Политическая культура как научная дисциплина.

Лекция 1. Политическая культура как духовная сторона политики

Политическая культура как научная дисциплина.

Объект, предмет, методы и понятия политической культуры.

Функции политической культуры.

Политическая культура как научная дисциплина.

Как известно, в сфере политики человек никогда не руководствуется лишь ролевыми установками или заданными институтами власти нормами поведения. Скорее напротив: участвуя в процессах перераспределения власти он неизменно очеловечивает свои контакты с партнерами и оппонентами, включая свои надежды и разочарования в ткань политического взаимодействия. При этом массовое тиражирование человеческих привычек или предрассудков не только заставляет государственные институты видоизменять и перестраивать свою деятельность, но и служит одним из важнейших факторов формирования структур и механизмов отправления власти в сфере политики. В этом смысле вполне объяснимо, что даже одинаковые по форме политические институты, находящиеся под влиянием присущих гражданам разных стран специфических идей, настроений и других субъективных качеств, отличаются своеобычным стилем и характером своего функционирования.

Все эти устойчивые проявления человеческих ориентаций и стереотипов, разделяемые людьми ценности и локальные мифологии, ментальные и архетипические структуры с их поведенческими оболочками дают возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить те причины конфликтов, которые невозможно объяснить, опираясь на традиционные для политики причины, — борьбу разнообразных групп за власть, перераспределение ресурсов и проч.

Неудивительно поэтому, что изучение этих субъективных по природе элементов политики будило мысль ученых на протяжении всей политической истории. Во второй половине 50-х гг. ХХ в. американским ученым Г. Алмондом была предложена емкая понятийная форма для отображения этого круга явлений — «политическая культура». Правда, терминологически это слово уже было пущено в оборот в XVIII немецким философом- просветителем И. Гердером. Однако, американский теоретик предложил системное описание культурных объектов. В частности, опираясь на изучение психологических параметров жизнедеятельности групп (обобщенно описывавшихся в категориях «национального характера», «национального духа», «национальной психологии», «фундаментальных ценностей народа» и др.) и выделив два уровня изучения политической системы (институциональный,уделявший основное внимание структурам и нормам формирования государственной политики) и ориентационные(акцентировавший внимание на отношении людей к разнообразным политическим объектам), Алмонд представил политическую культуру как особый класс явлений, раскрывающих специфические источники и механизмы реального функционирования акторов и институтов власти. При таком понимании политическая культура связывалась с ценностной мотивацией, верованиями, идеалами и убеждениями, присущими тому или иному типу личности, вовлеченному в политическую жизнь конкретного общества. В этом плане понятие «политической культуры» стало символом обобщенной характеристики всего субъективного, неинституционального контекста политики.

Предложенная американским профессором модель описания политической действительности в своем первоначальном виде в значительной степени была спроецирована на изучение американской политической практики. И лишь впоследствии его соотечественники— С.Верба, Л. Пай, В. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д.Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М.Дюверже и Р.Ж.. Шварценберг, голландец И.Инглхарт и другие ученые существенно дополнили и развили учение о политической культуре, превратив ее в универсальный теоретический концепт изучения мира политики.

И все же, несмотря на достаточно интенсивное развитие теории политической культуры в последние десятилетия, сегодня все еще невозможно говорить о завершении теоретической дискуссии и выработке какого-то единого подхода к ее пониманию. По сути дела, в научном сообществе продолжается борение трех тенденций: с одной стороны, это неприятие данной категории или же такое ее понимание, которое исключает какое- либо специфическое содержание политической культуры'; с другой стороны, это предложенная Алмондом психологическаятрактовка политической культуры, сводящая ее содержание к сугубо идеальному, духовному содержанию; и с третьей точки зрения, это разнообразные модели политической культуры, включающие в ее содержание наряду с умозрительными и иные (например, нормативные, поведенческие и даже антропологические) компоненты и обобщенно представляющие так называемый интерпретационныйподход.

Актуальность данного курса заключается в том, что политическая культура граждан представляет собой важнейший элемент политической культуры общества в целом. Ее основу составляет система исторически сложившихся политических традиций, идей, ценностей, ориентаций, установок, навыков, стиля массового и индивидуального поведения граждан на уровне региона.

В данной лекции «political culture» трактуется в духе классической концепции Г. Алмонда и его последователей (в том числе российских). В соответствии с нею, региональная политическая культура есть по сути дела анализ региональной политической системы на ориентационном ypoвнe. Региональную политическую культуру можно рассматривать как структуру ориентаций; «ориентации относительно политической системы суть базовые компоненты политической культуры». Ориентация является в известном смысле материалом, на основании которого кристаллизуется та или иная политическая культура. (Almond GA., Verba S. The civic culture: Political attitudes and democracy in five nations. — Boston, 1965. См. также: Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. — 1992. — № 4; Алмонд Г. Гражданская культура: Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли. Т. 2. — М., 1997).

Алмондовское понятие «ориентация» может быть прочитано в коммуникативной проекции. Ориентации коммуницируемы, так как реализуются в ходе социального взаимодействия. Видимо, это (или близкое к этому) имел в виду С. Верба, когда утверждал: «Политическая культура в том числе и региональная — это тот феномен, что задает форму выражения связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на них; хотя политическое поведение индивидов и групп... — это ответ на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени определяется тем [символическим] значением, которое придается каждому из этих событий людьми, их наблюдающими. Можно сказать, что политическая культура — всего только проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное» (Verba S. Conclusions: comparative political culture // Pye L., Verba S. Political culture and political developmend. — Princeton, 1965. — Р. 516. Здесь ощущается влияние популярной в 1950-е годы концепции "картины мира", сформулированной Р. Редфилдом. "Картина (образ) мира" имеет когнитивное содержание — как информация о способе и результатах познания людьми окружающего мира. По определению К. Гирца, "картина мира" есть присущая носителю данной культуры "картина того, как существуют вещи, его концепция природы, себя и общества" (См.: Geertz Cl. World-чаев and the analysis of sacred symbols // Hamme Е., Simmons W. Man makes sense. — Boston, 1970. — Р. 325). В дальнейшем это направление оказалось связано с изучением тех значений и смыслов, которые представители данной культуры вкладывают в различные ее элементы, а также с исследованием того, как они видят связи между ними, понимают окружающий их мир и организуют свою жизнь в соответствии с этим пониманием. Все эти темы являются, безусловно, важными для анализа политической культуры в том числе и региональной).

Широко известно еще одно высказывание С. Вербы: политическая культура «имеет дело не с тем, что происходит в политике, а с тем, что люди думают об этом (Verba S. Conclusions: comparative political culture // Political culture and political development / Eds. L. Pyc, S. Verba. — Princeton, 1965. — P. 516. В этом смысле политическая культура есть сложная, многоуровневая интерпретация мира политики, который постоянно описывается и интерпретируется людьми (носителями данной культуры) его создающими. В процессе коммуникации формируется общее, взаимно согласованное видение политического мира. Трактуя политическую культуру как связи, взаимодействия, некоторые современные авторы предлагают понимать ее не столько как совокупность широко распространенных в обществе нормативных ориентаций и убеждений, сколько как набор социальных механизмов, которые определяют восприятие, убеждения, ценности (См.: King Ch. Cultures, context, violence: Eurasia in comparative perspective // Political culture and Post-Communism. — Oxford, 2005. — P. 64-80). В число таких механизмов попадает производство масскоммуникативных образов прошлого).

То есть политическая культура интерпретируется как коммуникативная модель политики, создаваемая людьми в процессе взаимодействия. Такая интерпретация повышает значение информационно-символического в концепции политической культуры.

То что касается региональной политической культуры населения, то она представляется одним из наиболее емких понятий, которое может быть операционализовано различным образом. Важнейшим проявлением региональной культуры является электоральное поведение как совокупность субъективно мотивированных и проявленных действий избирателей, реализующих свое право на выбор. Электоральное поведение актуализирует различные формы осознания избирателями своих потребностей и интересов (См.: Топорова С.В. Мотив как объект политического анализа // Новый политический цикл: повестка дня для России. М., 2008. С. 258). Для операционализации «региональной политической культуры» и «электорального поведения» достаточно эффективно можно использовать данные электоральной статистики. Показательными и наглядными являются такие индикаторы как степень политической фрагментации населения, уровень электоральной неустойчивости, характеризующие раздробленность и разобщенность населения по идеологическим критериям, количество сторонников и противников политического режима. Показателен уровень явки граждан на избирательные участки, уровень протестного голосования или уровень протестной активности населения, с помощью которых можно судить о степени легитимности существующей политической системы, об уровне доверия населения властным структурам. Показатели используются как в отдельности, так и включаются в более интегративные величины, характеризующие степень политической напряженности региона и страны в целом. Такой показатель как способность граждан резко менять политические предпочтения от выборов к выборам оценивается как видовой признак управляемой и конформной региональной политической культуры. Управляемая региональная политическая культура определяется и такими показателями как повышенная доля голосов, отданных победившему партийному блоку или объединению, повышенный отрыв победителя от блоков и объединений, занявших остальные места, слишком высокая явка граждан на избирательные участки.

Наши рекомендации