Мексика. Вторая революция Комачо
В 1941 г. президентом стал Эвило Камачо, продолжал в целом политику Карденаса, хотя его режим оказался более правым. Национал-революционная партия была переименована в Партию мексиканской революции и стала правительственной при формальном сохранении многопартийности. При Камачо доля экспорта за счет центрально-американских государств увеличилась на 25%. Камачо провел незначительные мероприятия по разрушению эхидо. Были запрещены забастовки и коммунистические профсоюзы. В 1942 г. было создано министерство труда и социального обеспечения. В 1942 г. Мексика объявила войну Германии и Италии. На Филиппины было направлено 300 мексиканских солдат.
Мексика отличалась от стран Юж. Конуса ???? стабильностью политического, экономического развития после войны.
До к. XX в. – одна партия – институционально-революционная ИРП.
Легитимная смена президента
40-60-е гг. - ↑ промышленного производства.
Импортозамещающая индустриализация →
1. усиление роли государства,
2. рост национальной буржуазии (ее усиление и создание национальных партий)
Их идеи:
· борьба против олигархии,
· единство нации,
· проведение олигархической реформы, тк земледелие → латифундия.
Специфика Мексики – наличие Эхидо.
Импортозамещающая промышленность → изменение в соц. структуре (↑ горожан с 34 до 45 %).
Мексика – демократическое государство, но в выборах участвовали только представитель ИРП.
1946 г. – образование ИРП (схожа с КПСС): монополии, сращивание с гос. аппаратом, наличие общественных организаций, профсоюзов.
?????????? Под влияние делилась на три сектора:
1. рабочий (на него влияние через профсоюз),
2. крестьянский (через ср. гор. слои),
3.
Билет 12
1. Бразилия 1980-90 гг.
2. Интеграция
Бразилия 1980-90 гг.
1980 – политическая реформа. АРЕНА и БДД урезана. Разрешены партии.
Основные партии: партия национальной реконструкции, траболистская пария, партия браз с-д.
Внешняя политика:
Сдвиг влево, т.к. революции в Испании и Португалии.
Конец 70 – отказ от поддержки США и осн приоритет – торг-эконом: постовляли оружие Ливии и Ираку. Увеличен товарооборот СССР. Коммунистическая партия легально не действовала.
Конец 80-х гг. – экономическая ситуация не выгодна.
Инфляция – 120% → ↑ цены → рост оппозиции.
Представитель траболистской партии Бризола активно выступил. С 1983 – движение за президенские выборы. Президент– Невис, но вскоре умер. → новый президент – Сарней 1985 – 1990.
Нужна политическая реформа → запрет военным участвовать в политической жизни.
1988 – Конституция (президентская республика, президент на 5 лет, демократические права), т.е. удалось стабилизировать политическую ситуацию. НО в экономической сфере не стабильно. Попытки финансировать реформы, новые деньги – крузадо 1=100 крузейро (до этого крузейро), сейчас реал.
К 90-м гг. ухудшение
Новый президент Коллор
Идея радикальной реформы Зелия Кордозо
Мин. хкономики – женщина проводила «оковую терапию»
Заморозила банковские вклады, з/н цены → инфляция ↓ (март 90%, апрель 0%),
§ приватизация,
§ ↓ гос. чиновников,
§ отмена налогов на импорт,
§ отмена гос. дотаций,
§ политика «открытых» дверей.
В с/х введены налоги на необработанный земли, но это привело к тому, что инфляция в 1991 г. - ??? 1000% в месяц.
→ она подала в отставку.
Затем либеризация экономики, инфляция 500-100%.
· Внешний долг сер. 90-х гг. 120 млрд.$
· Внешний долг --------------- 100 млрд $
· Высокий процент коррупции
· Высокие налоги → нет развития мелкого и среднего бизнеса
· Низкая покупательная способность
1992 г. – президент Коллорс ушел в отставку, тк 570 тыс. случаев коррупции.
1992 – 1994 гг. – президент И. Франку.
1994 – 1998 гг. – президент Кордозо (до настоящего времени). Сочетание либерализации экономики и соц. сферы.
Во внешней политики ориентируется на США.
Интеграция
Именно страны Латинской Америки первыми оформили организационно свои интеграционные объединения.
1942 г. – Международный совет обороны – чисто военная. Начальники Генеральных штабов Латинской Америки – США, координация деятельности, особенно по борьбе с внешним врагом.
Сентябрь 1947 г. – 20 государств, США в Рио-де-Жанейро
· Взаимопомощь
· Совместная борьба
Деятельность осуществляется через консультации, был создан Совет.
1948 г. – ОАГ – политический характер.
Цель – поддержание мира и безопасности в регионе, совместная деятельность против агрессии извне, способствование развитию стран между собой.
Высший орган – Метамер. конференция. 1 раз в 5 лет. Постоянный орган – Совет, главы государств (Вашингтон).
Эта конференция сыграла особую роль
1. Отношение к Кубинской революции (осудила)
2. Одобрение событий в Никарагуа
Экономическая интеграция.
1948 г. – экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки (ЭКЛА) по инициативе крупнейших экономистов Латинской Америки.
Р.Пребиш – автор «доктрины ЭКЛА». Создал теорию десаролизма, т.е. развития.
1. Страны Латинской Америки – это сырьевой придаток наиболее развитых стран. Преодолеть это отставание можно через модернизацию экономики и социальной структуры.
2. Упор в модернизации
· Индустриализация
· Аграрная реформа
· Изменение структуры и географии внешнеэкономических связей.
ЭКЛА должна помочь выйти на путь модернизации (инвестиции, благоприятный таможенный климат), т.е. помощь за счет более развитых стран.
Практическое воплощение доктрина получила в программе «Союз ради прогресса», 1961 г., автор – Дж. Кеннеди.
Страны Латинской Америки должны развиваться по демократическому пути, а США поможет в создании нормальных экономических условий для денежных институтов.
→ страны Латинской Америки должны ускорить развитие ежегодный прирост + 2%, проведение ряда реформ, чтобы создать базу для демократии.
Для этого США выделили около 8 млрд. долл. в 1961-1967 гг.
1959 год – Межамериканский банк развития. Представители Латинской Америки, США, Европы.
Цель – поддержка экономического развития Латинской Америки (кредитование…).
Основная проблема в 50-60-е гг в экономической интеграции – взаимоотношения США и Латинской Америки.
· США – экономическая интеграция должна охватить весь Американский регион.
· Латинская Америка – должна охватить только Латинскую Америку, в ней места для США нет.
1960 г. – договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ): Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили, Парагвай, Перу, т.е. только Латинская Америка. Затем Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Боливия. Всего 11 государств.
Не вошли – страны Центральной Америки и Карибского бассейна.
Цель – создать зону свободной торговли путем постепенной отмены всех таможенных пошлин, чтобы преодолеть узость национальных рынков.
Основная проблема ЛАСТ – вошедшие были неравнозначны → выделили группы.
1. Экономические развитые – Аргентина, Бразилия, Мексика.
2. Недостаточно развитые – Венесуэла, Чили.
3. Сравнительно менее развитые – Перу, Парагвай.
1960 г. – Центральноамериканский общественный рынок (ЦАОР). Гватемала, Гондурас, Коста-Рика (с 1926 г.)
Цель – общий рынок, т.е. тоже самое, что и ЛАСТ.
1961 г. – Центральноамериканский банк экономической интеграции.
Но латиноамериканская интеграция столкнулась с проблемами
1. Сходная структура внешней торговли
2. Сходный уровень материальной базы
3. Неразвитость внутрирегиональных связей
4. Различия социально-экономического уровня.
В итоге латиноамериканская интеграция не дала преимущества местному капиталу, льготами мог воспользоваться иностранный капитал.
Вторая половина 60-х – 70-е гг. – дробление экономических интеграционных объединений по географическому принципу.
1966 г. – Андская группа, существует до сих пор. Боливия, Колумбия, Венесуэла, Перу, Эквадор, Чили (до 1976 г.)
Цель – установление льготных тарифов, объединение для реализации крупных проектов, решение проблем: Боливия – т.к., Чили и Перу пообещали ей выход к морю.
Существует Совет – на 3 предприятия.
В настоящее время – основной упор основан на создании крупных производительных проектов.
1969 г. – Организация стран бассейна Ла-Платы: Аргентина, Уругвай, Бразилия, Парагвай, Боливия.
Цель – использование и создание проектов по использованию природных ресурсов (металл, уголь, нефть…).
Но возникли противоречия между Аргентиной и Бразилией за ведущую роль и в организации, и в проектах.
Политическая интеграция в 60-е гг.
1964 г. – Латиноамериканский парламент. Цель – консультирование между депутатами разных государств.
Перспектива – создание единого латиноамериканского сообщества.
Военная интеграция.
1951 г. – объединение Центральноамериканских государств. Государства Центральной Америки и США.
Цель – борьба против партизан, революционеров и совместная оборона.
С 1960 г. – ежегодно проводятся совещания главкомов сухопутных сил, которые входят в ОАГ.
Этапы интеграции.
1. Конец 40-х – 50-е гг. – теоретическая разработка. Были сформированы основные идеи интеграции.
2. 60-е гг. – организационное оформление (создание ЛАСТ…)
3. Конец 60-70-е гг. – дробление объединения, появление новых по разным признакам. Определение кризиса.
4. Вторая половина 80-х гг. – преодоление кризиса и появление новых организаций.
Интеграция в предыдущие годы была основана на системе национал-реформизма, т.е. особая роль государства → общеэкономический кризис 1982 года коснулся и процессов интеграции.
К концу 70-х гг. в Андской гр. нет промышленных разработок.
В организации Центральноамериканского рынка проблемы.
Экспорт сократился с 17 до 10 млрд. долл.
В восстановлении интеграции сыграли роль политики. Инициатива была положена главами Центральноамериканских государств, которые объединились для урегулирования конфликта в Никарагуа, затем эта группа расширилась – группа РНО.
· Выдвинула идею образования общего рынка Латинской Америки.
Положительный сдвиг начался в странах Южного Конуса, которые наиболее активно сотрудничали с
1986 года – Аргентина, Бразилия, Уругвай, подписали соглашение о намерении создать общий рынок в экономическом регионе.
В одно время в разных регионах решение об общем рынке.
Север – инициатива от США
Июнь 1990 г. – Буш старший выдвинул идею создания зоны свободной торговли и инвестиции между США, Канадой, Латинской Америкой.
С 1994 года существует североамериканская зона свободной торговли НАФТА.
Основная выгода от этой организации у США, Канады и Мексики.
«+»
1. прирост на 6%
2. повышение зарплаты на 16%
3. повышение инвестиций от США на 16%
4. стала выгодно Юго-Восточной Азии (как посредник для попадания их на рынок США, Канады).
Юг.
1956 год – соглашение Аргентины, Бразилии о экономической интеграции.
1988 год. – присоединение Уругвая и Парагвая.
1988 год – 4-х сторонний договор о создании общего рынка стран Южного Конуса – Меркосур.
К 01.01.1995 года – между ними свободное движение рабочей силы и капиталов, введен внешний тариф, координация политики в области сельского хозяйства, транспорта…
В течение 1995 года Уругвай и Парагвай сохраняли пошлины на импорт из аргентины и Бразилии, т.к. наименее развиты.
1999 г. – вошла Боливия.
Отличие этого этапа.
1. Раньше – ориентация на внутренний латиноамериканский рынок. 80-90-е гг. – создание конкурентоспособных товаров и выход на мировой рынок, изменение интеграции, т.к. изменилась экономика (открытость).
2. Роль США. Раньше – США не брали. 80-90-е гг. – сотрудничество и вовлечение в интеграцию, торговля.
3. Политическая интеграция. 50-60-е гг. – ОАГ диктовал; 90-е гг. – гр. РНО превратилась в постоянный механизм консультации и взаимодействия.
4. Основная цель – интегрирование в мировой рынок.
Билет 13
1. Экономическая интеграция
2. Военный переворот в Аргентине Пирронизм
Экономическая интеграция.
1948 г. – экономическая комиссия ООН для стран Латинской Америки (ЭКЛА) по инициативе крупнейших экономистов Латинской Америки.
Р.Пребиш – автор «доктрины ЭКЛА». Создал теорию десаролизма, т.е. развития.
3. Страны Латинской Америки – это сырьевой придаток наиболее развитых стран. Преодолеть это отставание можно через модернизацию экономики и социальной структуры.
4. Упор в модернизации
· Индустриализация
· Аграрная реформа
· Изменение структуры и географии внешнеэкономических связей.
ЭКЛА должна помочь выйти на путь модернизации (инвестиции, благоприятный таможенный климат), т.е. помощь за счет более развитых стран.
Практическое воплощение доктрина получила в программе «Союз ради прогресса», 1961 г., автор – Дж. Кеннеди.
Страны Латинской Америки должны развиваться по демократическому пути, а США поможет в создании нормальных экономических условий для денежных институтов.
→ страны Латинской Америки должны ускорить развитие ежегодный прирост + 2%, проведение ряда реформ, чтобы создать базу для демократии.
Для этого США выделили около 8 млрд. долл. в 1961-1967 гг.
1959 год – Межамериканский банк развития. Представители Латинской Америки, США, Европы.
Цель – поддержка экономического развития Латинской Америки (кредитование…).
Основная проблема в 50-60-е гг в экономической интеграции – взаимоотношения США и Латинской Америки.
· США – экономическая интеграция должна охватить весь Американский регион.
· Латинская Америка – должна охватить только Латинскую Америку, в ней места для США нет.
1960 г. – договор о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ): Бразилия, Аргентина, Уругвай, Чили, Парагвай, Перу, т.е. только Латинская Америка. Затем Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Боливия. Всего 11 государств.
Не вошли – страны Центральной Америки и Карибского бассейна.
Цель – создать зону свободной торговли путем постепенной отмены всех таможенных пошлин, чтобы преодолеть узость национальных рынков.
Основная проблема ЛАСТ – вошедшие были неравнозначны → выделили группы.
4. Экономические развитые – Аргентина, Бразилия, Мексика.
5. Недостаточно развитые – Венесуэла, Чили.
6. Сравнительно менее развитые – Перу, Парагвай.
1960 г. – Центральноамериканский общественный рынок (ЦАОР). Гватемала, Гондурас, Коста-Рика (с 1926 г.)
Цель – общий рынок, т.е. тоже самое, что и ЛАСТ.
1961 г. – Центральноамериканский банк экономической интеграции.
Но латиноамериканская интеграция столкнулась с проблемами
5. Сходная структура внешней торговли
6. Сходный уровень материальной базы
7. Неразвитость внутрирегиональных связей
8. Различия социально-экономического уровня.
В итоге латиноамериканская интеграция не дала преимущества местному капиталу, льготами мог воспользоваться иностранный капитал.
Вторая половина 60-х – 70-е гг. – дробление экономических интеграционных объединений по географическому принципу.
1966 г. – Андская группа, существует до сих пор. Боливия, Колумбия, Венесуэла, Перу, Эквадор, Чили (до 1976 г.)
Цель – установление льготных тарифов, объединение для реализации крупных проектов, решение проблем: Боливия – т.к., Чили и Перу пообещали ей выход к морю.
Существует Совет – на 3 предприятия.
В настоящее время – основной упор основан на создании крупных производительных проектов.
1969 г. – Организация стран бассейна Ла-Платы: Аргентина, Уругвай, Бразилия, Парагвай, Боливия.
Цель – использование и создание проектов по использованию природных ресурсов (металл, уголь, нефть…).
Но возникли противоречия между Аргентиной и Бразилией за ведущую роль и в организации, и в проектах.