте определение «профессиональной правовой культуры». Охарактеризуйте значение правовой культуры в формировании правового государства.
При подготовке ответа на первый вопрос определите понятия «правового нигилизма» и «правового» идеализма». Выскажите свое отношение к понятию «национальный правовой менталитет» Выявите задачи и особенности правового воспитания в современном обществе.
Основные понятия:правовое сознание, правовая культура, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание, профессиональная правовая культура.
Практическое задание:
Выскажите свое мнение по поводу следующих высказываний:
а) Б.Н. Алмазов: «По причинам органическим мы совсем не снабжены здравым смыслом юридическим, сим исчадием сатаны. Широка натура русская, нашей правды идеал, не влезает в формы узкие юридических начал…».
б) Дж. Локк: «Создавайте немного законов, но следите за их соблюдением».
Рекомендуемая дополнительная литература:
1. Абдурахманова И.В. Тоталитарное правосознание в России: факторы формирования и трудности преодоления // Государство и право. 2008. N 5. С. 86-89.
2. Адаховская А.В. Сущность социально-активного правомерного поведения сотрудника ОВД // история государства и права. 2008. № 2. С. 11-14.
3. Адилова Д.К. Некоторые философские вопросы правовой культуры // Российский криминологический взгляд. 2009. № 3. С. 408-411.
4. Байниязов Р.С. Мировоззренческие основы общероссийской правовой идеологии // Журнал российского права. 2001. № 11. С.46-52.
5. Байниязов Р.С. Философия правосознания: постановка проблемы // Правоведение. 2001. № 5. С.12-24.
6. Бичахчян М.К. Правосознание как форма общественного сознания в условиях современного политического процесса // Философия права. 2008. № 5. С. 122-126.
7. Богатырев В.В. Глобализация правосознания // «Черные дыры» российского законодательства. 2008. № 1. С. 495-497.
8. Бондарев А.С. Правовая антикультура в правоприменении современной России // Российский юридический журнал. 2009. № 2. С. 22-25.
9. Борискина О.Н. Особенности взаимодействия правовых культур в условиях глобализации // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 5. С. 17-20.
10. Борискина О.Н. Развитие российской правовой культуры в условиях глобализации // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 6. С. 73-75.
11. Глисков А.А., Садовский М.Г. Феномен правосознания подростка // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 1. С.95-100.
12. Глушаченко С.Б., Ромашов Р.А. Право как элемент общечеловеческой культуры // История государства и права. 2003. № 6. С.2-3.
13. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
14. Каландаришвили З.Н. Специфика и особенности русской правовой культуры // Философия права. 2009. № 2. С. 20-23.
15. Клейменова Е.В., Моралева К.А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1. С.5—56.
16. Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13. С. 35-37.
17. Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. 2008. № 4. С. 39-44.
18. Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. С.24-30.
19. Мурунова А.В. Правовой менталитет и правовая идеология как структурнее элементы правосознания // история государства и права. 2008. № 6. С.11-13.
20. Овчинников А.И. Эпистемология правового мышления // Философия права. 2003. № 2. С.32-38.
21. Певцова Е.А. Правовая культура личности. О некоторых аспектах поведения человека в обществе // Основы государства и права. 2001. № 1-2. С.30-39.
22. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С.70-81.
23. Правдюк Т.И. Правовая культура и правопорядок // история государства и права. 2008. № 7. С. 8-10.
24. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. 2000. № 2. С.31-38.
25. Просандеев Д.В. Эффективность правореализационного процесса как фактор развития правовой культуры личности и общества // Философия права. 2002. № 2. С.104-106.
26. Романов А. Слово и право // Человек и закон. 2002. № 10. С.86-89.
27. Сауляк О.П. Правовой нигилизм как инвариант отечественного правосознания // Российская юстиция. 2009. № 9. С. 2-3.
28. Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности // Государство и право. 2009. № 4. С. 15-21.
29. Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведение. 2003. № 1. С.197-204.
30. Сонин А.В. Функции правосознания в процессе профессиональной социализации государственных служащих // Философия права. 2008. № 1. С. 117-119.
31. Сочнев Д. Информационное и правовое воздействие на правосознание молодежи // Юридическое образование и наука. 2003. № 4. С.19-22.
32. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. № 2. С.23-29.
33. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. С.3-12.