Т е м а 8. Эпоха великих реформ (1856–1874 гг).

60–70-е гг. XIX столетия – время «великих реформ», подготовка и проведение которых заняли несколько десятилетий.

В этот период правительство России предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни страны.

К концу 50-х гг. XIX в. в стране особенно отчетливо проявился долго назревавший кризис феодально-крепостнической системы, для решения которого требовались коренные перемены.

Крепостное право тормозило развитие производительных сил в деревне, сдерживало подъем промышленности и торговли. Без его отмены был невозможен экономический и социальный прогресс. Оскорбительное для национального достоинства России тяжелое поражение в Крымской войне ясно показало ее технико-экономическую отсталость, полную несостоятельность административно-крепостной системы, породило оппозиционные настроения в ближайшем окружении императора, подорвало авторитет царя даже среди представителей господствующего класса. Передовая его часть – либералы – начали открыто критиковать отсталость России, засилье и злоупотребление чиновников.

Взошедшему на престол Александру II получил «команду не в добром порядке», как он сам выразился. Уже первые шаги нового императора свидетельствовали о его намерениях провести преобразования. Об этом говорилось и в Манифесте по случаю окончания Крымской войны, и в выступлении 30 марта 1856 г. перед представителями дворянства Московской губернии. Вполне однозначно было воспринято в обществе и снятие правительством множества запретов: отмена стеснений, введенных в университетах в 1848 г., уничтожение военных поселений, снятие препятствий для желающих совершить поездку за границу, ослабление цензуры, прощение недоимок и освобождение на три года податных сословий от рекрутских наборов, амнистия политических заключенных – (оставшихся в живых декабристов и др.). У широких кругов русского общества появилась вера в возможность либеральных преобразований «сверху».

Вокруг готовящейся реформы развернулась сложная борьба. Крепостники неохотно уступали свои позиции, оказывали мощное сопротивление, пытаясь различными способами затормозить решение крестьянского вопроса. Только через несколько лет, 19 февраля 1861 г. Александр II подписал два основных документа о проведении реформы: манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» и «Высочайшее утвержденные его императорским величеством положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Первый и решительный шаг был сделан. Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов:

1. Личное освобождение крестьян, наделение их землей и порядок совершения выкупной сделки. 22,5 млн крестьянских душ получили личную свободу. Отныне помещик не имел права покупать, продавать и дарить крестьян, т. е. распоряжаться ими, как вещью. Крестьяне могли самостоятельно заключать договоры и торговые сделки, свободно заниматься промыслом или торговлей, переходить в другое сословие (мещан, купцов), поступать на службу или в учебное заведение. Они получили право приобретать движимое и недвижимое имущество, свободно им распоряжаться и наследовать его по законам и обычаям. Освобождение личности крестьянина – величайшее достижение на пути дальнейшего прогресса в стране. Крестьянин перестал быть крепостным, он получил гражданские права. Однако в течение многих лет эти права были ограничены. Крестьяне не могли отказаться от надела и уйти из деревни, так как были обязаны предварительно расплатиться с помещиком, заплатить все налоги и не иметь долгов. Сохранялись крестьянская община и общинное землевладение. Община являлась гарантом крестьянских платежей, она выполняла трудную обязанность по распределению и перераспределению земли между крестьянскими семьями. Помещику предписывалось в обязанность следить за общественным порядком в деревне. Крестьянство оставалось неполноправным сословием. В отличие от дворян, купцов и духовенства крестьяне платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям по приговору местных судов.

2. Крестьяне освобождались с землей. В основу реформы был положен принцип, согласно которому вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков. Поэтому были определены условия, на которых крестьяне получали свой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством». Россия была разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливались высший и низший размеры крестьянского надела (высший – больше которого крестьянин не мог требовать от помещика, низший – меньше которого помещик не мог предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка между помещиком и крестьянами. Помещик имел право сохранить не менее одной трети земли (в степных губерниях – не менее половины всей удобной для ведения хозяйства земли). Если до реформы количество земли, обрабатываемой крестьянами больше высшей нормы земли в каждой полосе, то эта часть земли у них отбиралась в пользу помещика. Такие земли назывались «отрезками». По 36 губерниям Европейской России «отрезки» составили 5,3 млн десятин (5,8 млн га), или 18% всей крестьянской земли.

В черноземной полосе у крестьян отрезали от 26 до 70%, в нечерноземной – 10%. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они имели до реформы. В среднем крестьянская семья получила около 7 десятин земли.

Чтобы стать собственниками земли и превратиться в мелких свободных хозяев, крестьянам следовало уплатить выкуп. Размер выкупа устанавливался путем капитализации оброка из расчета 6 % годовых, иначе говоря, путем умножения годовой суммы оброка на 16,6. Помещик должен был получить с крестьян за землю такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк, давала бы ему доход, равный совокупному оброку с его крестьян. Крестьяне обязаны были заплатить 867 млн рублей, что в 1,5 раза больше рыночной стоимости (544 млн рублей) полученной земли.

Поскольку у крестьян денег не было и платить им было нечем, устанавливался следующий порядок. При совершении выкупной сделки крестьяне платили 20 % от общей суммы выкупа, а остальные 80 % государство давало им как бы взаймы, выплачивая их помещикам. В течение 49 лет крестьяне должны были вернуть государству долг с процентами (6 % годовых). К 1907 г., когда выкупные платежи были отменены, крестьяне выплатили в 3–4 раза больше рыночной стоимости земли. Таким образом, выкупная операция обернулась тяжелым бременем для крестьян.

До заключения выкупной сделки (до уплаты 20 % от стоимости надела) крестьяне считались «временнообязанными» и за пользование наделами несли прежние повинности – барщину или оброк.

Однако некоторые изменения во взаимоотношениях помещиков и крестьян были введены реформой сразу: новые повинности и поборы помещик вводить не мог. Он не мог повысить сумму оброка и должен был сделать выбор, облагать крестьян оброком или требовать от них барщины, требовать то и другое запрещалось. Барщина не должна была превышать трёх дней в неделю.

«Положения» 19 февраля 1861 г. касались лишь помещичьих крестьян и не распространялись на государственных, или казенных (16,5 млн человек), и удельных крестьян, т. е. живших на землях, принадлежавших лично царской фамилии (2 млн человек). Земельное устройство этих крестьян было урегулировано законами 1863–1866 гг. путем предоставления им в собственность или в бессрочное пользование земли, которую они фактически обрабатывали. Земля передавалась за определенные платежи, носившие характер выкупа.

Отмена крепостного строя стала важнейшей вехой в истории России. Крестьяне получили личную свободу, гражданские и имущественные права. Реформа расчищала путь для утверждения в России новых, буржуазных отношений, давала известный простор капитализму. Но при этом сохранялось множество феодально-крепостнических пережитков, которые еще долгое время опутывали русскую деревню, тормозили ее развитие. Сохранились помещичье землевладение, временнообязанные отношения с оброком и барщиной. Реформа, делая землепашца формально свободным, на десятилетия предопределила его экономическую несвободу и обнищание.

Отмена крепостного права и развитие капиталистических отношений диктовали необходимость изменений в государственной надстройке. Надо было перестроить государственный аппарат в соответствии с новыми потребностями. В этой связи одной из наиболее важных и самых последовательных по форме и содержанию является судебная реформа 1864 г..

«Судебные уставы 20 ноября 1864 г.», соответствующие тогдашним достижениям науки и судебной практики передовых стран Европы, были разработаны прогрессивными юристами в чрезвычайно короткий срок, всего за одиннадцать месяцев. Старый сословный суд, когда каждое сословие имело особые судебные органы, заменялся бессословным (всесословным, т. е. единым для всего населения) с общими для всех сословий судебными учреждениями: окружным судом и судебной палатой.

Вводилась состязательность сторон в судебном процессе. В суде участвовали обвинитель–прокурор и защитник–адвокат (присяжный поверенный). Уголовные дела рассматривались при участии присяжных заседателей, определявших виновность обвиняемого. Присяжные заседатели выбирались от всех сословий с небольшим имущественным цензом либо без ценза, как, например, для крестьян, но только для определенной категории – должностных лиц, избранных крестьянским самоуправлением (работавшие по найму не могли быть присяжными).

По 20 губерниям (без столицы) в 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников – 14,9 %, купцов – 9,4 %, мещан – 18,3 %, крестьян – 57 %.

Строго разграничивалась компетенция каждой инстанции. Вводились две системы судебных учреждений: суды с избираемыми судьями (мировые суды) и суды с назначаемыми судьями (окружные суды и судебные палаты). Сенат являлся высшей кассационной судебной инстанцией. Провозглашалась независимость суда от администрации: судья назначался правительством, но его можно было уволить только по решению уголовного суда в случае грубого нарушения порядка судопроизводства. Все это должно было повысить законность при рассмотрении дел в суде, усилить влияние общественности на судебный процесс. К огорчению врагов реформы, в «Судебных уставах» последовательно был проведен признак равенства перед законом .

Однако при реформе суда самодержавие оставило немало лазеек для вмешательства в порядок судопроизводства, а многие провозглашенные буржуазные принципы суда не были осуществлены до конца. Несмотря на это, судебная реформа 1864 г. сыграла огромную роль в становлении в России буржуазных порядков. Она не только создала новый буржуазный суд, но и, установив нормы правового порядка в юридической сфере, в определенной степени ограничивала самодержавную монархию. Суд присяжных заседателей явился наивысшим достижением эпохи реформ.

После освобождения крестьян возникла необходимость создания и упорядочения органов местного самоуправления. 1 января 1864 г. было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», на основе которого в масштабе губернии и уезда были созданы земские учреждения (земства). Согласно положению, создавались бессословные выборные органы местного самоуправления, которые избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли (от 200 до 800 десятин) или недвижимости стоимостью свыше 15 тыс. рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 тыс. рублей. Выборы по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многоступенчатыми. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы в составе председателя и нескольких членов.

Земства были лишены политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они отвечали за народное образование, здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ветеринарную помощь и т. д. Все это требовало больших средств, поэтому земствам разрешалось вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Реформа осуществлялась постепенно: к концу 1870-х гг. земства были введены лишь в 35 из 59 российских губерний. Российская либеральная общественность восприняла земскую реформу как переход к представительной власти. Правительство всячески противилось такому толкованию : земствам запретили заниматься вопросами общероссийского масштаба, препятствовали даже общению земских органов на межрегиональном уровне. Несмотря на ограниченный характер реформы, земства принесли несомненную пользу в развитии образования, здравоохранения, путей сообщения, инфраструктуры, учреждений культуры. Они создали в обществе атмосферу, которая содействовала развитию различных форм благотворительности. Из среды земств вышли многие видные общественные деятели России. Земские врачи, учителя пользовались заслуженным уважением народа.

Следующим шагом в развитии местного управления стала городская реформа. По «Городовому положению» 1870 г. в 509 городах России были созданы бессословные органы городского самоуправления – городские думы, избираемые на четыре года, которые выбирали из своей среды действующие исполнительные органы – городские управы. Во главе городской думы стоял городской голова. Он утверждался губернатором или министром внутренних дел. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели обладатели определенного имущества, плательщики городского налога. Компетенция органов городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками хозяйственных вопросов, здравоохранения, народного образования.

Поражение в Крымской войне показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Сложность международной обстановки, реорганизация армий в других государствах, новые условия ведения войны и новая техника настоятельно требовали коренной реформы комплектования армии. Реформа проводилась в течение нескольких лет (началась в 1860-х гг. по инициативе военного министра Д. А. Милютина). Россия была разделена на 15 военных округов; был разработан новый устав строевой службы. Открытие военных гимназий, училищ, академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Было ускорено перевооружение армии новыми техническими средствами. Однако эти меры не устранили главную причину слабости русской армии – ее феодально-сословную структуру. В связи с этим в 1874 г. правительство приняло закон о всеобщей воинской повинности. Прежде армия комплектовалась на основе рекрутских наборов, которые охватывали незначительную часть мужского населения. После долгой службы солдаты выходили в отставку, как правило, с подорванным здоровьем. Резервистов, обученных военному делу, фактически не было. Теперь же все мужчины, достигшие 20 лет, годные к военной службе, должны были отбывать воинскую повинность. Срок службы вместо прежних 25 лет составлял в пехоте до 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет, на флоте – до 7 лет действительной службы и 3 лет запаса. Это давало возможность сократить численность армии в мирное время и значительно увеличить во время войны. Несомненно, реформа носила прогрессивный характер и способствовала усилению русской армии. Но проводилась она непоследовательно.

Были осуществлены и другие реформы: народного просвещения во всех его звеньях, цензуры, финансов, статистики, государственного контроля и пр. Перестройка не коснулась лишь высших органов государственной власти, центральной администрации, власти императора и всесилия бюрократии. Во всех реформах восторжествовало стремление сохранить самодержавие, что и отличало официальную политику от курса либеральной демократии.

Наши рекомендации