Раздел 4. Тема 4.3. Практическое занятие. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.
Порядок проведения:
Часть 1. Знакомство с историей и предназначением всемирных и региональных межправительственных и неправительственных (негосударственных, общественных) организаций.
Заслушивание кратких информационных сообщений на тему:
1. Всемирные и региональные правительственные организации. (Например: Совет Европы; Организация американских государств (ОАГ); Лига арабских государств (ЛАГ) и др.).
2. Всемирные и региональные неправительственные организации. (Например: Всемирный Совет мира; Европарламент; Международный Красный Крест; Международный союз студентов и др.).
3. Военно-политические организации. (Например: Североатлантический пакт (НАТО); Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.).
4. Экономические и финансовые организации. (Например: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, "Общий рынок"); Международный валютный фонд (МВФ); Всемирная торговая организация (ВТО); Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
- Парижский клуб, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.).
Часть 2. Составление на основе выступлений классификационных таблиц всемирных и региональных межправительственных и неправительственных (негосударственных, общественных) организаций по сфере деятельности, выполняемым функциям, по кругу участников.
Часть 3. Работа студентов с документами, характеризующими деятельность Организации Объединенных наций (ООН); Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе; Содружества независимых государств (СНГ) и других организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.
Перечень документов, которые должны быть на занятии:
- Всеобщая Декларация прав человека. Принята генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.
- Хартия Европейской безопасности от 19.11. 1999.
- Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств от 5.10 2007.
Методические рекомендации по подготовке к занятию:
В ходе подготовки следует подготовить сообщения продолжительностью до 5 мин., по перечисленным в плане проведения занятия темам.
Литература
- Воронин А.С. АСЕАН. Испытание на прочность// Азия и Африка сегодня. 2009. № 8. С. 9–14.
- Горовой В.А.Содружество Независимых Государств– реалии и перспективы. М., 2008.
- Давыдов В.М. Восходящие страны-гиганты на современной мировой арене// Латинская Америка. 2009. № 7. С. 7–21.
- Денисов В.Т. Международные финансовые организации: истоки, тенденции, перспективы развития: учеб. пособие для вузов. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ, 2009.
- Ивашов Л.Г. Трансформация НАТО: действительность или видимость? // Новая и новейшая история. 2009. №1. С. 10-21.
- Кива А.В. Страны БРИК в мечтах и реальности// Общественные науки и современность. 2009. № 5. С. 26–36.
- Косов Ю.В. Содружество Независимых Государств: институты, интеграционные процессы, конфликты: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2009.
- Наумов А.О. Введение в теорию и практику деятельности международных неправительственных организаций. М.: МАКС Пресс, 2008.
- Наумов А.О. Международные неправительственные организации в современной мирополитической системе. М.: КРАСАНД, 2009.
- ООН в начале XXI века/ Ин-т Африки РАН; отв. ред. А.А. Громыко, А.И. Бельчук и др. М., 2008.
- Файзуллаев Д.А. ОДКБ: формирование системы коллективной безопасности/ Азия и Африка сегодня. 2009. № 7. С. 20–25.
- Шагабиева Е. Международные неправительственные организации: их виды, особенности, категории и характер // Власть. 2010. №9.
Тема 4.6. «Круглый стол». Перспективы развития Российской Федерации в современном мире.
Вопросы для обсуждения:
- Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития.
- Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
- Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.
- Геополитический характер вызовов, с которыми столкнулась Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. Достижения и просчеты России в области внешней политики.
Методические рекомендации по подготовке к занятию:
Формой проведения данного занятия является «круглый стол». Целью данной формы является предоставление участникам возможности высказать свою точку зрения по обсуждаемой заключительной теме дисциплины. Студентам следует заранее ознакомиться с темой обсуждения в целом и содержанием каждого вопроса, выносимого на обсуждение, в частности. По каждому вопросу, внесенному в план «круглого стола», назначается эксперт, который начитывает материал для того, чтобы обладать необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Ведущий «круглого стола» назначается преподавателем.
Литература
Основная
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.
- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В.История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.
- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. М., 2013.
- Обществознание: Глобальный мир в XXI веке. Учебник. 11 класс / Под ред. Л.В. Полякова. М., 2008.
Дополнительная
- Арбатов А. Угрозы реальные и мнимые // Россия в глобальной политике. 2013. № 1.
- Кортунов С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М., 2008.
- Крамаренко А. Окончание холодной войны: обретение смысла //Россия в глобальной политике. 2009. №1.
- Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья: аналит. альманах. Вып. 19/ Под ред. Е.М. Кожокина. М., 2008.
- Россия и ЕС в Центральной Азии/отв. ред. М.Г. Носова. М., 2008.
- Россия и страны Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки: проблемы и перспективы сотрудничества: сборник статей/ отв. ред. Г.К. Прозорова. М.: Восток-Запад, 2009.
- Треугольник Россия-Китай-США в АТР: факторы неопределенности/ отв. ред. В.Б. Амиров, В.В. Михеев. М., 2009.
- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.
- Уткин А.И. Глобализация: процесс осмысления. М., 2011.