Негласныйкомитет. Ярким примером либеральных устремлений Александра I стала организация так называемого Негласного комитета.
Еще во время правления Павла I вокруг наследника престола сплотился круг искренних и преданных молодых друзей, с которыми Александр, тайно встречаясь, вел беседы о необходимости коренного переустройства общества.
Кто же были эти люди? А. Чарторыйский, мятежный польский аристократ, который поддержал восстание под предводительством Т. Костюшко. Граф В. П. Кочубей,
псрнувшийся в 1792 г. из Франции с твердым убеждением itзакономерности произошедших там революционных событий. Граф П.А.Строганов, с симпатией воспринявший первый этап Великой французской революции, поскольку на политическую арену вышло третье сословие tiв стране были введены конституционные начала. Князь //.//. Новосильцев — самый старший из друзей (ему было .40с лишним лет), высокообразованный, просвещенный человек, также внимательно следивший за революционными событиями во Франции.
Душой этого кружка стал Александр Павлович, который, по воспоминаниям А. Чарторыйского, наиболее решительно высказывал мысль о неприемлемости русских порядков.
После государственного переворота все члены кружка получили высокие государственные посты.
В Негласном комитете, как его стали называть в об ществе, обсуждались проекты будущих реформ в России 11о мысли императора, в центре реформ должны быть во нросы свободы личности и собственности, защиты челове ка законами, не дающими возможности менять по произ *тяу существующие установления. Здесь обсуждались также и проблемы крепостного права. Выявилось понимание экономической необходимости его ликвидации.
Члены Комитета ясно понимали огромную дистанцию между своими планами и реальной действительностью. Vних не было сомнений в том, что любое покушение на существующую систему ценностей, в первую очередь по крестьянскому вопросу, вызовет острое недовольство помещиков, приведет власть и лично императора к противостоянию с дворянским сословием в стране. А это было опасно и для власти, и для жизни монарха. Поэтому Александр I на заседаниях Негласного комитета много размышлял, но действовал весьма осмотрительно и осторожно, поскольку в придворных кругах членов Комитета назвали якобинской шайкой.
Четыре с лишним года (до осени 1805) проходили эти тайные встречи Александра I с друзьями. И с каждым месяцем становилось яснее, что ни члены Комитета, ни сам император не готовы к реформам, о которых они вели речь. А когда нахлынула великая военная страда — период наполеоновских войн и император отбыл в действующую армию, друзья стали собираться все реже.
Александр I попытался навести порядок в системе государственного управления, которая в начале нового века выглядела весьма отсталой. В 1802 г. в России были учреждены министерства с системой единоначалия. Это укрепило центральное управление. Но старая российская традиция злоупотреблений, взяточничества, бюрократических проволочек быстро проникла в новые органы власти.
М. М. Сперанский.Именно в эти годы рядом с императором появился его ближайший помощник почти на 10 предстоящих лет — М. М. Сперанский (1772—1839),
которому Александр I поручил разработать план государственной реформы в России, новые принципы управления страной.
Сын сельского священника, М. М. Сперанский обратил на себя внимание императора широким кругозором, блестящей образованностью, умением оригинально мыслить, коротко и ясно формулировать сложнейшие проблемы. Назначенный статс-секретарем, он, по существу, занял место второго человека в государстве.
М. М. Сперанский активно взялся за дело, и вскоре на стол императора легли первые проекты государственного переустройства России. Смыслом намечаемых преобразований являлись введение в государственную жизнь гражданских и политических прав, прежде всего незыблемости права частной собственности, выборное начало в органах власти, некоторое ограничение самодержавной власти царя. Сутью проекта Сперанского, подготовленного к 1809 г., стала идея привлечения к участию в законодательстве, суде и управлении народных представителей на различных уровнях.
Предполагалось, что законодатели будут организованы в волостную, окружную (или уездную) губернскую думы и в высшую —Государственную думу. На четыре степени разделялась судебная власть: суды волостной, окружной, губернский и верховный, или Судебный сенат.
Исполнительная власть также делилась на управления: волостное, окружное, губернское и государственное, или министерское.
Государственный совет* где рассматривались наиболее важные законы, должен был венчать это конституционное здапие.
Сперанский также предлагал создать Кабинет* куда стекались бы для анализа и совершенствования наиболее нпжные дела, иПравительствующий Сенат* заменивший Комитет министров.
Проект Сперанского предполагал введение в стране шибкого избирательного права. Участие в выборах крепостных крестьян и работных людей не планировалось, но и они оказывались под защитой закона, который гласил, что никто не может быть наказан без следствия и суда.
Верховная власть в стране оставалась за монархом.
Если бы эти принципы государственного устройства были приняты, то уже в начале XIX в. Россия превратилась бы в конституционную монархию со строгим разделением властей. Отсюда было рукой подать до ликвидации сословного строя и уничтожения крепостного права.
Предложения Сперанского царь одобрил. Вскоре вышел указ о создании нового высшего государственного органа —Государственного совета. Дальше дело не пошло, и разделения властей не состоялось. Дело было не только в колебаниях императора, но и в давлении на него дворянства. Оно предало Сперанского проклятию, его называли французским шпионом.
Против Александра I стала складываться мощная аристократическая оппозиция. Надвигалась новая война о Францией, и царь пожертвовал Сперанским — отправил его в ссылку.