Бытие общества как процесс. ( стр 223, 236 учебника) Проблема периодизации истории общества Цивилизационная и формационная концепция развития.
Бытие – в самом широком значении — существование.
Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Чтоесть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens»[1].
Сущность философской категории бытия заключается в том, что они не только фиксируют их существование, но и всеобщую связь предметов и явлений мира своеобразия взаимосвязанных между собой предметов, составляющую глобальную ценность мира.
В бытие мира существуют следующие формы:
1.Бытие природы – совокупность вещей, явлений, процессов находящихся в целостности и существующих независимо от человеческого сознания;
2.Бытие человека – это сложный процесс развития тела и духа, находящихся в диалектическом действии.
Бытие тела – доминирует под бытием духа, т.к для того чтобы мыслить необходимо обеспечить существование самого тела;
3.общественное бытие (или бытие общества) – это объективная общественная реальность, это социальная материя, то есть реальный процесс жизнедеятельности людей. В отличие от бытия природы подвержено воздействию общественного бытие, хотя само общественное сознание всегда формируется на основе общественного бытия;
4.духовное бытие проявляется в двух формах:
1.форма индивидуально - духовного бытия, присущи конкретному человеку;
2.форма опредмеченного бытия общества (язык, искусство, культура, ирит. и нравст.)
Освоение человека культурного и социального наследия цивилизации, называется социализацией.
Все формы бытия тесно взаимосвязаны между собой, а бытие мира это материя взятое в динамике сложного взаимодействия.
http://society.polbu.ru/frolov_intphilosophy/ch96_all.html - проблемы периодизации - попа
формационный подход . Данный подход рассматривает историю развития общества
как линейный, непрерывный, однонаправленный процесс последовательной
смены общественно-экономических формаций от менее прогрессивной к бо-
лее прогрессивной. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это
исторический тип общества, базирующийся на определенном способе произ-
водства материальных благ. Общественно экономических формаций пять:
первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,
коммунистическая (первая фаза коммунистической формации – социализм).
ОЭФ состоит из экономического базиса и надстройки, важнейшими частями
которой являются государство и право. Все надстроечные явления детерми-
нируются типом экономического базиса (способом производства материаль-
ных благ). Пяти известным ОЭФ соответствуют четыре исторических типа
государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социали-стическое государство и право. Они выражают классовую сущность и соци-
альную направленность государственной власти, показывают, какой класс
является экономически и политически господствующим, в чьих интересах
осуществляется государственная власть. Смена исторических типов государ-
ства происходит в результате социальных революций. Марксистское учение
об ОЭФ было дополнено в ХХ веке представлением об «азиатском способе
производства» и базирующемся на нем государстве восточного типа (восточ-
ных деспотиях), типологические особенности которого заключаются в до-
классовой структуре общества, сохранении общинной собственности на зем-
лю и личной свободы крестьян. (Справедливости ради заметим, что первона-
чально проблему азиатского способа производства, не вписывающегося в
общую систему общественно-экономических формаций и классовой струк-
туры общества, поставил сам К. Маркс).
С точки зрения цивилизационного подхода история развития общества
выглядит, в противовес формационному подходу, как прерывистый, дис-
кретный процесс развития не связанных друг с другом цивилизаций. Цивили-
зация, согласно А. Тойнби, есть замкнутое и локальное состояние общества,
характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исто-
рических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков. История
всего общества представлена в виде развития многих цивилизаций, которые,
подобно живому организму, рождаются, расцветают, увядают и умирают.
Поэтому различаются мертвые, ушедшие в историю и живые цивилизации.
Государства в цивилизациях детерминируются в первую очередь религией,
системой ценностей, традициями, характером взаимоотношений с приро-
дой, особенностями психологической самоидентификации, т.е. культурно-
духовным комплексом. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Со-
ответственно им, первичные государства являлись частью не только над-
стройки, но и экономического базиса, обеспечивали функционирование хо-
зяйственно-экономической и социальной сфер общества, выступали админи-
стративно-командной системой по отношению к ним. К таким государствам
относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские
Спарту, Афины, Древний Рим.
Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных.
Они являются частью политической надстройки, не регулируют культурно-
религиозный комплекс. Они не столь могущественны, долго сохраняют ар-
хаичные черты, например, родоплеменную структуру общества. Сочетание
царской власти с родоплеменными структурами характеризует варварские
государства Западной и Восточной Европы, кочевые империи, домонголь-
скую Русь. Государства Нового и Новейшего времени Западной, Восточной
Европы, Северной и Южной Америки и другие современные государства от-
носятся к этому же типу.