Вопрос 3 Политическая мысль древности и средневековья

Вопрос 1 Объект, предмет

Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жиз­ни резко возрастает потребность обоснованного разрешения политичес­ких проблем. Политология как наука охватывает многообразные проявления мира по­литических явлений: практику политической жизни, объективную поли­тическую реальность, субъективную политическую деятельность, обра­зы политического мышления, теорию политической деятельности. Поли­тология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет свой объект и предмет познания.

Объектом политологии является политическая сфера обще­ства, происходящие в мире политического явления и процес­сы. К ним относятся: политические отношения и процессы, средства, используемые для достижения политических целей, механизм функционирования политических институтов, деятельность политических партий и движений/уровень политической культуры субъектов политики, изуче­ние основных проблем международных отношений. В обобщенном виде объектом политологии выступает политическая жизнь людей, их органи­заций, партий и других институтов.

Предметом политологии выступают законы становления, фун­кционирования и развития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Содержание, политика как искусство

Каждая наука имеет свой методологический аппарат: законы, катего­рии, принципы. Основными принципами политологии как науки явля­ются следующие: учет политической реальности, приоритет обще­человеческих принципов, учет и использование достижений других наук. Основными категориями политологии выступают власть, влияние, авто­ритет, демократия, свобода, лидерство, управление.

Необходимо также рассмотреть основные функции политологии: гносе­ологическую (познавательную); теоретико-методологическую (разработка теории и методологии исследования политических явлений); аксиологичес­кую (оценочную) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей; политической социализации личности (формирование демократической по­литической культуры и гражданственности личности); практико-политическую (экспертиза политических решений, теория политических реформ), прогностическую (прогнозирование политических процессов).

В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипоте­зу развития (предложение).

Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет по­иск наиболее эффективных политических институтов, методов управле­ния, способов разрешения социальных конфликтов.

Под методами политологии понимают способы познания. В совре­менной политологии существуют следующие методы политических ис­следований: структурно-функциональный анализ; бихевиористский ме­тод (изучение политики через поведение отдельных личностей и групп, распространен в западной политологии); институциональный (изучение

политических институтов - государства, политических партий и т.д.);

Вопрос 3 Политическая мысль древности и средневековья

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427—347 гг. до н.э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы». Предшественники Платона — софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика — это чисто человеческое дело. «Человек есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия — это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой»

Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.

В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Пикколо Макиавелли (1469—1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический," аристократический и монархический элементы власти.

Наши рекомендации