Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.
Действие нормативно-правового акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы.
Нормативно-правовые акты становятся обязательными, то есть вступают в законную силу, с определенного момента, который устанавливается законом или иным нормативным актом:
— по истечении общего заранее предусмотренного срока, если он определяется в тексте нормативно-правового акта;
— немедленно после официального принятия и опубликования текста нормативно-правового акта;
— по истечении специально предусмотренного срока для конкретного нормативно-правового акта после его опубликования.
Новый нормативно-правовой акт распространяется на все общественные отношения, фактически возникшие и существовавшие до его принятия, а также на все отношения, могущие возникнуть в будущем.
Нормативно-правовой акт может иметь обратную силу, т.е. распространяться на правоотношения, возникшие до его принятия, под действием старого нормативного акта. Однако эти особые случаи обязательно должны быть оговорены в нормативном акте, иными словами, должны быть специально регламентированы. В уголовном законодательстве закон имеет обратную силу в случае, если устраняется наказуемость деяния или смягчается наказание.
Другой исключительный случай — «переживание» старого нормативно-правового акта, который формально уже отменен и не должен действовать. Это возможно только в том случае, если акт признается действующим для правовых отношений, возникших в прошлом, в период существования старого акта.
В настоящее время в юридической литературе общепризнанно, что опубликование нормативно-правового акта есть самостоятельная стадия правотворческого процесса, существенный этап формирования государственной общеобязательной воли. Официальное опубликование (как и другие виды официального оглашения) информирует о вновь принятом акте. Вместе с тем при этом происходит формальное подтверждение (удостоверение), что соответствующий акт принят и публикуемый текст является его официальным, аутентичным текстом, достоверным дубликатом оригинала, его точной копией.
Указом Президента Российской Федерации № 662 от 5 апреля 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» специально регламентируются формы их официального оглашения путем обязательного опубликования в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», в «Российской газете», они передаются также для внесения в эталонный банк правовой информации научно-исследовательского центра правовой информации «Система». Впервые в нашей стране официальными считаются тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде НИЦ правовой информации «Система». Они могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях, обнародованы по телевидению и радио.
Федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров публикуются в «Бюллетене международных договоров».
«Собрание законодательства Российской Федерации» издается один раз в неделю и состоит из трех разделов: в первом публикуются федеральные иконы, во втором — указы и распоряжения Президента Российской Федерации, в третьем —постановления и распоряжения Правительств Российской Федерации. Второй и третий разделы подразделяются на две части: в первой помещаются нормативные акты, во второй — акты ненормативного характера.
Официальное опубликование — это прежде всего объявление текста нормативно-правового акта для всеобщего сведения; первичное оглашение текста нового нормативно-правового акта после его утверждения; действие от имени и по поручению правотворческого органа; помещение в официальном издании полного текста нормативного акта; действие властно-юридическое с помещением всех требуемых атрибутов акта (наименование правотворческого органа, наименование вида акта; его название; дата принятия; номер; подписи соответствующих должностных лиц).
Официальное опубликование следует отличать от полуофициального (официозного) и от неофициального.
По общему правилу в тексте нормативно-правового акта должен указываться срок введения его в действие. Конституция России не определяет, когда закон вступает в силу, говорится только о том, что Президент должен подписать и обнародовать федеральный закон в течение 14 дней, а конституционный — в течение 7 дней. Федеральные законы вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Такой разрыв во времени необходим для всеобщего ознакомления с ним.
Постановления и решения Правительства, ведомственные акты вступают в действие с момента их принятия, если иное специально не оговаривается, хотя фактически действовать они начинают после ознакомления с ними.
Таким образом, несовпадение во времени момента принятия нормативно-правового акта (придания ему силы) и момента начала его действия обусловлено необходимостью предоставления субъектам возможности ознакомиться с содержанием нового нормативного акта и определить для себя поведенческие установки по его реализации.
Различаются акты определенно-длительного и неопределенно-длительного действия. К первой группе относятся акты, в отношении которых специально указан срок их действия либо он подразумевается характером самого акта (например, бюджетные вопросы на текущий год). Вторую группу составляют акты, в отношении которых не содержится указаний о сроке действия, то есть акт имеет законную силу, действует до тех пор, пока не будет отменен.
Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия.
Действие нормативно-правового акта в пространстве связано с распространением его на территорию всего государства или только на его определенную часть, что во многом зависит от его юридической силы.
Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.
Следовательно, территория государства включает в себя:
— часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;
— внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (одна морская миля равна 1852 метрам);
— воздушный столб над территорией государства (на высоте до 35 километров);
— воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;
— космические объекты, находящиеся под флагом или гербом государства;
— так называемая квазитерритория (территория посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).
Возможно и экстерриториальное действие нормативно-правового акта, т.е. распространение действия акта одного государства на соответствующую территорию иного государства. Экстерриториальность выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также возможности применения актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.
Действие нормативно - правовых актов по кругу лиц предопределено, по существу, территориальным аспектом, так как они имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или иной территории. Однако из этого правила есть исключения. Существуют такие общественные отношения, участниками которых могут быть только граждане Российской Федерации (служба в Вооруженных силах, органах внутренних дел). Исключения делаются относительно иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом. На таких лиц (послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала и т.д.) в случае совершения ими правонарушений нормы, устанавливающие ответственность, не распространяются, данный вопрос решается по дипломатическим каналам.
Основания действия актов различны:
— по принадлежности лица к государству (по гражданскому состоянию различают состояние гражданства данного государства, иностранного государства, состояние лица без гражданства);
— по признаку пола;
— по возрастному цензу;
— по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т.п.);
иные основания (например, инвалидность и т.д.).
Граждане России в случае совершения преступления за границей несут ответственность по российским законам; если они понесли наказание, то наш суд может смягчить или освободить от него полностью.