Отмена крепостного права в беларуси 12 страница
Но эти планы не нашли поддержки в правящих кругах Германии. Несмотря на то, что канцлер Германии Т.Бетман-Гольвег в сентябре 1915 года заявил, что «освобожденные из-под России земли не вернутся назад под московское ярмо», немецкая оккупационная администрация не хотела признавать политические центры белорусской буржуазии. Она рассматривала белорусское национальное движение только как противовес более сильному и лучше организованному польскому, всеми средствами стремилась не допустить возрождения польской государственности, тем более объединения польских, белорусских, украинских и литовских земель.
Такая политика германского империализма привела к распаду «Конфедерации Великого княжества Литовского». Не было единства и среди самих конфедератов. Это также сыграло немаловажную роль в ее судьбе.
После развала конфедерации произошел раскол и в белорусском народном комитете. Группа деятелей во главе с В.Ластовским вышла из его состава и создала глубоко законспирированную организацию «Сувязь независимости и неделимости Белоруссии». Ее руководство вступило в переговоры с немецкими оккупационными властями о создании отдельного белорусского государства. Однако и эта идея не получила поддержки в правящих кругах Германии. Они сомневались в том, что белорусские деятели способны организовать на оккупированной территории жизнеспособное управление и обеспечить осуществление их захватнической политики.
В начале 1916 года в Вильно параллельно с БНК начал действовать еще один белорусский политический центр — Центральный Совет белорусских национальных общественных организаций. Он пробовал вынести белорусский вопрос на международную арену. В апреле 1916 года его представители принимали участие в международной конференции «угнетенных народов России», созванной по инициативе Германии в столице Швеции — Стокгольме. «Белорусская делегация» требовала «освободить Белоруссию из-под угнетения России». С аналогичными требованиями выступала «белорусская делегация» во главе с В.Ластовским в июне этого же года на международной конференции в Лозанне (Швейцария), организованной также Германией. Эти конференции, как позже писал А. Луцкевич, имели целью «подготовить европейское общественное мнение к расчленению России на ряд национальных государств».
Так вели себя те белорусские политические деятели, которые очутились на оккупированной территории Белоруссии. Иных позиций придерживались руководители белорусских буржуазных и мелкобуржуазных политических группировок, которые находились на неоккупированной территории. Все свои надежды, как и ранее, они связывали не с революцией, а с постепенными буржуазными реформами в царской России и ограничивали свою деятельность подачей петиций, направленных на снятие ограничений в области культуры, самоуправления и так далее.
Активизация рабочего, крестьянского, солдатского и национально-освободительного движения в Белоруссии, как и во всей России, свидетельствовало о нарастании революционного кризиса в стране. Царское правительство уже неспособно было справиться с нарастанием классовой борьбы, хозяйственной разрухой и военными поражениями. Блок помещиков и буржуазии начал трещать. Усилилась оппозиционность и либеральной буржуазии. Она начала требовать создания «министерства доверия», ответственного перед Думой.
Царизм еще пытался удержать власть, поочередно включая в правительство министров-реакционеров. Но «министерская чехарда» не давала эффекта. К тому же в стране нарастало возмущение приближением к двору «ясновидца»-проходимца Григория Распутина, без которого царь уже не принимал ни одного решения. Это дискредитировало царизм настолько, что даже в верхах
возник заговор с целью убийства Распутина. Убийство было осуществлено, но и это не спасло Россию. Она шаг за шагом приближалась к новой революции.
КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЕ XX в.
Культура Белоруссии в начале XX века развивалась под воздействием дальнейшего развития капитализма, революционного и национально-освободительного движений, получивших в это время довольно широкий размах. За короткое время Россия, а вместе с ней и Белоруссия, пережили три революции. На протяжении небольшого отрезка времени (со второй половины 1907 до начала 1910 года) царизму удалось установить режим жестокой политической реакции. Но и в это время революционное движение не прекращалось. Борьба рабочего класса, который шел в авангарде революционной борьбы, оказывала благотворное влияние на другие общественные слои и группы населения. В революционное и общественно-политическое движение втягивались крестьянство, демократическая интеллигенция.
Марксизм, социал-демократия завоевывали сознание рабочего класса и оказывали влияние на передовых представителей других социальных слоев и групп, которые постепенно втягивались в революционную борьбу. В то же время либеральная буржуазия перед угрозой революции все теснее смыкалась с царизмом и открыто поддерживала политику царского правительства.
Революционная борьба рабочего класса и крестьянства, усиление национально-освободительного движения, общий политический подъем создали благоприятные условия для развития белорусской культуры. Под их влиянием у трудящихся возрастало стремление к свободе и равенству, рос интерес к книге, театру, печатному слову на родном языке. Из народа вышли талантливые поэты и писатели этого времени, заложившие прочный фундамент новой белорусской литературы и современного белорусского литературного языка. В ходе революции 1905 —1907 годов и в первые послереволюционные годы появилась белорусская периодическая печать, белорусские книгоиздательства, первые учебники для школ на родном языке. В это же время сформировалась первая белорусская профессиональная театральная труппа, которая широко пропагандировала белорусские народные песни, танцы, ставила пьесы белорусских авторов. Интенсивно развивались различные жанры устнопоэтического народного творчества. Зародилось и белорусское национальное музыкальное искусство.
Однако развитие белорусской культуры не представляло собой однородного потока. В ней ясно определились два направления: буржуазно-либеральное и революционно-демократическое. Противоположность между ними наблюдалась во всех областях культуры, особенно в художественной литературе и в общественно-политической мысли.
Демократическая культура развивалась под влиянием идей социал-демократии. Представители этого направления отражали широкое движение трудящихся масс, прежде всего, крестьянства против остатков феодализма, социального гнета, за политику и национальную свободу.
Поднимающаяся белорусская национальная буржуазия пыталась стать во главе своей нации, но встречала противодействие царизма, проводившего политику великодержавного шовинизма и национального угнетения. Ведя осторожно борьбу с царизмом, белорусская буржуазия и ее идеологи стремились объединить всех белорусов, не взирая на различия социального положения, вокруг вопросов культурного движения, национально обособить белорусский народ и подчинить его своему экономическому и идеологическому господству. Представители буржуазно-либерального направления враждебно относились к идее интернационального сближения народов, установлению единства и дружбы между ними. Но вопреки их усилиям трудящиеся Белоруссии поддерживали тесный контакт с трудящимися других народов России, а белорусская национальная культура развивалась в тесном контакте с культурой русского, украинского, польского, литовского и других народов Российской империи.
Под влиянием развития капитализма и общественно-политического подъема, начавшегося в начале XX века, в Белоруссии постепенно расширялась система народного образования. С 1900 по 1914 годы количество начальных и средних общеобразовательных школ всех типов выросло с 6297 до 7682. Начальных школ в 1914/1915 учебном году насчитывалось уже 7492, неполных средних — 119, средних — 71. Во всех школах обучались 488,6 тысяч учащихся (в 1900 году — 248 тысяч).
Расширилась сеть средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для различных отраслей народного хозяйства, медицины и народного образования. Больше всего среди них было учительских семинарий. Помимо четырех семинарий (в Несвиже, Молодечно, Свислочи и Полоцке), открытых еще во второй половине XIX века, в 1909 — 1915 годах были открыты учительские семинарии в Рогачеве и Гомеле и женские семинарии в Орше и Борисове. Накануне первой мировой войны в Белоруссии действовало также 5 сельскохозяйственных школ, готовивших агрономов, землемеров, токсаторов со средним образованием. Фельдшеров и акушерок готовили медицинские школы в Могилеве, Гродно и Витебске. В Гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1914 году в средних специальных учебных заведениях Белоруссии обучались 1,4 тысячи учащихся.
В1910 — 1914 годах в Белоруссии были открыты 3 учительских института (в Минске, Витебске и Могилеве), программа обучения в которых была несколько шире, чем в учительских семинариях. Они готовили учителей для начальных школ повышенного типа.
Высших учебных заведений в Белоруссии не было, хотя потребность в высшей школе настоятельно диктовалась развитием экономики и культуры края. Городские думы Минска и Витебска, буржуазные круги и интеллигенция неоднократно ставили перед царским правительством вопрос об открытии в этих городах университетов или же технических институтов.
Но царская администрация не спешила удовлетворять их просьбы. В 1913 году министр просвещения черносотенец Л.А. Кассо заявил витебской депутации, что открытие университета в Белоруссии — дело не спешное и не так скоро наступит его очередь. Высшее образование выходцы из Белоруссии получали в Москве, Петербурге и в других научных центрах России.
Методы обучения в школах в начале XX века стали более совершенными. В начальных школах шире стали использоваться объяснительное чтение, наглядные пособия. Лучшие учителя организовывали экскурсии на природу, фабрично-заводские предприятия, к историческим памятникам. Но школьное руководство стремилось всеми силами сохранить старые методы обучения, основанные на заучивании наизусть содержания учебников и учебных пособий. Управление Виленского учебного округа в качестве основной задачи школы определяло воспитание учащихся в духе верности православной церкви и преданности царскому самодержавию. Главными предметами во всех типах школ по-прежнему оставались «закон божий», церковно-славянское чтение и церковное пение. На них отводилось около четверти учебного времени.
Расширение сети школ не привело и к коренным изменениям в области народного образования. Школ по-прежнему не хватало, ибо население в западных губерниях, куда входила и территория Белоруссии, с 1897 по 1914 годы увеличилось более чем на 30%. Согласно данным Виленского учебного округа, в 1911 году в школах обучались только 25,9% мальчиков и 10,7%девочек, или 18,4% детей школьного возраста. Из-за недостатка мест школы отказывали в приеме на обучение десяткам тысяч детей. В 1916 году 41% детей в городах и 27,4% в деревнях не были приняты в школу. В связи с этим многие крестьяне обучали своих детей дома, нанимая в качестве учителей местных грамотных подростков (так называемых «директоров»), которые сами недавно окончили народные школы.
Многие школы не имели своих помещений и размещались в обычных крестьянских избах. Не лучшим было и состояние школ, которые имели собственные помещения. Многие из них не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим нормам.
И, тем не менее, школа в начале XX века сделала шаг вперед в своем развитии. Увеличение количества учащихся почти в два раза свидетельствовало о стремлении народных масс к образованию, повышению их культурного уровня.
Революция 1905 — 1907 годов пробудила политическую сознательность учителей, передовой школьной молодежи и втянула их в борьбу за перестройку образования на демократических началах. Они требовали ликвидации полицейско-церковной опеки над школой, введения всеобщего обучения на родном языке и так далее. Эти требования находили широкую поддержку трудящихся, о чем свидетельствуют наказы крестьян своим депутатам I и II Государственных дум.
Революционными выступлениями учащихся руководили организации РСДРП. При Минской группе РСДРП существовала ученическая организация. Она распространяла революционную литературу среди учащихся, создавала кружки, организовывала собрания, митинги и забастовки учащихся средних школ Минска. Весной 1905 года в социал-демократических кружках насчитывалось 150 учащихся. Забастовки учащихся старших классов происходили также в Слуцке, Бресте, Витебске. В дни Октябрьской всероссийской политической стачки бастовали почти все средние учебные заведения Белоруссии.
Активное участие в революционной борьбе принимали также многие учителя школ Белоруссии. На съезде группы учителей Минской губернии в июне 1906 года, состоявшемся на родине учителя К.Мицкевича (Я.Коласа) — Николаевщине, было принято решение присоединиться к Всероссийскому учительскому союзу и «стремиться к ниспровержению самодержавия путем непосредственного влияния на крестьян и организации их». Съезд обратился к учителям с призывом «всеми силами содействовать падению самодержавного режима» и привлечь крестьянство «к активному участию в освободительном движении». В мае 1907 года съезд учителей в Вильно постановил создать «Белорусский учительский союз» и вести борьбу за перестройку народного образования на демократических началах, за обучение на родном языке в школе.
В начале XX века дальнейшее развитие получили культурно-просветительные учреждения в Белоруссии — библиотеки, избы-читальни, клубы и так далее. Царское правительство рассматривало их как средство идеологического воздействия на народные массы и осуществляло контроль за их деятельностью. Библиотеки первоначально создавались при школах. Они предназначались для народного чтения. К началу первой русской революции библиотеки существовали уже при 782 школах в пяти западных губерниях. Они комплектовались по спискам, утвержденным Министерством народного образования. В списки не включалась политическая литература, художественные произведения революционно-демократических писателей. В них преобладала церковно-религиозная и черносотенная литература. В большинстве библиотек насчитывалось всего по несколько десятков экземпляров книг.
Еще во второй половине XIX века были открыты губернские публичные библиотеки, был создан отдел по изучению Западного края. Однако небольшие книжные фонды, высокая плата за пользование книгами не могли притянуть массы читателей в эти библиотеки.
В конце XIX века начали создаваться и так называемые «попечительские» библиотеки с целью идеологического воздействия на население. Они создавались для «низших сословий», и пользование литературой в них было бесплатным. Но книжные фонды в них были небольшими (200 — 300 экземпляров) и комплектовались, в основном, литературой на религиозные и моральные темы.
Местная демократическая интеллигенция часто выступала инициатором открытия не государственных, а общественных библиотек. Правительство с недоверием ставилось к этому делу и всячески препятствовало их открытию. И тем не менее, в начале XX века общественные библиотеки были созданы в Минске, Витебске, Орше, Полоцке и Бобруйске. Наиболее крупной из них была Минская публичная библиотека имени А.С.Пушкина, которая была создана в 1900 году. В 1917 году ее фонд уже составлял 17 тысяч экземпляров. Минские большевики использовали ее для сохранения и распространения марксистской литературы. Библиотека пользовалась большой популярностью у жителей Минска. За 1911 год читальный зал библиотеки посетили 10254 читателя, им было выдано 74946 книг. Постоянными читателями библиотеки были учащиеся средних учебных заведений города, учителя, служащие, ремесленники, рабочие.
Большой популярностью пользовались также общественные библиотеки имени Л.Н.Толстого в Минске, Витебске, Полоцке, Орше и в других городах Белоруссии.
Работой общественных библиотек руководили советы. Финансирование библиотек осуществлялось за счет взносов читателей, частных пожертвований и незначительных субсидий правительства.
Кроме общественных библиотек, существовали библиотеки различных ведомств, культурно-просветительных обществ, воинских частей, расположенных на территории Белоруссии. Всего в Белоруссии в 1914 году насчитывалась 851 библиотека. Их книжный фонд составлял 423 тысячи экземпляров.
Во второй половине 90-х годов в некоторых городах Белоруссии были открыты воскресные школы для взрослых. Часто эти школы открывались по инициативе демократической интеллигенции. Преподавание в школах осуществляли учителя городских училищ, представители интеллигенции. При некоторых предприятиях были открыты курсы для рабочих. В Минской и Витебской губерниях на курсах занимались 450 человек, из них около 50% женщин. В 16 воскресных школах Министерства народного образования в пяти западных губерниях в 1904 году обучалось 1500 человек.
В конце XIX — начале XX века в Белоруссии начали создаваться различные культурно-просветительские и научные обще-
ства. Власти в большинстве случаев отказывали им в регистрации, но некоторые ходатайства вынуждены были удовлетворить. В 1900 — 1914 годах на территории Белоруссии было зарегистрировано и действовало 54 таких общества. Наибольшую известность получили Общество любителей искусства, созданное в Минске в 1899 году, и Общество минских врачей.
Общество любителей искусства было создано по инициативе местного журналиста Е. Чириков а. Оно объединяло либеральных представителей местной интеллигенции и состояло из четырех секций — литературной, драматической, музыкальной и художественной. На заседаниях литературной секции обсуждались произведения известных писателей и поэтов, читались рефераты на литературные темы, организовывались выступления литературных критиков и так далее. Члены драматической секции ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных писателей. Музыкальная секция объединяла местных музыкантов-любителей, из которых был создан оркестр. Художественная секция была занята, главным образом, организацией выставок местных и иногородних художников. Во время революции 1905 — 1907 годов Общество активно включилось в революционную борьбу, за что в феврале 1906 года было закрыто.
Общество минских врачей активно пропагандировало среди населения медицинские знания, занималось организацией врачебного дела в Минской губернии. В 1910 — 1914 годах издавало ежемесячный журнал «Минские врачебные известия».
Различные белорусские научные общества действовали также в это время в Вильно, Санкт-Петербурге, Витебске и Могилеве.
В 1912 году в Минске возникло Общество любителей природоведения, этнографии и археологии. Инициатором его создания была интеллигенция Минска. Общество объединяло более 80 человек, которые занимались изучением Минской губернии. Оно провело ряд исследований рек на Полесье.
В 1907 году в Вильно было создано Общество друзей науки. В него входили представители разных политических течений и имущественного положения. Главную роль в нем играли представители буржуазно-помещичьих кругов. Путем пожертвований и передачи частных библиотек при Обществе была создана обширная библиотека. В 1914 году она насчитывала 50 тысяч томов по истории, экономике, культуре Белоруссии и Литвы на русском и иностранных языках. В библиотеке имелся отдел рукописей, в котором содержались письма Т.Костюшко, С.Сераковского, А.Киркора, В.Сырокомли (Л.Кондратовича) и других известных общественных и культурных деятелей Польши, Литвы и Белоруссии.
Общество проводило собрания, на которых читались и обсуждались рефераты по истории, этнографии, экономике и культуре Литвы и Белоруссии. В 1907 —1910 годах Общество издало 4 ежегодника, в которых были помещены научные труды членов общества и отчеты о его деятельности.
Передовая учащаяся молодежь не удовлетворялась теми знаниями, которые давала ей школа. Среди учащихся старших классов школ Минска и других городов распространялась запрещенная литература, создавались подпольные библиотеки и кружки самообразования. В них молодежь изучала труды Ч.Дарвина, К.Маркса, Ф.Энгельса, А.Бебеля, П.Лаврова и других.
Жизнь настоятельно требовала открытия в Белоруссии научных государственных учреждений. Но царское правительство средств на их создание не выделяло. Только перед началом первой мировой войны были открыты исследовательские сельскохозяйственные станции — Минская болотная (1913 год) и Беняконьская сельскохозяйственная на минеральных почвах (1910 год).
Из-за отсутствия высших учебных заведении и научно-исследовательских учреждений многие талантливые ученые, уроженцы Белоруссии, вынуждены были жить и работать за пределами своей Родины. Это палеонтолог В.Ковалевский, санскритолог К.Касович, физик и химик Э.Врублевский, академик-филолог Е.Карский, профессор-историк М.Довнар-Запольский и другие. Так высокоэрудированный ученый Бронислав Эпимах-Шипило, который знал более 20 языков, в том числе санскрит, работал преподавателем в римско-католической духовной академии в Санкт-Петербурге. Его большая заслуга — помощь в сплочении и воспитании сознательной белорусской молодежи, обучающейся в вузах столицы. Ученый был одним из основателей и первого белорусского издательского общества «Заглянет солнце и в наше оконце».
Белорусская национальная наука в начале XX века была преимущественно гуманитарной. Наибольших успехов она достигла в области этнографии, философии, фольклористики. В начале XX века исследованием языка, мировоззрения, фольклора, вероисповеданий, этнических границ, семейного и общественного быта, народного искусства, одежды, жилища, орудий труда белорусов занимались Е.Романов, М.Никифоровский, И.Сербов, В.Добровольский, А.Богданович, Е.Карский, М.Довнар-Запольский и другие. Ими были собраны и опубликованы уникальные по богатству и научной ценности материалы, которые вопреки официальным установкам доказывали существование самостоятельного белорусского этноса.
Наибольший вклад в исследование истории формирования белорусского языка внес уроженец Гродненщины Ефим Федорович Карский (1860 — 1931 гг.). Имя этого выдающегося ученого-филолога, основателя белорусского языкознания, этнографа, палеографа и фольклориста сегодня известно во всех славянских странах. На протяжении 48 лет научной деятельности он написал более 700 работ по славистике, белорусознанию, русистике. Первым и единственным среди белорусов в дооктябрьский период Карский был удостоен звания члена-корреспондента (в 1901 году) и академика (в 1916 году) Российской академии наук. Его фундаментальный трехтомный труд «Белорусы» (1903 —1922 гг.) является уникальной энциклопедией белорусознания. На основе анализа собранного фактического материала Карский доказал, что белорусский народ существует как самостоятельная единица, имеет, как и другие народы, свою историю, культуру, богатый язык, бытовые традиции и неиссякаемый источник устнопоэтического народного творчества. Он фундаментально обосновал самостоятельность белорусского языка в семье других славянских языков, определил территориальные границы его распространения и составил соответствующую карту. Кроме научного, труды Карского имеют и большое общественное значение, прежде всего, в плане формирования национального самосознания белорусов. Наследие ученого и в наше время не утратило своей научной ценности.
Большой вклад в развитие белорусской исторической науки в это время внесли М.К.Лю6авский (1860 —1936 гг.), М.В.Довнар-Запольский (1867 — 1934 гг.), В.И.Пичета (1878 —1947 гг.) и другие ученые. Работа М.К.Любавского «Очерк истории Литовско-русского государства до Люблинской унии включительно» (1915 год) не утратила значения и в настоящее время.
После первой русской революции появилась и первая обобщающая работа по истории Белоруссии В.Ю.Ластовского, опубликованная сначала на страницах газеты «Наша нива», а затем изданная в 1910 году в Вильно отдельной книгой. В ней были сформулированы основные положения новой концепции истории Белоруссии, которых придерживалась народническая интеллигенция в конце XIX — начале XX века. К ним относятся:
1) поиски белорусской государственности в древнерусский период;
2) рассмотрение истории ВКЛ как белорусского государства;
3) история белорусского народа как «бесклассового» и извечно «демократического» («теория единого потока»);
4) история Белоруссии как история развития национального самосознания, тесно связанного с религиозностью;
5) чрезмерная идеализация общественного устройства Белоруссии в XV — XVI веках («теория золотого века»);
6) преувеличение роли интеллигенции в формировании нации и так далее.
Эти ошибочные и антинаучные установки и положения, к сожалению, пропагандируются и сегодня некоторыми историками и публицистами.
На ниве исторической науки и краеведения в это время трудились также А.Сапунов, Е.Орловский и другие. Археологические раскопки на территории Белоруссии вели В.Завитневич, В.Шу-кевич.
Достижения в области физики связаны с научной деятельностью Я.О.Наркевича-Иодки, Е.В.Снеткова, А.И.Садовского и других. Среди технической интеллигенции в это время особенно отличились талантливые инженеры M.Р.Стульгинский и К.М.Павловский. М.Р. Стульгинский, будучи директором бумажной фабрики в Добруше, много сделал по оборудованию предприятия новейшей техникой, введением новейших технологий. Фабрика обеспечивалась электроэнергией своей электростанции, первой в Белоруссии. По техническому уровню и энерговооруженности подобных предприятий в России в то время не было. К.М.Павловский работал на различных должностях Витебского железнодорожного узла, принимал участие в постройке и перевооружении многих предприятий города, был инициатором открытия в Витебске трамвайного движения.
В общественно-политической жизни Белоруссии начала XX века большую роль играла периодическая печать. До революции 1905 года господствующее положение в ней занимала официальная правительственная пресса — «Виленский вестник», «Губернские ведомости», выходившие в каждой губернии, «Епархиальные ведомости» и другие. Буржуазно-либеральную печать представляли «Минский листок» и «Северо-Западное слово». В ходе революции, особенно после манифеста 17 октября 1905 года, положение изменилось. Монополия официальной, главным образом, русскоязычной печати была подорвана. Появилась периодика демократического и либерального направлений на всех местных языках — белорусском, литовском, польском, еврейском. В результате количество газет и журналов, издаваемых в Белоруссии, резко возросло. В 1906 году их численность по сравнению с 1900 годом увеличилась в 4 раза и насчитывала 60 названий. В 1914 году уже издавалось 109 газет и журналов, 74 из них выходили в Вильно. 3 из них издавались на белорусском языке, 13 — на литовском, 12 — на еврейском, 28 — на польском.
Кадетскую печать в это время представляли «Северо-Западный голос» и «Голос провинции», октябристско-черносотенную — «Белорусскийвестник» и «Минская речь», местные социал-демократические организации издавали нелегальные газеты «Летучий листок Полесского комитета РСДРП», «Минский летучий листок», «Солдатская жизнь» и другие. В Минске выходила также газета «Северо-Западный край», тесно связанная с Минской группой РСДРП. В ней печатались статьи В.И.Ленина, материалы о революционном движении. За пропаганду революционных идей газета в декабре 1905 года была запрещена.
Большим завоеванием трудящихся Белоруссии было появление легальной белорусской печати: 1 сентября 1906 года вышел первый номер газеты «Наша доля». Вышло всего шесть номеров. В январе 1907 года она была закрыта. Газета оставила заметный след в общественной мысли Белоруссии и ее культуре. На ее страницах с революционно-демократических позиций выступали Я.Колас, Тетка (А.С.Пашкевич) и другие.
С ноября 1906 года в Вильно начала издаваться еженедельная общественно-политическая и литературная газета «Наша нива». Выходила до сентября 1915 года, до оккупации Вильно немецкими войсками. Она стала трибуной белорусского национального движения, выступала за национальное равноправие белорусского народа, свободное развитие его культуры, введения белорусского языка в школу, печать, церкви и костелы. Газета сыграла большую роль в формировании национального самосознания белорусского народа, развитии белорусского искусства и литературы. Особенно велика заслуга газеты в развитии белорусской литературы и создании белорусского литературного языка. На ее страницах начинали печатать свои произведения и получили путевку в большую литературу почти все известные в то время белорусские писатели и поэты. С ней активно сотрудничали Я.Купала, Я.Колас, Тетка, Ш.Ядвигин, М.Богданович, М.Горецкий, К.Буйло и другие. Археолог по профессии, И.Луцкевич основал при редакции газеты Белорусский национальный музей — богатую сокровищницу памятников исторического прошлого белорусского народа. На страницах газеты публиковались статьи по истории края, о памятниках его культуры, нравах и быте белорусов. Много публиковала газета научных статей по сельскому хозяйству и медицине, давала практические советы крестьянам по рациональному ведению своего хозяйства. Популярность газеты постепенно росла. Она имела сотни корреспондентов на территории Белоруссии.
Вместе с тем газета пропагандировала идеи национальной обособленности белорусов, бесклассовости белорусской нации, в решении коренных социально-экономических вопросов ограничивалась требованиями введения земства, организации кредитных, снабженческо-сбытовых и производственных кооперативов, поддерживала хуторизацию деревни. «Наша нива» считала Государственную думу органом, который будто бы может выполнить все насущные требования народа, сеяла конституционные иллюзии. При содействии «Нашей нивы» выходили на белорусском языке популярный «Белорусский календарь», журналы «Соха» и «Лучина».