Экскурс 1. Метод: по стопам Маркса 7 страница
Здесь Бахтин переходит от наступления на формализм ко второй главной цели своей книги и использует полифонию повествования Достоевского, чтобы выступить против монологичной или
2.3. Зачатки множества
монофонической литературы. По его словам, противостояние полифонии и монолога продолжается на всем протяжении истории европейской литературы. Таким образом, нам нужно вернуться к теории литературного жанра и сюжета, чтобы оценить исключительность творчества Достоевского. «Ни герой, ни идея, ни сам по себе полифонический принцип структурирования целого не укладываются в жанровые и сюжетные формы биографического романа, социально-психологического романа, романов о текущей жизни или семейного романа, то есть в те формы, которые господствовали в литературе во времена Достоевского... Ясно, что работа Достоевского принадлежит к совершенно иному жанровому типу, вполне им чуждому»127. К какой же иной литературной традиции принадлежит Достоевский? Бахтин поясняет, что диалогичное повествование и структура многоголосия происходят из карнавального фольклора и соответствующего видения мира.
Уже в своей книге о Рабле Бахтин показал центральное значение карнавала для европейской литературы, но как мог он утверждать, будто видит Достоевского среди кочующих толп карнавала? Как мог он представлять в карнавальном виде такие трагедии, как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» ? Обратившись к бахтинскому понятию карнавального, как оно изложено в других его сочинениях, мы обнаружим, что на самом деле он использует его, чтобы показать мощь человеческих страстей. Карнавальной является такая проза, которая противоположна монологу и тем самым отказывается претендовать на уже завершенную истину, вместо этого плодя контраст и конфликт в форме потока повествования как такового. Иначе говоря, карнавал приводит в движение огромный инновационный потенциал, способный трансформировать саму реальность. Конечно, карнавальность, диалог и многоголосное повествование легко могут принять форму грубого натурализма, лишь отражающего, как в зеркале, ежедневную жизнь, Но они также могут стать формой экспериментирования, связывающей воображение со стремлением и утопией. С его точки зре-ния, рядом с Рабле стоят Свифт, Вольтер и, в ином, но важном смъкле, Сервантес. Таким образом, литература карнавала становится универсальным жанром, в котором диалог и полифония, даже Нося самь-ш бытовые формы, творят новый мир. Конечно, нельзя °трицатъ, что романы Достоевского трагичны, но их трагич-
261Часть 2. Множество
ность, прочитанная в свете нарративного жанра карнавальнос-ти, не имеет ничего общего с трагическим внутренним страхом, экзистенциалистских монологов XX столетия. У Достоевского инструмент диалога поражен закономерным кризисом русского общества и является образом того тупика, в котором оказались интеллигенция и рабочие: это материальная трагедия, которая как будто заимствует персонажи у Гоголя и давит их невыносимым и лишающим всяких сил модернизационным прессом. В этом смысле трагедии Достоевского всего лишь выводят на сцену неразрешимые противоречия буржуазной жизни в русском обществе конца XIX века. Невероятное становится реальным, как в карнавальной церемонии, а жизненные страдания выносятся наружу, чтобы зритель над ними плакал и смеялся.
Впрочем, в карнавальном нарративе присутствует еще один элемент, который даже более важен для описания и выстраивания реальности. Многоголосие языка карнавала, способного и на раблезианский смех, и на слезы Достоевского, само по себе обладает большой конструктивной мощью. В полифонической концепции повествования отсутствует центр, диктующий определенный смысл. Скорее, смысл возникает лишь из обменов между всеми исключениями в ходе диалога. Все исключения свободно самовыражаются и с помощью диалога вместе создают общие структуры нарратива. Другими словами, у Бахтина полифоническое повествование излагает в лингвистических терминах понятие производства общего в рамках открытой, распределенной сетевой структуры.
Это позволяет нам вернуться, наконец, к концепту множества и к трудностям понимания его как особого типа политической организации. Легко распознать перформативный, карнавальный характер различных протестньи движений, возникших вокруг проблем глобализации. Даже когда их участники настроены свирепо и воинственно, сами демонстрации весьма театральны, они проходят с большими куклами, в костюмах, с танцами, юмористическими зонгами, песенками и тому подобными развлечениями. Иначе говоря, протесты одновременно представляют собой уличные фестивали, в которых злость сливается у демонстрантов с карнавальным веселъемт. Но протесты напоминают карнавал не только по атмосфере, но и в организационном отношении. Именно сюда и вступает Бахтин. В политической организации, как и в
23. Зачатки множества
повествовании, идет постоянный диалог между разнообразными, уникальными субъектами, из них складывается полифоническая композиция, и вследствие такого совместного построения происходит общее обогащение каждого. Множество в движении - это своего рода наррация, порождающая новые субъективности и новые языки. Конечно, другие политические движения, в особенности те, что имели место в 1960-е и 1970-е годы, тоже преуспели в формировании подобного многоголосного нарратива, но нередко создается впечатление, что все, что от них осталось сегодня, - это история-монолог, как она изложена правящими силами, полицией и судьями. Новые и мощные движения современности, как представляется, уходят от попытки умалить их значение до истории-монолога; они не могут не быть карнавалъньчми. Такова логика множества, которую Бахтин помогает нам постичь: это теория организации, основанная на свободе личностей, которые сходятся, чтобы производить общее. Да здравствует движение! Да здравствует карнавал! Да здравствует общее!
Мобилизация общего
В этом разделе мы продемонстрировали усиление взаимодействия общего и личного, а именно - появление единства конкретных форм труда, роль личного фактора при локальных контактах людей в рамках совместной всемирной антропологии, а также всеобщность состояния нищеты и продуктивности. Эта общность личностей создает то, что мы назвали плотью множества. Другими словами, речь шла об условиях реализации возможности построить такое множество. Мы рассмотрели также силы, неизменно препятствующие формированию из плоти множества политического организма. Они превращают личности в классы и иерархии, низводя общее До средства глобального контроля и экспроприируя его в качестве личного богатства. В этой связи выглядит очевидным тот факт, что множество не обретет политическую значимость спонтанно. Его плоть сочетает несколько состояний, которым присуща амбивалентность: они могут привести к освобождению людей или же оказаться частью нового режима эксплуатации и контроля.
263Часть 2. Множество
Чтобы обрести существование, множеству нужен политический проект. Изучив условия, благодаря которым множество становится возможным, мы должны теперь исследовать какого рода политический проект способен вдохнуть в него жизнь. Мы уже отмечали, как в результате всех отношений эксплуатации, иерархических делений в рамках глобальной системы, попыток контролировать общее и командовать им накапливается горечь. Мы выделили и тот факт, что производство общего всегда приносит избыток, который капитал не способен присвоить и который нельзя разнести по категориям всемирного политического организма. Этот избыток, если рассуждать на самом абстрактом философском уровне, составляет основу, на которой неприятие переходит в бунт. Иначе говоря, лишения могут вызвать злобу, негодование и антагонизм, но бунт возникает лишь на базе богатства, то есть избытка информации, опыта, знаний и желаний. Мы предлагаем парадигму, согласно которой сегодня субъективными носителями труда выступают бедняки, вовсе не потому, что они лишены всего и не участвуют в распределении изобилия. Напротив, они включены в кругооборот производства и полны потенций, всегда превышающих то, что капитал и глобальный политический организм способны отнять у них и поставить под свой контроль. Совместный избыток - это первая опора, на которой основываются силы, борющиеся против всемирного политического организма и отстаивающие идею множества.
Мятежи мобилизуют общее в двух отношениях. Они повышают интенсивность каждой схватки и одновременно распространяются на другие битвы. Интенсивность, отражая внутреннее состояние каждой локальной битвы, общий антагонизм и общее изобилие тех, кого эксплуатируют и обделяют, транслируется в коллективное поведение, привычки и способы выражения. Всякий раз, попав туда, где нарастает мощный бунт, вы немедленно обратите внимание на сходство в одежде, жестах, манерах общения и коммуникации людей. Жан Жене, к примеру, замечал, что членов организации «Черные пантеры» отличал главным образом стиль. В него входили не только афрожаргон, но и одежда, а также манера ходить, но-
2.3. Зачатки множества
сигь собственное тело и характер физического присутствия129. Но подобные стилевые компоненты - это всего лишь симптом общих мечтаний, стремлений, образов жизни и общего потенциала, мобилизованных в движении. Такого рода новый способ жизни неизменно складывается в диалоге с местными традициями и обычаями. Обратим, например, внимание, как у сапатистов в Лакандонских джунглях штата Чиапас элементы национальной истории, такие как фигура самого Сапаты и наследие крестьянских восстаний, перемешаны с местной мифологией коренного индейского племени цельтали. Затем все это накрепко переплетается с сетевыми отношениями и демократическими практиками, чтобы создать новую совместную жизнь, на которую нацелено движение сапатистов130. Мобилизация общего сообщает ему дополнительную интенсивность. Далее, из-за прямого конфликта с властью, к добру или к худу, такая совместно достигнутая сила умножается: едкий запах слезоточивого газа обостряет чувства, а уличные стычки с полицией заставляют кровь кипеть от гнева, из-за чего напряжение достигает апогея. Наконец, интенсификация общего приводит к антропологической трансформации, когда из схватки рождается новый род людей.
В пространственном отношении общее мобилизуется в передаче информации от одной местной битвы к другой. Традиционно, как уже было нами замечено в других публикациях, географическое распространение движений принимает форму международного цикла сражений, в котором бунты распространяются из одной местности на другие подобно заразной болезни. Зараза передается через совместные практики и устремления'31. Восстания рабов растеклись по островам Карибского бассейна в начале XIX века. Бунты промышленных рабочих разлились по всей Европе и Северной Америке в конце XIX и в начале XX веков. Герилья и антиколониальные битвы разошлись по Азии, Африке и Латинской Америке в середине XX столетия. В каждом из этих циклов борьбы тем общим, что широко мобилизуется и передается по всему земному шару, являются не только совместно признанный враг -такой как рабство, промышленный капитал или колониаль-
режимы, - но и общие методы ведения боя, общие образы
265Часть 2. Множество
2.3. Зачатки множества
жизни и общие стремления к лучшей доле. Учитывая то, что мы уже обсудили, не стоит удивляться, что избыток, появляющийся в каждом цикле борьбы, кажется монструозным, особенно тем, кто находится у власти. Губернаторы и капитаны английской колониальной экспансии в XVII и XVIII веках, к примеру, описывали цикл восстаний моряков и рабов, обращаясь к мифу о Геркулесе и многоглавой гидре. Восстания были чудовищны и, несмотря на геркулесовы усилия, как только удавалось подавить одно, вспыхивали еще два132. В сущности, каждый цикл разрушает традиционные общественные организмы и создает им на смену нечто новое и ненормальное, то есть монстра.
После всемирной вспышки битв промышленных рабочих, студентов и антиимпериалистических партизанских движений 1968 года прошли десятилетия без возобновления международного цикла борьбы. Это не значит, что за эти годы не было значимых случаев восстания. На самом деле они бывали, причем многие из них оказались крайне ожесточенными. Вспомним борьбу против апартеида в Южно-Африканской Республике, продолжающееся восстание против британского правления в Северной Ирландии, палестинскую интифаду, феминистские движения, столкновения вокруг гей-бара «Каменная стена» в Нью-Йорке и движения геев и лесбиянок, а также многочисленные не столь широко известные местные и национальные бунты промышленных трудящихся, сельскохозяйственных работников и подавляемого населения. Эти мятежи не сложились, однако, в новый цикл борьбы, в которой общее было бы мобилизовано по всему миру. Конечно, нам не стоит принижать значение многих ограниченных случаев связи между бунтами. Одним из самых удивительных недавних примеров здесь является движение «Справедливость для дворников», объединяющее весьма успешные и креативные усилия одной профсоюзной организации в Соединенных Штатах. Его организаторы имеют дело с вызовами, с которыми традиционные союзы справиться не могли, поскольку речь идет о мобильном населении, в большинстве случаев совсем недавними иммигрантами, многие из которых не говорят по-английски и имеют мало профессиональных умений, пользующих-
ся спросом на рынке. Один из секретов их успеха, вероятно, заключается в том, что, по крайней мере в районе Лос-Анджелеса, где это движение достигло своих первых побед, многие его лидеры являются ветеранами ФНО - Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти. Они участвовали в гражданской войне с правительством в Сальвадоре и привезли с собой свой революционный пыл, переместившись с Моразанских гор к небоскребам Лос-Анджелеса. Тут они заразили им других, перенеся борьбу с партизанских войн на арену профсоюзной организации. Вот истинное и мощное проявление общего!133
Новый международный цикл, наконец, открылся схватками вокруг проблем глобализации в конце 1990-х годов134. Дебютной партией нового цикла стали протесты против саммита ВТО в Сиэтле в 1999 году. Они не только открыли серию акций, сопровождавших встречи в верхах представителей глобальной власти, которые в последующие годы распространились по Северной Америке и Европе. Они также обнажили подлинные истоки данного цикла в прокатившихся по глобальному Югу бесчисленных выступлениях против МВФ, Всемирного банка, Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и других институтов новой структуры мировой власти. Внезапно обнаружилось, что беспорядки, вызванные протестами против программ МВФ по финансовому самоограничению в одной стране, сопротивление плану ВБ в другой и демонстрации против НАФТА в третьей - элементы общего цикла. В каком-то смысле он получил закрепление на ежегодных встречах Всемирного социального форума и на различных региональных общественных форумах. На всех такого рода встречах активисты НПО и интеллектуалы встречаются, чтобы обменяться взглядами по проблемам, вызванным нынешней формой глобализации, и обсудить шансы на появление альтернативной формы. Кроме того, каждый общественный форум помогает выделить общность, присущую различным движениям и бунтам по всему миру, которые составляют этот цикл. До сих пор кульминацией нынешнего цикла борьбы, по крайней мере - в количественном плане, были скоординированные протесты против ведо-
267Часть 2. Множество
мой США войны в Ираке, которые состоялись 15 февраля 2003 года. В их рамках миллионы людей провели марши в крупных городах всего мира. Эта война оказалась последним примером проявления глобальной власти, против которой сложился цикл борьбы. Организационные структуры и связь, установившаяся между участниками сопротивления в разных местах, сделали возможной массированную, скоординированную мобилизацию общих антивоенных выступлений. Нужно вновь подчеркнуть, что в очередном глобальном цикле общим дая мобилизовавшихся сил являются не только один и тот же враг - независимо от того, называем ли мы его неолиберализмом, американской гегемонией или всемирной империей, -но и общие практики, языки, поведение, обычаи, жизненные формы и стремления к лучшему будущему. Другими словами, настоящий цикл - это не только реагирование на вызов, но также проявление активности и креативности. Далее в главе 3.2 мы детально рассмотрим некоторые из общих забот и предложений, которыми вдохновляются указанные движения. Всемирная мобилизация общего в рамках нового цикла борьбы не отрицает и даже не заслоняет собой местную специфику или исключительность каждого выступления. Фактически, поддержание связи с участниками других баталий укрепляет силы и наращивает богатство каждой из них в отдельности. Так, вспомним мятеж, который вспыхнул в Аргентине 19-20 декабря 2001 года в разгар экономического кризиса и в разных формах, с успехами и провалами, с тех пор продолжается. Эти события во многих отношениях характерны для Аргентины и ее истории. В Аргентине давно сложилась ситуация общего институционального распада и развала механизма представительства, отчасти вызванная коррупцией, причем как в публичной, так и в частной сферах. Это оказалось серьезным препятствием для применения обычных политических стратегий по управлению кризисом, таких как оформление конституционного альянса между классами под водительством буржуазии. Протестанты, гремя кастрюлями и сковородками, кричали: «Que se vayan todos!» (пусть уходят все, весь политический класс). Однако финансовый крах также очевидным образом связывает кризис в Аргентине с гло-
2.3. Зачатки множества
бальной системой и общей нестабильностью всемирного политического организма, прежде всего являющейся результатом неолиберальной политики МВФ. Из-за валютного кризиса внезапно стало невозможным обслуживать внешний долг Аргентины, и высоко превозносимый средний класс этой страны оказался в общей для населения многих бедных стран мира ситуации: накопления обесценились, защищенность рабочих мест испарилась, безработица подскочила до небес, а все социальные программы потерпели крах. Реакция аргентинского населения была мгновенной и креативной. Промышленные рабочие не допустили закрытия своих фабрик и взяли управление ими на себя. Были созданы соседские сети и городские ассамблеи, чтобы вести политические дебаты и принимать решения. Появились новые виды денег для обеспечения автономного обмена, а пикетерос, те движения безработных, о которых мы упоминали выше, стали экспериментировать с новыми формами протеста, вступая в конфликт с полицией и прочими властями. Конечно, все это присуще конкретной национальной ситуации, но в то же время речь идет об общем для всех, кто страдает и борется против эксплуатации и подчинения глобальной иерархии. Аргентинский бунт стал звеном глобального цикла борьбы и, в свою очередь, начиная с декабря 2001 года активисты в других странах стали смотреть на Аргентину как на источник новаций и вдохновения135.
Глобальный цикл борьбы развивается в форме распределенной сети. Каждая местная схватка функционирует как узловая точка, сообщающаяся со всеми прочими узлами без какого-либо общего центра или места сбора всех данных. Всякая битва остается уникальной и привязана к местным условиям, но в то же время вовлечена в общую сеть. Такая форма организации - наиболее полно реализованный пример концепта множества, который мы сейчас имеем. Всемирное распространение общего не перечеркивает исключительности каждого из участников сети. Новый глобальный цикл борьбы организует и мобилизует множество.
Чтобы в полной мере оценить новизну сетевой формы Рганизации множества, полезно противопоставить ей доми-иРующие организационные формы из нашего недавнего про-
2692.3. Зачатки множества
Часть 2. Множество
шлого. В конце XX века протестные движения, как и бунты следовали двум основным образцам. Первая и более традиционная форма организации основывается на облике самой борьбы, и единство здесь организуется под центральным руководством, осуществляемым, скажем, партией. Могли существовать и другие конфликтные оси, важные для движения, на основе к примеру, статуса меньшинства, но они должны были отойти на второй план во имя единства в преследовании главной цели борьбы. История политики рабочего класса полна подобных примеров. Вторая доминантная модель, находящаяся в прямом противопоставлении с первой, основана на праве каждой группы на автономное выражение своей специфики и ведение самостоятельной борьбы. Эта модель, опирающаяся на различия, получила развитие преимущественно в схватках, основанных на расе, тендере и сексуальной ориентации. Обе доминантные модели составляли ясный выбор: либо объединенная борьба под центральным руководством, либо сепаратные схватки, утверждающие наши отличия. Новая сетевая модель множества вытесняет оба этих варианта - или, точнее, она не столько сводит прежние образцы к нулю, сколько дает им новую жизнь в измененной форме. Например, во время протестов 1999 года в Сиэтле, которые мы обсудим подробнее ниже, наблюдателей более всего удивили и заинтриговали те группы, которые, как ранее считалось, находились друг к другу в оппозиции - члены профсоюзов и защитники окружающей среды, церковные группы и анархисты и так далее. Там они действовали заодно без всякой центральной, объединяющей их структуры, которая подминала бы или отбрасывала в сторону их различия. В концептуальном плане множество замещает противоречивую пару «идентичность-отличие» взаимодополняющей парой «общность-личность». На практике множество дает пример того, как выражение нами своей исключительности не сокращается и не преуменьшается при коммуникации и в сотрудничестве с другими в ходе борьбы -при том, что мы формируем еще больше общих обычаев, практик, правил поведения и стремлений, короче говоря - в слУ" чае глобальной мобилизации и распространения общего. Новый глобальный цикл борьбы многим неизбежно п°'
кажется ужасным, так как, подобно всякой такой схватке, он зависит от соблюдения условия избыточности, мобилизует общее, угрожает привычным общественным и политическим организмами, открывает новые альтернативы. Действительно, после событий 11 сентября многие комментаторы в средствах массовой информации не замедлили приравнять чудовищность движений против глобализации к чудовищности террористических атак. Конечно, в обоих случаях применяются насильственные средства, чтобы атаковать правящую глобальную структуру власти136. Однако, бесспорно, абсурдно ставить знак равенства между насилием, проявляющемся в разбивании витрин в «Макдональдсе» во время демонстрации, и убийством почти трех тысяч человек. Однако мы отложим в сторону проблему насилия до тех пор, пока в главе 3.3 у нас не появится шанс обсудить ее должным образом. Здесь же мы вместо этого просто выделим расходящиеся организационные формы. Новый глобальный цикл борьбы есть мобилизация общего, принимающая вид открытой, распределенной сети, в которой нет контролирующего центра, а все узлы свободно проявляют себя. Как говорят эксперты, «Аль-Каида» тоже представляет собою сеть, но это сеть с противоположными характеристиками: подпольная, с жесткой иерархией и центральным командованием137. Наконец, и цели у них диаметрально противоположные. «Аль-Каида» атакует глобальный политический организм, чтобы реанимировать прежние общественные и политические системы под контролем религиозной власти, тогда как борцы с неолиберальной глобализацией бросают вызов глобальному политическому организму, чтобы создать более свободный и демократичный мир. Ясно, что не все монстры одинаковы.
В конечном счете, мобилизация общего показывает, что Те движения, которые входят в нынешний глобальный цикл борьбы, - это не просто протестные движения (хотя таково их обличье, наиболее четко проступающее из сообщений в средствах массовой информации). Они к тому же позитивны и кре-ативны. До сих пор мы описывали их позитивный и творческий облик лишь в терминах производства и распространения °бщего внутри самих этих движений. Но мобилизацию обще-
271Часть 2. Множество
го и политический проект по созданию множества нужно расширить, на все общество, и более надежно его обосновать. Мы полагаем, что созидание демократии - это единственный путь, позволяющий закрепить власть множества и, напротив, что множество дает нам общественный субъект и логику социальной организации, которые сегодня, впервые в истории, делают возможной реализацию демократии. План по демократизации множества стоит в центре внимания следующей, заключительной части этой книги.
Экскурс 2. Организация: левое множество
Левые силы уже не одно десятилетие пребывают в кризисе. Правые партии не только выигрывали выборы в большинстве стран мира, а политика правого крыла направляла формирование нового глобального порядка, но и многие из сохранившихся крупных левых партий совершили столь заметный дрейф через центр, что стали уже почти неотличимы от правых. Они свертывают государство благосостояния, наступают на профсоюзы, поддерживают и ведут войны за рубежом. Социальная база в виде профсоюзов и промышленного рабочего класса ныне недостаточно мощна, чтобы левые политические партии могли на нее опереться. В сущности, все общественные организации, которые раньше составляли «левый народ», сошли на нет. Однако, по нашему мнению, самое существенное заключается в недостаточной концептуализации того, что такое левые силы и что с ними происходит. Главные образцы из старого набора, государственный социализм советского стиля и модель благосостояния социальной демократии, глубоко дискредитированы -и поделом. Кое-кто, ностальгируя по прошедшим временам, обвиняет радикалов из академической среды в похищении левой идеи, отказе от практической работы по разумным планам реформирования и затуманивании политических дискуссий до такой степени, что пройти по их лабиринтам по плечу только другим высоколобым ученым мужам. Другие обвиняют приверженцев мультикультура-лизма и политику формирования идентичности в подрыве стержневой политической роли левых и сосредоточении внимания на чисто культурных вопросах - вплоть до исключения из повестки дня подлинно политических и экономических проблем138. Подобные обвинения - серьезные симптомы слабости левого движения, а также отражение того факта, что оно не генерирует новых идеи, позволяющих разрешить кризис. Левые силы можно возродить и реформировать только на базе новых практик, организационных форм и концепций.
Чтобы говорить сегодня о «новъгх левых», приходится, с одной
2.3. Зачатки множества
стороны, рассуждать в духе постсоциалистической и постлиберальной программы, исходя из материального и теоретического разрыва онтологического расставания с идеологическими традициями, присущими организациям промышленного рабочего класса с их ipy^TypaMH и образцами производственного управления. С другой стороны, приходится иметь дело с иной антропологической реальностью, с новыми агентами производства и субъектами эксплуатации, которые выступают одновременно как личности. Активность таких личностей следует считать матрицей свободы и множественности для каждой из них. Тут демократия становится непосредственной целью, и ее нельзя, как раньше, оценивать в либеральных терминах - как предел равенства, или в социалистических - как меру свободы. Отныне она должна стать радикальным выражением как свободы, так и равенства без всяких ограничений. Вероятно, когда-нибудь в недалеком будущем мы придем к тому, что можно будет с иронией оглянуться на варварские прошлые времена, когда ради собственной свободы мы должны были держать в рабстве своих братьев и сестер, или бесчеловечным образом жертвовать свободой, чтобы достичь равенства. С нашей точки зрения, свобода и равенство могут стать двигателями революционного созидания качественно новой демократии.
Как мы полагаем, множество - это понятие, которое, дав название определенной форме политической организации и политическому проекту, способно помочь в решении задачи возрождения, реформирования или даже воссоздания заново левых сил. Мы не выдвигаем свою концепцию в качестве директивы - «Формируйте множество!». Скорее, мы даем имя тому, что уже появляется, и призываем признать свежую социально-политическую тенденцию. Вскрыть ее - важная задача политической теории и мощный инструмент дальнейшего развития складывающейся политической формы. Чтобы придать нашей концепции более ясные черты, полезно составить список критических замечаний в адрес концепции множества. Скорее всего, некие сомнения появились уже и у многих наших читателей. Мы ответим на некоторые из них, подобно тому, как Маркс и Энгельс составили каталог нападок на коммунизм во втором разделе «Коммунистического манифеста». Это позволит нам исправить ложные впечатления и, кроме того, выделить проблемы, требующие углубленного анализа.
Прежде чем обратиться к критике, нужно отметить, что в этой книге и в других своих работах мы использовали концепт множества в двух вариантах - в зависимости от избранного нами временного горизонта. В первом случае речь идет о множестве sub speck aeternitatis, то есть в пределах вечности. Это такое множество, кото-Р°е> если вспомнить слова Спинозы, разумом и страстью, в сложной
'фе исторических сил порождает свободу, которую он называет >солютной: на всем протяжении истории люди отвергали власть и