Принудительное исполнение судебного решения возможно только при соблюдении всех трех приведенных в данной статье оснований.

2.Перечень исполнительных документов, требования, предъявляемые к ним, а также порядок их предъявления и возбуждения исполнительного производства подробно рассмотрены в комментариях к ст. 7, 8 и 9 Закона.

В данном случае хотелось бы специально отметить, что содержание исполнительного листа, выдаваемого арбитражными судами, закреплено в ст. 200 АПК РФ. Аналогичная норма содержится в ст. 8 настоящего Закона. Однако эти две статьи по содержанию не совпадают. Некоторые правила ст. 8 Закона не нашли своего отражения в ст. 200 АПК РФ. В связи с этим возникает вопрос какой статьей руководствоваться судебному приставу-исполнителю при определении надлежащего оформления исполнительного листа по делу, рассмотренному арбитражным судом. При ответе на этот вопрос следует исходить из того, что норма ст. 200 АПК РФ является специальной по отношению к норме ст. 8 Закона, следовательно, ей и должен отдаваться приоритет в данном конкретном случае. Поэтому арбитражные суды правильно исходят из того, что исполнительные листы арбитражных судов не должны возвращаться судебными приставами-исполнителями, если они по содержанию соответствуют требованиям АПК РФ.

3. Судебный пристав-исполнитель обязан в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа принять постановление о возбуждении исполнительного производства (если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению).

4. В соответствии со ст. 9 при возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для добровольного исполнения требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства (в судебных актах и исполнительных листах, выдаваемых арбитражными судами, срок для добровольного исполнения требований указываться не может). При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, они могут быть отложены судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению должника на срок не более 10 дней с вынесением об этом соответствующего постановления.

Принудительное исполнение судебных решений производится судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения.

Статья 45. Меры принудительного исполнения

1. Перечень мер принудительного исполнения, приведенный в данной статье не является исчерпывающим. В п. 5 статьи, указывается на возможность применения других мер, не упомянутых в данном списке, в соответствии с иными федеральными законами, обеспечивающими исполнение решения. К таким мерам можно отнести, например, запрет на совершение определенных действий (реализацию имущества либо имущественных прав), арест судна и т.п.

2. В конечном счете выбор конкретной меры принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем зависит от предписания, содержащегося в исполнительном документе, подлежащем принудительному исполнению, а также от конкретно складывающейся ситуации. Главное, чтобы действия судебного пристава-исполнителя cтрого соответствовали закону. Нельзя, в частности, обращать взыскание на имущество, хотя и находящееся у должника, но принадлежащее на праве собственности другому лицу. Выбор конкретных мер также должен соответствовать характеру взыскания, размеру взыскиваемых сумм или имущества.

Вопрос 57. Исполнение решений о денежных взысканиях.

Ответ 57. Статья 64. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника

1. Основной мерой принудительного исполнения имущественного характера в отношении должника-гражданина является обращение взыскания на его имущество (ст. 45 Закона).

Взыскание на заработную плату ввиду ее специфической социально-экономической функции обращается, как указано в комментируемой статье, лишь в трех случаях:

при взыскании периодических платежей (алиментов, возмещение вреда, повлекшего повреждение здоровья или кормильца);

при взыскании суммы, не превышающей двух минимальных размеров оплаты труда;

при отсутствии у должника имущества или его недостаточности для полного погашения взыскиваемых сумм.

Вопрос 58. Третейские суды по гражданским делам.

Ответ 58. Третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

1. В РФ могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Вопрос 59. Гражданские процессуальные права иностранных граждан и организаций.

Ответ 59. Статья 398. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

1. Согласно ст. 3 ФЗ от 31.05.02 N 62-ФЗ "О гражданстве РФ" под иностранным гражданином понимается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицом без гражданства признается лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Под иностранными организациями понимаются созданные на территории иностранного государства юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами. Международные организации - это созданные на основании международных договоров межгосударственные или межправительственные организации таких организаций входят представители двух и более государств. Для всех перечисленных лиц ГПК вводит единое собирательное понятие - "иностранные лица".

Часть 1 статьи предусматривает, что все перечисленные иностранные лица имеют право обращаться в федеральные суды общей юрисдикции и к мировым судьям для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. При этом ч. 1 комментируемой статьи не содержит обязательного требования о том, что для реализации этого права иностранные лица должны иметь место жительства (место нахождения) на территории РФ.

Особое внимание следует уделить проблеме подведомственности судам общей юрисдикции дел с участием иностранных лиц. Согласно ч. 2 и 3 ст. 22 ГПК суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражных судов. Таким образом, альтернативная подсудность дел по экономическим спорам с участием иностранных лиц, которая существовала до принятия ГПК и АПК, устранена. В настоящее время судам общей юрисдикции подведомственны дела с участием иностранных лиц, за исключением дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией РФ, которые подведомственны арбитражным судам (ст. 27, 247 АПК).

2. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.

В развитие данного положения КРФ ч. 2 статьи предоставляет иностранным лицам (как гражданам, так и организациям) национальный режим, уравнивая их в процессуальных правах и обязанностях с российскими гражданами и организациями. Предоставление национального режима носит безусловный характер и не требует от иностранных лиц внесения какого-либо имущества в обеспечение возможных судебных расходов. Данный подход базируется на положениях ст. 17 Конвенции по вопросам гражданского процесса которой участвует РФ, которая предусматривает, что от граждан, имеющих место жительства в одном из государств-участников конвенции и выступающих в судах другого государства-участника конвенции в качестве истцов или третьих лиц, не может быть потребовано никакого залога или обеспечения в какой бы то ни было форме на основании того, что они являются иностранцами или не имеют постоянного или временного места жительства в данной стране.

Это же правило применяется в отношении любых платежей, которые могли бы быть потребованы от истцов или третьих лиц в обеспечение судебных издержек.

Часть 2 комментируемой статьи содержит одну принципиальную новеллу: ст. 433 ГПК РСФСР предоставляла национальный режим только иностранным гражданам и лицам без гражданства. В отношении иностранных предприятий и организаций названная статья лишь предусматривала, что последние имеют право обращаться в суды общей юрисдикции, а для защиты своих интересов пользуются гражданскими процессуальными правами. В отношении таких организаций действовали принципы недискриминации и наибольшего благоприятствования.

Национальный режим, предоставленный иностранным лицам, означает, что они наравне с российскими гражданами и организациями имеют право обращаться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов; знакомиться с материалами дела, заявлять отводы и ходатайства, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, пользоваться услугами переводчика и вести дела в суде через представителей, использовать иные предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности. При намерении вести в суде дела через представителей иностранным лицам следует учитывать ограничение, закрепленное в п. 6 ст. 2 Закона об адвокатуре, согласно которому адвокаты иностранных государств могут осуществлять адвокатскую деятельность на территории РФ, в том числе выступать в суде в качестве представителей на основании договоров поручения, лишь при условии их регистрации Министерством юстиции РФ в специальном реестре. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории РФ запрещается.

3. Гр проц зак-во относится к сфере пуб права. Гр-проц нормы носят императивный характер и формируют публичный порядок принявшей их страны. Во всех судах общей юрисдикции РФ правосудие осуществляется по единообразной процедуре, поскольку п. "о" ст. 71 Конституции гражданско-процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению РФ. В этой связи ГПК подчиняет порядок производства по делам с участием иностранных лиц (т.е. установленную законом процедуру рассмотрения и разрешения дел, подведомственных судам общей юрисдикции) правилам российского законодательства о судопроизводстве.

4. Часть 4 статьи предоставляет Правительству РФ право устанавливать ответные ограничения (реторсии) в отношении процессуальных прав иностранных лиц тех государств, в судах которых ограничиваются процессуальные права российских граждан и организаций. В качестве примера такого ограничения можно привести следующий: иностранный закон может предусматривать обязанность истца, являющегося иностранным гражданином или организацией, по требованию ответчика до рассмотрения дела по существу предоставлять определенное имущество в обеспечение покрытия судебных расходов, которые может понести ответчик при отказе истцу в иске полностью либо в части (подобные нормы содержатся в законодательстве Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Аргентины и др. стран).

Вопрос 60. Апелляционное производство.

Ответ 60. Сохранение в ГПК апелляционного производства обусловлено необходимостью практической реализации положений Закона о мировых судьях в РФ. Указанный Закон определяет компетенции мировых судей, порядок назначения (избрания) на должность, срок полномочий мирового судьи, прекращение и приостановление его полномочий, а также другие вопросы. Порядок рассмотрения дел, подсудных мировым судьям, порядок проверки решений и определений мировых судей - предмет регулирования ГПК. Кроме того, из смысла нормы ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе следует, что решение суда первой инстанции (решение мирового судьи) может быть пересмотрено или в апелляционном, или в кассационном порядке.

Под апелляцией (от лат. appellatio - обращение) понимается повторное рассмотрение дела по существу судом вышестоящей инстанции. Апелляцию характеризуют следующие признаки:

- апелляционная жалоба подается на решение суда, не вступившее в законную силу;

- дело по апелляционной жалобе рассматривается вышестоящим судом;

- суд апелляционной инстанции рассматривает дело в том же объеме, что и суд первой инстанции;

- суд апелляционной инстанции не вправе возвратить дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения и вынесения решения, а в случае отмены решения суда первой инстанции обязан вынести новое решение в окончательной форме;

- подача апелляционной жалобы приостанавливает исполнение решения суда первой инстанции, за исключением случаев немедленного исполнения решения;

- полномочия суда апелляционной инстанции ограничены пределами апелляционной жалобы.

В теории гражданского процессуального права выделяют два вида апелляции - полную и неполную апелляцию.

Полной апелляции присущи следующие признаки:

- представление в суд апелляционной инстанции новых доказательств;

- повторное исследование и оценка доказательств, которые были предметом исследования и оценки у суда первой инстанции;

- принятие нового решения или оставление решения суда первой инстанции без изменения на основе рассмотрения дела по существу;

- отсутствие права направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по существу.

Неполную апелляцию характеризуют такие признаки, как:

- запрет ссылаться на новые доказательства, не рассматривавшиеся судом первой инстанции;

- возможность направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Анализ положений комментируемой главы, регламентирующих апелляционное производство по обжалованию решений мировых судей, свидетельствует о наличии признаков полной апелляции. Так, суд апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства (ч. 3 ст. 327 ГПК); принять новое решение или оставить решение мирового судьи без изменения на основе вторичного рассмотрения дела по существу (ст. 328 ГПК); однако не вправе возвратить дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения дела по существу (ст. 328 ГПК).

Наши рекомендации