Исправление ошибок - судебная и аграрная реформы
Продолжением истории стало выдвижение кандидатуры брата Тиберия - Гая Гракха - на трибунских выборах через 10 лет. Он продолжил земельные преобразования, только теперь старался учитывать интересы других сословий.
Он провел судебную реформу для всадников, которые стали отныне руководить множеством судов и иметь значительную власть над наместниками провинций.
И согласно одному из законов Гая, хлеб для римских бедняков должен был продаваться по самым низкими ценам. По указу Гая, за пределами Италии создавались римские колонии, в результате которых крестьяне улучшали свое положение, покидая родину и получая на чужбине землю.
Но сенат не устраивала чрезмерная активность народного трибуна, и в частности - деятельность Гракха. В третий раз Гай так и не был избран. Это послужило тому, что сторонники реформ Гая стали организовывать отряды, вооруженые против его врагов.
Это вылилось в открытое противостояние между сенаторами и последователями Гракха. В результе битвы три тысячи сторонников Гая были убиты, в том числе и сам Гракх. К сожалению, обнищение крестьян продолжалось, а многочисленные земельные реформы братьев Гракх потерпели поражение.
Оптиматы — идейно-политическое течение в Древнем Риме во II—I вв. до н. э., которое выражало интересы сенатской аристократии, т. н. нобилитета, в противовес популярам. Применение термина в исторических исследованиях остаётся дискуссионным вопросом.
Борьба между аристократией и низшими слоями населения проходила в Древнем Риме всю его историю. Сначала это была борьба между патрициями и плебеями, затем, после расширения границ республики, между полноправными гражданами, к числу которых относили нобилей, всадников и плебс, и неполноправными гражданами: вольноотпущенниками и союзниками. Противостояние оптиматов и популяров — один из этапов этой борьбы, начавшийся с аграрного кризиса середины II в. до н. э. и окончившийся установлением диктатуры Юлием Цезарем.
Популяры — идейно-политическое течение в поздней Римской республике конца II—I вв. до н. э., противостоящее оптиматам и отражавшее интересы плебса, прежде всего сельского. Вожди популяров, выступая против нобилитета, сами же принадлежали, за редким исключением, к этому сословию.
Особенно острая борьба между популярами и оптиматами развернулась вокруг аграрного вопроса и вокруг принципов демократизации римского государства. В противовес оптиматам, опиравшимся на сенат, популяры имели прочную поддержку внародном собрании, что и дало название течению в целом. Наиболее видными популярами были братья Гракхи, Апулей Сатурнин, Гай Сервилий Главция. Широко использовали фразеологию популяров и их приёмы политической борьбы Гай Марий иЮлий Цезарь. Видным деятелем популяров был народный трибун Публий Клодий, происходивший из знатного патрицианского рода, но по усыновлению перешедший в плебс.
Вопрос 11
Сразу после этих поражений начались реформы Гая Мария. Итогом стало переосмысление подходов к войне, к набору в армию. Первое, что он сделал, заявил, что в армию людей теперь набирают добровольно. Таким образом, в армию могли попадать даже пролетарии. Теперь Рим также может использовать наемные войска. Происходит унифицирование обмундирование война: два копья, испанский меч, прямоугольный щит, обязательны кожаные сандали. Гай Марий четко установил количественный состав подразделения. Например, сказал, что центурия - обязательно 100 войнов, не больше и не меньше. Такие реформы привлекли к укреплению Римской армии. Появляется понятие "прославленный военачальник" - император. Реформы Гая Мария заложили основу к последующим диктатурам, это вылилось в образовании Римской империи. Масштабных демократических войн больше не будет. Ораторы и демократы больше не пользуются популярностью.
Вопрос 12
Первым военным диктатором нового типа стал Сýлла. Он достиг диктатуры, опираясь на победоносную армию. Во главе мятежной армии Сулла штурмом захватил Рим, без суда и следствия истребил своих политических противников. Народное собрание избрало Суллу диктатором для издания законов и устроения республики, то есть для реформирования республиканского государственного строя. Сулла, признавая верховенство народа, действуя насилием, приказал себя избрать в диктаторы народному собранию, а не сенату. Однако практически это признаваемое всеми народное верховенство являлось фикцией-вымыслом. Диктатура Суллы (82 - 79 гг. до н.э.) значительно отличалась от старой республиканской диктатуры:
1. Срок её заранее не определялся. Она могла прекратиться только по усмотрению диктатора. Если бы только Сулла захотел, он бы мог удержать в своих руках единоличную власть пожизненно.
2. Власть диктатора освобождалась от всяких ограничений, включая vetoтрибунов.
3. Его власть не подчинялась никаким законам государства, а сам диктатор получал право издавать законы без согласия народа.
4. Диктатору предоставлялось неограниченное право уголовных наказаний, даже право лишения жизни и имущества. Уголовный суд диктатора освобождался от апелляции к народному собранию.
Диктатура Суллы разрушала республику и ознаменовала переход к единовластию.
Вопрос
В фотке
Вопрос 14
Благодаря поддержке известнейшего на тот момент полководца Помпея и богатейшего из римлян Красса Цезарь был выбран консулом на 59 год до н. э. В то же время, его коллегой стал ставленник сената[20] Марк Кальпурний Бибул, с которым Цезарь вступил в непрекращавшийся до окончания их совместного консульства конфликт. Цезарю удалось провести закон о разделе земли между неимущими и о выводе колоний, причём второй консул Бибул даже не был допущен на форум — сторонники Цезаря и Помпея сперва ему на голову вывернули корзину навоза, а его ликторам сломали фасции, после чего забросали Бибула и его сторонников камнями[21]. Также в дополнение к этому закону было принято постановление, по которому все сенаторы должны были принести клятву в обязательстве выполнять закон. Затем был принят закон о разделе земель в Кампании[22]. Катона, решительно протестовавшего против принятия этого закона, Цезарь приказал отправить в тюрьму[23][24], но вскоре сам же освободил его. Также Цезарь утвердил сделанные Помпеем в Азии распоряжения, которые ранее отказался утверждать сенат. Несмотря на традиционный принцип коллегиальности, Цезарь фактически узурпировал власть и перестал созывать сенат[22], так что некоторые стали даже именовать 59 год «годом Юлия и Цезаря»[25] вместо традиционной нормы. Однако политический вес Цезаря был в то время ещё незначительным, и считалось, что он проводит свои радикальные законы в интересах Помпея. Например, известно, что Цицерон в мае 59 года говорил о намерении Помпея установить тиранию как о широко распространённом мнении[26].
Цезарь добился, чтобы ему в ранге проконсула доверили управление Цизальпийской Галлией, Нарбонской Галлией и Иллириком на 5 лет. В 56 году до н. э. на совместном совещании триумвиров в Луке было принято решение о продлении проконсульства Цезаря ещё на 5 лет.
В 53 году до н. э. Марк Лициний Красс, отправившись на войну с Парфией, погиб, и триумвират прекратил своё существование.
Тоже в фотке
Вопрос 15
Принципат – помесь монархии и республики.
Основной билет. Гос. устройство и гражданское общество в Римской республике
Сенат
Сенат являлся высшим государственным органом Рима. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.
Сенат эпохи развитой и поздней республики состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов) (в более отдалённые времена — родовых старейшин). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.
Куриатные комиции
Куриатные комиции являлись старейшей формой народного собрания Римской Республики. В них решались вопросы о вручении империя должностным лицам и усыновлении граждан.
Центуриатные комиции
Центуриатные комиции — высший вид собрания народа Римской Республики. В них избирали высших магистратов, объявляли войну и заключали мир, судили граждан по уголовным делам (лишение гражданина его гражданских прав).
Трибутные комиции
Трибутные комиции — собрание, в котором принимались конституционные законы; разбирались уголовные дела, связанные с наложением штрафов; выбирались квесторы, эдилы, военные трибуны.
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н. э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.
Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота — люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.
Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II—I веках до н. э. — более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000).[10;49]
Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что, несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда, в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.
Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко усилилась.
Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжёлым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актёров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.
Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведённое рабом поступало хозяину: «что приобретается через посредство раба — приобретается для господина».[9;62] Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.
Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать своё имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда.
Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счёте прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, ещё не получил большого распространения.
Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако, развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй ещё развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому в 2 году до н. э. был издан закон, ограничивший эту практику.
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную, правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.
По мере развития имущественного расслоения возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III—II веках до н. э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.
В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами.
Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I веке до н. э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными и их представителями возникают родственные отношения.
По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счёт жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III века до н. э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний.
За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых её городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I век до н. э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.
Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций — стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.
Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом «собственного права», члены же его семьи назывались лицами «чужого права»- права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него. Но ограничения в частном праве не влияли на их положение в публичном праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, стало признаваться право членов семьи на приобретение собственного имущества.
Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, то есть полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И, наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только «собственного права».